Психологические защиты, синтез по модели А. Ч. 3

Яна Светоч
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ: «СИНТЕЗ» ПО МОДЕЛИ «А»
"Соционика, ментология и психология личности" №1/2006
©Шлаина В.М.   2006 г.

Продолжение.
Начало здесь:
http://www.stihi.ru/2017/10/15/5183 - Ч. 1
http://www.stihi.ru/2017/10/15/9263 - Ч. 2

  ...Можно поставить в соответствие содержимому информационного аспекта «интуиция возможностей» такой вид психологической зашиты как проекция – неконтролируемое подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Тех качеств, чувств и желаний, которые присущи самому проецирующему, но которые он не хочет иметь, не хочет осознавать и признавать их наличие. В вышеописанном случае включение механизма проекции для манипулятивной защиты по аспекту 7-й функции не вызывает сомнений.
  О проекции как о механизме психологической защиты следует сказать более подробно. Вероятно, проекция – одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как в поведении личности с доминирующей проекцией проявляется мотивация самоутверждения и опережающая оборонительная агрессия. При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям освобождения «Я-концепции» от негативных оценок с помощью негативного охарактеризования кого-либо из окружающих близких людей. Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированное отношение состоит из отрицательных и резко негативных частей собственного «Я», возникают всевозможные проблемы. Кто-то может возмущаться тем, что его неправильно понимают. Если этому человеку приписывают, например, предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего игнорируют у себя и приписывают другим), то человек платит тем же.
  Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам втайне склонен к этому. («На воре шапка горит»). Также к поиску негативных причин успеха у коллег, окружающих. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для неприязни к ним и самопринятия на этом фоне. В любой реальной диспозиции проекция формирует враждебность и склонность к зависти, заставляет человека исполнять роль прокурора, обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои негативные качества окружающим по принципу «в чужом глазу соринку замечает, а в своем бревна не видит». Проецируя, индивид обвиняет других именно в том, чего он боится в самом себе, трактует поведение других, исходя из собственных мотивов. В таких ситуациях человек, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно «отслеживать» это в других людях (одно из предназначений 7-й функции информационного метаболизма).
  Е.С.Романова и Л.Р.Гребенников перечисляют такие черты личности, свойственные человеку, активно и стабильно применяющему проекцию в качестве ведущей защиты: «гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности» [10, с.588].
  Проекция, по представленности среди защитных механизмов, является наиболее часто используемой. Высокая эффективность ее применения достигается благодаря отсутствию у субъекта чувства ответственности за свои поступки. Очевидно, что формирование зрелой и социально полноценной личности с присущей ей свободой выбора решения в конфликтной ситуации и ответственностью за последствия этих решений несовместимо с интенсивным использованием проекции в качестве доминирующей психологической защиты. Путь избавления от проекции и предоставление свободы личностному росту – критическое отношение к самому себе, к своим мыслям, чувствам и действиям. (Надо сначала вынуть бревно из собственного глаза, прежде чем пытаться удалить сучок из глаза другого).
  Защита с целью креативного приспособления соответствует психическим состояниям по аспектам 4-й и 8-й функций информационного метаболизма. 4-я функция (наверное, из-за своих особенностей) имеет больше всего образных названий: «элемент наименьшего сопротивления» [4], «болевая точка» (общепринятое), «проблемная» [16], «зона страха» [14], «зона максимальной некомпетентности» [11]. Функция эта находится в зоне осознания. А когда мы осознаем свои слабости, да еще и видим, что они заметны другим людям, это не добавляет нам уверенности в себе и уж тем более не повышает самооценку. Психические состояния, связанные с 4-й функцией информационного метаболизма – страх, незащищенность, психологическое бессилие, некомпетентность, напряженность и неуверенность в себе, растерянность, обида и негодование, угроза своему существованию, своему психологическому «Я» [17], некомпетентность и чувство вины, психологическое бессилие, удивление и растерянность, некоторое недоумение (недостаточность умений).
  «Помочь» многострадальной 4-й функции (чтобы человек освободился от чувства вины и стыда) способны все остальные функции информационного метаболизма – при условии личностной развитости человека. Без этого, в ситуации «острой боли» для защиты от деструкции личности включается идеализация, которая связана в том числе и с процессом формирования персонального идеала. Чему способствует психическое состояние по 8-й функции («все понятно, естественно, само-собой разумеется и не требует частых и длительных объяснений» [17]). Идеализация по отношению к самому себе – это в значительной мере самолюбование, нарциссизм. Она может существовать, и к счастью, существует в здоровой форме почти у каждого. Мы не можем быть абсолютно беспристрастны к самим себе, не можем быть лишь безучастными зрителями и наблюдать за собой со стороны. Человек экзистенциально, сущностно переживает свое «Я» и нуждается в том, чтобы чувствовать себя «неотразимым», «в чем-то превосходящим всех остальных», «бессмертным» и т.п. (см. выше). Для этого нужно иметь самоуважение, уверенность в себе и разумную веру в свой интеллект. Все это складывается в необходимую – и здоровую – идеализацию себя.
  Частое использование идеализации приводит к тому, что человек отвергает все, что не вписывается в созданный им самим образ, создавая новые жизненные иллюзии, приводя к завышенной самооценке, нигилизму (отрицанию ценностей), ироничному и дерзкому поведению и пр. Идеализированные представления о самом себе наделяют человека несвойственными ему чертами характера и добродетелями. Идеализация заменяет реальную уверенность в своих силах (основанную на своем жизненном опыте, который один только и в состоянии использовать наша 4-я функция информационного метаболизма) на необоснованную иррациональную «веру в себя» (что становится необходимым компонентом идеализированного образа); создает условия для развития в человеке чувства превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет подлинные идеалы (при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает жизни некоторый смысл).
  В целом идеализация мешает становлению личности и может привести к одиночеству. Необходимо еще раз индивидуально осмыслить и оценить социальные нормы, стандарты, сформировать свою жизненную позицию, осознавать свои взгляды на мир, на окружающих людей, становиться самостоятельной личностью, повышать свою профессиональную компетентность и т.д.

