Терскей. 4. Сапожник с ледника Чегедек

Иван Друг
ПЕРЕВАЛ БОКОВОЙ

Казалось, что 14 октября будет «утро стрелецкой казни». Однако организм понял, что теплые тапочки остались где-то в прошлой жизни, и скрипя, как давно не мазанная телега, стал перестраиваться в новую реальность. Даже позволил влить в себя немного еды.

Собираемся. Вдруг порыв ветра покатил оба моих коврика под уклон, да быстро так. Коля среагировал первым и на мое счастье один поймал, почти не запыхавшись. А второй уходил вдаль и вниз. Раздумывать было некогда. Вот это была утренняя пробежка! В нарушение всех мыслимых и немыслимых правил безопасности я просто побежал со всей дури вниз, под уклон, только ахая, охая и мысленно твердя «Господи помилуй!». В таком прогоне было довольно легко не только подвернуть ногу (и тогда прощай, поход!), да и голову можно было легко свернуть. Но Бог милостив, остался цел, а коврик поймал на месте нашего предыдущего привала.

Летом турист носит с собой один коврик (каремат, пенку), например, ижевского производства и подстилает его под себя, чтобы от холода земли не застудить жизненно важные органы. А зимой для этой цели используется два. Понятно, что в палатке эти коврики раскладываются и как-то усредняются, но согласитесь, что потеря даже одного коврика в зимних условиях крайне неприятна.

Скрутил беглеца в прямом смысле и потащил на место побега, да промахнулся, и вышел по горе значительно выше. Но ничего, разобрались, встретились. Эта физзарядка показала, что, в принципе, акклиматизация прошла успешно, о чем я с воодушевлением и доложил своим товарищам.

Двинулись на перевал Боковой, его высота 4250, сложность 2А. При движении в горы сначала исчезают деревья – это значит, как говорят, вы поднялись выше границы леса. Потом кустарник, крупные растения, и, наконец, исчезает и трава – голые камни. Потом начинаются снежники и ледники, и они там лежат всегда. Вот и теперь, мы добрались до ледника, надели кошки и встали в связки – т.е. связались веревкой.

Веревкой альпинисты и горные туристы связываются вовсе не для того, чтобы никто не сбежал, как они сами шутят. А для того, что если один из них вдруг упадет в трещину или сорвется с кручи, остальные его удержали и спасли. Для этого в руках у каждого ледоруб и надо быть очень внимательным, несмотря на усталость и недосып. При хождении в связках надо, чтобы веревка постоянно была натянута – а это значит, что все должны идти с одинаковой скоростью, практически нога в ногу – со скоростью самого медленного участника. Сегодня это был я.

Еще не оправившись полностью от акклиматизации, ползу, выбиваясь из сил. Недостаток воздуха дает о себе знать. Дышу ритмично, но стоит пропустить один вдох – ка организм начинает задыхаться. Возможно, это последствия пневмонии, перенесенной на военной службе. Но с этой проблемой научился бороться несколькими принудительными интенсивными вздохами.

Но все равно сил мало, рюкзак тяжелый, остановки требуются все чаще. Но группа принимает это обстоятельство как данность и относится с пониманием – ни слова, ни даже взгляда. Только на привале руковод командует, чтобы меня разгрузили. Ребята спокойно разбирают часть моего груза. Спасибо что выручаете и простите, что не потянул.

Наконец, перевал. Получив выговор от руковода, что выстегнулся рано (соблюдение ТБ возведено в абсолют), отправляюсь строить тур. Тур – это такая небольшая пирамидка из камней, которая складывается на видном месте. Желательно чтобы тур было видно и зимой, и летом. Внутрь тура в герметичной упаковке кладется записка группы с указанием кто, когда, откуда взошел, состояние группы, погода, куда ушли. С одной стороны, это группа оставляет след на случай поисков, с другой – обычно записка предыдущей группы изымается и по возвращении из похода сдается куда надо – это дополнительное свидетельство о прохождении перевала/вершины группой.

Поскольку раньше тура не было, то, с большой долей вероятности у нас первопроход – но это еще будут изучать специалисты.

Делаем групповую фотографию на перевале, и спускаемся вниз, также, в связках.

Дальше – стандартная процедура. Сброс высоты, спускаемся с ледника на морену (море камней), спускаемся по морене, подходим к следующему леднику и подходим под следующий перевал.

На ночевку становимся на леднике Чегедек, под самым перевалом, который будем брать завтра. Высота этого перевала 4266, а его название это вопрос для будущих разборок.

САПОЖНИК С ЛЕДНИКА ЧЕГЕДЕК

Мы с Лерой дежурим, и, пока ребята ходят на разведку перевала, ставим палатку, топим снег, готовим еду. Ребята вернулись, настрой оптимистичный. Ужинаем. Тут выясняется, что у Леры сломался ботинок. Эта весть для рембрата прозвучала как сигнал трубы «К бою!». Да, готов этим заняться.

Ребята быстренько забрались в палатку и не теряя времени отправились в виртуальную страну, легким храпом обозначая свое присутствие в ледяной пустыне, а я достал ремнабор, разложил инструменты – ни дать ни взять хирург перед операцией и задумался.

Вся команда, кроме меня, была экипирована в настоящие альпинистские ботинки Scarpa Vega, только у меня был странный набор из трекинговых ботинок и бахил. Так вот, у этих альпинистских ботинок, бывает, ломается запрессованное алюминиевое соединение типа люверса, выполняющее роль шарнирного соединения между частями внешнего ботинка. Как чинить – все давно знают: надо изнутри приложить монетку и просверлить ее и оставшуюся фишку насквозь, скрепить эти части винтиком и гаечкой и можно немного расклепать, чтобы гаечка не откручивалась.  Но как это сделать в ночных зимних условиях без особого шума – потому что рядом спят усталые друзья, да, это задача. Оказалось не так-то просто пробить дырку в этом соединении. При этом использовался дюбель, сверлышко, надфиль, мультитул, ледовый инструмент, камень, лед. Пришлось долго провозиться, пару раз зачем-то ударил себе по пальцу, но все сделал, оставив на утро самую шумную работу. И здесь – о, удача! – стало понятно, зачем я купил три винтика длиннее остальных – такой винтик оказался в самый раз.

Наконец, полез в палатку. Тут меня ждал горячий чай из термоса – спасибо, но мне скорее спать! Утром мы с Колей отпилили кусочек винтика и расклепали его – ботинок стал как новый.

На снимке: ледник Чегедек. Виден наш путь (мышиный след) и место стоянки -- небольшой истоптанный кружок