Прима Вера Горянская

Катерина Пас Чна
Музыкальная пьеса
Трагедия семьи композитора Антонина Дворжака


Посвящается Вере Сергеевне Горянской –кандидату искусствоведения,
дирижеру детского струнного оркестра  ХХ столетия
в Черкасской области, культура Родень

"В 1877 г. Антонин Дворжак сочинил реквием "Stabat Mater Dolorosa"
 после трагической гибели своих малых детей".

Действующие лица:

1.Горянская Вера Сергеевна – дирижёр детского домрового оркестра               
2.Катя  Правдзивая – 9-летний оркестрант с тенором-домрой, в очках,  внучка Игнатия Правдзивого на чужбине
3. Люба Берлюта – 9-летний оркестрант  с  домрой-примой
4. Таня Зима – 9-летний оркестрант с домрой-примой
5. Света Колот – 9-летний оркестрант с домрой-примой
6. Таня Гаер – 9-летний оркестрант с примой-домрой
7. Ваня  Сокол  – 12-летний музыкант с контрабасом
8. Саша Харченко – с домрой  пикколо
9. Вася Козкин – с  барабаном
10. Анжела – дочь Веры Горянской, 8 лет
11. Инга –дочь Веры  Горянской,  6  лет
12.Антонин Дворжак –композитор с нотами  “Славянский танец"   
13. Жена А.Дворжака в бальном платье с кринолином и со шнуровкой
14. Трое малых детей  Дворжака, с нотами
15. Оркестранты – исполнители произведения Дворжака  на  именинах
16. 1-я Примадонна с горшком молока  на именинах  А.Дворжака
17. Служанка – с горшком молока на именинах
18. Две служанки, совершающие шнуровку  примадонны
19. 2-я Примадонна – примеряет жестами наряды
 
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ               

ЯВЛЕНИЕ   1
(ХХ век.  Двенадцать детей  пролетариев  Страны Советов в детском оркестровом классе изучают  ”mezzo -forte” –негромко.
Дирижёр  детского  домрового  струнного  оркестра  Горянская  Вера Сергеевна  стоит перед  пюпитром, поднимает  ввверх  дирижерскую палочку  и  дирижирует  оркестром. Оркестранты играют  «Славянский танец №5»  Антонина Дворжака: меццо -форте).

ВЕРА ГОРЯНСКАЯ:
Муза Вера –  наша прима,
Молодой  ваш дирижёр.
Из Горянских  родоводом,
Живёт  в песне до сих пор.
Прошу юных музыкантов
Лучше  «тремоло»  играть.
Сильных  долей  и  легато
Нужно много  повторять.
Повторяем  тут  «крещендо».
Нажимаем  на   струну.
Медиатором    ударим
Сильно на струну   одну.
            

ЯВЛЕНИЕ   2. PAUZEN.
(Юный музыкант-домрист   Катя Правдзивая    снимает  большие  очки, поднимает  вверх  и   указывает домрой на Свету Колот  в  оркестровом   классе).

КАТЯ:
Воспитатель  пани  Вера,
Прошу  меня  посадить
На  то место  домры-примы,
Чтоб  каноны  все  учить!
Скучный тенор!  Все  нюансы
Очень  трудно  проиграть.
Посадите  меня  к  приме,
 Канты, ноты  оглашать.
 (Катя  указывает  домрой и  жестом  на приму  Любу  Берлюту.
Горянская Вера берёт  список детей  с пюпитра и смотрит).

Домра-тенор  уж большая, 
 Подголоски  издаёт.
Все  нюансы домра-тенор 
Тут  с мелизмами  ведёт.

Лучше  роли домры-примы!
 Всю мелодию  в руках
Домры-примы  Светы  Колот 
 Поют  люди  на устах.

С  домрой –тенор, извините,
Не играю, как  свирель!
Домра-тенор зажужжала 
Низкой нотой, словно  шмель.

Близоруким  с   миопией
 В глаз  накапан  атропин.
 Эти   яды Гиппократа
 Я  запомню  до  седин.   

ЯВЛЕНИЕ 3
(В дверь заходят дочери  Веры Горянской: Анжела, Инга
с нотами, слушают).

ВЕРА ГОРЯНСКАЯ:
Домра-тенор  есть,
Катя,  есть  оркестр.
Не бросайте  домру-тенор.
Сложен  тут реестр.