  Следует заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты, – обычно они применяют различные защитные механизмы для ослабления тревоги и для разрешения конфликта. Психоаналитические мыслители полагают, что каждый человек предпочитает определенные наборы защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Такой предпочтительный набор является результатом сложного взаимодействия четырех факторов:
      • врожденного темперамента;
      • природы стрессов, пережитых в раннем детстве;
      • защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые люди;
      • усвоенных на собственном опыте последствий использования некоторых защит (эффект подкрепления).
  Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, от восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и позволяют сохранить в ситуации конфликта самоуважение и стабильную самооценку. С другой стороны они могут оцениваться и как негативные. Обычно действие защит длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия (обеспеченного действием защит) фиксируется на длительный период и, по сути, заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия и/или самообманом.
  Отрицательное влияние защитных механизмов заключается в том, что они в значительной степени приводят к отрицанию реальности. Психологическая защита действует без учета долговременной перспективы. Поскольку редко можно безнаказанно игнорировать факты действительности, такое отрицание рано или поздно ведет к весьма тяжелым последствиям. По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита становится все менее эффективной.
  Частое использование защитных механизмов, устойчивость в их повторении, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения могут привести к патологическим изменениям личности. Нарушения и изменения личности человека, как правило, связаны с дезадаптацией в социальном плане. В основе этих состояний лежит дезинтеграция личности, которая проявляется, по мнению Л.Н.Собчик, «слабостью самоконтроля, неустойчивой или неадекватной самооценкой, размытостью границ собственного «Я», регрессивными формами переживания и поведения» [12].
  Однако феномены, которые называют защитами, имеют множество полезных функций. В тех случаях, когда их действие направлено на защиту собственного «Я» от какой-либо угрозы, их можно рассматривать как «защиты», и это название вполне оправдано. Защитные механизмы не только охраняют самоуважение человека, но и помогают ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности. Они появляются как здоровая, творческая адаптация, которая затем продолжает действовать на протяжении всей жизни.
  Воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта личности, даже при нарушении последней социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, наличие защиты создает почву для самообладания и самооправдания. Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь.
  В современной психологии именно изменения в эмоциональных состояниях, качестве отношений к себе и другим людям, поведенческих стереотипах и шаблонах мышления, ценностных ориентациях являются объектом исследования и целью практической работы психолога.
  Конструктивное изменение психотравмирующей жизненной ситуации, снижение тревоги, укрепление «Я» и повышение самооценки способствует снижению дезадаптации и защитной деятельности. Например, повышение самооценки может происходить за счет смены неадекватных убеждений в отношении самого себя на реальное само-оценивание – оценку своих действий и поступков, совершенных по своему собственному выбору, ориентированных на свои принципиальные ценности.
  Самооценка повышается также благодаря осознанию себя как живого одухотворенного существа, благодаря осознанию ценности своего информационного типа, предназначенного для преобразования информации в знание – для духовного развития человечества, для информационного и нравственного прогресса.
  Умение управлять своим состоянием – очень мощный фактор реализации своего потенциала, своих возможностей. Чтобы управлять своим состоянием, нужно научиться чувствовать себя. В более широком плане управление своим состоянием, своими эмоциями – это психологическая культура человека, психологический образ организации его жизни и деятельности. Поэтому необходимо развивать свое умение осознанно переключать внимание на те аспекты информационного потока, которые переживаются как безусловные ценности жизни.
  Осознание себя, своего информационного типа (и всех преимуществ, с ним связанных), умение сознательно управлять своими психическими состояниями формирует внутренний локус контроля, что позволяет значительно эффективнее справиться с проблемами, совладать с переживаниями фрустраций и конфликтов, решать жизненные задачи, развиваясь как личность, интегрируясь в социум, приобщаясь к духовным ценностям человечества. Что и делает каждый конкретный человек в локальных условиях своего существования.

