Терскей. 10. Завершение похода

Иван Друг
23 октября идем сначала в снегоступах и связках, а когда кончился ледник – то уже без связок и кошек. Внизу тепло. За время похода мы много раз как бы залазили в зиму и вылазили из нее, просто повелители времен года, разве не смешно. Вот и сейчас уже идем по траве, встречаются даже цветы, они цветут, и знать не знают, что мы только что оттуда, где только морозы, снег, лед, метель.

Поднимаемся выше, наш ледник не виден, но я-то уже знаю, что вон за тем поворотом он обязательно должен показаться. Так и есть. Становимся в связки, топаем. На леднике много трещин, опасно. Поднимаемся под самый перевал – дальше идут скалы. Саша с Колей пошли на разведку, мы с Лешей ищем место под палатку.

Вот пятачок, вроде бы все хорошо, но рядом скала, с которой могут падать камни (и падают). Проходим дальше. Основной путь камнепада перекрывает скала, здесь и останавливаемся.

Но можно пойти на сам ледник, поискать место среди трещин. Поискали, нашли, но не очень хорошо. Со всех сторон трещины в шаговой доступности, да и место несколько покато.

Вернулись разведчики, докладываем обстановку. Подумали-подумали, да и согласились с нами.

Переночевали спокойно, без происшествий.

Утром 24 октября поднялись по скалам на перевал. На перевале просто великолепная полянка для ночевки, жаль мы поздно подошли к перевалу, лазить в темноте по скалам небезопасно.

Складываем тур, кладем туда записку. Назовем этот перевал Лисий (4200), потому что видели много лисьих следов.

Идем на спуск по отработанной технологии. Первым идет Коля, провешивает веревку, делает станции. Последними идем мы с Лешей, я кручу петли Абалакова, а он разбирает станции и на этих петлях спускается.

На нашем пути встретилось несколько трещин. Одну из них Коля обходил и сорвался маятником, но, слава Богу, цел остался.

Дальше спускаемся без происшествий. Основная часть похода окончена, у нас немного не хватило времени на осуществление своих планов и мы немного меняем маршрут, потому что большинство группы за то, чтобы все же побывать на горячих источниках Джуукучак.

Немного не рассчитали времени, внезапно наступила ночь, и нам пришлось вставать на малопригодную площадку, выравнивали лежанку, подкладывая веревки, обувь, камни.

25 октября вышли в зону леса. Тут у меня и порвались мои бахилы, верою и правдою отслужившие мне в течение всего похода. Тепло, есть вода, красота. Встречаются редкие загоны для скота. Встретились и первые люди. Теперь иногда идем по грунтовым дорогам. Остановились на слиянии двух рек.

26 октября продолжаем движение. Встретилось небольшое село, спросили дорогу – нас переправили через реку в подвесной люльке, и нас с Лерой и всеми вещами забросили к горячим источникам. Остальные прогулялись налегке и остались очень довольны.

Сюда за нами приехал Дмитрий, который и доставил нас успешно в аэропорт Манас.

PS. Поход (среди подобных) занял 1-е место на чемпионате СФО и ДВ и 3-е место на чемпионате мира.

PSS. Спустя два года Лера трагически погибла в лавине на Алтае.
-------------------------------
на снимке: спуск с перевала Лисий