Жизнь и смерть Иоанна Крестителя

Мфвсм-Словарь Рифм
Жизнь и смерть Иоанна Крестителя
Мфвсм-Словарь Рифм
               "Я крещу вас водой в покаяние;
                а за мною идет Сильнейший меня,
                за которым я недостоин понести
                обувь Его; Он будет крестить вас
                Духом Святым и огнем".

                Иоанн Креститель.
 
               
В краю, где Аравийская пустыня,
За тучей пыли прячет небосклон,
Стоял когда-то и стоит поныне
Святыня христианская - Хеврон.

Не все слыхали про сию обитель,
Но два тысячелетия назад
Родился в этом городе Креститель
Христа великого предшественник и брат.

Он был волной людского океана,
Пророком всех народов и племен.
И имя пресвятого  Иоанна             
Для нас как свет среди других имен…

Глава 1

В те годы Ирод* правил Палестиной.
Он царский трон льстецами окружил
И всю страну опутал паутиной
Насилия, предательства и лжи.

Он ввёл законы, принятые  в Риме,
И,  в довершенье  низости и  зла,             
Прибил на храме  в Иерусалиме
Изображенье римского орла.

Всю  жизнь искал Великий Ирод славы,
Больших  грехов  за ним тянулась нить.
Пытался он языческие нравы
На  палестинский край  распространить.

Но были люди - праведники Божьи,
Которые в те тягостные дни
Вели борьбу с предательством и ложью,
И были добродетельны они.   

Такие люди, словно Божьи свечи,
Горели, освещая ночи мглу.
И мудрые родители Предтечи
Принадлежали  тоже к их числу.

Захария с женой  Елисаветой
Прожили жизнь, как их Устав учил.
Отметил их Господь особой метой
И среди многих тысяч отличил.

Захария из рода Аарона   
Чтил, как святого, предка своего, 
Не нарушал он  Божьего закона
И всюду проповедовал его.

-:-

Однажды  в храме, где народ молился,
Захария каждение **  служил,
И вдруг перед  амвоном  появился
В сияньи света  Ангел Гавриил.

Напуган  был  Захария  сначала,
Но Ангел,  улыбнувшись, произнёс:
- Священнику бояться   не пристало,
Я весть тебе хорошую принёс.

- Как только зацветёт в саду маслина
И листьями покроется платан,
Родит тебе Елисавета сына
И наречёшь его ты -  Иоанн.

- Пройдут года, и  Иоанна  слово
Приход Мессии  миру возвестит.
Он  промысла исполнится Святого
И многих в лоно Церкви обратит.

Захария, услышав речи эти,
Был удивлён и Ангелу сказал:
- Мы много лет  с женой живём на свете
Но нам Господь детей, увы, не дал.

- Мечтали мы в тиши ночей бессонных
Услышать  детской  радости привет,
Но жизнь прошла. Жена в летах преклонных,
А я уже и немощен, и сед.

- В  раздумье   и сомнениях  я, грешный,
Задача эта нам не по плечу,
Что с нами будет дальше – неизвестно,
Я снова обмануться не хочу.

 - Обида часто нас с женою гложет…
Тут Ангел речь Захарии прервал:
 - Господь тебе в беде твоей поможет,
Ведь ты же к Его милости  взывал.

 - Ну, а за то, что  не поверил сразу
Ты  сказанному    слову моему,
Ты будешь волей Господа  наказан -
Я  у тебя дар речи  отниму.

 - Нельзя  в словах Господних  сомневаться.
Неверие – засохшая листва,
Ты  будешь нем, пока не претворятся
В земную жизнь  пророчества  слова.

- Ты должен верить. Верить постоянно.
И не жалеть на эту веру сил…
Сказав  всё это,  в облаке тумана
Растаял Благовестник Гавриил.

Пред алтарём, стоящим в круге света,
Взволнованный Захария  пал ниц…
А вскоре зачала Елисавета,
И счастью её не было границ.

Мир веры – мир особый и нетленный
Тому, кто верит, дар особый дан,
И вот настал тот день благословенный
Когда на свет явился Иоанн.

Он был рождён, чтоб совершить деянья
Во славу Божьей Церкви и Христа…
Исполнилось святое предсказанье ***
И  верующих светлая  мечта.

      
СНОСКА

*В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне (Лк.3,1-2).
    Четверовластник – один из четырёх царей  правивших  Иудейским царством.

