Людмила Вилькина. Петербургские поэты

Борис Бериев
           Любила не любовь, а лишь влюблённость (1),
           Как жизнеутверждающую нить
           Протянутую в некую условность,
           Чтоб гнёздышко для славы ею вить.

           А потому мечтала о романах
           В кружении богемных вечеров (2)
           С согласия супруга (3) среди званых
           Гостей известных, сидя на диване,
           в своём салоне (4) у невских берегов.

           Любовную копила переписку (5),
           Желая от поклонников своих
           Признаний не простых – с изыском,
           Чтоб было позабавить чем других.

           Но обожглась на Брюсове: в итоге
           Он большим, чем она, нарциссом был.
           На сборник (6) (на единственный) – жестокий
           Он отклик написал (7) и так её смутил,

           Что и писать-то, в общем, перестала
           Свои стихи (8), продолжив перевод
           Трудов писателей Европы (9), в чём не мало
           Преуспела до кончины (без невзгод) –

           В Париже (10), в возрасте 47-и годов,
           Не старой, но уже не молодой.
           И смерти не оставила следов,
           Укрытой и доныне тайны тьмой.

Постскриптум:

           На первый сборник, он же и последний,
           Лаконично названный «Мой сад»,
           Ро'занов отклик написал зловредный (11),
           Не прочитав его, но выразив: «Мой зад» (12)
                08.11.17г.
                Борис Бериев

1 – из 1-ой строки знаменитого сонета поэтессы «Влюблённость»: «Люблю я не любовь - люблю влюбленность (читать полностью ниже в разделе «Из стихотворений Людмилы Вилькиной»
2 - среди «поклонников» Вилькиной помимо Брюсова, были и другие знаменитости – К. Д. Бальмонт, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, К. К. Случевский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов,  поэт, прозаик и драматург С. Л. Рафалович, прозаик и драматург Осип Дымов, поэт, филолог А. А. Смирнов и другие
3 – супруг поэтессы - поэт, писатель, философ, адвокат Николай Максимович Минский (настоящая фамилия Виленкин), один из вождей русского декадентства и символизма.
4 – салон располагался в петербургской квартире Н.М.Минского на Английской набережной (дом № 62)
5 - с коллекцией полученных ею «откровенных» писем она охотно знакомила сторонних лиц, о чём свидетельствует помимо прочих – Брюсов, который отмечал: «Минская показывала мне письма Бакста, где он соблазнял ее.»
6 – в 1906-м г. в московским издательством «Гриф» Вилькина  выпустила свой единственный сборник «Мой сад», в котором были опубликованы 3 её рассказа и 30 сонетов, прежде в отдельности появлявшиеся в литературных журналах «Неделя», «Книжки Недели», «Новое Дело», «Ежемесячные Сочинения», «Новое Время», «Звезда»
7 - Брюсов критиковал как эстетическую ущербность сонетов Вилькиной (отсутствие изобразительности, «скудные и общие определения» вместо эпитетов, «стих лишен музыкальности, а порой и прямо неблагозвучен»), так и во многом уже устаревшую, по его убеждению, художественную идеологию автора:
«Содержание «Моего сада» исчерпывается кругом «декадентского» мировоззрения. «Я – целый мир», «Я – в пустыне», «Мне жизнь милей на миг, чем навсегда», «Я и обычное считаю чудом», «Люблю я не любовь, – люблю влюбленность» и т<ому> под<обное> – все это мысли, которые уже довольно давно перестали быть новыми даже у нас.» (из книги А.Лаврова: «Символисты и другие»)
8 - отзывом Брюсова Вилькина была задета до глубины души, задуманную ранее вторую книгу стихов и рассказов она так и не сумела завершить.
9 - переводила произведения ряда ведущих европейских писателей и драматургов того периода, в частности,М. Метерлинка, О. Мирбо, Г. Гауптмана, А. Савиньона, Р. де Гурмона
10 -  в 1914 году, ещё до начала Первой мировой войны супруги Минские окончательно переехали во Францию.
11 – «Я люблю порядок, не терплю беспорядка и никак не могу рекомендовать эту книгу… Удивляюсь, как родители и муж (единственные «законные» обстоятельства её жизни) не переселили на чердак или в мезонин эту вечную угрозу своему порядку…
Из предисловия В. В. Розанова к сборнику «Мой сад"
12 - К.И. Чуковский в воспоминаниях утверждал, будто бы Розанов называл ее книгу «Мой зад», а предисловие к сборнику написал, с ним не ознакомившись, да и вообще, написал, мол, его только в результате настойчивых просьб самой Вилькиной.

