Вопросы дуальности восприятия... 2629

Сергей Петриков
УДК 78.01
 
Вопросы дуальности
восприятия в связи с композиторским
творчеством  (окончательная редакция: 10-я публикация в изд. "Олимп")

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы дуальности восприятия в области   музыкального мышления в связи с композиторским творчеством. В работе также определяются типы музыкально-психического восприятия и затрагивается аспект проникновения в содержание (сущность)   музыкального произведения через барьер формы (явления).    

Ключевые слова: 
Музыкальная психология; дуальность восприятия; пути преодоления дуальности восприятия; развёртка процессов творчества и восприятия во времени;  фрагмент музыки; целостное музыкальное представление (А-представление); детализированное интеллектуально-оценочное представление (У-представление);   глубина восприятия музыки; монадность, дуадность и триадность музыкального мышления, восприятия и творчества; этический императив в композиторском творчестве.
 

Введение

 
    Что характерно для нашего видения, восприятия и творческого отражения мира, а также мышления? Характерна - дуальность. Например, если мы начинаем писать музыку, то тут же вынуждены замечать контрастные соотношения:

- долгое-короткое,
- пауза-звук,
- тихо-громко,
- diminuendo-crescendo,
- мелодия-гармония,
- гомофония-полифония,
- неаккордовые звуки - аккордовые звуки,
- материал А – материал B,
- нежная мелодия - рубленая мелодия и т.д. и т.п.


    Такого рода контрастные соотношения составляют основу нашего музыкального слышания, видения, мышления и творчества.


1.Аспекты дуальности и дуадности в музыке.


    Контрастная дуальность может проявляться в музыке двояко. Мы постоянно оцениваем всё через формулы  контрастного сопоставления, причём контрастный компонент может либо непосредственно присутствовать в воспринимаемом объекте (тогда речь идёт о восприятии контрастного объекта), либо присутствовать в нашем мышлении только как виртуальный оценочный полюс (в этом случае речь идёт об однородном объекте, который, однако, мысленно сопоставляется с предполагаемой дуально-контрастной позицией.
    При развёртке процесса восприятия или творчества во времени мы можем также выделить аспект дуадности (который не следует путать с дуальностью!) а именно: аспект перехода от общего, целостного представления о каком-то фрагменте музыки (от А-представления) к детализированному интеллектуально-оценочному представлению об этом же фрагменте (к У-представлению). В последнем случае речь идёт об умственной оценке данного отрывка. Мы оцениваем его гармонию, форму, синтаксические особенности, мелодическую структуру и многое другое, что поддаётся интеллектуальному анализу. От общего музыкально-душевного, музыкально-психического А-впечатления мы вполне можем перейти к детальной аналитической У-оценке данного фрагмента. Этот АУ-путь указывает на дуадное (т.е. оперативно-последовательное и состоящее из двух следующих друг за другом операций) постижение музыки. Он характерен для восприятия музыкально образованного человека. Дилетант же застревает на общем А-впечатлении, используя только одну – А-операцию – при постижении музыки. В последнем случае можно говорить о монадном постижении (не путать с эзотерической монадой).
    Говоря о дуадности и монадности, мы говорим о различной глубине восприятия музыки: о монадной А-глубине и дуадной АУ-глубине. Точно также - на различном уровне глубины – можно и сочинять произведение: есть возможность его А-сымпровизировать и есть возможность после общего        музыкально-образного А-представления записать композицию во всех деталях с У-осознанием и с У-контролированием гармонических, мелодических, структурных и иных закономерностей. Таким образом, сочинение и восприятие музыки может иметь как монадную (А), так и дуадную (АУ) глубину.
    Кроме того дуадность может быть обычной — дуадно-последовательной (АУ или реже УА) и интенсивной - дуадно-параллельной (А/У) при одновременности протекания процессов А и У.
    Дуадность музыкального мышления, восприятия и творчества может усложняться до триадности. В этом случае работает более сложная психосистема по модели А-У-М (А-энергия---У-форма---М-мысль), при которой мы функционируем на основе более глубокого, „более-мерного“ трёхмодусного процесса. Данная АУМ-триадность включает в себя предшествующую – АУ-дуадность. М-процесс связан с осмыслением музыкальной драматургии сочинения и в этом смысле несёт чисто человеческий – ноэтический (В. Е. Франкл) – аспект. М-процесс указывает на известные экстрамузыкальные, музыкально-ассоциативные и музыкально-философские моменты.