**Каждение – сожжение   благовоний  в кадильнице перед алтарём. Совершалось в храмах дважды в день – утром и вечером.

** *Пророк Малахия, живший за четыре века,  в речи своей о втором храме Иерусалимском пророчествовал, что он будет славнее первого, так как его посетит сам Господь и пошлёт перед лицом Своим Ангела, т.е. Предтечу: Вот я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3,1).

               Глава 2

Родился он в  Иутте под Хевроном
Лавандою и миррой умащён.
И вскоре по израильским законам,
Как  первенец,  был Богу посвящён.

Ребёнком,  долгожданным  и желанным,
Несказанно гордились старики.
Была  Рука Господня с Иоанном
И мальчик был достоин той Руки.

Слух о его рождении чудесном
Смог быстро Иудею облететь
И многим   прихожанам  было лестно
На   этого ребёнка посмотреть.

А вскоре слух дошёл и до столицы
Царь  Ирод был напуган и смущён:
Как может в царстве что-нибудь случиться
Если того не пожелает он?

И, наконец, настала та минута
Когда придворным  задал  он  вопрос:
- А может, этот  мальчик из Иутта
И есть тот самый Иисус Христос?

-Тот самый, Богом посланный  Мессия,
Которого все ждали много лет,
И чья  всепроникающая   сила
Несёт народам мира Божий свет?

- А если это так, то царской  власти
Придёт  в ближайшем будущем конец?
Убить его и кончатся напасти,
И мир  в душе наступит, наконец. 

Решенье принято. Отправлена охрана.
Которой надо жёсткость  проявить,
Найти   быстрей    младенца  Иоанна,
И сразу же на месте  умертвить.

Но Ангел возвестил Елисавете:
- Из города немедленно  беги,
Придут за Иоанном  на рассвете
Господней Веры лютые враги.

- Иди к горам. Они тебя укроют.
Они твоя защита и редут.
А те, кто  Иоанну  яму роют,
В неё   когда-то сами  попадут.

Послушавшись разумного совета,
И взяв  на руки сына  своего,
Из города ушла Елисавета,
Не взяв  с собою больше ничего.

Её укрыли скалы и ущелья
На много беспросветно-долгих  дней,
В горах пещера  стала её кельей,
И Ангелы Господни были  с ней.

А стражники тирана Палестины
Одно сказать лишь Ироду смогли:
- Мы обыскали горы и долины,
Но матери с младенцем не нашли.

Тогда царь-Ирод обратился к свите:
- Я не желаю слышать ничего,
Идите и Захарию спросите,
Куда он спрятал сына своего.

Солдату что?  Приказ, и ноги в стремя,
Скачи вперёд, насколько хватит сил… 
Захария был в церкви в это время,
И Господу молитвы возносил.

Но для убийц и церковь не преграда
Им лишь бы  господина  ублажить.
- Нам много от тебя, старик, не надо,
Скажи, где сын?  Ответь, и будешь жить.

Захария ответил им достойно:
- Я должен  в церкви фимиам курить,
И где мой сын не знаю, хоть мне больно
Сейчас об этом   с вами говорить.

- Служу я Господу.  И если вы прольёте
Невинную  и  праведную кровь,
То жизни  Вечной вы не обретёте,
И  Господа отринете любовь…

Но  в  ярости  непрошеные гости
Убили    у  амвона старика,
И кровь его  на мраморном помосте
Осталась яркой метой на века. *

А через сорок дней Елисавета
В мир светлых душ отправилась за ним,
А Иоанна в грозном мире этом
Воспитывал   Господний  херувим.

СНОСКА

* Господь Иисус Христос прорёк убийцам страшное наказание за кровь убиенного праведного Захарии.
«Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до  крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф.23,35).

                ГЛАВА  3

Ребёнок возрастал, живя в пустыне
Где укреплялись Дух его и плоть,
В нем мужество,  как и в  любимом  сыне
С младенчества воспитывал Господь.

Жил Иоанн  безгрешно, как на небе,
И были его помыслы чисты,
Он не нуждался в молоке и хлебе,
Прилежно   соблюдая  все посты.

Его питали жёсткие акриды
И полевой несладкий дикий мёд…
И мальчик не выказывал обиды
На то, что  в одиночестве живёт.

Постился он всегда без принужденья,
Не пробовал вина,  как назорей*,    
Не стриг волос от самого рожденья
И не боялся гадов  и зверей.
               
