Амадеус. Голосование. Игра в бисер

Мой Лирический Герой
Уважаемые Участники и Гости!

Объявляется голосование на конкурсе "Игра в бисер"

На конкурс было принято в общей сложности 20 стихотворений, в том числе 12 "клубных" и 8 "внеклубных" произведений. Все стихи были написаны непосредственно к конкурсу, поэтому бонусные баллы по этому основанию бессмысленны. В целях голосования все произведения случайным образом перемешаны внутри групп и выставлены в виде текстов.


Условия голосования.

1. Голосование раздельное по клубным и внеклубным произведениям. Голосование осуществляется открыто в рецензиях к настоящему тексту.

2. Авторы отбирают 5 лучших, с их точки зрения, "клубных", и 3 лучших, с их точки зрения, "внеклубных" произведений. Два "клубных" произведения следует выделить, как лучшие, плюсиком.  Одно "внеклубное" произведение также следует выделить плюсиком. За себя не голосуем.

3. Выбор автора, НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ членом клуба "Амадеус" (вне зависимости от участия в конкурсе) оценивается в один балл (если выбор с "плюсиком" – в два балла).

4. Выбор автора, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ членом клуба "Амадеус" (вне зависимости от участия в конкурсе) оценивается в два балла (с "плюсиком" – в три балла).

5. Дополнительное требование к голосованию! Помимо основного выбора, авторы должны выбрать 2 произведения, в которых, как им кажется, наилучшим образом вписано сложное для размещения в стихотворном тексте словосочетание "игра/игре в бисер". Произведений, в которых это словосочетание имеется в таком виде – пять: №№ 2, 4, 12, 2ВК, 3ВК. Вот из этих пяти произведений и следует выбирать требуемую пару. В этой части голосования выбирать себя можно. Победитель в этой части голосования получит три дополнительных балла при итоговом учёте. Занявший второе место – получит дополнительно два балла. Третье – один балл.

6. Приветствуются (но не предписываются) рецензии работ. Рецензии прошу присылать на почту. При подведении итогов рецензии будут опубликованы. Среди рецензентов также будут разыграны призовые баллы, где будут учтено и количество, и качество рецензий. Решение по премированию рецензентов будет принято с учётом мнения участников в обсуждении итогов.

7. Участники конкурса, как члены клуба, так и нет, голосуют в обязательном порядке. Отсутствие их голосования приравнивается к внеконкурсному участию.

8. Срок голосования – неделя, то есть до 4 ноября включительно.

9. Победитель конкурса, член клуба "Амадеус" получает 1800 баллов и клубный диплом, участник клуба, занявший второе место – 1400 баллов, третье – 1000 баллов.
Победитель "внеклубной" части получает (по решению ведущего, несмотря на недобор "внеклубных" произведений) "путёвку в клуб" и 800 баллов.
Будут и дополнительные награждения.



Пример результата голосования (с номерами, взятыми "от фонаря"):

Клубные произведения: 16, 34, 66+,67, 89+;
Внеклубные произведения: 21ВК, 30ВК+, 35ВК;
Дополнительное голосование: 18ВК, 27.
Рецензии отправлены на электронную почту ведущего.



Ведущий конкурса Белый Ящик.
bel_yash@mail.ru


А теперь прошу ознакомиться с произведениями. Делайте свой выбор.


===================================
ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КЛУБА:

1.

Быть собою

                "Поэтом можешь ты не быть,
                а гражданином быть обязан!"
                Н.А.Некрасов

Вечер над городом киснет,
Змейкой вползая в кресло.
Я не играю в бисер -
Это придумал Гессе.

Если тоскливым сплином
влезут сомнения в душу,
надо их просто сплюнуть
в мозг электронной подушки.

И разнести по свету
всё, что внутри кипело.
Быть иль не быть поэтом -
Разве лишь в этом дело?

Рвётся всегда, где тонко -
дня не проходит без боя.
Хочется хоть ненадолго
просто побыть собою.

Не сотворив кумира
из воровской чинуши.
Хочется: счастья, мира;
чтоб не плевали в душу.

Мысли сложить в катрены,
домыслы - в аксиомы,
лодку спасти от крена,
друга - от смертной комы...

Дню поклониться в пояс
и улыбнуться свету -
Хочется - БЫТЬ СОБОЮ!
а не играть в поэта!
_____________________________________

2.

