Реквием. Моцарт

Марианна Гежинская
                (в соавторстве с Николаем Виноградовым 6 )





          Великим гениям кем укорочен срок?
          За их ли счёт злодеям увеличен?
          Здесь Сатана решает или Бог?
          А кто решает - может быть двуличен?

Пик лета, но разверзлись небеса,
День, как с обрыва в ночь босой ныряет.
Вдруг молния... не молния - коса
Напополам мир этот разрезает.
Июль смывает ливень за окном,
Сорвать с деревьев хочет ветер листья.
С тобой пьём чай горячий за столом.
Вдруг колокольчик над дверями... словно выстрел.
А мы сегодня никого не ждём.
Наедине хотели насладиться счастьем.
Так редко нам случалось быть вдвоём.
Чем встречи реже, тем теплей, отчасти.
Тут нате вам, нарушил тишину,
Нет, не звонок, а прямо гром небесный.

- Что ж, дорогая, я пойду, взгляну,
Кому вдруг стали мы так интересны.

Когда к себе я возвращаюсь в дом,
То сразу отпускаем мы прислугу.
Так редко быть случается вдвоём -
Хотим принадлежать мы лишь друг другу.
Пока я шёл, повторен был звонок:
Незваный гость терпение теряет?
Одет не по погоде и продрог?
Стоит перед дверьми и замерзает? 

Звонка не ждём... но не погашен свет...
Быть может, мотылёк? Или лисица?..
Ах, да - звонок... Тогда сомнений нет....
Кому же в ночь некстати так не спится?

Да-да, кому? И кто ответит мне?
А может, никому мы не откроем?
Хотя... уже не лето, даже не...
Внимания чьего же мы так стоим?..

- Послушай, Вольфганг, что же ты застыл?..
За дверью, может, важное известье...
Звонят... А дети спят... уж ты б открыл...
А дальше - снова чай, и снова вместе...

 - Констанс, да мне не трудно дверь открыть!
Но гостя выпроваживать кто будет?
Опять же чай! Придётся им поить
Замёрзшего! Констанс, ведь мы же люди!

- А вдруг... не гость? Известье? Иль заказ?
Известно многим, трудно нам живётся...
Счастливый случай посетил вдруг нас?.. -
И двери скрип протяжный раздаётся...

Там... за порогом... в темноте плаща...
Черны одежды, треуголка, полумаска...
Колючий взгляд... Не взгляд ли палача?..
И траура на рукаве повязка...
Так мрачен вид... ни шага на порог...
И сердце сжалось под невольным ожиданьем...
Он молчалив... Как непреклонный рок...
Испуг в душе... С невольным состраданьем.
В перчатках руки... И учтив поклон...
И низкий голос, гулкий, словно эхо:

- С заказом к Вам, маэстро Моцарт, мой патрон
Меня прислал. Инкогнито. Не к спеху...
Почившего мой господин почтить
Желал бы, о себе оставив память.
А сроки? Можно с этим не спешить...
Готовы договор скрепить меж нами?
Усопший дорог господину был...
И вы не прочь, конечно, заработать.
Был очень дорог! - голос повторил. -
И вы ведь - Моцарт, сударь, а не кто-то!

Гость удалился, двери заперты.
И я довольно потираю руки:
"Быть с детства с музыкой всегда на ты!
Вот и сейчас уже я слышу звуки.
Но жанр незнакомый для меня -
Я не писал заупокойной мессы.
И "Флейту"* же никто не отменял...
Но реквием! Уже стал интересен".

Брать деньги с друга**? Как-то не привык.
Но жить... семью кормить мне надо.
- Ну где ты, Вольфганг? - из гостиной крик.
- Констанс, заказ!
                - Ах, бог мой, как я рада.

- Не очень-то приятен мне визит.
Остыл. Налей мне снова, дорогая.

- Нам, дорогой, заказ не повредит, -
Ответила, мне чашку подавая.

- Я и не отказался. Деньги нам
Помогут. Поутихнут в свете слухи.

- Привыкли в свете доверять словам.

- Констанс, скажи, к чему трясутся руки?
Нет, погоди, сейчас я сам скажу.
Заказ я, Штанци, получил на мессу.
Но их давно уже я не пишу.
А этот, знаешь, чем мне интересен?
Я согласился реквием писать!
К тому же здесь не ограничен в сроках.
Как всё с "Волшебной флейтою" связать?
Жизнь, радость... Смерть! Ну как звучит? Неплохо?