                Литература:
1. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания:    история, практика. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. – 768 с.
2. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара, Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 656 с.
3. Интегративные аспекты современной психотерапии / Под ред. Б.Д.Карвасарского, В.А.Ташлыкова, Г.Л.Исуриной. – СПб.: Ленинградский научно-исследовательский институт им. В.М.Бехтерева, 1992.
4. Каганець І.В. Психологічні аспекти в менеджменті: типологія Юнга, соціоніка, психоінформатика. – Київ – Тернопіль: Мандрівець – Port-Royal, 1997.
5. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 1998.
6. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита // Журнал «Вопросы психологии», М., 1991, №6.
7. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.-Женева, 1989.
8. Психология: Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – 752 с.
9. Психология и педагогика. Учебное пособие / под ред. В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, А.И.Подольской, В.А.Сластенина и др. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2004, - 585 с.
10. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара, Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 656 с.
11. Савченко С.В. Семиотическая версия модели «А» // Единство, №3 – 1999.
12. Собчик Л.Н. Характер и судьба: Введение в психологию индивидуальности. М., 1995. – 125 с.
13. Соснин А.С., Прыгунов П.Я. Менеджмент безопасности предпринимательства: Учеб. пособие. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2002. – 357 с.
14. Стратиевская В. . Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.: Изд. Дом МСП, 1997. – 469 с.
15. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. – СПб., 1992.
16. Удалова Е.А., Бескова Л.А. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 478 с.
17. Шлаина В.М. Чем мы познаем (особенности информационного метаболизма) // Соционика, ментология и психология личности №6/2003 – с.34-44.
18. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.
*
Источник: harmony-club.ru/
*
S_2017-10-15