Игра

— Игра в би, сэр.
— Игра в бисер?
— Нет, сэр, — игра в би.
Смешалось всё, как будто это миксер
перемешал деревья и столбы.
Играю в би — бипланы, биоритм...
слова соединяются с приставкой.
Природа ни о чём не говорит,
совокупившись с привокзальной лавкой.
И лавка не расскажет ни о чём,
поставленная не для красноречья,
и пьяный, подпирающий плечом
кусок стены, и жалость человечья —
им не дано себя ни оживить,
ни объяснить, ни выразить словами,
и только я связующую нить
и вытяну, и протяну меж нами
из хаоса, что грозен, как Хеопс,
точнее, как Хеопса пирамида.
Играю в би, и значит, я дорос
до сверхбиологического вида.
Что за игра — на метаязыке
соединяю прошлое с грядущим,
и прозреваю друга во враге
и самого себя, едва бредущим.
Играю в би — билеты, билетёр...
но строчки не нуждаются в билете,
когда они выходят на простор
невинные, как маленькие дети.
Играю в би — бизон, бивак, бином...
и поверяю чем хочу при этом
гармонию — расчётом ли, вином,
дурацкой шуткой, глупеньким советом.
Бизденежье, биссмертие... игра
разрушит грамматические нормы,
и я, как Пушкин, выдохну: «Пора...
пора, мой друг... все возрасты покорны...»,
все человеки самых разных стран
покорны поэтичному обману,
и это есть единственный обман,
в который верить я не перестану.
_____________________________________

3.

Игромания

Оригинальное название романа Германа Гессе «Das Glasperlenspiel»
переводится на русский язык как «Игра в бисер», но если spiel —
действительно игра, то Glasperlen — и бисер и фальшивые жемчужины.
------------------------

Игра в фальшивые жемчужины —
игра фальшивая, увы.
Игривой мыслью отутюжены,
блистали острые умы.

Они пикировались смело
на запредельном рубеже,
разя направо и налево
умы уставшие уже.

Они среди лукавых чисел,
преобразующих мотив,
твердили вновь: «Играем в бисер»,
как будто бисер не фальшив.

Я был готов без сожаленья
бежать от них на край земли,
когда бы вдруг стихотворенье
они в цитаты не вплели,

когда бы вдруг не зазвучала
певуче музыка стиха,
как обещанье и начало
и искупленья, и греха.

И я включился в игры эти,
поверив, что пришла пора,
что есть ещё на этом свете
стихотворящая игра.

И я играл — любовью, снами,
рифмуя явь и миражи,
пытаясь выразить словами
ещё не сыгранную жизнь.
_____________________________________

4.

Игра в бисер

Ну кому он, скажи, нужен –
твой стишок, что написан ночью?
Никому. И жена мужа
за него укорит – точно.
Друг прочтёт – и забудет тут же
(другу проза и кино ближе).
А в сети есть стихи лучше…
И на полках твоих книжных…
И, конечно, – игра в бисер.
Только бисер тот – дар божий.
Нынче время больших чисел.
Время стало людей дороже –
расплодились… А время сжато,
и потрескивает пружина.
Чтоб стихи сочинять, надо
аскетичным быть и двужильным.
Аскетичность – полёт птичий.
И цветы. И роса в поле.
Синтез чувства и безразличия
в маске слов. А слова – с болью.
Вот и делишься этой болью.
Мечешь бисер и сеешь бисер
с мыслью: в петлю залезть, что ли?
Или, может, в висок – выстрел?
Сколько их, кто решил проститься,
бисер свой разбросав без счёта!
Здесь остались роса, птица…
Там привратник, засов, ворота…
Там упрёк: не ценил Дар мой,
разорвавший твой мозг – в клочья…
…и кирпич там в стене Храма –
тот стишок, что ты стёр ночью.
_____________________________________

5.

Волшебство

Мир утренний пронзителен и тонок.
Застыла стрелка где-то на пяти.
И изнутри, несильно так, спросонок,
Стучится твой невыношенный стих.
Когда он там, песчинкою живою
Рождается, в себя вбирая Свет,
Неважно всё реальное. Собою
Он затмевает радости побед,
И горечь поражений, и утраты.
Забыв о буднях, ты его растишь…
И верится: ни в чём не виноваты
Слова, что прорастают по пути.

А век у этих слов бывает куцый,
Молчанья меч их может оборвать…
И всё равно, как кровь из раны, льются
И хлещут через край - опять - слова…
О, игры в бисер так неосторожны…
Так нужно ли подробно объяснять,
Что меч однажды всё ж покинет ножны,
Вонзившись под ребро по рукоять.
Но болью раскалённою сжигают
Тебя плетенья строф… О, не остынь,
Прислушайся: вот-вот она, нагая,
Строка родится, где хозяин – ты.

И, зная, что от жизни не укрыться
За строками романов и стихов,
Ты вновь растишь в себе синичку-птицу
Сомнений, покаяний и грехов…
_____________________________________

6.