Констанс, задумавшись:
                - Пей, Вольфганг, чай.
Пока горячий, снова ведь остынет.

- Да-да... горячий... Богу отвечай.
Да, реквием... и с текстом на латыни.
Всё, как положено... А вот и нет!..
Констанс, прости, любовь моя. Всё утром!
Заметила? Изысканный букет
У чая. Он напоминает смутно...
Всё, радость, пью.

           А ты глядишь в глаза
И чашечку свою так держишь мило.

- Ты прелесть, Штанци! - как тут не сказать.

- Пей, Вольфи, всё опять остыло.

===

Публика... не сам ли баловал
Ты её, всю душу открывая?
И порой того не замечал
То, что за тобою наблюдают:
То вдруг где-то сядет чёрный кот,
То в окно глядит глаз черной птицы,
Кто-то оркестранта вдруг собьёт...
Продолжает музыка струиться -
Водит вдохновение рукой,
Кто-то ноты вписывает свыше...
Сам не знаешь - кто же ты такой...
Музыкой своей живёшь и дышишь.
Кто-то... Кто? Дарует нам талант...
Или просто - только одолжение?
Мы должны! Кому? Должны сто крат!
Кто-то! продолжает наблюдение
И решает, что приходит срок
Возвращать долги... уже не людям,
А ему и... подводить итог!
Не судите - не судимы будем!
Нет, не так. Заинтересовать!
Чем? Но Кто-то в этом тоже дока -
То что не писали, написать...
И - не ограничивая срока.

"Столько сразу в голове идей.
"Флейта" есть... не перегнуть бы палку.
Радость жизни, что дарю я ей,
Омрачать задумкой новой жалко.   
А потом вдохну я новизну...
Музыка! Ведь это совершенство!
Не одну прольёте вы слезу...
Смерть - источник нашего блаженства***".

"Да, в воображении своём
Музыки не слышу я частями -
Слышу всю и сразу я её,
Наслаждаясь. Только между нами.
Рок! Главенствует он над людьми.
Главная для Реквиема тема!
Смерти суть, как надобно прими.
Жизнь и смерть - вот для людей дилемма.
"Флейту" наконец-то дописал.
Скоро у неё уже премьера.
Болен я и чувствую финал.
Оболочка... как пустая сфера...
То ли я внутри опустошён...
Не опустошён... лишь наполняюсь
Музыкой... из будущих времён.
Реквиемом перед жизнью каюсь".

***

- Констанция, как чувствуешь себя?

- Что, дорогой? Всё хорошо со мною.

Я по щеке её провёл любя:
- Но только ты быть можешь дорогою.
Мне дорогой! Как ни старалась жизнь
С тобою нам, любимая, перечить,
Но мы же и детьми обзавелись,
И всласть пожили... А у нас есть свечи?
Тут где-то было у меня вино -
Мы проведём с тобой шикарный вечер.
Закончил "Флейту " я. И это заодно!
Заказ теперь давить лишь будет плечи. 

- Мой Вольфи, как же мне тебе помочь?
Как мне облегчить на плечах ту ношу?
Шикарный вечер... После... будет ночь...
Где всю любовь мою к ногам твоим я брошу...
Мой Вольфи... мой любимый, нежный друг...
Мой дорогой, единственный любимый...
Не верится... любимый и... супруг...
Да... Вечер, чувствую,  грядёт неповторимый...

- Ах, Штанци , ты - любимая моя!
Твой Фигаро, - её схватил за руки
И закружил:
                - Как я люблю тебя!
И...
        Колокольчик! Снова эти звуки!

- Но, Вольфи, милый, как ты побледнел!
Тебе нехорошо?
           - Сейчас оправлюсь...
Кто там?
           - Тебя. Нет, лучше бы ты сел.

- Таким себе я самому не нравлюсь.
Всё хорошо, любимая. Пойду.
Меня там ждут. Надеюсь, что я скоро.
И свечи! Свечи! Ты имей в виду!
Уже сейчас мне этот вечер дорог.

Холодный пот. Платком я пренебрег.
К дверям шёл неуверенной походкой.
А там... опять тот чёрный человек
Ненужным даром в мрачной упаковке:

- Мой господин прислал меня узнать,
Как движутся дела с его заказом?