На картинке:  русская поэтесса Серебряного века, писательница, переводчица, публицистка и литературный критик Людмила Николаевна  Вилькина (урождённая Изабелла Вилькен, в замужестве — Виленкина)
Годы жизни:  1873 – 1920


                ИЗ   СТИХОТВОРЕНИЙ   ЛЮДМИЛЫ  ВИЛЬКИНОЙ (18 сонетов):

                МОЙ САД
   
   Не выйдет тот, кто раз попал в мой сад.
   Меж гротов, спящих вод, аллей, беседок --
   Везде цветы, но аромат их едок,
   И неспокоен сон цветущих гряд.
   Подобный страстной мысли -- сад глубок.
   Среди прогалин блещут клумбы лилий.
   А там, где ветви солнце заслонили,
   Болотных роз сплетается венок.
   Из города ведет в мой темный сад
   Воздушный мост, над пропастью висящий,
   На дне ее бежит поток шумящий.
   Чернеют камни, как чудовищ ряд.
   Неверен путь ко мне в мой сад манящий,
   Но от меня дороги нет назад.
    
    
                Я
   
   Мне с малых лет прозванье дали "Бэла",
   Хоть в память я Людмилы крещена.
   Мысль Бэлы сладострастьем пленена
   И чувства все послушны власти тела.
   Душа Людмилы с жизнью все светлела,
   В толпе людей она всегда одна.
   На Бэлу смотрит с гордостью она,
   От счастия бежит, страшась предела.
   Когда с Людмилой встретилась любовь,
   Она склонилась с нежностью покорной.
   Но в Бэле дерзко взбунтовалась кровь
   И страсть зажглась - пожар над бездной черной.
   Кто ближе мне и кто сильней из двух?
   Дух святости иль страсти бурный дух?
    
    
                ЕЙ
   
   Тяжелый запах роз в моей темнице.
   Темница - комната. Придешь ли? Жду.
   Все ало здесь, как в пламенном аду.
   Одна лежу в прозрачной власянице.
   Как подобает скованной Царице
   (А грех - предатель в жизненном саду) -
   Я телом лишь к ногам твоим паду,
   Моя душа в божественной деснице.
   Вот ты вошла, и шеи и груди
   Коснулась молча тонкими руками.
   Сестра моя, возлюбленная, жди...
   Мы падаем под жгучими волнами.
   Друг друга любим или славим страсть,
   Отрадно нам под знойным вихрем - пасть.
    
                ВЛЮБЛЕННОСТЬ
   
   Люблю я не любовь - люблю влюбленность,
   Таинственность определенных слов,
   Нарочный смех, особый звук шагов,
   Стыдливость взоров страсть и умиленность.
   Люблю преодоленную смущенность
   В беспечной трате прожитых часов, -
   Блужданье вдоль опасных берегов, -
   И страх почуять сердцем углубленность.
   Люблю мгновенно созданный кумир:
   Его мгновенье новое разрушит.
   Любовь - печаль. Влюбленность - яркий пир.
   Огней беспечных разум не потушит.
   Любовь как смерть. Влюбленность же как сон.
   Тот видит сновиденья, кто влюблен.
    
    
                В МУЗЕЕ
   
   Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
   Здесь борются как боги Зороастра.
   Стремится к своду легкая пилястра,
   Брожу одна и к вазе подошла.
   Две длинные волюты, два крыла,
   Как руки из сквозного алебастра,
   Средина округленная, как астра,
   Два нежных разветвленья у ствола.
   С волнением нежданным пред тобою,
   О бледная подруга я стою.
   Как ты чиста! Влюбленною мечтою
   Ловлю мечту прозрачную твою.
   Ты чутко спишь. Ты ждешь неутомимо...
   Всегда одна. Часы проходят мимо...
   Для тщетных ласк, для чистых обнажений.
    