Казалось, что незримое сиянье
Над ним горело радужным огнём…
А он носил простое одеянье,
И чресла препоясывал ремнём.

Был Иоанн как праведник отмечен,
И молодость его была чиста,
Господь его готовил быть Предтечей
И  будущим Крестителем Христа.

Во многих храмах Иоанн молился,
Ходил на Пасху в Иерусалим,
И всюду, где бы он ни находился,
Была Рука Господняя  над ним. 

***

В те дни, когда Тиберий правил в Риме,
А в Галилее  царствовал тиран,
Делами и молитвами  своими
Прославился   пустынник   Иоанн.

По гласу Божию настало его время
Клеймить и обличать любое зло
И честь нести  тяжёлой  ноши   бремя
На плечи  проповедника  легло.

Он призван был к великому служенью
Как  грозный  благовестник и пророк,
Пришла пора искать пути к спасенью -
Уже истёк  долготерпенья   срок.

Оставил он бесплодную  пустыню,
Где  познавал  Господню благодать,
Покинул горы, где ему отныне
Не доведётся  больше побывать.

В миру греховном ждали  Иоанна
Большие многотрудные   дела.
К благословенным стенам Иордана
Теперь его дорога пролегла.

У этих  стен  пути его начало,
На  празднике народа своего,**
Здесь,  у реки,  впервые прозвучала
Торжественная  проповедь его.

Он говорил:  « Господь в  великой силе,
Его непредсказуемы пути,
И в грешный мир идёт уже Мессия,
Чтоб  этот мир   возвысить и спасти.

- Пусть ваши души Господа приемлют,
Он вас дорогой  светлой  поведёт.
Покайтесь, люди, и  тогда на землю
Навечно Царство Божие  придёт.

- Нельзя мириться с  завистью и ложью,
 Для жизни Вечной – это шелуха,
 Лишь соблюдая  Заповеди  Божьи,
 Очистите вы души от греха».               

Так говорил он в храмах и в пустыне,
В любом малоизведанном краю.
И  Иудея видела  отныне
В нём нового пророка Илию.

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему»
 (Мф. 3,5).

Учил он верить в Равенство и Братство,
В борьбе не ждал лаврового венца,   
И, отвергая славу и богатство,
Боролся лишь за души и сердца.

Сам Иоанн питался подаяньем,
Всегда  больных и бедных защищал,
И говорил: - Креститесь покаяньем,
Как нам ещё Иаков  завещал.

- Он нас учил:  «Крещенье – очищенье,***
Стиранье  за год нажитых  грехов,
Тем, кто крещён,  даруется прощенье
От сил небесных - ваших пастухов».

Об Иоанне слух пошёл далече,
Он был, как символ Божьего перста,
И стали называть его Предтечей -****
Предвестником Пришествия Христа.      

СНОСКА   

 * Назореями  в Ветхозаветной Церкви  назывались лица мужского и женского пола, дававшие перед Богом обет воздержания  от употребления  некоторых вещей, дозволенных законом. Сам Господь изрёк законы для назореев (Числ.6). Назореи должны были соблюдать три главных правила:
- Не пить вина и никакого опьяняющего напитка.
- Не стричь и не брить волос на голове своей.
- Всемерно избегать прикосновения к мёртвым.

Назореи были двоякого рода: одних посвящали Господу с первых дней жизни  до смерти, каковы были, например, Самсон и Самуил; другие давали обеты назорейства  только на определённый срок.

**  «Праздник  народа своего» - праздник Труб. В этот праздник иудеи не производили никаких работ, приносили Господу частые жертвы, читали в собраниях книгу закона, который изрёк Господь при звуках громов и труб на Синае. Особенностью этого праздника было то, что  иудеи в это время старались посредством омовений очистить себя греховных нечистот, допущенных ими в течение года. Этот праздник отмечался в первый день тисри – первого месяца в гражданском году (у  иудеев месяц  «тисри»  соответствует нашему сентябрю).

***   Обряд крещения или погружения   в воду соблюдали ещё древние патриархи
 еврейского народа.
   Так, Иаков после своего возвращения из Мессопотамии в землю Ханаанскую, готовясь по повелению Божию, устроить жертвенник в Вефиле, дал приказание  дому своему и всем бывшим с ним: Бросьте (от себя) богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши (Быт. 35, 2-3).