Ген поэта

Такие игры не по нраву
не ощущающим полёт,
и если творчество отрава —
охотно травимся. Зовёт,

зовёт невидимое нечто
и увлекательна игра.
Играем в бисер и колечки
сложнее, ярче, чем вчера.

В одно движение попали,
в единый творческий поток,
течёт инъекция печали
в строке, а чаще, между строк.

Грешим наркотиком созвучий
и это вовсе не секрет,
что иногда намного лучше
стихами думает поэт.

Порой рифмованные думы
настолько кажутся легки,
что проза выглядит заумной
и замирает от тоски.

Забудь вопрос, — к чему всё это
в безумный, нестабильный век?
Возможно, это ген поэта,
возможно, — это оберег.

От серых буден, от безверия,
от разрушающих обид,
от войн сбесившихся империй
живое слово оградит.

       *   *   *

Была поэзия на плахе,
босой ступала на мороз,
но край есенинской рубахи,
как прежде рядом, меж берёз.
_____________________________________

7.

Играют в бисер чудаки

Крадётся ночь, как тать, в дома,
воруя свет дневной и время,
бросает в душу лиры семя,
даря подпитку для ума.

Играют в бисер чудаки,
с луной о вечном смысле споря:
нет счастья – есть покой и воля (с)
или добро и кулаки.

Иные бисером плетут
сюжеты из реальной жизни
и здравицы друзьям и ближним –
наверно, благодарный труд.

И спорят... нужен ли глагол,
какие в моде нынче рифмы,
о сочетанье логарифма
с романтикой бегущих волн.

Мысль изречённая – есть ложь (с),
был прав романтик и философ.
Поэт в душе флюиды носит,
с огнём и ветром чем-то схож.

Но слово – верный к правде путь.
И пусть глаголят графоманы,
шедевры пишет гений странный –
рассудит жизнь когда-нибудь.
_____________________________________

8.

Magister Ludi

Играет в бисер
Мой лирический герой
И правит чисел
Символическую роль...

Метаязык.
Темно сознание, лишь пот – ручьями.
И где азы?
Где ноль внимания, и по нулям ли?!

...Играет в бисер
Мой лирический герой
И правит чисел
Символическую роль...

Слуга иль раб?
В канонах перебор непостижимый.
Ругать масштаб?
Платон и Пифагор непогрешимы?!

...Играет в бисер
Мой лирический герой
И правит чисел
Символическую роль...

Дуэт ли? От
Смекалки и иронии – к примеру:
«Поэт лишь тот,
Кто алгеброй гармонию поверил!»

------------------------
Magister Ludi – каламбур: может означать как «мастер игры», так и «школьный учитель»
Каждое слово в стихотворении имеет свою рифмическую пару (то есть произведение является панторимом).
_____________________________________

9.

Бисерные рисунки

Играем в бисер. Честно ли, с интригами -
Нас подчиняет странная игра.
И чья рука моей незримо двигает,
Стряхнув желанья с кончика пера?

Когда на нить эмоций боль нанизывать
Тебя влечёт подлунною порой,
Ты вспомнишь всуе дальнего ли, ближнего –
И на странице – вот он, твой герой.

Изысканными линиями, плавными
Выписываешь тщательно сюжет,
В него вплетая лунности расплавленность,
И блик, и зыбкий промельк в вираже.

Из тихих слёз и бисеринок нежности
Он чётко проступает, не спеша –
Рисунок жизни чьей-то. И, конечно же,
В нём дышит и волнуется душа.

И ты, не зная сам, где быль, где вымысел,
Мечте, давно разбитой, вопреки,
В роман стучишься, что за скобки вынесен,
Куда стучаться, в общем, не с руки.

И вдруг поймёшь, что всё уже прописано,
И что герои свято верят в ложь…
А ты всё продолжаешь игры с бисером –
И новые рисунки создаёшь…
_____________________________________

10.

опять играю в бисер…

опять играю в бисер… или бисер
играет мной, разбрасывая смыслы?
эпохи поднимая коромыслом,
мир убегает вдаль походкой лисьей,
а пыль эпох на мне уже осела,
в исходной точке я почти нетленна
стремясь острее слышать пульс вселенной,
я из ушей вытаскиваю серу,
бегу в потоке римских легионов,
ловлю елей христовых предсказаний,
стою на древнегреческом базаре,
как Диоген стоял во время оно...

а бисер рассыпается словами,
похожими на огненные искры,
но ими я опять легко и быстро
жонглирую у всех над головами.