- Не надо мне о нём напоминать.
Поймите, не могу я вот так сразу.
Вы вдумайтесь - я реквием пишу,
А он не терпит суеты и спешки.
И против истины я, сударь, не грешу,
Но не люблю я за собою слежки. 

- А вам не ограничивают срок,
Хотят лишь знать, как двигается дело.

- Был занят я, пока писать не мог,
Но обещать могу вам, сударь, смело,
Что здесь, - и в голову я пальцем ткнул, -
Родится то, что вы с патроном ждёте.

Глазами незнакомец вдруг сверкнул:
- Что с вами, сударь? Вы не упадёте?

Рукой своей меня вдруг как обжёг,
Когда я почему-то пошатнулся.
Я отстранился:
              - Вы продлите срок?
На месяц?

           Он недобро улыбнулся:
- Мы не торопим. Мы умеем ждать.
Но к нам и не бывает опозданий.

Сумел я это еле разобрать.

- Ещё продолжим нашу цепь свиданий.

- Свиданий? Цепь? Патрону мой привет.
И можете его вы успокоить -
Причины сомневаться больше нет.
"Чего вот только это будет стоить?"
И выполню я к сроку ваш заказ.

- Ну-ну... - меня оценивая взглядом. -
Маэстро, нездоровый вид у вас.

- Участия я не прошу. Не надо.

- Ну-ну! - уже ехидно повторил. -
Вы постарайтесь всё же и... прощайте!

Я выдохнул и двери затворил.
Тут голос чей-то вдруг:
                - Не обещайте,
Когда самим вам не известен срок...

И на минуту чувств я тут лишился.
Вцепившись в ручку, устоять лишь смог,
Но в руки взял себя и распрямился. 

"Пришёл напоминанием ко мне?
И... попрощался! Что ж, я понимаю.
Да и понять он ясно дал вполне,
Что этот мир я скоро покидаю.
Как скоро? Нет! Пойду я до конца!
Творенье это будет, как награда.
Пусть видят в нём послание Творца...
Творца заказа для исчадья ада.
Мне гений дан - я пользую его.
Мой близок час... и должен в завершенье
Я превзойти... себя же самого
В своём последнем для людей творенье".
*
- Ну, вот и всё, любимая моя!
Я снова твой, - вошёл, раскинув руки.

- Кто там?
     - Сказать, что плоская земля,
Пришёл один любитель лженауки.
Как хорошо - и свечи зажжены.
Сейчас, сейчас я принесу бутылку...
За счастье выпью я своей жены!

Как произнёс! - торжественно и пылко. 
 
- За Штанци Моцарт! - и поднял бокал.
А выпив, встал, к ней подошёл с поклоном:
- Как я давно с тобой не танцевал, -
Закончил с еле различимым стоном.

"Нет, не заметила!"
              - Идём же танцевать!
Порадуй, Штанци, Вольфи менуэтом.

- А музыка?
              - Я буду напевать.
А хочешь, напоём с тобой дуэтом.

"Не упаду!"
         Свою жену обнял -
Любимое, податливое тело.

"Прошло немного!         
      Напевать я стал.
Но первый шаг? Он сделан... пусть несмело...
Я упиваюсь танцем королей
И, королю себя отдавши танцев,
Пою глаза в глаза с женой своей.

"Как скоро мне придётся с ней расстаться?
Не думать! Мне начертано - творить!"

- О, Штанци! - поклонился ей галантно.

" Болезнь обманем, продолжая жить ".

- Прошу к столу, любовь моя, обратно.

- Скажи мне, Вольфи, всё же почему
Мне, не кому-то, сделал предложение?

- Сам до сих пор я, Штанци, не пойму.
Услышать это хочешь? Предпочтение
Тебе отдал всему я вопреки.
И ты сама не ошибалась в чувствах.

- Но предложение сердца и руки?..

- Предопределена вся жизнь в искусстве.
Будь сочинитель, будь ты музыкант -
Забвение, успех шагают рядом...
Да, гений я... есть у меня талант,
Но вот ко мне стоит Фортуна задом.
Зато есть ты, есть Карл и есть Ксавер...