Ваня Сокол  -   с контрабасом,
Ритм  играет, низкий  бас.
А  как громко  ритм  играет,
Хочешь – спрячься во   шалаш!

Ваня  Сокол   с контрабасом,
Он  ключ  басовый  играл.
Света  Колот – с домрой примой.
Дирижёр вам  дал    рояль.

Подготовка   к фестивалю 
С  тесситурою*  певиц
Забирает  домру-тенор 
Учить ноты  учениц!

Зима  Таня  - с домрой  примой,
Таня  Гаер  бьёт  струну.
И  Берлюта  Люба  тоже 
Заиграла песнь  одну.

Таня Гаер  учит  ноты,
Принесёт  виолончель.
А  на праздник Новогодний
 учим хоровод  под ель.

С  тесситурою  солиста
 Саша Харченко  поёт
С  оркестровым  вариантом :
 Про  плоды  и  огород!

Вася  Козкин  –музыкальный, 
Бьёт  ритмично  в барабан.
Домру-тенор  не бросайте!
В нотах  не  твори  обман.

А куда ты домру-тенор
По наследству отдаёшь?
Подождём, как гитариста
Вместо домры  приведёшь!

*Тесситура –  положение  голоса  солиста, певцов  по отношению к положению оркестра (в  оркестровке).

АРИОЗО  ИНГИ

«Дети являются камертоном
своих родителей».
Мария Монтессори. Помоги мне это сделать самому.
Москва. Карапуз. 2000.

(Инга повторяет репризы мамы Веры Горянской).

ИНГА:
С домрой  добрый ваш родитель
В  детстве  сам играл, солист!
С  камертоном  ваш  учитель
В  детстве сам играл   «на бис».

А  как долго  ваша  мама
В  магазине  инструмент
Музыкальный отыскала?
Ты подумай – на  момент.

А куда ты домру-тенор
По наследству отдаёшь?
Подождём, как гитариста
Вместо домры  приведёшь!

Явление 4.
АРИОЗО АНЖЕЛЫ
(Анжела повторяет слова мамы Веры Горянской).

Повторите   тут  «крещендо».
Нажимайте  на   струну.
Медиатором    ударьте 
Сильно на струну   одну.

Хочешь,  дева,  к домре-приме,
Примою  на весь   театр?
 В  Итальянский  дом «Ла Скала»
 Примадонною  играть?

Подготовка   к фестивалю 
С  тесситурою  певиц
Забирает  домру-тенор 
Учить ноты  учениц!

 Расскажите, что за прима?
 Примадонна – кто  такой?
 Fater- папа  хлеб  посеял,
 В   хлебных зернах  - алеврой.
 Анжелика Катталани
 Храбро примою  поёт.
 А Марию  Каллос –приму
 Обожает  весь народ.

 (Дирижёр  Вера Горянская   поднимает  дирижерскую  палочку, руководит детским оркестром народных струнных инструментов.
Домровый оркестр  повторяет  «крещендо». Новая фонограмма  звучит за кулисами: ”Ekho v gorakh”. «Колыбельная»).

АНТРАКТ.

ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ

ПРИМАДОННА  С МОЛОКОМ

«Гений… имеет детский характер гения…
Филистер  желает наедаться и размножаться».
(Артур Шопенгауэр. Мир как воля и представление).

ЯВЛЕНИЕ 5
(История музыкального шедевра “Stabat Mater Dolorosa”Антонина Дворжака.
ХІХ столетие. Экскурсия в музыкальную историю произведения  “Stabat Mater Dolorosa”Антонина Дворжака.
Декорации праздника именин в гостиной и  на кухне 35-летнего композитора Антонина Дворжака. Сцена разделена на две части. В правой части сцены – гостиная и пианино, избранные гости из высшего света, «интеллектуальная эволюция и гений» А.Дворжак с гостями, взрослыми примадоннами и тенорами-певцами.
В гостиной  играет музыка, «Славянский танец» №5 Антонина Дворжака с оркестрантами. С дирижёрской палочкой сам именинник 35-летний композитор Антонин Дворжак.
В левой части сцены –детская кухня, кастрюли и горшки, чашки, служанки-кухарки, «филистер, желающий наедаться»).

АНТОНИ  ДВОРАЖАК (поёт с оркестром):
Благодарю, Господь, за вдохновенье,
За  хлеб и соль, за просветленья дождь!
Благодарю Творца  за воскресенье!
Благословенный наш Творец - Господь!