2.Типы психического восприятия.
Проникновение в содержание (сущность) через барьер формы (явления).


    П.Д. Успенский выделил 4 типа психического восприятия:
- одномерное/ощущенческое,
- двухмерное/чувственное,
- трёхмерное/понятийное и
- четырёхмерное/интуитивное [15, С. 55-58].


    Любой процесс постижения сущности чего-либо связан с прохождением через барьер формы постигаемого.  Форма есть знак-символ-ключ для лучшего восприятия содержания-означаемого-постигаемого-открываемого. Чем более несовершенное психическое восприятие мы имеем (см. 4 отмеченных типа), тем более непроницаемой для этого восприятия будет форма постигаемого. Если устройство нашего психического аппарата завоюет четырёхмерное - интуитивное - качество, то форма станет намного более прозрачна,
менее лжива и будет в меньшей степени отвлекать от сущности. При выходе на уровень интуитивного постижения мира мы познаём его уже не только через понятийно-мыслительные – довольно прямолинейные – операции (которые лежат в основе трёхмерного психического аппарата), но и через непосредственное полевое сознание. Если усовершенствуется тип психического восприятия/аппарата, то усовершенствуется наше видение и понимание как внешней – объективной, так и внутренней – субъективной - вселенной.


3.Аспект защиты в композиторском творчестве.


    В нашем земном мире мы как правило имеем расхождение между желанием и его реализацией. Это объясняется „сорняками“ на полях наших желаний. Эти „сорняки“ делятся на два основных вида:
1) чужие конкретно-персональные желания на нашем поле, подавляющие наши собственные желания, поглощающие их и подчиняющие их себе;
2) имперсональные (безадресные) мысли-сомнения, мысли-вредители, мысли-разрушители наших желаний, активно или пассивно входящие в наш мозг, поселяющие в нас неверие в свои силы, дезорганизующие нашу волю и тормозящие или блокирующие или парализующие осуществление наших желаний.
    Первым аспектом защиты своих композиторско-творческих желаний и охраны их прорастания вплоть до реализации является воспитание нашей воли, которая выступает в качестве нашего забрала, нашего щита, нашего оборонного вала, через который не может проникнуть чужая недобрая эгоистическая воля. Воспитание воли идёт через самоупражнения  добровольного отказа от потакания своим спонтанным животным желаниям. Конечно такое самоограничение не должно являться образом жизни, в противном случае упражнения на тренировку воли из статуса средств перейдут на статус цели. Цель же композитора – не укрепление воли ради воли, но формирование защитной субстанции. Кстати воля не только охраняет высокие желания (здесь - к композиторскому творчеству), но и поддерживает процесс их реализации, ускоряет этот процесс, причём необычайно эффективно.
    Вторым аспектом защиты композиторского процесса является вырывание сорняков-мыслей, отвлекающих от осуществления своих сокровенных идей и планов, выкорчёвывание давно засевших стереотипов-мыслей о невозможности осуществления данного замысла. Желая, мы мыслим-планируем музыкальное целое. Построив такие „леса“, мы автоматически привлекаем энергию – сколько нам требуется - для реализации плана удовлетворения композиторского желания. Нет плана – нет процесса воплощения желания. Впрочем само желание порождает фазу его мысленного формулирования и далее рационального планирования своей деятельности для осуществления этого
желания. Главное не упустить эту фазу, не просмотреть ту подсказку (порой даже через негативные события), которая гласит: „Сейчас планируй!“.
    Полезнее мыслить крупнее. Скажем задумать не одну пьесу, а цикл из 24-х пьес, не одну сонату, а цикл из 32-х сонат, не один концерт, а 10 концертов для различных инструментов. Творческие силы прийдут ровно на такое количество произведений и качество жанров, сколько запланировано. Естественно, не всё  всегда может быть воплощено, но всё же при крупном планировании сделано будет несравненно больше, чем при мелком. Другими словами цель надо ставить масштабнее, масштабнее будет и результат. Кроме этого в план следует заложить преодоление всевозможных учебных, творческих и организационных трудностей. Чем больше трудностей будет включено для преодоления, тем лучше. Ведь появится установка-запрос на привлечение извне (от Универсума) огромного количества энергии не только для написания произведений, для творческого роста, но и на расчищение пути для такого творчества. Сколько энергии запросит наш план, столько Универсум и даст. На доброе стесняться просить не надо.  Следующий раздел осветит проблему этического.



