Ришару Гальяно

Павел Сало 2
Дорогой Ришар Гальяно, нет ли у тебя возможности каким то образом  разместить на своей странице фейсбук телевизионную запись !!!  «Ришар Гальяно и квинтет» La strada». Концерт в Париже» !!! Еще в прошлом году эта видео запись была у меня на моей странице, и я с удовольствием делился ею со своими друзьями. Но с некоторых пор ее, почему то заблокировали с формулировкой «Это видео содержит материалы от партнера W4tch TV, который заблокировал их показ в целях соблюдения их авторских прав».  Может быть эта  «блокировка»  распространяется только на Россию, и это видео блокируют только для россиян? Как ты считаешь? А главное, нет ли у тебя возможности хотя бы на твоей странице разместить, это видео,  и хотя бы с твоей страницы иногда иметь возможность время от времени слушать именно эту запись именно этот «концерт в Париже»? С уважением и наилучшими пожеланиями Павел Сало.
Самое обидное то, что после того как заблокировали показ всего концерта,  оставалась возможность просмотра только одной музыкальной  пьесы, где  исполняют свое соло и Ришар Гальяно. И джазовые звёзды первой величины: британский саксофонист Джон Сурман, творец нового мэйнстрима и обладатель двух премий «Грэмми», трубач Дэйв Даглас, американский басист Борис Козлов и перкуссионист Кларенс Пен.» Но потом заблокировали и эту единственную пьесу из всего концерта. Не связана ли эта «блокировка» с политикой?!
Ниже публикую статью, Елены Кравцун:
Совсем недавно весь мир праздновал 100 лет со дня рождения миланского мэтра киномузыки, несравненного Нино Роты. Ученик Стравинского и Тосканини, автор опер, балетов и симфоний без малого 30 лет занимал пост директора консерватории в Бари. Однако Нино Рота приобрёл известность не как композитор-классик. В историю он вошёл как гениальный автор музыки к фильмам Кастеллани, Висконти, Дзефирелли, Копполы. Одним из самых знаменательных дуэтов композитора и режиссёра в истории стало многолетнее сотрудничество Нино Роты и Федерико Феллини. Вместе они писали летопись европейского кинематографа.
На этом стоит остановиться поподробнее. Возвышение европейского кино началось со второй половины XX века. Возникают различные школы, направления, но их объединяет одно - культуроцентричность. Герои европейских фильмов зачастую рефлексирующие интеллектуалы и представители богемы. Важным аспектом качества картин становится красота, во имя которой актёры, режиссёры и операторы подчёркивали своё авторское видение. Музыка становится ключом к пониманию замысла всего фильма, выявляющим истинную подоплёку происходящего на экране. Известно, что Феллини придавал огромное значение музыке в фильме. Знаковыми явлениями культуры тех лет становились не только сами картины великого Феллини, но и те пленительные звуки, в которых воплощалась безграничная фантазия Роты. К примеру, саундтрек к ленте «Ночи Кабирии» стал поистине символом итальянского кино 1950-х годов.
Ришар Гальяно давно признавался, что музыка Нино Роты ему бесконечно близка. И это понятно. Итальянский маэстро никогда не чурался смешения стилей, культур. Ритмы тарантелл, галопа и чарльстона, очарование неаполитанских песен и боль нью-орлеанского блюза, развёрнутые симфонические сцены и детализированная камерная оркестровка сливаются в единый мощнейший эмоциональный ток. Собственно, в этом и есть вся прелесть музыки Нино Роты наряду с гениальными мелодиями. Творчество же французского «священного монстра джаза», как ласково именуют Гальяно на родине, всегда отличалось стилевой пограничностью. Отголоски свинга, афро-американской традиции импровизаций, танго-нуэво, французского шансона и опусов Равеля и Дебюсси слышатся чуть ли не в каждой его композиции. Покорённые меломаны даже прозвали стиль Гальяно “new musette”.
Почтительным оммажем Нино Роте от титулованного джазового аккордеониста стал новый альбом с лаконичным названием «Nino», вышедший на лейбле Deutsche Grammophon. Диск содержит 20 композиций, аранжированных Гальяно. В записи приняли участие джазовые звёзды первой величины: британский саксофонист Джон Сурман, творец нового мэйнстрима и обладатель двух премий «Грэмми», трубач Дэйв Даглас, американский басист Борис Козлов и перкуссионист Кларенс Пен.
Альбом получился концептуальным. Музыка Нино Роты в бережном джазовом прочтении начинает играть новыми красками. Открывает альбом одинокое соло трубы с заглавной темой из «Крёстного отца». В шелесте и рокоте перкуссии слышится то шум ветра, то жалобы морского прибоя. С первых же нот задаётся атмосфера, настроение – томное одиночество и эстетское заигрывание с жизнью. Слушатель вместе с музыкантами отправляется в загадочное путешествие по волнам своей памяти, которая под звуки знакомых саундтреков то и дело рисует портреты Федерико Феллини, Марчелло Мастрояни, Джульетты Мазина и, конечно же, самого Нино Роты. Недаром подавляющее большинство композиций взято из феллиниевского фильма «Дорога». Основная музыкальная тема этой ленты становится неким лейтмотивом всего альбома, метафорой пути, на котором встречаются парад клоунов, похоронный оркестр, танго страсти и босса нова Лазурного побережья. Конечной точкой путешествия оказывается композиция Rosa Avrata из фильма «Джульетта и духи», где потусторонний мир представлен подлинно авангардными средствами.
Эпилог многословен. Музыка из «Амаркорда» рождает детские воспоминания и возвращает к тому времени, когда счастье было таким возможным. Истаивающее соло аккордеона будто говорит «Прощай». Финальной кодой всего альбома становится специально сочинённая Гальяно и посвящённая памяти любимого мэтра композиция с простым названием «Nino», где ритмы чарльстона органично сочетаются с итальянским колоритом.
Общее звучание этого трибьюта часто заставляет вспомнить творчество Астора Пьяццоло, создателя стиля «tango nuevo». Ритмами танго и босса-новы пропитан каждый второй трек альбома. Гальяно и его ансамбль не пренебрегают сосредоточенной, сбалансированной, рефлекторной джазовой импровизацией, однако, без яростных всплесков сольного самоутверждения. В целом, альбом «Nino» получился приятно прохладным, сдержанно страстным и восторженно почтительным. После его прослушивания становится отчётливо понятно: музыка Роты продолжает задевать самые сокровенные струны души, и с годами она звучит всё пронзительнее и нежнее.
Елена Кравцун
Опубликовано VadaBoom 27/12/2011.