Моряк с крейсера Аврора

Белые Розы Сибири
 Тимофеева Надежда,  Венгерово
               
 Декабрь 1958 года.
К нам в дом с белыми клубами морозного воздуха, от которого в доме запахло свежестью и холодком, вошла сестра моей мамы Дерябина Наталья Ивановна. Отряхнув от снега валенки и развязав на шее шаль, села к столу. – «Лена, я к тебе за помощью. Вчера умер мой сосед Волков Михаил, Александровна попросила меня постряпать на поминки.  Дело соседское как не помочь. Утром поставила квашню уже подходит, помоги раскатать, да и хворост надо бы сделать». «Конечно, пойдем, помогу. Осталась одна Аксинья трудно ей будет. Хорошо, что зарегистрировались, будет пенсию его получать». 
-«Из райкома приходили, завтра матросы  из Ленинграда приедут на похороны, видно и впрямь дед был знаменитый, моряком служил  на Авроре во время революции. Сказали, хоронить будут с воинскими почестями».
 Прошло почти 60 лет, и вот нынче я вспомнила этот разговор и решила расспросить  людей старшего поколения про Волкова Михаила Сергеевича, но никто подробностей его жизни не помнил.
 Какая же была радость, когда я  узнала, что в хранилище нашего районного музея хранится очерк газеты Советская Сибирь от 14 июля 1957 года « Моряк с «Авроры».
 Свидетельство о регистрации брака  Волкова Михаила Сергеевича и Волковой Аксиньи Александровны.
  Удостоверение №5 «Бывшего красногвардейца и Красного партизана».  Владельцу данного удостоверения  и его семье предоставляются льготы и преимущества, предусмотренные постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 13 января 1930года.
 Почетная грамота за доблестный труд в ВОВ 1946 год.
 Из очерка я узнала, что последние годы своей жизни Михаил Сергеевич работал сторожем в Райкоме партии и здесь при встрече с корреспондентом Советской Сибири он рассказал про свою очень не простую судьбу.
 Родился Михаил Сергеевич в 1885 году в селе Кочасово Горьковской области.
 В семье он был седьмым. Отец Сергей Волков от зари и до зари трудился у помещика отставного генерала Плутченко. И хоть рады были родители появлению сына, но чем прокормить, обуть, одеть детей.. Поэтому пришлось Михаилу самому с пяти лет кормить себя. Вначале, просил милостину, а потом работал на помещика пас гусей, свиней.
 К 17 годам любознательный парень самоучкой постиг грамоту и уже сам читал книжки. Удавалось иногда читать  и политические прокламации у ссыльного фельдшера Николая Климентьевича, где говорилось о лучшей неведомой для него жизни.
 Вскоре ему удалось устроиться на пароход, что совершал рейсы по Каспийскому морю. Приходилось быть и матросом и кочегаром и рулевым.
 В 1908 году Михаила призвали на царскую службу и его здорового и смышленого парня направили во флот. В первую зиму обучили стрелковому делу, а потом отправили в машинное отделение. 
 После демобилизации в 1912 году, он не вернулся на родину. Уехал в Баку и там поступил на пароход «Линберг».
 Во время первой мировой войны Михаила Сергеевича переводят на Черноморский флот, здесь он знакомится с коммунистами, читает революционные листовки. Участвует в тайных заседаниях партячейки.
  Михаил Сергеевич вспоминает:
«Однажды тайно собрались в кубрике прочитать очередную листовку в качестве страховки взяли с собой правительскую газету, перед каждым членом ячейки поставили по стакану с чаем. Неожиданно в кубрик зашел командир. Что делать? Чтобы спасти и себя и товарищей от каторги, пришлось съесть листовку и запить чаем.»
 Вскоре Волкова перевели во Владивосток на корабль «Чесма». Во многих странах  пришлось побывать, многое в жизни понять.
 В августе 1917 года Михаила Сергеевича, как активного участника революции, списали на крейсер «Аврора». Комиссаром крейсера в то время был  Александр Белышев.
 На корабль часто приезжали представители Центрального Комитета большевицкой партии. К тому времени вся команда состояла в партии большевиков.
 В ночь на 25 октября 1917 года крейсер «Аврора» стоял у франко-русского судостроительного завода. Военно-революционный комитет дал приказ перевести крейсер к Николаевскому мосту. Комиссар крейсера и председатель матросского судового комитета Александр Белышев пришли к командиру корабля лейтенанту Эриксону и предложили немедленно выполнить приказ Военно-революционного комитета.
 Но он запротестовал: -« Мы сядем на мель. Не позволяет фарватер».
 Тогда матросы решили сами промерить глубину Невы. Старшина рулевых и сигнальщиков Сергей Захаров сел в шлюпку и, презирая опасность (кругом несли охрану юнкера) сделал это. Фарватер оказался проходимым. Крейсер вовремя прибыл к месту назначения.
 Ровно в 12 ночи раздался исторический выстрел «Авроры» - первый салют, возвестивший рождение нового мира. По этому сигналу революционные полки двинулись на штурм Зимнего дворца.
На вахте в машинном отделении стоял Волков Михаил Сергеевич.
 Сбылась его мечта, взлелеянная еще в детстве. Отныне земля принадлежала не помещикам, а тем, кто её обрабатывал.
В декабре 1917 года Волкова свалил тиф. Оправившись после тяжелой болезни, он вернулся на родину. Но и тут он не мог сидеть в стороне. Вместе с другими мобилизованными товарищами создал партийную организацию, комитет бедноты. Как могли, боролись с врагами молодой Советской власти.
Но,  его вновь манило море. И в начале 1919 года он уходит на красный флот. Его назначают старшим машинистом на корабль «Зарница».
  Однако здоровье вновь подводит Михаила Сергеевича. Его списывают с корабля и отправляют в части особого назначения (ЧОН), борьба с дезертирством.
 В 1925 году Михаила Сергеевича направляют в Сибирь, поднимать сельское хозяйство.
 Собрав немудреные пожитки, отправился он с женой Аксиньей Александровной, маленьким сыном Александром и дочерью Анной в далёкий путь.
 Здесь, в селе Туруновка Венгеровского района, у них рождаются еще  две дочери Мария и Прасковья. 
  Почти десять лет прожили Волковы в Туруновке. И опять Михаил Сергеевич не оставался в стороне от общественной жизни села. Его избирают председателем Сельского Совета, затем председателем им же созданного кооператива «Большевик». Но дети подрастают, нужно давать образование, в 1934 году Волковы переезжают в село Венгерово, где покупают небольшой домик на улице Буденновской (Советской). Трудную, полную испытаний и труда прожил жизнь Михаил Сергеевич.
       Умер Волков Михаил Сергеевич 14 декабря 1958 года. Выросли и его дети. Сын Александр пошел по стопам отца - стал военным.
Дочь Анна Михайловна медицинской сестрой. Прасковья врачом.
       Прошло время. Теперь на улице Советской, на месте дома Волковых построен новый красивый дом, где  проживает семья Лазоренко. И никто уже не помнит, что здесь, на этом месте, в ветхом домике, жил легендарный человек Волков Михаил Сергеевич участник Великой Октябрьской социалистической революции.
По- разному сейчас можно относиться к Великой Октябрьской революции. Но смотря правде в глаза, с уверенностью можно сказать – что не могло время Советской власти быть плохим, когда историю создавали такие легендарные люди.