4.Этический императив в композиторском творчестве.


    Позитивной наша творческая деятельность будет только тогда, когда нашей целью будет не повышение собственной значимости в своих или чужих глазах, но стремление дать людям нечто им недостающее, нужное, необходимое, дающее возможность эволюционировать в сторону обретения большей интегрированности с Целым, в сторону преодоления оценочного, разделительного, выделительного, унижающего или самоуничижительного дуализма. Опять-таки, чем чище, бескорыстнее и выше цели творчества (скажем под знаком: „обнимитесь миллионы“), тем чище и выше будет качество творческой энергии, приходящей к нам от Универсума. Итак путать композиторское творчество с выгодой и самовозвеличиванием не следует – ничего хорошего, доброго не выйдет. Там, где высекается музыкальная искра Божья, там всё должно делаться с чистым сознанием. Никакой корысти – иначе смерть творчеству. Теперь отметим второй этический императив творчества. Наша творческая воля не должна развёртываться таким образом, чтобы подавлять чужую волю или подчинять последнюю себе. Мир есть поле сотрудничества между людьми, а не беспощадной борьбы между ними. Если мы будем мыслить категориями обыденного – дуального – сознания с его оценочностью (он – хуже, я - лучше, мои произвеіения должны быть лучше, чем его произведения и т.д. и т.п.), то кроме как к конкуренции между своими собратьями по перу мы ни к чему не прийдём. Обыденное – дуальное – сознание (не путать с дуальным музыкальным мышлением), сравнивающее всё со всем, не годится для человека третьего тысячелетия. Для Бога-Универсума нет различия между малыми и большими человеческими делами, между творческими и нетворческими профессиями, между одними и другими музыкальными произведениями и т.д. и т.п. Для Него – все профессии равны, все музыкальные произведения равны, все люди равны. То же самое должны чувствовать и мы, если мы соединены с Богом. Он Один и Един. Больше ничего и никого нет. Всё есть Он. Он пронизывает Своё творение. Мы сами по себе не существуем. Если нас отключить от Бога как от источника Всего, то мы неизбежно погибнем. Мы есть живые органы Бога, созданные Им для функционирования в условиях материального мира. А теперь представим, например, спор между органами нашего тела на евангельскую тему „кто из них больше“ (т. е. значимее). Но таковых споров в нормальном организме быть не может. Я уверен, что органы тела здравомыслящего человека, обладая определёнными элементами автономного сознания, при этом не стремятся к конкуренции. Здоровое тело – сбалансировано и гармонично, как в нём сердце, например, может быть значимее лёгких или мозга? Вспомним всё же известные споры учеников Христа – по сути дела его органов – „кто из них больше“. Эти споры предшествовали Голгофе. И связь эта глубоко символична: именно из-за человеческого несовершенства от Христа требовалась такая жертва. Акт распятия выполнил свою цель: он потряс человечество, заставил ещё раз и более пристально взглянуть на себя и увидеть во всех деталях свою несовершенную природу. Понятие „несовершенный“ включает в себя также и смысл: „самоцентричный“. Скажем Бог-Универсум не самоцентричен, но разлит во всём, и именно благодаря отказу Универсума от своей акцентуации в полной мере проявляется его ЕДИНСТВО И МОГУЩЕСТВО. Всё есть Он, и поэтому среди этого интегративного всего нет ничего ни больше и ни меньше. Всё получает от Него подпитку сообразно своим бескорыстным запросам, причём эта непрерывная подпитка идёт по самым разнообразным каналам. Если человек-элемент ухитряется получить энергию-подпитку, которая больше, говоря техническим языком, чем его „мощность рассеивания“, он сгорает от этой энергии. Каждому даётся энергии в расчёте на его „мощность рассеивания“ столько, сколько он может отдать, не сжигая себя её излишками. Корыстность интересов индивида направляет божественную энергию не на передачу другим, а исключительно на самопотребление. Естественно, в таком случае, при получении повышенного её количества, превосходящего истинные внутренние потребности, происходит уничтожение/самоуничтожение этого индивида. Нас как автономных существ нет. Никуда уйти от подпитки от Целого-Бога мы не сможем. Подпитка – это передача желанья жить и помогать другим. Подпитка – это связь с Целым-Богом. Вступая в контакт с чем-либо или с кем-либо, мы вступаем в контакт с Богом, т. к. эти что-либо или кто-либо – проявление Бога и, если выразиться обыденно, очередная „розетка, подводящая все виды информации и энергии от Творца“. Контакт может быть самой различной степени интенсивности и продолжительности. Всё решает Бог, поэтому нужно научиться чувствовать Его Волю и не следует противиться тому, что Он предлагает или отнимает. Паталого-затворническая отъединённость  композитору как и любому человеку во вред. Мы особенно стремимся к контакту с чем-либо или с кем-либо тогда, когда наша связь с Богом оскудевает. Определённая категория людей ищет непосредственный контакт с Богом через молитву, медитацию, выполнение религиозных ритуалов. К сожалению не все имеют разрешающие способности, которые позволили бы осуществлять такой контакт. Если он не устанавливается („Бог не слышит“), нужно включаться через всё остальное: людей, предметы, природу с её флорой и фауной, через книги, произведения искусства и т.д.