магистр игры, познавший суть искусства
сновать везде/нигде багдадским вором...
мне вслед глядит мой одинокий город,
который год уж, снова мной не узнан,
а я играю в бисер...
_____________________________________

11.

Играю в бисер

Играю в бисер...и не я одна.
Зачем играем? Может это странно...
Несовершенства, достигая дна,
находят мысли камушек стеклянный.

На дне печали, в недрах суеты
всегда забыты мелкие крупицы,
и не бывают никогда пусты
шкатулки, сохраняющие лица.

Шлифуем форму, подбираем цвет,
тем интересней бисероплетение,
когда под каждый выбранный сюжет,
в гармонии и тон, и настроение.

Неумолимы времени тиски,
осядет пылью подражанье моде.
Один плетёт, как штопает носки,
другой, как будто музыку выводит.
_____________________________________

12.

                ***

                Империи зла и добра вместе
                погибли, но я не молюсь.
                Лишь перечитаю роман Гессе,
                где ставлю, то минус, то – плюс.
                Пусть мир теперь совсем другой, снова
                задумаюсь, а стал бы я
                Магистром, преданным слугой слова,
                своим в стране Касталия?

                Где для спасения нации – правила сложной игры.
               Нового нет – комбинации старых размеров и рифм.

                А может проснуться и стать ближе
                корням и земле, точно Кнехт.
                Вернувшись к народу, что я вижу? –
                рулит поколение Next.
                Надеждой вспыхнув, но сгорев быстро,
                переборов бессилья миг,
                извольте, я готов к "игре в бисер",
                но только не со свиньями.


===================================
ВНЕКЛУБНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

1ВК.

Стекляшки слов подобны пустоте

Ты замираешь. Вместе с тишиной
пред вечными загадками Софокла
твоя душа косым дождём намокла,
не став иной.

Вокруг дома, машины, суета...
Наедине со словом, как Тиресий,
ты замечаешь, что неинтересен
весь мир.

Тщета
попыток человека быть собой
чревата всемогуществом эриний...

Под кипарисом где-то — Старший Плиний.
Шумит прибой.

А ты сложить пытаешься слова:
играешь в бисер и уже неважно —
игра ли это, мистика иль даже —
судьбы канва.
_____________________________________

2ВК.

ИГРА

А ты думал: все так просто? Взял поиграл в бисер? Слова твои в окнах РОСТа теряют первичный СМЫСЕЛ. Слова растут как деревья. Слова изначально тонки... Ты даришь им толстую шкуру и шепчешь – пардон, подонки!
Заплывший фингал под глазом. Сумерки мирозданья звенят, как китайские вазы, теряя свои очертанья. Заходишь, чувак, в пивную – помни о злой стихии, может быть, не умру... я... (озвучив свои стихи... я)
Поэзия в этом мире ценится, несомненно. Твоей головой, как гирей, в залитые пивом стены... И ты – не Магистр, не Воланд, – новый рождаешь вы*ер. Бьются о берег волны. Это игра в бисер.
_____________________________________

3ВК.

Алгоритм

в дымном угаре века, в ритме шальных скачек
таймер с резьбы съехал, таймер уже плачет.
страшно смотреть в завтра, поздно менять кредо,
глупо искать правду в месиве лжи и бреда.

зло побеждает в мире. поступь беды ближе. 
надо бежать, милый? я не могу - слышишь?!.. 
ты затворил двери, плотно закрыл ставни,
остановил время - и показал камни...

я догадалась, милый - это игра в бисер!
будем искать смыслы в хаосе букв и чисел,
будем искать знаки в нагроможденьи звуков,
будем слагать пазлы, следуя чистой науке.

будем верстать строфы: радость - тугим ямбом,
нежность делить на стопы... не торопись, ладно?
дактиль или анапест?... нюансы...изысканность вкуса...
наш  алгоритм страсти... метаязык чувства...

можно добавить красок  -  радужной акварели..
музыка - для контраста! флейта, гобой, свирели...
нежное аллегретто...  скрипка вступает соло...
тихо - рояль... крещендо... громче и громче, словно...

слышишь аккорд гуще? это орган баха...
или гремят пушки? это музыка краха.
ты уронил камни... это пришли за нами.
мы ведь давно знали тайную суть знаков...
_____________________________________

4ВК.

Госпожа моих бессонниц

Брожу одна в мечтательной стране
(Зачем средь спешки, суеты, лукавства
Портал открылся, выбросив вовне?):
- Престранный мир, ну, здравствуй!
Здесь общество блистательных умов,
Что делятся со мной секретом слова:
Не одиноко, но светло и ново
Греть душу возле творческих костров.

