Хрусталь в серванте

Дмитрий Шарко
Хрустальные рюмки  привезённые отцом из чехословацкой командировки всё моё детство красовались в коричневом серванте. Сервант стоял рядом с книжным шкафом в центре  нашей двухкомнатной хрущевки. И так было у всех, к кому  бы я ни приходил  в гости, в то наивно – блаженное время - везде одна и та же расстановка ценностей:  полки с книгами и хрустальной посудой на самом видном месте -  подобие алтаря. 
Труднодоступность книг в то время делала их, по эффекту своего воздействия,   похожими на  алкоголь, который по праздникам пили из «алтарных» хрустальных рюмочек – наследников языческих кубков и церковных потиров для причастия.
А ведь сама мода на рюмочки у нас имеет давние корни. Как сообщают московские приказные хроники еще  в декабре 1686 года казак Мишка Свищев прибывший в Москву с Дона в составе казачьей станицы за жалованьем,  жалуется царю, что дескать местные "менты" (стрельцы) отобрали у него силой шесть рюмок хрустальных законно купленных  в охотном ряду по 20 алтын и 4 деньги за штуку.  Вот ведь, не всё равно было Мишке из чего пить на вольном Дону.
Посуда  всегда отображала статус её обладателя. Здесь прямая связь с церковной причастной чашей и более древней братиной по кругу.  Не случайно слово «кружка» происходит от слова «круг». 
Вино придаёт совместной трапезе более глубокий смысл откровения.
Слова, которые произносятся перед тем как алкоголь перельется из рюмки во внутренний мир пьющего, являются заклинаниями. Тост есть заклинание, вино его носитель, а чаша священное вместилище. От тоста к тосту рюмка становиться все более «намоленной», хранит в себе память о людях и словах сказанных с её участием.
Рюмка разбитая после опустошения означает, что  больше она не будет сосудом для новых заклинаний и таким образом, последнее произнесённое над ней слово  приобретает особую силу.
С рюмками и питиём из них было всё так серьёзно, что в 15 - м веке чехи подняли восстание против католической церкви. Причиной этого восстания ставшего предвестником лютеранской революции в Германии помимо экономических причин был запрет у католиков причащать обычных христиан "кровью христовой". Причастие вином  было доступно только духовным лицам.  По этому у восставших против Папы римского на знамёнах была нарисована рюмкообразная чаша и называли их чашниками.
Кстати чашники воевали и за то, что бы простому народу было разрешено молиться на родном языке и просто читать евангелие, на это тоже был запрет от Ватикана.
Вот откуда у славян культ пития и чтения.
Да когда то чаша была священным символом единства, полноты и передачи и дорогая посуда на видном месте пережиток, этого культа. Не важно рюмка это или к примеру салатница для оливье.