- А как же Алоизия?
                - Не надо.
Не лучший, Штанци, привела пример.
Конечно же, она была бы рада
Меня на пике славы получить.
Не дождалась. Сама же стала примой.
Ты думаешь, мы с ней смогли бы жить?
Теперь-то понял - несопоставимы!

- А твой отец? Как против был меня?

- Бедняжка, ну к чему твои вопросы?
Здесь репетиция? Не судного ли дня?..
Хотя... Мелодию я слышу "Лакримозы"...

- Опять... Ах, Вольфи! Нет, не ты живёшь,
А музыка в тебе... Ты - оболочка...

- Мои слова... Гляди, как ты цветёшь.
Прекрасен вид у моего цветочка.
Иди ко мне...
             И длился поцелуй
Пока что мы не стали задыхаться.
 
- Почаще, Штанци, так меня волнуй.

"Пока ещё мне можно волноваться".

===

"Ну вот, ещё прошла одна борьба
Добра со злом, как жизнеутверждение.
Не слишком благосклонная судьба
Здесь тоже не торопится с решением.
От "Флейты" не такого ожидал.
Не слишком зритель был к ней благосклонен.
Никто, спасибо, не покинул зал.
А думал - всё в овациях утонет.

Зависим ли я здесь от цифры "три"****:
Тогда дождусь я третьего спектакля...
Пока же только Реквием внутри...
Мне жарко, душно... волосы, как пакля.
Но слышу я. Ведь слышу я его.
Звучание мне душу наполняет.
Да, слышу... своей смерти торжество
И... музыку... оплакивает... тает...
Угодно Богу каяние души,
Что шествует к нему кругами ада,
Боясь, что все круги не завершит...
Но завершённым будет даже рада.
Ступать по краю жизни босиком
И наблюдать, что там, внизу, творится,
Над нотным, над пустым сидеть листом,
Взгляд опустив, готовый помутиться.
Как раньше было написание нот,
Сложившихся уже и в партитуру,
Легко... А тут... Тут всё наоборот.
Тому ли душу заложил я сдуру?"

Тут песню жизни Штарль***** заголосил,
Усевшись наверху - комок мелодий.
Я улыбнулся: я живу - не жил.

"А я не кенар по своей природе?
Любимец мой. Люблю ещё скворцов.
Те как-то даже выглядят нарядней.
Что связывает нас, в конце концов?
Поём мы с ними... но они изрядней!"

***

Тут он и появился - чёрный кот.
Такого не припомню я питомца.
Вот он зашёл и плюхнулся у нот,
В тень, под клавиром, избегая солнца.
Себя сначала начал намывать...
Заинтересовали его ноты -
Стал лапами он их перебирать,
Урча и намурлыкивая что-то.

- Мр-р, вам сто дукатов помогли?

Услышал... Я? Нет, это бесподобно...

- Мр-р, кто сказал о плоскости земли? -
Кошачий голос слышу я утробный.

- Мр-р, что-то есть на этих вот листах, -
И развалился более свободно.

- О говорящих я не знал котах.
А это так, частицы мыслей пробных.
Сейчас сюда придёт моя жена...

- Мр-р, занята она пока Ксавером.
Мр-р-р, как к котам относится она,
Мр-р, говорящим? Вам она поверит?

Вскочил уже он на мою кровать,
На краешек присел и свесил... ножки,
И стал расти, шерсть стала пропадать,
И... человек, весь в чёрном, вместо кошки.

- Маэстро, знаю, любите шутить.
Ваш нрав весёлый и выходит боком.
Полезней иногда серьезным быть.
Вы скольких оскорбили ненароком?
Но это так! К чему всё я тобишь?
Да, кстати, не ссудить ли мне вам денег?

- Вы денег? Мне? Вы - посетитель крыш?

- Заказ! Вы заикнётесь об отмене?
Но знаю я, что он вас захватил -
Творить уже готовы без оплаты.
А я бы вам, по правде, доплатил.
Ведь не бывают лишними дукаты?

- Вы правы в том, что я готов творить.
Ведь больше ничего я не умею.
Но жизнь любить... как нужно жизнь любить,
Когда вдруг видишь смерть, готов к свиданью с нею.
Но не совсем... ещё в твоём мозгу
Всё не сложилось так, как это дОлжно.
Я жизнь люблю, а, значит, я смогу
Так написать, как это невозможно.