5. Дуальность мышления и пути её преодоления.


    Итак, дуальное мышление (добро-зло, свет-тьма, любовь-ненависть, ум-глупость и т.д.) присуще обычному человеку. Полюса формируются благодаря работе нашего интеллекта, который прямолинейно даёт всему оценки по шкале, протянувшейся от одного полюса к другому. Наш обычный интеллект не видит в одном явлении зародыша противоположного явления, не ощущает, как одно явление, дойдя до предела своего развития, переходит в прямо противоположное, как от противоположного через пик этой противоположности личность вновь выходит на основное направление и идёт к пределу развития в этом направлении, вновь переходя к противоположности и т.д. Человек движется по кругу, человек думает по кругу, человек чувствует и живёт по кругу. Замкнутый квинтовый круг тональностей в условиях движения по нему по часовой стрелке (в сторону диезов, т.е. в сторону нарастания заданного качества) прекрасно демонстрирует эту закономерность перехода исходного качества в противоположное. Из-за дуального мышления наш мир двоится на внутренний и внешний. Причём оба представляются нам совершенно различными и независимыми, не связанными друг с другом. Однако это не так. Мир един. Первично наше тройственное сущностное, внутреннее начало: наша сердечность (дух), наши чувства (душа) и, наконец, наши мысли (интеллект). Всё это отражается как в зеркале во внешнем мире. Так наша вышедшая на поверхность сердечность (дух) может быть изображена сияющим солнцем или даже радугой, наша мысль - облаком, наши отрицательные переживания – скажем проносящемся на всей скорости ревущим спортивным мотоциклом и т.д. Стоит понаблюдать за этим! Иногда кажется, что мы думаем о хорошем и нам непонятно, почему снаружи буйствует что-то негативное. Однако, просмотрев содержание нашей мысли повнимательнее, поглубже, мы начинаем понимать, что она действительно по своей сущности негативная, но обёрнута в позитивную оболочку. В этом случае негатив снаружи помогает нам найти и разоблачить фарисейство внутри.
    Кто-то возразит, что мол многие в данный момент, например, видят одно и то же – и можно ли на этом основании сделать вывод, что они думают или чувствуют одинаково? Дело в том, что уже в этом вопросе скрывается наш общий недостаток: искажённое представление об отделённости нашего внутреннего мира от внутренних миров других людей. А ведь этой отделённости в отличие от отделённости на телесно-зрительном плане нет! Мы все – это одно Сердце, одна Душа, одно Мышление. Внутри на уровне духа-интеллекта-души мы неразрывно друг с другом связаны. Не понимая этого, мы наносим удары по психике другого человека, а потом сами же страдаем. Почему? Потому что другой человек это – продолжение нас, т. е. это и мы тоже. Те люди, которых мы видим вокруг, есть материализация наших мыслей, отношений, чувств-эмоций, есть материализация нашего внутреннего мира. Мы, допустим, раним кого-то словом, едким замечанием, режущим взглядом и т.д. Кого мы раним? Себя. Ведь мы общаемся с людьми как с представителями-репрезентантами нашего собственного внутреннего мира. Вот почему нам плохо после собственных некорректных поступков.