    
                ЖЕНСКИЙ СОНЕТ
   
   Люблю я правду, как полдневный свет.
   Тот всех смелей, кто духом всех правдивей.
   Кто смел, мне дорог. На вопрос стыдливый
   Он страстное услышит "да" в ответ.
   Но правда страсти в тайне. Страсти нет,
   Где взор чужой, печальный и пытливый
   Змеей прокрался в мой приют счастливый,
   Нарушив наготы святой запрет.
   И я люблю обман, как свет луны,
   Сплетенный только под уснувшей чащей.
   В глаза мои взгляни: моей вины
   Ты не прочтешь в пучине их молчащей.
   Я лгу затем, что правду я люблю,
   Но правду тайной страсти, - не твою.
    
    
                МЕЩАНСКИЙ СОНЕТ
   
   Большая комната. Я в ней одна.
   В ушах звучат недавние укоры,
   Упреков гул - весь ужас мелкой ссоры.
   Не плачу я. К себе я холодна.
   Но, кажется, задвигалась стена.
   Как грозно разошлись на ней узоры.
   Хочу я встать, спустить на окнах шторы
   И снова падаю. Как жизнь страшна!
   Мне вспомнилась из детских лет минута.
   Все я одна, все так же, как теперь.
   Лишь меньше комната; ко мне чрез дверь
   Доходит гул упреков. Ссора. Смута.
   Но в будущем мне брезжит нежный свет...
   Оно пришло. Теперь надежды нет.
    
    
                НЕ ЛЮБОВЬ
   
   Быть может, не любовь - одно стремленье
   Моя любовь к тебе, далекий друг.
   Боюсь скреплять желаний тайный круг,
   Страшнее смерти мне успокоенье.
   Душа - алтарь. Свершается горенье.
   Любовь? - Иль не любовь? - Не злой недуг,
   А сладостный предчувствия испуг,
   Простых вещей мое обожествленье.
   Иду к тебе. И в этот вечный миг
   Никто иной желанья не достоин,
   Иду к тебе! Как светел нежный лик,
   А взор горит, взывает, беспокоен...
   Быть может, не любовь моя любовь.
   Священна страсть. Молись. И славословь.
    
    
                ОБЛАДАНЬЕ
   
   Страшит меня довольство обладанья
   И достиженья мертвенный покой.
   Ужасней, чем забвенья мрак пустой,
   Час дерзко утоленного желанья.
   Обманный час! О если б на свиданья
   Молитвы приносили мы с собой, -
   Молитвы ласк! Стремясь к любви душой,
   Мы для любви любили бы страданья.
   От смертных жал бегу к своим мечтам
   И легкие ищу прикосновенья:
   Взгляд нежности - нетленный цвет мгновенья, -
   Безмолвный поцелуй - венок в мой храм.
   О, приходи для неземных сближений,
    
    
                ОДНО И ТО ЖЕ
   
   Я сплю иль умерла - одно и то же.
   Кровать иль гроб, - но тесны мне они.
   Прервутся ли мелькающие дни,
   Иль вечность будет длить одно и то же.
   В домах у всех людей одно и то же.
   В домах мы узники - всегда одни.
   Дома людей - большие западни.
   В них жизнь и смерть почти одно и то же.
   Я в дом вошла в рассветный час, весной,
   Но мрак стоял за мертвыми стенами.
   Я в дом вошла с небесными мечтами,
   Но погрузилась в бледный сон земной.
   Я в дом вошла с весельем и цветами,
   Но, плача, дверь захлопнулась за мной.
    
    
                ОЖИДАНЬЕ
   
   Не в самое окно - открыто, смело -
   Через портьеру, издали, глазком
   Гляжу на путь, который мне знаком.
   Придет? Иль не придет? Вот затемнело...
   Но нет. То тень от фонаря. Стемнело.
   Спокойна сердцем я. Пришла не днем -
   Не с солнцем встречу я тебя - с огнем -
   Светла душа, пускай страдает тело...
   Вот целый день прошел, как долгий сон,
   Мелькали чувства, люди и приметы.
   Смешалися вопросы и ответы...
   И к вечному мой взор был устремлен.
   Обманешь ты - не жаль мне ожиданья.
   Моей мечты мне дороги - скитанья.
    
