Ломоносов. Православный? Атеист? Наука или вера?

Славен Любомиров 5
Это принципиальный вопрос для тех, кто не может представить, как веру можно совместить с наукой?!
Итак, как же к вере относятся лучшие умы человечества?

Ломоносов – величайший русский учёный мирового значения, поэт, энциклопедист, архитектор и и т.д. Перечисление того, в чём он преуспел, займёт не одну страницу.  Но нас интересует другое -  Как он относился к науке и вере? Был ли он атеистом-материалистом или верующим православным человеком?
Чтобы выяснить это,  достаточно прочитать некоторые высказывания и стихи Ломоносова.

Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:

Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю...
Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных...
Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный...

Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек...

Ломоносов считает, что наука только подтверждает Величие БОЖИЕ и БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А  Любовь БОГА к людям явлена тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего единородного Сына.

Сколь созданных вещей пространно естество,
О сколь велико их создавше Божество!
О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
Что на землю послал возлюбленного Сына!
Не погнушался он на малый шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.

Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:

В безмерном углубля пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем.
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что Бог устроил нам в безмерной глубине...

А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.

О вы, что Божество в пределах чтите тесных...
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь...

Ломоносов считал, что вера не противоречит науке и не отрицает её.  Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)пишет: «Только малообразованные люди думают, что наука "противоречит вере в Бога", а вера в Бога "отрицает науку". На самом деле наука и религия, - две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Так думал и Ломоносов...
Вот, что он говорит, предвосхищая воззрения многих больших ученых наших дней: "Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга - видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира - физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители».

Ломоносов не просто глубоко верующий человек, но он защитник науки и веры.

В послании к И. И. Шувалову «О пользе стекла» академик обращается к трудам богослова V века блаженного Августина, говоря, что Августин пришел бы в восторг от новых доказательств бытия Божия, добытых наукой. В знаменитой работе «Явление Венеры на Солнце» (1761) Ломоносов использует обширные цитаты из творений отцов Православной Церкви Василия Великого и Иоанна Дамаскина, рассуждая о способах толкования Священного Писания. Здесь он прямо и однозначно выражает свою позицию христианина-ученого: «Христианская вера стоит непреложна. Она Божиему творению не может быть противна, ниж; ей Божие творение, разве тем чинится противность, кои в творения Божия не вникают».

Ломоносов был великим учёным и воцерковлённым  православным, глубоко верующим  человеком. И не он один. Большинство великих учёных верили и верят в БОГА, ибо «Поверхностные знания отвращают от БОГА, глубокие и основательные ведут к НЕМУ». (Философ Ф.Бэкон)


Использованы фрагменты из книги Архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховской)
"Беседы с русским народом»