    Внешнее это – материализованное внутреннее. Скажем солнце отражает дух. Оно как и дух всегда сияет, независимо от того, закрыто облаками или нет. Оно как и дух сияет в принципе. Не всегда нам достаётся солнце, точно также как не всегда мы находим доступ к своему сияющему духу – порой наша смута в душе закрывает от нас наше внутреннее солнце. Разговоры с другими отражают наши мысли, все внешние зрительные образы и явления отражают наши чувства...


6.Дуальность восприятия мира и диалектическое
действие закона нормального распределения К.Ф. Гаусса (1777-1855).


    Закон нормального распределения К.Ф. Гаусса отражает гармоническое уравновешивание отклонённых от нормы факторов. Этот математико-физический закон в одинаковой мере приложим и к метафизическим психическим и к иным закономерностям. Скажем излишней святости в единственном лице или в лице определённой группы в данном социальном образовании соответствует излишняя криминальность, соответственно, в единственном лице или в лице определённой группы и наоборот; излишней креативности (творческой активности) соответствует излишняя рутинность и наоборот и т.д. Если в определённой организации есть рутинёры, то слава им! Ведь они порождают новаторов. Первые, удушая последних, ещё больше разжигают творческий пыл этих угнетаемых новаторов. Если, скажем, на музыкальном факультете создано крепкое ядро исполнителей-воспроизводителей-репродуцентов, то неизбежно появится противоположное ядро неисполнителей-композиторов. Композиторов будут воспроизводить исполнители, а исполнители - пополнять ряды композиторов. Кстати именно продуктивнейшие композиторы породили массу нетворческих (в композиторком смысле) личностей под названием „исполнители“, а исполнители, творя звуковую плоть в соответствии со своим духовным миром, породили тех, кто уже ничего вообще активно не творит – благодарных слушателей. Но не будь последних, не было бы ни исполнителей, ни композиторов. Для Бога все важны и никто ни больше и ни меньше. Кстати является ли немузыкант-слушатель нетворческой личностью – это ещё вопрос. Ведь, во-первых, он может творить и творит в какой-то другой области, и делает это с истинным вдохновением; во-вторых, он, слушая музыку, внутренне творит её в соответствии со своими фантазиями, ассоциациями, представлениями, духовными наработками, и – кто знает – может быть эта музыка намного превосходит написанную.


