Искусство. Кодекс самурая

Ромм Наумович Михаил
Существуют утверждения, которые следует принять тому, кто занимается искусством, во избежание разочарований.

Первое.

Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно.
Это звучит парадоксально, но только на первый взгляд.
Если вдуматься, художник принципиально не может найти адресата для своего творчества. Произведение это не послание кому-то, оно самодостаточно. Даже сам он, по отношению к своим творениям, не является адресатом. Ведь время меняет всё. Тот, кто создал нечто, уже в следующий момент – не совсем тот же самый человек. По прошествии же нескольких лет, он вообще воспринимает созданное им отстраненно. Тем более художник не может и не должен связывать себя тем, что кто-то скажет или подумает.
Отсюда следует, что нет никакого смысла, который можно было бы гарантировано вложить в свое произведение. Ведь, если искусство не имеет адресата, то и послание в нем не содержится, а то, что будет прочитано зрителем непредсказуемо. Сказанное не означает, что содержание любого произведения не имеет смысла, просто смысл этот неуправляем.
Отсюда же вытекает и бесполезность. Не потому, что никто не сможет извлечь для себя пользы из произведения, а потому, что невозможно предсказать в чем будет заключаться эта польза, а следовательно, глупо надеется сознательно сделать произведение полезным.
Ни поучать, ни развлекать, не ублажать адресата творчества нельзя, если этого адресата не существует.

Второе.

Успех опаснее неудачи. И опять, Вы скажете, как же так? Но принимаем ли мы тот факт, что «успех» и «неудача» – категории, существующие только в рамках парадигмы времени? Что такое успех, как не достижение поставленной цели? Но где уверенность, что цель была поставлена правильно? Где уверенность, что достижение цели сегодня, не отразиться в будущем негативно? Кроме того, достижение определенного успеха предполагает установку нового рубежа, который нужно преодолевать, а усилий для преодоления нужно всё больше и больше. Неудача же не дает ничего, кроме опыта и перспективы роста. Разумеется, нельзя стремиться к неудаче, ведь тогда она станет целью, достижение которой превратится в успех. Однако, речь не о том, к чему стремиться, а о том как воспринимать результат попыток.
И вот — прописная истина — «человек творит, поскольку это его предназначение — творить». Награда его заключена в самом творчестве. Смирившись заранее с тем, что ни слава, ни публика не ждут впереди, и что возможно, результат творчества будет уничтожен, только так, очистив свои мысли от суеты, можно предаться этому служению. Таков путь самурая.