Гимностальгия и ностальгимн

Шеймон Йу
Переживаемое в начале ноября 2017 года юбилейное событие подтолкнуло меня предложить читателю, мягко говоря, малоизвестный текст из моего архива. Много лет назад я сочинил оный материал как смысловое пособие по обозначенным позже пресловутым «духовным скрепам». (Имея в виду потенциальных авторов ожидавшегося к 2000-му году нового гимна РФ). Если память мне не изменяет, посылал один экземпляр «поэту Осеневу» (функционеру КПСС и КПРФ Лукьянову), другой – в еженедельник «Совершенно секретно», прикосновенный к формально объявленному конкурсу.
Однако, что было дальше, все знают. Не боюсь дать определение: апробированный властями ущербный вариант. с высокой степенью безответственности изготовленный    боги знают кем* - под именем Сергея Михалкова. И с обозначенной поры, как я считаю,сей суррогат наносит существенный урон самосознанию российского общества.

* Ниже аргументирую мои сомнения, а пока вот ссылка: http://www.eg.ru/politics/2953/.

Чем могу это доказать?
Кто бы как ни относился к поэтическому наследию С. Михалкова, но было бы глупо сомневаться в его отменном профессиональном чутье.  Так мог ли сей маститый автор, будь он в здравом поэтическом уме, не заметить потрясающих «детских» ляпов?

1. «Ржавая держава»?
«Россия священная наша-де РЖАВА!»: ничего не стоит в любой официальной обстановке поющему охальнику вот таким манером безнаказанно посрамить гимн, исподтишка игнорируя синтаксис и напирая на глумливую цезуру. 
 
2. Кому мы отдали наши реки, горы и даже меридианы?
«ШИРОКА страна моя родная, Много в ней лесов, полей и РЕК!». («Песня о родине». 1936 г. Слова Вас. Лебедева-Кумача, муз. Ис. Дунаевского).
«Родимые, любимые леса, поля и ГОРЫ!» («Марш Юннатов» из к/ф «Огни на реке». 1953 г. Слова Сергея Михалкова, муз. Анат.Лепина).
Но:
«ОТ ЮЖНЫХ МОРЕЙ ДО ПОЛЯРНОГО КРАЯ / Раскинулись наши ЛЕСА и ПОЛЯ». (Да еще «полярный и поля» в одной строке. - Фу, что за неряшливость, тов. Михалков! - попенял бы Иосиф Виссарионыч, будь он жив).
Сравните традиционный русский фольклорный зачин, охотно используемый и в сакральном патетически-патриотическом  творчестве. Насколько он органичен в «Песне о Родине», но убог в устах незадачливых эпигонов.

3. «Одна ты на свете, одна ты такая»
Гимны разные бывают. Их функция – держать тонус имяреков на высоте, подкачивать их самооценку, а наряду с тем – поддерживать уважение с «забугорных» сторон. Невзирая на формы, в которые отлились. «Марсельеза», к примеру, как некий талисман, исторически сплачивающий французов.  «Рул, Бритн» призван возобновлять ощущение мирового лидерства.
(Беспомощность определения "ты такая" - зашкаливает. И даже заставляет вспомнить скабрезный стишок "Я не такая - я жду трамвая!". Но дело даже не в этом, хотя и...).
И т.д. Советский гимн не был исключением среди прочих, каковым, в т.ч. и по степени текстуального графоманства, является сегодняшний российский. На любом фоне, будь то даже пресловутое «Еще Польша не сгинела» (вариант: Украина не загнулась), неудачный гимн РФ звучит, не говоря уж о стилистических несуразицах, беспрецедентно вяло. Возможно, такова и была политическая задача, сохранившаяся по инерции от предательских «90-х»?
Среди особенностей гимнов, каким бы государствам они ни принадлежали, экзальтация и гиперболичность – самые что ни на есть органические свойства. Но даже сочинителям, например, «дойчланд, дойчланд юбер аллес» не пришло в голову предложить согражданам уж напрочь отключать мозги, замахнувшись на что-то вроде «дойчланд, ду бист аляйн ин дер вельт». По моему искреннему убеждению, принцип «Мели, Емеля, твоя неделя» абсолютно несовместим с профессиональным  гимнотворчеством, какую страну либо сферу ни возьми.

4.  «Так было, так есть и так будет всегда!»
  Это лишь на первый взгляд чудится, что у опуса номинально суть два автора, один из которых - лишь благодаря единой уцелевшей от предыдущего гимна строчке. Ан, приглядишься - их целых три. "На третьим будешь?" из глубины веков с неожиданным энтузиазмом отозвался баснословный Екклезиаст. Хотя, что говорить - так и не изменив своей фирменной унылой манере. Увенчавшей, что называется, здание...
 Однако же вглядимся в моменты коллективного исполнения «неомихалковского» на официальных мероприятиях. Руководящие лица стоят навытяжку, но при этом многие - с каменными, пардон за тавтологию, физиономиями, с накрепко сжатыми челюстями. (По-ребячьи хитрый вариант - разевает рыба рот, да не слышно...). Великое изобретение под названием фонограмма ("фанера") оглушительно и бодро покрывает их смертный грех.
А мне мнится, что как раз в последней строке новогимна (не считаю припев) и без того неискренний пафос окончательно выродился в неумное, пустое бахвальство. Да еще и способное «нежданчиком» бередить в историческом подсознании «бывших совков» известные с легкой руки одного классика «несвоевременные мысли».
Что же касается жесточайше безграмотного «висячего» употребления строки «Предками данная мудрость народная!», то приписать сей перл С. Михалкову мое графоманское сознание, ну, просто, начисто отказывается. Что ж, «мертвые сраму не имут»... как, впрочем, и бессмертные по определению рифмачи-халтурщики вкупе с  показательно  равнодушными к декларируемой «великой славе» чинушами.

* * *
В.Н.Еремеев.
НОСТАЛЬГИМН

Восславим Россию великую нашу,
Сыновней / дочерней любовью её освятим!
И мир нам желанен, и подвиг не страшен,
За счастье народа мы жизнь отдадим!

Припев:
Русью сплоченная Родина светлая!
Вынесла много ты мук и тревог.
Радостно жить тебе многими летами
Верим, помогут и Разум, и Бог!

Пускай не в упрек нам минувшие тени:
Един всей планете Истории счет!
Мы в битвах СПАСАЛИ судьбу поколений,
И это запомнил российский  народ!

Ни смутным эпохам, ни бедам, ни войнам
Российскую честь не подмять, не отнять.
Отеческой славы потомки достойны,
Умея державу свою сохранять.

Веками в согласье здесь жили народы,
Их мирный завет мы забыть не должны.
Добившись святой и желанной свободы,
Да будем, как кровные братья, дружны!

Полны наши земли сокровищ безмерных,
Обширны, как прежде, пространства вокруг.
Цвести им столетья трудом наших верных
Сыновьих / дочерних хозяйских, заботливых рук!
                -0-