7. Диалектика взаимодействия
полюсов дуальной пары „творчество-рутина“.


    Основополагающей дуальной парой, которая неизбежно выходит на поверхность при глубоком взгляде на сущность мироздания, является универсальная дуальная пара „сущность - явление“. Спецификациями такой пары будут, например, следующие отношения:

1) „волна-корпускула“;
2) „добро-зло“:
3) „рост-увядание“;
4) „рельеф-фон“;
5) „живое-мёртвое“;
6) „восточное-западное“ и т.д.


    Познавая проявления жизни Вселенной в процессуально-временной последовательности, мы анализируем эти проявления с помощью встроенного в наше восприятие психического аппарата последовательного (исторического) анализа. На самом деле всё то, что кажется нам последовательно протекающим, протекает целостно, в одновременности, однако мы ещё не готовы понять и принять это. Следует отдать себе отчёт, что каждое понятие в условиях ментального мышления несёт в скрытом или открытом виде свою противоположность и что именно через образованную таким образом дуальную пару можно что-то (но далеко не всё) в рамках интеллектуального анализа познать. Так „творчество“ своим противополюсом имеет „нетворчество, рутину, безинициативность, застой, догматизм, рабское следование предписаниям, ретроградство, неприятие нового, подавление проявления в нас фундаментального – духовно-эволюционного творческого – качества Вселенной, болезнь, смерть“. Если бы не было творчества как основы жизни Вселенной, то не было бы и всей этой палитры противоположных малоприятных явлений. Не творить – значит обречь себя на психическую смерть. Последняя же ведёт к депрессии и в конце концов к преждевременной физической смерти. Итак творчество есть вопрос не только качества нашего существования (или яркая, полная творческая жизнь или пустая и пошлая нетворческая), но и вопрос нашего существования вообще.


8. Конфликтный дуализм художественного и рационального.
Собственные поэтические рассуждения о поиске
Единого-Недуального. Ученик как художественная тайна. 


    Искусство и наука как, соответственно, художественное и рациональное начала борются. В XX веке вышедшая на передний край общественного сознания наука деформировала само искусство, заключив последнее в стены некоей экспериментальной лаборатории. Расчленение целостных образов при передаче последних, рассечение плоскостей, объёмов, красок, тонов, тембров и вообще всех целостных моментов формообразования привело искусство к абсурду, т.е. к самоотрицанию своих истинно художественных возможностей, своей истинно художественной значимости. В нынешнем XXI веке искусство стремится восстановить свою первозданную – животворящую – функцию в обществе. Сейчас бродят идеи освобождения искусства и художника от гнёта рационалистического мышления, который был на них наложен техногенным и жестоким XX веком. Искусство возвращается в своё лоно – в лоно целостного, истинно живого, художественного постижения Вселенной, Человечества и человека.
    Не менее важно восстановление целостно-художественного подхода и в постижении ученика. Ученик, приходящий в класс композиции, как и вообще в любой класс художественного творчества, это – сама загадка, которую не следует отгадывать-разгадывать-препарировать. Тайна принципиально непостижима – этим она и прекрасна. Если же мы открыли некую тайну, убив последнюю, мы всё равно не познали её в той непостижимой целостности, которая была в первоначальный момент её эманации, ещё не уничтоженной исследователем и исследованием (как целенаправленной аналитической деятельности, неизбежно разрушающей объект исследования). Тайна прекрасна своей тайной:
 
Что же движет строку?
Что-то очень живое.
Этой вешней порою
ей вослед я бегу,

ощутить успевая
и почувствовать бездну
солнца игр и рая...
(объяснять бесполезно).

