И лес крестов в окрестностях России

Алла Гриц-Есина
               
Прочитала на днях  мнение одного из столичных фотохудожников о                том, что нет места в мире страшнее, чем нынешняя русская деревня. Оно, к сожалению, не повергло в шок, не вызвало чувство негодования. Ибо так  и есть. Но он побывал недалеко от Москвы, всего-то в 250 километрах от белокаменной. Чтобы слов вообще не нашлось, рекомендую  отъехать километров за 600-700. Сложится впечатление, что Москва отдельное государство, сумевшее  обрести счастье, покой , деньги у газовой трубы и  неиссякаемых нефтяных скважин...
Власть и деньги-причина многих войн. Кому-то мало и того и другого. Иные вовсе ничего не имеют.
Не буду скатываться в украинские проблемы. У нас своих выше крыши здания Госдумы. Но они не капают никому на голову, потому как крыша непротекаемая, а стены непробиваемые, как и сердца сидящих там долго и бесполезно. Они не болят и не страдают. Заморская медицина всегда готова помочь за большие деньги...И о, чудо, решили вдруг запретить чиновникам лечиться за границей. Что так? А если перемрут от услуг родной медицины? Осиротеем, плакать будем, что некому прогуливать, проедать, застраиватья за государственные средства. Оглянитесь и увидите сколько вокруг пролегает "долин нищих", где в многоэтажных коттеджах" маются" слуги народа. Зачем им судьба русских деревень? Главное, чтобы до них не докопались в борьбе с коррупцией и не спросили-откуда дровишки, то есть кирпичики и мрамор, бассейны с подогревом и волнами? Никто не спросит, и отвечать не станут. Такое государство мы построили.
Земля для каждого имеет свою цену. Одни называют ее кормилицей,для  других- это просто бизнес. И очень успешный, особенно в Подмосковье. И только в провинции она никому не нужна: ни бизнесменам, ни государству, ни оставшимся на ней людям.
Помню, как одна из французских фирм, заключила договор с моей родной В. губернией на поставку ячменя в конце апреля. А что такое для русского человека конец апреля? Это, считай начало майских праздников, а они , как известно, длятся по десятое число. Разбежались с ЮВЖД вагоны в разных направлениях. Дело-то пустяковое: предоплату получили, осталось на элеваторах загрузить вагоны ячменем и в путь. Но не тут -то было.  День международной солидарности трудящихся тем и примечателен, что все дружно стоят задом вверх на огородах.
 Пришли вагоны под загрузку в Т.район. Отыскали начальника элеватора, нет, не на рабочем месте- на огороде. Он подергал плечами и продекларировал :-Этим складом заведует Марья Ивановна, а ее огород вооон там!..Нашли Марь Иванну, съездили загрузили вагоны. Таким методом шло сотрудничество с французами по всей области. После чего, недобитые "бонопарты" расторгли контракт и заверили на чистейшем французском,что мы и дальше будем также жить, как работаем. Обидно, ей богу.  Не знают русскую пословицу:"Весной-день год кормит". Вовремя посадить, вовремя убрать и год горя с продуктами не знать.
И это правда. Когда под окнами собственная земелька, ее чуть ли не ладошками гладишь. Похоже, колхозы отучили народ работать. Да и не стало их. А что взамен? Сумели поднять сельское хозяйство? Может у нас на прилавках  российское мясо, масло? Любой Центрально-  Черноземной областью можно пол-страны накормить. Но снизу  до верху, привыкшие к легким деньгам руководители,  и в голову не берут заброшенные деревни, поля, сады, речки...
У меня перед глазами родное село, где когда-то родилась.Стоят дома, с заколоченными окнами. Зреют яблоки в садах и осыпаются на осиротевшую землю. Моя деревня давно лежит в рядок на кладбище.
Подруга детства, всякий раз на Радоницу везет туда из Воронежа ведро крашеных яиц.
-Как я пройду мимо этих людей? Они все из нашего детства-тетка Степанида с дядей Ваней,бабка Варя с дед Серегой, дядя Максим с теткой Анисьей... Всем яички, кусочек  пасхи положу, поздоровуюсь...
Она не сумасшедшая. Она, как большинство из нас-деревенская. И любовь эту к малой родине, к ее людям не вытравить из души никакими прелестями городской жизни.
Мы покинули отчий край только потому ,что  родители не пожелали нам своей жизни.А она у них была беспросветная. Работали от зари до темна и получали крохи. Не было дорог, газа, телефона. Кстати и сейчас еще немало таких деревень.( Что касается дорог, так их вообще в России нет.) Почему? Может гасторбайтерам ни в мегаполисах работу предоставлять, а пусть трудятся в сельском хозяйстве? Но как же интересы работодателей, которые за дёшево используют почти рабский труд азиатов? Кто-то же лоббирует  эту тему, и весьма успешно.
А ведь когда-то, в начале девяностых, мы все верили в то, что жизнь станет лучше. От веры не осталось ничего, кроме горьких воспоминаний. Тогда Ельцин оставил у власти всю партийную верхушку. Россию приватизировали  те, кто имел доступ  и связь с самопровозглашенными "демократами". Обогатившись, те  и вовсе остались на вечном посту.
Но вернемся к началу разговора. Об ужасе , царившем в заброшенных деревнях. Заросшие бурьяном выше человеческого роста, улицы. В этом травяном лесу живут лисы, хорьки, бобры. Может и волки уже завелись. Заросло все на несколько десятков километров в округе. Ни пахать, ни сеять некому. Чуть ближе к центру бывшего колхоза еще мыкают горе несколько подворий. Но мужики спиваются, умирают,а тем, кто доживает уже все равно как пройдут остатки дней.Словно 21 век обошел стороной русскую деревню, оставив колодцы, печи, вязкий в  дождливую погоду чернозем на дороге.
 Моя одноклассница, школьная учительница Наташа, живет  на этих развалинах. Родила пятерых детей. Четыре сына пьют вместе с отцом за одним столом, горькую...Дочь уехала в город. Работает в полиции. Замуж собралась. Решили откормить бычка. И вроде недалеко от дома паслась скотинка, а утром глядь-нет ее. Наезд городских шакалов с оружием -нередкое явление в оставшихся деревнях. Забивают скот, увозят на продажу. Убивают стариков за пенсии. Пыряют ножом за бутылку самогона...Деградация полная...Не стану патетически восклицать о том, сколько знаменитых личностей дала миру деревня. И без того известно. А что дали деревне? Как ей воздалось за то, что еще где-то сохранила себя в крестъянской простоте? Остались жить там половину спившихся, часть дебильных и остальные местные начальники.
"Умирает моя деревня, я от смерти ее не спасу. Лишь на высохшую домовину, полевые цветы положу-"эти строки написала, когда в последний раз проведала родные места. Долго еще душа болела.Невыносимо видеть запустение. Разбитые окна, разобранные стены домов, снятая кровля...Зона отчуждения. Не по причине  какой-либо катастрофы. Русская деревня-это отчуждение власти от народа. Туда не ездят и не летают с визитами высокопоставленные руководители. У деревни нет богатых спонсоров. И нет у нее лоббистов. Вот если б покопались и нефть нашли, тогда звать не пришлось бы. А пока. Дед Гриша строгает гробы впрок, а баба Дуся обшивает красным ситцем. Хоронят деревню. Или уже...
                Алла Гриц-Есина