    
                ОСВОБОЖДЕНИЕ
                (Из женских сонетов)
   
   Я не любви ищу, но легкой тайны.
   Неправды мил мне вкрадчивый привет.
   Моей любви приюта в жизни нет,
   Обман во мне - и жажда легкой тайны.
   Обман - знак божества необычайный,
   Надежда на несбыточный ответ.
   Тот победит, кто в панцирь лжи одет,
   А правда - щит раба, покров случайный.
   Болезнью правды я как все страдала.
   Как мерзкий червь я ползала в толпе.
   Среди людей, на жизненной тропе
   Она меня, свободную, сковала!
   Теперь передо мной широкий путь:
   Прославить ложь! от правды отдохнуть!
    
    
                ПРОТИВОРЕЧИЕ
   
   Я небом рождена на свет вакханкой,
   Здесь стала бледной, верною рабой.
   Была б я людям счастьем и судьбой -
   И тесной дорожить должна землянкой.
   Вослед за мной - победной куртизанкой -
   Народ бы шел, прикован красотой,
   Гордился б храм моею наготой,-
   И вот средь вас блуждаю чужестранкой.
   К необычайному привыкли все,
   Я ж и обычное считаю чудом,
   Я - цвет, заглохший в житной полосе,
   Я - свет в плену, томящийся под спудом,
   Я - мир, в котором солнце не зажглось.
   Я - то, что быть должно и не сбылось.
    
    
                РАЗЛУКА
   
   В чертах земных сокрыт небесный лик.
   Лицо Христа все лица освятило.
   Как в складках туч далекое светило,
   Ищу его. И подвиг мой велик.
   Ты в жизнь мою нечаянно проник.
   Тебя мое доверье осветило.
   Но слабого величие смутило,
   И ты бежишь, как от горы родник.
   Не возвращайся. Больше не узнаю
   Твои черты - они подобны всем.
   Лишь только раз доступен нам Эдем,
   И нет путей к утраченному раю.
   Твои слова - для сердца тишина.
   Ты здесь, иль ты далеко - я одна.
    
    
                СЛОВА
   
   Безмолвное отрадно мне признанье
   Храню его. Я говорю без слов:
   Люблю любовь, как робкий вздох цветов,
   Как звезд вечерних бледное мерцанье.
   О, полюби и ты мое молчанье!
   Слова мертвы и тяжелей оков.
   Слова - души обманчивый покров,
   В словах - любви с угрозой сочетанье.
   Покуда ты любовь свою таил,
   Я верила - ей нет предела в мире.
   Она была светилом меж светил,
   Далеким сном, пылающим в эфире.
   Но ты нашел пределы и слова.
   Зажегся лень. Звезда любви - мертва.
    
    
                СТРАДАНИЯ
   
   Как в знойный день студеная вода,
   Как медленные острые лобзанья,
   Отрадны в жизни мне мои страданья.
   О, если б я могла страдать всегда!
   Пускай весь мир падучая звезда,
   Пускай на миги горе и желанья -
   Одна из всех вновь перешла за грань я -
   Мне жизнь милей на миг, чем навсегда.
   Я знаю, радость тяжелей печали.
   Она веселья мне не принесла.
   Страдания для душ колокола:
   О вечности твердят, влекут нас в дали...
   Страданья бесконечны. Оттого
   В них отраженным видом божество.
    
    
                ТОВАРИЩУ
   
   Я верила, что в мертвенной долине
   У нас с тобой мечты всегда одне,
   Что близких целей, отдыха на дне
   Равно страшимся, верные святыне.
   Товарищ мой... Врагом ты стал отныне.
   Жила слепой в бездонной глубине.
   Ты - сновиденьем был в солгавшем сне,
   Я - призрак создала в своей гордыне.
   Но ты расторг сплоченный мною круг.
   Отдай слова, которым не внимал ты.
   Отдай мечты. Как мне, им чуждый стал ты,-
   Мой враг - моя любовь - источник мук...
   Иль может быть, все это сон и ныне -
   И ты не враг! И ты, как я, в пустыне?
    
                ЦИФРА 2
   
   Средь чисел всех милей мне цифра - два.
   То - лебедь белая средь темных знаков,
   Цветок поникший средь поникших злаков,
   На длинном теле сфинкса голова.
   Земля и небо - оба естества -
   В ней слиты тайной всех лучей и мраков.
   Она - обетованье вечных браков,
   И там, где дышит жизнь, она жива.
   В ней таинство зачатья и порока,
   В ней отдых от единого добра.
   В ней веры и сомнения игра,
   В ней пестрый шум и разноцветность рока.
   Она - достойный образ божества,
   Языческая лебедь - цифра два.