 У раввинов, живших до Рождества Христова, сохранилось предание, что все евреи за три дня до торжественного возвещения  Господом закона на горе Синайской не только вымыли одежды свои, но и себя. Впоследствии очищение водой, или омовения, как религиозные действия, предписанные законом, производились не только над людьми, но совершались даже над вещами.

Иудеи производили омовения не только для сохранения телесной чистоты и здоровья, но и для исполнения предписаний закона. В законе Моисеевом предписаны  были очищения перед принесением  всякой жертвы, так что никто не мог приступить к святилищу, не очистив водой своё тело и не  вымыв  одежду.

Крестил Иоанн  не  только водой, но и покаянием. Он  говорил, что внутреннее очищение гораздо важнее очищения  только наружного, как делали фарисеи.
И дано было ему имя – Креститель.
Он первым возвестил миру о пришествии Мессии, Предтечей которого он  себя называл.
Иоанн говорил своим слушателям, что пришел крестить водой, чтобы возвестить о Том, Кто будет святить их Духом Святым  и огнём.

****   Предтеча. Лицо, своей деятельностью подготовившее путь, условия для деятельности других; предшественник.

ГЛАВА 4

Обосновался  он на  людном месте,
У переправы  через Иордан,
И говорил о совести и чести
Пророк и  обличитель   Иоанн.

Он отличался сильною  натурой,
Среди людей смотрелся, как  колосс,
И  был  покрыт всего лишь козьей шкурой,
Да гривой тёмных, вьющихся волос.

Его всепроникающее око
И тело, утончённое постом,
Напоминали  древнего пророка,
Вещающего  в нимбе золотом.

К нему стекались толпы иудеев   
Со  всех концов  израильской земли
И даже   лицемеры – фарисеи *
Послушать его проповеди шли.

Он говорил  о  Царствии Небесном,
О вечной человеческой душе,
Об очищении духовном  и телесном
И о Мессии, что пришёл  уже.

Он говорил: - Я вам секрет открою,
Покаявшись, мы  прах  грехов  стряхнём,
Я вас крещу целебною водою,
А Он идёт, чтоб вас крестить огнём…

И вот  однажды  у речного брода,
Одетый  в рубище, почти что наг  и бос,
С толпою вновь пришедшего народа,
Пришел  креститься Иисус Христос.

Пришёл  Он  за  духовным очищеньем
Из Галилеи к речке   Иордан.
И, поражённый этим появленьем,
Сказал ему Креститель Иоанн.

- Я воинства  Святого слабый воин
Живу  в грехе, об  Истине  скорбя,
Крестить  Тебя  ещё я  недостоин,
«Мне надобно креститься от Тебя».

Сказал Иисус: - Сие не есть преграда,
Сомнения в душе искореня,
Тебе исполнить Божью правду надо,
Простри десницу и крести меня.               

Такого ещё не было от века,
И это  не способен  ум понять -
Сын Божий воплотился  в человека
Чтоб от раба Крещение принять.

Он, под рукой  пророка Иоанна,
Как человек, гордыню  укротил,
И,  покрестившись, воды Иордана
Своим прикосновеньем освятил**.

И сразу купол неба растворился,
Отверзлись настежь  Божии врата,
Оттуда белый голубь появился
И сел спокойно на плечо Христа.***

И понял Иоанн – пришёл  Мессия,
А белый голубь – это Божий Дух.
И  до земли склонилась  его выя, 
Пред светом, озарившим всё вокруг****.

И с радостью  возведши к небу очи,
С молитвою он к Господу припал…
Заканчивалось  царство долгой ночи
Век христианства в мире наступал.               

СНОСКА

*   Фарисеи вначале были строгими ревнителями  и блюстителями закона Моисеева, но большинство их скоро потеряло свой  первоначальный характер. Понемногу их праведность  утрачивала свою искренность и любовь к закону  и переходила  в праведность только наружную, лицемерную. Они стали смотреть на простой народ как на  невежд в законе и грешников, себя же почитали людьми необыкновенными.

**  «Погрузившись  в воду, - замечает блаженный Августин, - Спаситель освятил воды, бездны и ключи всех источников».

***  Бог Духом Святым и силою  помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10,38), и потому Сын Божий назван Христом, т. е. Помазанником.