ХОРОМ: Тогда поёт мой дух, Господь, к Тебе,
Как Ты велик, Святой  Титан!
Тогда поёт мой дух Тебе везде,
Горит звезда - и сквозь  туман!

ДВОРЖАК: Великий Бог! Когда на мир смотрю  я,
На всё, что Ты создал рукой Творца,
Всем существам  бессмертие  даруя,
Питаешь чадо с ласкою Отца.

ХОРОМ: Тогда поёт мой дух, Господь, к Тебе,
Как Ты велик, Святой  Титан!
Тогда поёт мой дух Тебе везде,
Горит звезда - и сквозь  туман!

ДВОРЖАК: Когда весной Природа расцветает
И слышу в дальней роще соловья,
И аромат долины грудь вдыхает,
Мой слух ласкает  музыка  Твоя.
ХОРОМ: Тогда поёт мой дух, Господь, к Тебе,
Как Ты велик, Святой  Титан!
Тогда поёт мой дух Тебе везде,
Горит звезда - и сквозь  туман!

ДВОРЖАК: Святой осподь меня Сам призывает
И светит луч сияния Его,
Тогда мой дух  в смиреньи умолкает,
Признав  величье Бога своего.

ХОРОМ: Тогда поёт мой дух, Господь, к Тебе,
Как Ты велик, Святой  Титан!
Тогда поёт мой дух Тебе везде,
Горит звезда - и  сквозь  туман!

ЯВЛЕНИЕ  6.
(Трио  праздничных детей Антонина Дворжака на именинах прославляют Творца).

ТРИО: В горном ущелье укройся,
Ты, изнуренный трудом!
Кровью Христовой омойся,
Ты, истомлённый грехом!
Душу теснит искуситель,
Зов твой услышит Спаситель,
Он Всемогущий Хранитель,
О ты – истомлённый грехом!

Верной защитой Он будет,
Бремя твоё понесёт.
Бог никогда не забудет,
Слёзы с очей Сам сотрёт!
Видит  Бог ваши  скитанья,
Все удалит воздыханья!
Плач прекратит и страданья,
Все слёзы с очей Сам сотрёт.
 (Гости аплодируют. Из гостиной  с оркестрантами дети композитора Дворжака переходят во вторую часть сцены – в детскую кухню).


ЯВЛЕНИЕ  7
(В  детскую кухню заходят новые гости, примадонна  с молоком, со служанкой с горшком молока, покрытого платком с вышивкой. Обращаются к мадам Дворжак).

ДУЭТ  ГОСТЕЙ: ПРИМАДОННЫ СО СЛУЖАНКОЙ
(Примадонна с молоком, со служанкой с горшком молока в детской кухне).

ПРИМАДОННА. Несём горшочек с молоком!
СЛУЖАНКА (повторяет):  С молоком.
ПРИМАДОННА: Горшок покрыт новым платком.
СЛУЖАНКА.       Новым платком.

ПРИМАДОННА.  Платок расшит весь стебельком!
СЛУЖАНКА.        Стебельком!
ПРИМАДОННА.   Он гармоничен с молоком!
СЛУЖАНКА.       С молоком.

ПРИМАДОННА.  Несём горшок на новый бал!
СЛУЖАНКА.         На бал!
ПРИМАДОННА.    Вот молоко на фестиваль!
СЛУЖАНКА.          На фестиваль!

ПРИМАДОННА.    Чад музыкантов окормлять!
СЛУЖАНКА.          Окормлять!
ПРИМАДОННА.     Артистов   юных украшать! 
СЛУЖАНКА.           Украшать!

(Жена  Дворжака кланяется, двумя руками снимает платок  с горшка, смотрит на молоко с любопытством).

МОЛОКОМ УКРАШАЮТ  ДОМ
(Дуэт жены композитора А.Дворжака и гостьи-примадонны с молоком  на именинах  в детской кухне).

ЖЕНА ДВОРЖАКА (удивлённо, с  круглыми глазами).

 Позвольте?!  Разве молоком 
 Вы украшаете мой  дом??
Филистер – обыватель там,
Он за кухаркой -  по пятам!
Маэстро – именинник наш
Не  дал о молоке  приказ!

(Указывает жестом в сторону).

