Шок от столкновения с будущим

Коргамбаев Жарасбек Нургельдиеви
Американский социолог О. Тоффлер в своей работе «Шок будущего» отмечает неподготовленность современного человека к быстрым изменениям в обществе и техническим нововведениям. Он предсказывает человеку, в частности, футуршок – шок от столкновения с будущим и что ему будет трудно адаптироваться к изменяющимся условиям. Будушее для него представляется, прежде всего, в техническом облике А об осознании и сознательном отношении человека к человеку и окружающему его миру и самому себе у него нет и слова. Человек обречен только на адаптацию к тем изменениям, которые совершаются в социально-экономическом мире под влиянием технического прогресса. Система должна изменятся согласно требованиям рыночной экономики. Но общественная система стояла, и будет стоять над ним. И здесь мы видим реальность американской действительности, которая не изменит этого отношения общества к человеку (людям). Социализм же разрушился именно как такая система, которая стояла над людьми и требовала от каждого сообразоваться с ней. В результате индивиды освободились от нее, бессознательно разрушив ее и все ее принципы. Именно такая система, которая стояла над людьми, как раз не была нужна никому. И такой "коммунизм" тоже уже никому не был нужен. А какого-либо другого «коммунизма» человечество еще не придумало.

И теперь вот над всеми как рок стоят деньги.

В капиталистическом обществе человек просто бессознательно бунтует против него и слепо разрушает его. Деградация человека на Западе уже принимает угрожающую форму. Запад уже вырождается, если учесть, что мужчина женится на мужчине, а женщина на женщине и легализируются уже наркотики, не говоря о свободе беспорядочного секса, разлагающего и опустошающего людей. И все это неопровержимо доказывает, что люди вырождаются, как раз не умея приспособиться к «рыночной экономике». С другой стороны, можно было бы говорить, что смысл жизни, сведенный к голому потреблению и беспрерывно насаждающийся западным образом жизни, уже человека из активного существа превратило в пассивное. Стало быть, разрушительные процессы все более усиливаются, и жертвами этих разрушений становятся сами люди, вынужденные приспосабливаться к рыночной экономике, вместо того, чтобы освобождаться от нее.
Говоря о технических усовершенствованиях, являющихся необходимостью, обращать внимание на негативные проявления индустриализации и информатизации, будто они человеку несут зло, — значит, не понимать или намеренно умалчивать их капиталистическое применение, осуществляющееся на основе денег. И этот факт, очевидный уже для нашего времени, маскируется «изобилием» и «свободным потреблением», которые и будто бы не соответствуют ни призванию человека и ни смыслу его жизни и ни самому прогрессу и в чем и заключено вся суть социальной регрессии и политических конфликтов, создающих дискомфорт в современном мире. Человек порабощен вещами. Но человека развращает не богатство, а деньги, воплощающие это богатство.
Объективно технический прогресс обращен к людям, обществу и он создает им блага. За последнее столетие благодаря техническому прогрессу человечество освободилось от грубого насилия и угнетения, которые характеризовали классический капитализм и стадию империализма. Капиталистическая эксплуатация предыдущего периода несла страдание всем угнетенным классам, которые действительно являлись бесправными и были обречены на обнищание. Для того чтобы понять это, надо хорошо знать, в каком положении находилось человечество в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, и сравнивать это с настоящим периодом. Даже в сороковых годах прошлого столетия ни одна фантазия не могла себе представить, к какому миру человечество придет к концу двадцатого века и как оно встретит двадцать первый век. Человечество совершило грандиозный скачок не к своему концу, а именно к своему будущему, к которому оно упорно шло именно на основе технического прогресса. А вопиющие противоречия капитализма, создающие в сознании людей впечатление о «роковых конфликтах», расстраивающих жизнь, связаны только с капиталистическим применением труда, которое в настоящий период разлагается, отжив себя и именно этим создав барьер на пути развития человеческого общества. В деньгах мы видим именно эти оковы, медленно свертывающие общество и на Западе, и на Востоке, парализуя деятельность людей. У нас же эта сила денег выражена намного больше. Американцы же этого никогда не поймут, пока здравствует технический прогресс. А мы это должны понять из особенности своего положения.
Какие бы потрясения ни переживало человечество, оно уже никогда не пойдет на то, чтобы потерять достижения научно-технического прогресса, образующие на сегодняшний день достаточно высокую производительную силу для того, чтобы перейти к новой форме жизни, устранив капиталистический способ труда. И если до сих пор ничего с человечеством не случилось, то почему оно должно случиться именно теперь, когда люди действительно находятся перед великим историческим скачком, подготовленным именно всем предыдущим техническим развитием истории? Другое дело, что люди этого еще не поняли и ум человека находится под влиянием идеологической мистификации, постоянно воспроизводящейся идеалистическим способом мышления, перевернуто отражающим нашу жизнь и представляющим ее именно в негативных проявлениях. И «конец света» наступает именно в таком восприятии жизни, когда мы концентрируем внимание на частных, конкретных проявлениях жизни, отвлекаясь от их сущности, внутреннего движения. И в этом вряд ли можно обвинять мышление современного человека, еще не поднявшегося на уровень реального понимания диалектических процессов развития жизни. И бессилие человеческого ума, создавшего, тем не менее, чудеса техники и проникшего в самые глубокие тайны мироздания, не является неустранимым пороком. И это объясняется тем, что человек еще не обратил внимания на самого себя и на тайны собственного существования как социального и духовного существа, формирующегося историческим развитием как личность ходом всего общественного развития. Ведь это – дело времени. И человек сможет осознать себя и сделать выбор в пользу добра и настоящей красоты, скрытой в нем самом, лишь осознав свою социальную и духовную сущность. Но оно просто превратно проявляется только в рамках денежных отношений и вещных связей, действительно опутавших людей и поработивших их.
Но технический прогресс его освобождал и освобождает до сих пор. И никто не может сомневаться, что он и дальше будет облегчать жизнь человеку и тем неизбежно поднимет его и на еще более высокую вершину жизни, к которой он стремился всегда. И мы не вправе принимать всерьез просто творческий поиск человека и заблуждения, ошибки и его размышления, еще не достигшие полной зрелости для того, чтобы постичь действительное движение мира и тем отличить друг от друга различные его проявления. Тем более принять на веру суждения становящегося мышления и, руководствуясь ими, строить мрачную картину мира на будущее. Мы просто еще достаточно не понимаем свою реальную жизнь, которая складывается уже на новых основах и на них развивается бессознательно. И когда говорят о распаде, то имеют в виду именно распад экономики и государственных отношений. А вот что происходит с взаимоотношениями между людьми, построенными на деньгах, об этом мало кто задумывается. Ведь сам факт, почему вдруг свернулась экономика, требует более глубокого объяснения.