****  Как только Иисус вышел из воды Он преклонил колена и возведя очи Свои на небо, вознёс  молитву к Отцу Своему Небесному о том, чтобы Он благословил начало Его служения в качестве Мессии. Еще не окончилась молитва Богочеловека, и вот отверзлись Ему небеса и увидел Он Духа Божия, Который сходил и ниспускался  на Него, как голубь, в телесном виде. И глас был с небес: «Ты сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение».

ГЛАВА 5

Над Иорданом небо голубое
Здесь царство первозданной тишины,
Но истинным пророкам  нет   покоя,
Когда они Учению верны.

Над ними тучи тёмные клубятся,
Их мочит дождь и побивает град,
Пророков ненавидят и боятся,
И редко кто их предсказаньям рад.

Сгущались тучи и над Иоанном.
С вершин неразуменья своего
Враги, подобно  злобным павианам,
Со злобой нападали на него.

Был занесён над ним клинок тяжёлый,
Но пастырь сей клинок не  замечал
И  каждодневно  мудрым Божьим словом
Пороки  фарисеев обличал.

И как-то  в речи откровенно-дерзкой,
Священно - гневным пламенем   горя,
За связь противоправную с невесткой
Он обвинил  развратника - царя.

Иоанн, в  своей речи, обращённой к Ироду Антипе и его жене Иродиаде, сказал:  «Тебе не позволительно иметь   супругой жену брата твоего Филиппа! Удали её от себя…».
                (Сир. 21,29).

Иродиада, дочь Аристовула,
Женой Филиппа первого была.   
Потом,  сбежав, к его врагам примкнула,
Забрала дочь и к Ироду ушла.

И, не боясь  греха кровосмешенья,
Она   любви курила фимиам,               
И вместе  с ней царь принимал решенья
По важным  государственным  делам.

Сию прелюбодейную царицу
Послушал Ирод – царь большой страны,
И заключил Крестителя в темницу,
Не доказав ничем его вины.

В темнице Иоанну  горько было,
Где  Иисус, друзья,  ученики?
Но воля  патриарха не остыла
И он не впал  в неверье от тоски *.

***
А  в это время Ирод  день рожденья
В своём дворце с друзьями отмечал.
И каждый из гостей с благоговеньем
Ему подарки ценные вручал.

Вино лилось рекою полноводной,
Струились звуки арфы и зурны
И были все  раскованно - свободны,
И были все давно уже пьяны.

Багровые, смеющиеся лица,
Борцы, танцоры, клоуны, шуты…
И тут  вдруг появилась танцовщица
Невиданной доселе красоты.

И зашептались гости:  -  Саломея!
О, как она прекрасна и нежна,
Стройна, как тополь, и легка, как фея,
Таинственна, как полная луна.               

- А как она божественно танцует,
Как  страстно - восхитительно поёт.
Сам Ирод её   ласково целует
И сладости на блюде подаёт…

Он говорит: - Ты пир мой увенчала,
И  что угодно можешь попросить,
А Саломея тихо отвечала: -
Позволь, мой царь, у матери спросить?

Иродиаде  этого и надо,
Осуществлён её коварный план,
Окончена   смешная  клоунада
И обречён несчастный Иоанн.

Дитя  прелюбодейства  и порока,
Сказала своей дочери она:
- Проси  в награду голову   пророка
Сегодня ты царица и княжна.

И дочь её, вкусившая разврата,
Перед царём произнесла  слова:
- Не нужно мне ни жемчуга, ни злата,
Нужна мне Иоанна голова.

 Смолк шум и смех.  Оторопели гости.
Затихли все, кто пьяных услаждал,
Такой открытой низости и  злости
Никто от юной девицы не ждал.

Антипа тоже, был смущён,  признаться,
И несказанно  просьбой   удивлён,
Но  и от  данной  клятвы отказаться
Уже не мог перед  гостями  он.

Он пожалел о сказанном им  ране,
О пьяной клятве, данной сгоряча,
Но делать нечего, и он сказал  охране:
- Пошлите к Иоанну палача.

Палач   жестокосердного тирана,
Не ведая  бесчестья   своего,
Войдя  с мечом в темницу Иоанна,
Отсёк Святую голову его.
               
И, вопреки всем нравственным законам,
Сей  богомерзкий шелудивый пёс,
Её на  царском  блюде золочённом
К пирующим торжественно  принёс.