Забуду вновь о времени, смотрясь
В текучее ментальное пространство,
В нём плаваю, как в быстрой речке - язь,
И наслаждаюсь выдумкой убранства.
Но мир напоминает о себе,
Врываясь жёстко, требуя возврата,
Я каюсь, что беспечна, виновата,
И возвращаюсь к суетной рабе.

Но чуть отпустит - снова уплыву:
Пристрастие ума - игранье в бисер.
И снова не послушаю молву,
Кричащую о том, что смысла - мизер.
Мне скажут: "Хрень придумана тобой!
Нам не понятен сумрак размышлений.
Способность есть, но ты - совсем не гений.
Остынь, вернись в реальность, будь простой!"

Но как вернуться, если вот волна
Несёт, ласкает, тянется и дышит,
И манит смысловая глубина,
И в небесах узор чудесный вышит!
В ларце души упрячу, сохраню
На время госпожу моих бессонниц,
И ритм стихов, как скок прекрасных конниц,
Услышу вновь, и вновь предам огню.
_____________________________________

5ВК.

   * * *

Что есть стихи?.. Плоды?.. Душа творца?..
Иль бабочки внутри большого храма?
Мельчайшей жизни сон и амальгама,
Узоры крыльев, слабая пыльца…

Как листья, тот же бисер смыслов, слов.
Сегодня - жизнь, а завтра – под ногами
ненужный хлам, затёртый сапогами,
который просто сор среди миров.

А если подобрать его печаль,
согреть в ладони одухотворённой,
внести домой, как осени корону,
сорвать покров, молчания печать

И озарить неповторимый миг
упрямством и терпеньем человека.
Флориста ли руками обогретый,
наверно, каждый лист заговорит.

В прожилках потечёт древесный сок
и улицы мелодия простая,
как с грампластинки, ширясь, нарастая,
въявь зазвучит, свершая оборот.

И зашуршат эпохи голоса,
проявятся потерянные звуки.
Любовников ночных сплетутся руки,
возникнет мир, ладони у лица.

На золотой цепочке оберёг,
минуты счастья, суета вокзала,
что для двоих существ прошедшим стало,
а на листе просыпан бисер строк.

Оглянешься – аллея вся в стихах.
А началось простой игрою в бисер...
На тротуарах мокнущие листья,
святого лета позабытый прах.
_____________________________________

6ВК.

где Гессе

                Мой друг, зачем о молодости лет
                Ты объявляешь публике читающей?
                Тот, кто ещё не начал, - не поэт,
                А кто уж начал, тот не начинающий!
                С.Я. Маршак
               
                Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего
                перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими
                и, обратившись, не растерзали вас.
                «Евангелие от Матфея гл. 7, ст. 6»

Приснился очень странный сон…
разбросанный я собирала бисер…
Квадратный друг стал биссектрисой,
где круглый в радиус влюблён.

Бессмыслицы и поиск истин
чрез опыт пылких ярких грёз.
Я без соплей и мыльных слёз
Поэзию хочу очистить

От лживых наносных идей,
где хаос Люцифера правит балом,
где лица попраны забралом.
Под маской - третий прохиндей.

Рекламные сюжеты в теме…
Несчастная заветная юдоль-
у каждого любимая мозоль,
чем каждый чуточку беремен…

Играем в бисер, господа!
Святыни псам не по карману…
Мой путь вам кажется туманным?
Не стоит в панику впадать…
_____________________________________
7ВК.

   * * *

Поэзия и жизнь навеки - навсегда
Продлением друг друга стали,
Когда б стихи мы не писали -
Читая их мы чувствуем всегда!
И пусть они не каждому понятны,
пройдут года,
А может и века, и в новой эре
Вспыхнут словно пятна,
Забытые когда-то фразы из стиха!
Поэзия она и жизнь и развлечение -
Играем в бисер, что тут говорить,
Но знаю я, что не затмить свечения,
Когда нам автор мир свой отворит!
_____________________________________

8ВК.

Игра в бисер

Играю в бисер…
Или вышиваю, точно бисером,
канву своих стихов…
Игра или зависимость
От рифмы, строчек, слов?
То музыкой во мне душа поёт,
И льётся нежностью прекрасной,
То вдруг уходит всё… А где полёт?
И я решаю уравнения напрасно…
И жду своих читателей –
Вдруг кто-нибудь зайдёт и восхитится?
Порой томлюсь, как в клетке птица…
Махну рукой, начну реально жить,
Слова, как бисер… снова просят нить
Покрепче взять… поярче краски!
И я играю от души,
С себя с любовью снимая маски…
В гармонии, в тиши…

===================================

Удачи всем авторам!

Ведущий.