Как мы ходили в Семушки

Нина Брагина
Василию Ивановичу Ускову

Денёк обещал быть ясным. Небольшой морозец приукрасил пожухлую траву, покрыл инеем шары черники - проморозил её. Ни единого листика на кустах не было - только ягоды! Мы горсточкой срывали их... какая сладость!
 
Все друг за другом шли по тропе, болото было сухое. Поход предстоял далёким - в Семушки, за клюквой. И было нас немало - мы с Ниной и Толик, трое мужчин из Коноши - (Коля, Павел и Аскер) и Василий Иванович - наш проводник. У нас с Ниной он сразу получил наиметчайшее из прозвищ для всех чудо-проводников - Сусанин. Было ощущение, что он специально заводил нас в непроходимые уголки леса и что лес состоял из одних этих уголков. Видимо, чтобы жизнь на природе не казалась нам сладкой, Вася петлял и петлял.
 
Боеготовность женского пола измерялась у Васи одной меркой:
- Вам, Галина Михайловна, ногу через ёлку не перекинуть.
И не брал, когда мама робко пыталась напроситься за грибами. Мы с Ниной были к этому способны - перекинуть ногу через свалившуюся ёлку, - поэтому были взяты.
Чертыхаясь тихонько, иногда веселясь, все топали и топали вперёд.

Аскер шёл сзади, и мы иногда слышали его вопли. Во время привала мужики сказали:
- Чё ты всё ноешь? Вон женщины идут, молчат!
- Где вы видите женщин? Это лоси! - обиженно вскрикнул он.
 
Шли и шли. Стало жарковато. Привал. Коля снял трикотажную шапку, вытер eю голову и чуть оттянул за подтяжки походные непромокаемые штаны. Все были очарованы облаком пара вокруг Коли! Аскер горестно произнёс:
- Ещё один такой поход, и ты - не мужик...

С этой минуты нам с Ниной было идти как-то особенно весело! Правда, мы с ужасом думали, как обратно с ношей будем пробираться сквозь завалы и прыгать с кочки на кочку. Но на обратном пути самой трудной оказалась лишь переправа по скользким жердям через речушку. При этом мне показалось, что в первую сторону такой преграды не было. Мужчины забрали рюкзаки, и мы переправились с лёгкостью. И вообще как-то подозрительно быстро, правда, уже на ощущении "автопилота", мы оказались на старой просеке, по которой до деревни оказалось идти не так уж и далеко.
 
Сусанин и есть! Неужели мы, городские жители, приехали бы за 450 км в Кеменцево, чтобы сбегать быстренько по Васиной тайной тропе за тьму км на эти Семушки? Но мысли проводника исповедимы (лёгкий путь должен знать только я, и он - на десерт!), а пока все должны прыгать, лазать, чертыхаться! чтоб клюква казалась чуть слаще, чем она есть.

Аскер на очередном привале сказал:
- Эту клюкву я есть не буду, я ее высыплю в хрустальную вазу, поставлю в сервант и буду любоваться! Если б знал, куда еду, сходил бы на рынок и купил там этот мешок!

Клюква, конечно, была крупнейшая, насобирали быстро и много. И до сих пор с Ниной и Толиком вспоминаем этот поход со смехом и удовольствием. Молодости километры ни-по-чём!

P.S. Толик сказал, что я всё выдумала, что дорога была та же самая.
Не может быть… Если бы я не знала Васю!