Сидели гости, словно манекены,
Иродиада ж радостью цвела,
О! Злое порождение гиены!
О! Грязный сгусток подлости и зла!

В чертах лица убитого пророка
Застыла  неземная красота,
И наложила смерть ему до срока
Печать на побледневшие уста.               

Прожил на свете Иоанн немного,
Но  в жизнь свою эпоху он вместил,
Приход Мессии как посланца Бога
Народу  Иудеи  возвестил.

Он был пророком, Истиной разящим,
Как шторм на море, как  в горах обвал,
«Светильником горящим и светящим»
Христос его с любовью называл.

И сколько б лет не протекло от века,
И сколько  не  пройдёт их  в чёрной мгле,
Такого мытаря**  и человека      
Не будет уже больше   на земле.

СНОСКА

  * И он не впал  в неверье от тоски…
 (1507.1) 135:11.2. Когда прошло несколько месяцев со времени его заточения, Иоанна навестила группа его учеников. Сообщив ему о публичной деятельности Иисуса, они сказали: «Вот видишь, Учитель, тот, кто был с тобою в верховье Иордана, процветает и принимает всех к нему приходящих. Он даже пирует с мытарями и грешниками. Однако же, он ничего не делает для твоего освобождения». Но Иоанн ответил своим друзьям: «Этот человек может сделать только то, что дано ему его Отцом небесным. Вы хорошо помните мои слова: „Я не Мессия, но я послан пред ним, чтобы подготовить ему путь“. Это я и сделал. Невеста может принадлежать только своему жениху, а друг жениха, стоящий рядом и внимающий ему, премного радуется, слыша голос жениха. Вот и исполнилась эта радость моя. Ему должно возрастать, а мне становиться всё меньше. Я – от мира сего, и я произнес свою проповедь. Иисус Назарянин пришел на землю с небес, и он выше всех нас. Сын Человеческий снизошел от Бога, и он возвестит вам слова Божьи. Ибо сполна одарил Сына духом Отец небесный. Отец возлюбил Сына своего и вскоре одарит его властью над всем. Верующий в Сына имеет жизнь вечную. И эти слова мои истинны и неизменны».

**  Мытарь. Слово имеет два значения:

1.  Тот, кто испытывает какие-либо  невзгоды, страдания; тот, кто попал в беду.
      Мытарствовать, значит  страдать.

2.  Сборщик податей, откупщик в Иудее (в библейских текстах).


                ПРИМЕЧАНИЯ

                СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Во времена Ирода Великого иорданские царьки, подражая примеру римс¬ких императоров любили задавать великие пиры и устраивать блестящие годовщины. Они усвоили языческий обычай праздновать день рождения. Анти¬па, следуя моде, также устроил себе пышный день рождения, на который были приглашены высшие сановники Иудеи. Пир состоялся в замке известном под именем Юлия, в окрестностях Махера. Пир был устроен на славу, со всей роскошью богатства и царскою пышностью. Это был один из тех пиров, кото¬рые были подражанием развращенным обычаям времен Римской империи и со¬единяли в себе римскую прожорливость с ионическою чувственностью. Но Иродиада доставила царю еще одно неожиданное и упоительное удовольст¬вие, зрелище, которое привело в восхищение всех гостей Антипы. В то время были в большой моде танцоры и танцовщицы. Дочь Иродиады Саломия, тогда еще в полном расцвете своей юной и блистательной красоты исполнила пе¬ред распущенными и полупьяными гуляками танец, который был, по меньшей мере, неприличным. Она "вышла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним". И пьяный Антипа, как второй Ксеркс, пообещал очаровательной танцов¬щице дать все, что бы она не попросила. Соломия побежала к матери и спросила: "чего ей просить? Иродиада только этого и ждала. С кровожад¬ной злостью она прошипела: - Требуй головы Иоанна Крестителя? И дочь, такая же порочная как мать тотчас побежала в залу, где находился Антипа и воскликнула: - Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голо¬ву Иоанна Крестителя. Антипа тотчас же послал палача в темницу, которая была неподалеку от покоев. И, таким образом, по повелению развратного труса и в угоду гнусной прихоти бесстыдной девицы, топор пал на голову благороднейшего из пророков и отсек ее. Палач вышел из тюрьмы, неся за волосы эту благородную голову, и тут же она была положена на блюдо с царского стола. Молодая танцовщица приняла ее и - ужасная теперь, как мегера,  - понесла эту страшную ношу к своей матери.
Предание сообщает, что Иродиада приказала выбросить обезглавленный труп за стены дворца на съедение собакам и коршунам. Ученики Иоанна взяли тело его и похоронили. Затем они с преисполненным горечью сердцем поспешили сообщить Иисусу, что друга Его и Предтечи, - первому кто сви¬детельствовал о Нем, уже не было в живых (Матфея 14,12).
    Древняя традиция локализует место погребения Иоанна Крестителя в Севастии (Самария).