ПРИМАДОННА С МОЛОКОМ.
Благодарите за дары,
Дар музыкальной всей  игры!
Горшок молочный виден сей!
Горшок молочный для детей!
И  взрослым не назначен он!
Муж славный уж со всех сторон!

ЖЕНА ДВОРЖАКА:

Котлеты взрослому, вино!
Орехи грызть мужьям  дано!

ПРИМАДОННА С МОЛОКОМ.
Горшок молочный виден сей!
Горшок молочный для детей!

ЖЕНА ДВОРЖАКА.
Благодарю за все дары,
 Дар музыкальной всей игры.
   
Благодарю за молоко!
Творец прославлен высоко!
Горшок молочный виден сей!
Горшок молочный для детей!      

Идите, дети  дружных нот,
Пить молоко!.. Горшок – тут – вот!

(Примадонна  с молоком и служанка с  горшком поставили свои подарки на стол.
Жена Дворжак оглядывается назад,  зовёт служанку и детей Дворжака  жестами.
Служанка ведёт  детей композитора А.Дворжака с пустыми чашками  на детскую кухню. Служанка берёт горшок  с молоком  и наливает в чашки. Дети композитора  Дворжака пьют молоко из чашек, у детей немые роли жестами, пантомимой. Звучит музика Антонина Дворжака).

(АНТРАКТ).

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

ЯВЛЕНИЕ 8.
(Служанка наряжает  2-ю примадонну, примеряет шляпку с цветами, рассказывает новости на  именинах композитора Антонина Дворжака).
   
СЛУЖАНКА:
Пригласили  в  именины 
К Дворжаку  пятьсот  гостей.
Меж  едою  бросил  спички 
С  серою  лихой   злодей.
И  от  серы, и  от  спичек 
 Настоялось  молоко!
Дети  Дворжака  погибли, 
 Улетели   высоко.

Примадонна  голодала
И  плясала – без сынов.
Пострадали  много  деток 
 От  шнуровки  лепестков.

ЯВЛЕНИЕ 9
(Являются  трое малых детей   Дворжака, одетые в белые длинные рубашки,  читают с листа откровения детей композитора Антонина Дворжака).

1 ЧАДО ДВОРЖАКА:
Мама  Дворжак  на диете,
В  рот  не брала этот  яд.
 Шнуровала  со шнуровкой
 Платье  два  часа  подряд. 

2 ЧАДО ДВОРЖАКА:
Папа Дворжак  не  заходит 
В  свою  кухню – с молоком.
Примадонна  -  два  бидона:
Угостила  нас  тайком.

3 ЧАДО ДВОРЖАКА:
Примадонна  не плясала
С  малым  чадом  на балу,
Танцевала   с кавалером
И  не брала  в рот  еду.

(Дети Дворжака выходят).

ДВОРЖАК:
”Stabat  Mater  Dolorosa”.
 Мать  трагедий  тут живёт.
 Примадонне – со шнурками,
 Завязали   весь   живот.

МАДАМ ДВОРЖАК:
Лакримоза!  Умер  Дворжак!
Примадонна   была  там!
Дала  детям  музыканта
Горьким   ядом –по   зубам.
Горьки   яды –не  награды,
Сгинул с ядами Сократ.
А  Ксантиппа  - примадонна
Облила слезами  сад.


ПРИМАДОННА ДВОРЖАКА:
Трое  деток  гений  Дворжак
С  болью  закопал  - в гробы.
 А  певица-  - примадонна
 Голодала  без  еды.
“Stabat  Mater  Dolorosa”
 Дворжак  в  храме сочинял.
Он   вознёсся  - с теситурой
 Выше  за  земной   рояль.
“Stabat  Mater  Dolorosa” –
Музыкальный экзерсис.
На смерть  деток  гений  Дворжак 
 Пьесу  сочинил «на  бис».

ДВЕ ПРИМАДОННЫ:
В оркестровой яме сядьте!
Меццо-форте  звук подай!
Пусть поёт  меццо-сопрано!
Меццо-форте исполняй!
(Музыкальный спектакль записан  в виде  фонограммы  и  звучит за кулисами.В первом действии -  малые  9-летние музыканты   играют с пантомимой,   жестикулируют, совершают  игру-пантомиму  на музыкальных инструментах).


 (Из музыкальной оркестровой  детской  студии Горянской Веры Сергеевны. 1973-2017).