Я легонько касаюсь
безоглядного ветра
(то дано всем поэтам)
и строфами бросаюсь -

так родятся стихи:
из глубинного мира...
Шелестит строчек лира...
Они вечны, легки,

не имеют начала,
не имеют конца.
Их дождями свинца
время часто встречало,

но, скажите, смогло
уложить оно Лорку?
Время - детище морга.
А тут - трепеты слов,

не умеющих толком
о себе рассказать
иль законом предстать
в недоверчиво-колком

мире топко-земном.
Да, стихи не засолишь,
не убьёшь, не распорешь -
Они схожи со сном:

та же призрачность, смутность,
та же полиморфичность,
та же сверхнепрактичность,
пустота, неподсудность.

- Почему пустота?, -
спросит критик иной.
- Не скажу – стой – не стой
над моею душой.

В пустоте – высота,
в пустоте - чистота,
Там есть высший устой
над суетностью злой.

Критик, „Дао“ раскрой
иль про Будду прочти.
Бога, критик, почти
над своей головой... (С. Петриков, 01.11.2001-15.05.2003).

    Ученик как и стихи прекрасен своей неповторимостью, тайной души. Древний принцип врачей, идущий от бога врачевания Асклепия „не навреди“, должен действовать не только в медицине (к сожалению, в ней уже не действует в услових общего аналитико-расчленяющего мышления), но и в жизни в целом, в том числе и в педагогической. Естественно, когда отказывает интуиция, учитель ищет поддержки в области рационального, имеющего описанный выше „первородный грех“. Но такая замена не несёт радости ни учителю, ни ученику. Учителю требуется оживить себя через обретение слияния с Универсумом, тогда оживёт интуиция и, в свою очередь, оживёт ученик и урок, которые склонны мертветь вслед за сверхрационалистической системой мышления учителя. Очень важно воспринимать ученика как таинственный целостный творческий мир, по-минимуму сравнимый с таким мощным интегративным организмом как Культура определённого хронотопа, по максимуму равный Универсуму.


ЛИТЕРАТУРА


1. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект: Монография  / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с.

2. Афонина Н. О семантике и этимологии некоторых пространственных и временных понятий // Труды кафедры теории музыки. – Вып.1. – Спб: Санкт-Петербургская консерватория, 1995.– С. 124-158.

3. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1978.

4. Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание / Е. В. Герцман. - Санкт-Петербург: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003. - 384 с. - (Studia classica).

5. Добринская Е. И. Искусство и игра (культурологический аспект проблемы) // Художественная культура и искусство: Методологические проблемы. Л.: ЛГИТМиК, 1987. – С.136-145.

6. Иоскевич Я. Об изучении обратных связей // Методологические проблемы современного искусствознания. Л.: ЛГИТМиК, 1980. – Вып. 3. – С. 53-61.

7. Ланкин В. Г. Смысловая структура и уровни понимания художественного произведения // Анализ художественного произведения (вопросы эстетики и теории искусства). Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. – С. 16-31.

8. Милка А. П. Теоретические основы функциональности в музыке : Исследование / А. Милка. - М.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1982.

9. Муров А. Ф. Практические советы начинающим композиторам: Учебное посибие. – Новосибирск: НГК, 1989.

10. Пильгун А. Музыка как символ гармонии мироздания. Анонимный трактат „Сумма музыки“ и знаковые функции музыкального языка в музыкальной теории XIII – начала XIV веков // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М.: Изд-во ГМПИ, 1989. – С. 42-57.

11. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. – Л.: Изд-во „Музыка“. Ленинградское отделение, 1977.

12. Рыков В. В. К проблеме природы художественного творчества // Анализ художественного произведения (вопросы эстетики и теории искусства). Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. – С. 12-16.

13. Сторожко М. “Harmonia universalis“  Музыкальный миф XVII столетия и рождение новой концепции художественного творчества // Музыка и миф: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. – Вып. 118. – С. 62-74.

14. Судзуки Д. Т. Основы дзен-буддизма // Буддизм:Четыре благородные истины. – М.:ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – с. 309-846.

15. Успенский  П.Д. Tertium organum. - Санкт-Петербург: «Андреев и сыновья», 1992.

16. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для музыковедов консерваторий. - Чч. I, II. – M.: MГДОЛК, 1990-1991.