                ИРОДИАДА

Иродиада (ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.)  — по сообщению Иосифа Флавия, Иродиада была внучкой  Ирода Великого от его сына Аристобула. Согласно Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, но увлеклась преступной связью с его единокровным братом, Иродом II Антипой (у них был общий отец, Ирод I Великий, но различные матери).
Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением при неудачливом супруге и мечтала о власти. Когда в 26 году брат Филиппа - Ирод Антипа - гостил у родителей Саломеи, Иродиада сумела обворожить тетрарха. Тому было уже за пятьдесят, но он влюбился в племянницу и решил жениться на ней, хотя существовало множество препятствий: во-первых, Ирод был уже женат, во-вторых, Иродиада приходилась Ироду племянницей и женой брата, поэтому их брак сулил двукратное, если не трёхкратное нарушение Закона. Но Ирода это не остановило.
Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно синоптикам, мстителем за поруганный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду и она, воспользовавшись  первой же возможностью, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача.

                САЛОМЕЯ

Саломея была иудейской царевной, дочерью Ирода Филиппа и Иродиады, внучкой Ирода  Великого и падчерицей Ирода Антипы.
На пиру Ирод упрашивает Саломею станцевать для него, Иродиада против, она запрещает мужу смотреть на свою дочь. Однако Саломея соглашается при условии, что после Ирод выполнит любое её желание и пожалует любой наградой, «пусть даже это будет половина царства». Саломея танцует Танец Семи Покрывал, а в награду требует голову Иоанна. Иродиада горячо поддерживает решение дочери. Ирод умоляет освободить его от данного им слова, обещает любые дары, заявляет, что это преступление, за которым, согласно череде предзнаменований, обязательно последует какое-то несчастье. Но Саломея непреклонна.
Первоначально Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.
  Потом она также была царицей Малой Армении и Халкиды. Умерла насильственной смертью.

                КОНЕЦ ИРОДИАДЫ И АНТИПЫ

Буйный и властный характер Иродиады был постоянным бичом для ее мужа, а ее бешеное честолюбие стало причиной его гибели. Когда император Кай Калигула стал осыпать милостями ее брата (Ирод Агриппа 1), Иродиада, мучимая завистью, уговорила Антиппу ехать в Рим и добиться доли отличий, которыми был наделяем ее брат. Ей хотелось, чтобы Антипа получил титул царя, а не четвертовластника (который он имел). Нерешительный и робкий Антипа долго противостоял просьбам Иродиады, но, наконец, уступил ей. Это было его самой крупной ошибкой.  Агриппа не поддержал планов своей сестры и ее мужа и даже отправил в Рим своего вольноотпущенника Фортуната с обви-нением Антипы в изменнических настроениях. Калигула поверил Агриппе и в 39 году новой эры Антипа вместе с женой Иродиадой был сослан в город Лугдунум (Лион) в Галлии. Здесь они оба и умерли в безвестности и позоре.
Говорят, что призрак Иоанна постоянно преследовал Антипу. Искаженные смертью черты лица этого человека Антипа постоянно видел в глубине блюда за столом, Иоанн являлся к нему ночью и говорил: "не должно тебе иметь жену брата своего". Отсеченная голова пророка почти не оставляла больное воображение Антипы, вплоть до той поры, когда он лежал на смертном одре. И когда до него дошел слух о новом пророке, который был еще могущественнее и совершал чудеса, его виновная совесть содрогнулась от суеверного страха, и он с ужасом начал говорить своим приближенным: - Это Иоанн, которого я обезглавил: он воскрес из мертвых и потому чудеса делаются им.


                ТРИ ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ  ИОАННА
Первое обретение

По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушалась.

Второе обретение

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые взяли её с собой, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им горшечнику. По преданию, явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Перед смертью горшечник поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Позднее реликвия оказалась у священника - арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой был построен  монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.

Третье обретение

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.