Что считать успехом? Для сомневающихся авторов

Творческая Мастерская Алкоры
(Статья для сборника «СТИХИ.РУ. ИЭ для Чайников»)

Подумала, что было бы неплохо дополнить свой сборник  «СТИХИ.РУ. Инструкция по эксплуатации  для Чайников» еще одной  статьей и еще раз поделиться своими соображениями  о конкурсах сайта. Зачем эти конкурсы? Какие они? Что считать успехом участия в конкурсе?

 Я давно уже не работаю в Фонде ВСМ, где проводятся специальные конкурсы для начинающих авторов и, казалось бы, зачем мне опять поднимать эти вопросы, ответы на которые очевидны для  авторов, уже прошедших огонь и воду обольщений и разочарований и все равно оставшихся верными нашему сайту! Они-то точно знают, что  считать успехом своего творческого пути, а на что не стоит обращать особого  внимания. Но мою  "Творческую Мастерскую" посещают (читают статьи и участвуют в конкурсах) не только мастера и старожилы сайта, но и начинающие авторы. Не в том смысле "начинающие", что они ПОКА ЕЩЕ не поэты (хотя бывают и такие!), а в том, что  они зарегистрировались здесь относительно недавно и пока не знают    истинной величины  своего поэтического таланта. )))

Почему?  Потому что в наши странные времена талант и умение автора больше не исчисляется числом изданных им книг (если есть деньги - любые ваши творения с радостью напечатают!) и даже не определяется перечнем почетных званий и принадлежностью к разным СП. Увы. В наше странное время далеко не всегда человек со званиями профессионального литератора хорошо владеет русской речью, чего уж там говорить  о его литературной или поэтической грамотности!...

Из количества полученных отзывов тоже мало что о себе поймешь - их число скорее  отражение нашей общительности: чем больше мы пишем отзывов другим, тем больше можем получить их в ответ в качестве благодарности или знака вежливости. А что там в отзыве, насколько этот отзыв  по существу, насколько он правдив и  правилен  - это дело темное: слепые ведут слепых...

Я тоже долго всем этим маялась и на каком-то этапе пришла к выводу, что самый объективный  и при этом бесплатный способ самооценки (не вообще "самый-самый", а из  всех доступных мне!) - это участие в анонимном конкурсе. Где мои стихи судят одни люди (обычно сами неплохо пишущие), а участвуют в конкурсе другие, имен которых судьи не видят и совсем не испытывают потребности узнать их имена (даже если это и технически  возможно) по причине слишком большого числа принятых  произведений  и слишком малого количества собственного свободного времени на любую  конспирологию.  В конце концов, зачем членам жюри  эти имена? За работу ни судьям, ни участникам денег не платят, на  рост личной карьеры конкурсы сайта влияния не оказывают, а вот  как школа мастерства (бесплатная, но очень эффективная) конкурсная работа полезна и тем, и другим.

Знаю, знаю: дьявол кроется в деталях. Очень важно уточнить эти детали:  какой конкурс, и какие судьи. Если конкурс заявлен почти на свободную тему или с минимальным конкурсным заданием (типа, присылайте ваши стихи про... еду, машины, детей, лес, погоду и т.д),  то на суд вам подадут  все, что есть, невзирая ни на стили, ни на жанры. А разные по стилю написания стихи имеют совершенно разные подходы к их написанию. Судьям тоже на таких всеядных конкурсах легко - отбирай, что  "понравилось" и включай в шорт!  Сумма очков выявит победителя, который  потом эти стихи будет с маниакальной настойчивостью подавать  на все другие конкурсы, хотя бы отдаленно похожие по теме... И что? Много ли пользы от такой работы как участникам, так и судьям? Немного. Хотя и это лучше, чем совсем ничего. И авторам не скучно, и новых друзей завести можно. Для обмена отзывами!

Я в своей Творческой Мастерской больше симпатии испытываю к учебным конкурсам. К тем, что не только выявляют лауреатов с дипломами, но еще и чему-то учат. Например, разбираться в технике написания каждого отдельного  жанра - чувствовать его, использовать разный стиль речи и разную композицию, по-разному подавая задуманное содержание и обращая внимание на специфическую лексику каждого жанра (что хорошо по выбору слов в одном случае, не годится в другом!). А еще учебные конкурсы - это обретение полезного навыка пишущего: нам нужно научиться управлять процессом сочинительства - писать не только по настроению, но и по заданию - на предложенную тему. Мы все (и я не исключение) последнее  очень не любим: нам всем вдохновение и сильную эмоцию подавай! Но иногда самые лучшие наши стихи, причем, неожиданно для нас,  получаются не на выплеске чувств, а именно в процессе этой сознательной и вдумчивой работы над текстом. Вдохновение - это здорово, это подарок судьбы, да только оно гуляет само по себе и по приглашению к нам не ходит! ))).

Учебный конкурс - это всегда сразу несколько задач, которые поставлены перед участником в конкурсном задании. Там не только тема стихов, но и способ их исполнения -  КАК надо подать предложенную  тему, каким языком, в какой манере. Иногда - какими техническими средствами. В таких конкурсах и участнику не просто, и судье: одним "понравилось" не отделаться, приходится  вникать в исполнение каждой работы, думать, вспоминать теорию, а значит  самому  учиться новому! Учебные конкурсы - это школа для всех: для участников, для членов жюри, для организатора конкурса, который больше всех должен четко понимать, чего именно он хочет от других и зачем...

Конечно (дьявол кроется в деталях) - никто в учебных конкурсах над нами не стоит, нас не понукает и не контролирует (разве что Председатель Жюри иногда прозрачно намекнет, мол, подумай, что подаешь...). Все заявки участников (даже вовсе не читавших все объявление о конкурсе целиком!) будут приняты, судьи все стихи прочтут и решение свое примут. Но и судьи - тоже люди!- от ошибок и от собственной невнимательности не застрахованы - иногда и лишнее в шорт пропустят... Но вряд ли  все судьи сразу!! Попадание вашего стихотворения в таблицу мест  итогового протокола конкурса, особенно если вас отобрал не единственный судья, а сразу несколько - ЭТО ВАШ УСПЕХ! Это наиболее объективная оценка качества ваших стихов и вашего умения.

То что вы лично в этот раз "ОПЯТЬ НЕ ПОПАЛИ В ПЕРВУЮ ПЯТЕРКУ" и значит "ОПЯТЬ ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ  ДИПЛОМА" - вот это - как раз случайность!  Расстраиваться из-за этого совершенно не нужно. Почему?

Расставить количество очков внутри отобранной десятки лучших стихов из 50, а то и из 70 поданных  - это самое трудное в нашей судейской работе. Кто судил, тот знает. Как ни долго перебираешь  эту десятку очень достойных стихов, все равно сомневаешься, не зная, как их расставить, кому сколько дать в пределах заданных правил! Элемент случая при распределении очков  всегда присутствует. Поэтому не надо огорчаться, что вы "опять не лауреат". Лучше радуйтесь, что вы в таблице мест, что ваши стихи были  отобраны, а после прочтения  итоговой статьи вы еще и убедились, что задачу конкурса выполнили верно, а заодно узнали что-то полезное для себя, что на пути  к вершине профессионального мастерства  вы поднялись еще на одну ступеньку.

Мне кажется, именно ради этого мы и приходим на этот сайт со своими стихами. Просто пообщаться по интересам мы ведь можем и в соцсетях или по скайпу!

С теплом и симпатией ко всем новоприбывшим на сайт, Ваша Алкора. 04.11.17