17. Halacy, D. S. Geheimnis Intelligenz. – Muenchen; Wien: C. Bertelsmann Verlag, 1970.

18. Pfitzner, H. Ueber musikalische Inspiration. – Berlin; Gruenewald: Adolph Fuerstner, 1940.

19. Suzuki, D. T. Studies in Zen. – NY: Dell, 1955.

20. Suzuki, D.T. Manual of Zen Buddhism. NY: Grove Press, 1960.

21. Suzuki, D.T. Outlines of Mahayana Buddhism. – NY: Schocken Books, 1963.

22. Suzuki, D.T. Studies in the Lankavatara Sutra. – L.: Routledge and Kegan Paul, 1968.

23. Suzuki, D.T. Der westliche und der ;stliche Weg. – Frankfurt/M.: Ullstein, 1971.

24. Suzuki, D.T. Essays in Zen Buddhism. Series 1-3. – L.: Rider, 1970.

25. Suzuki, D.T. Leben aus Zen. – Bern: O.W. Barth, 1979.

26. Suzuki, D.T. Mushin: Die Zen-Lehre vom Nicht-Bewu;ten. – Bern: O.W. Barth, 1987.

27. Suzuki, D.T. Zen und die Kultur Japans. – Reinbek: Rowohlt, 1958.

28. Watts, Alan W. Zen-Buddhismus: Tradition und lebendige Gegenwart. – Reinbek: Rowohlt, 1961.

29. Watts, Alan W. Psychotherapy East and West. – NY: Ballantine, 1969.

30. Watts, Alan W. The Two Hands of God. – NY: Collier Books, 1969.

31. Watts, Alan W. Myth and Ritual in Christianity. – Boston: Beacon Press, 1970.

32. Wehle, G.F. Die Kunst der Improvisation. - B-de I,II. - Hamburg: Musikverlag Hans Sikorski, 1950, 1953.

33. Wehle, G. F. Neue Wege im Kompositionsunterricht. – B-de I, II.
– Leipzig: Elite Edition; N. Simrock Musikverlag, 1940, 1941.

34. Westphal, K. Vom Einfall zur Symphonie. Einblick in Beethovens Schaffensweise. – Berlin: Walter de Gruyter & Co., 1964.

35. Wu, John Ching-hsiung. The Golden Age of Zen. – NY: National War College, 1967.

36. Yampolsky, P. B. The Platform Sutra of the Sixth Patriarch. – NY: Columbia Univ. Press, 1967.

37. Yampolsky, P. B. The Zen Master Hakuin: Selected Writings. – NY: Columbia Univ. Pess,1971.

38. Yu-lan Feng. A History of Chinese Fhilosophy. – Princeton: Princeton Univ. Press, 1952-1953.

39. Yutang, L. The Wisdom of China and India. – NY: Modern Library, 1942.

40. Zaehner, Robert C. Zen, Drugs and Mysticism. – NY: Pantheon, 1972.


Доктор иск., Dr. Петриков С.М.,
Алтайская Государственная Академия
Образования (АГАО) им. В.М. Шукшина, г. Бийск

Doctor of Arts Petrikov S.M.,
Shukshin Altai State Academy of Education (ASAE)

Questions of the duality
of perception in connection with composer creativity

Annotation:
The article deals with the duality of perception in the field of musical thinking in connection with composer creativity. The work also determines the types of musical-psychological perception, as well as the aspect of penetration into the content (essence) of a musical work through the barrier of form (phenomenon).

Keywords:
Musical psychology; duality of perception; ways to overcome the duality of perception; the development of creative processes and perception in time; a piece of music; integral musical representation (A-representation); detailed intellectual representation (U-representation); depth of music perception; monadiness, duadiness and triad of musical thinking, perception and creativity; ethical imperative in composer's creativity.

Адрес фото: http://www.profguide.ru/images/article/2/composer_217_b.jpg