Я руку протянул:
                - Я вижу суть.
Начнется всё смятением и скорбью -
Мелодия с душой вверх держат путь,
Где смерть переплетается с любовью.
Да, слышу я невероятный ритм.
Он еле теплится и редкие биения...
Прощанье с жизнью мы боготворим.
Не смерть я вижу тела... озарение!
Два росчерка, что и поставят крест -
A-men! Разделю я на два слога -
Жизнь кончилась, теперь всё только без.
Придёт упокоение от Бога.
И Реквием я этим разделю -
Различны радикально половины...

- При мне не надо Бога. Не люблю...

- Ах, да, на то у вас свои причины.
Но где же Штанцерль?
               - Скоро будет здесь.
О вас она пока не забывает.
Ваш младший просто чудо из чудес.
Она его тепло так называет,
Как произносит нежно Франц Ксавер!
Мне кажется, что слышал это имя?
Ваш ученик! Зюсмайр!.. Лишь как пример!
Быть может, пробежать мне между ними?   

- О чём вы здесь? Не трогайте детей!
Не из-за вас ли четверых лишился?

- Вы смерть познали близких вам людей -
Ваш опыт разве не обогатился?
Служение! Служение кому?
Ваш кенар тоже звуков имитатор.
Но служит он себе лишь самому.
А вас... боится новый император!
Пример Парижа, чей свободы дух
Ему в его владениях не нужен.
Свобода, братство, равенство на слух
Им непереносимы. И к тому же
Количество убавил ваших лож.
А вы? Вы что, не разочаровались?
Ведь в ложу мастеров не всякий вхож!
Всё дело в том - вы гением остались!

- Вы - вольный каменщик?
                - Я в ложе состою.
Но это так, всё больше для проформы.
А соблюдаю линию свою,
Свои присущи взгляды мне и нормы.
И всё-таки я к помощи вернусь.
Вы не отвергните МОЕЙ руки дающей?

- Уже воспринял. Ныне откажусь.

- Всё лаконично. С прямотой присущей.
Вам братство тоже сделало заказ.
Могло бы выделить и сколько-то дукатов.

- Благотворительность! То, что не вижу в вас.
Закончу скоро я работу над кантатой.

- Бессребренник маэстро?
                - Почему
Я должен деньги брать за убеждения?

- Ну хорошо, ответ я ваш приму.
Но ложа! Вам! Могла помочь с лечением?
Свобода, равенство! По разному глядим
На эти, вроде близкие нам вещи.
Мы с вами здесь сидим и говорим,
А кто-то перед гением трепещет.
Там! Все равны, - он опустил глаза. -
И все свободны. Истинно, заметьте! -
Хотел мне что-то жестом показать.

- Опять проснулся. Маленькие дети.
Не бойтесь, с ним всё будет хорошо.
И не стесняйтесь - искренние слёзы
На радость вам. А я, увы, пошёл.
Да, не забудьте, допишите "Лакримозу".   
Особенно она вам удалась.
Старайтесь, гений! - и развёл руками:
- Всё было. Вы ведь и пожили всласть!..
И... не забыты будете веками!

ЭПИЛОГ

Просторный зал. По форме - длинный рог.
И трон в торце. Простой и не помпезный.
Кто восседает? Злой ли к людям рок?
Иль справедливо к ним немилосердный?

Его слова... Не громки. Не быстры.
Его судилище... А, вправду ль, вне Закона?..
Слова, как нож... Как лезвия, остры.
И лишь во лжи их слышим благосклонно...


- Я перебью мотив твоей души.
Но прежде... зазвучать её заставлю.
Покрою мглой в несбыточной тиши.
И отниму. И умирать оставлю.

Мотив рождён. Из самых сильных нот.
Он рвётся в высь. И обретает в ней бессмертье.
А ты запомнишься, как нищий у ворот.
Нужда ведёт... Одна, вторая, третья...

Дитя нужды, тебе я услужу.
И расстелюсь ковром фиалковым для виду.
А после - жажду, что смертельна, пробужу.
Коль не любовь, не поклоненье - мне в обиду.

Ты будешь мой. И я тебя отдам.
Сердец разорванных тепла мне уж не надо.
Бессмертье - ложь. Гроша за то не дам.
Но память. Да. Она и мука, и награда.

По силам мне оставить этот след.
В твоих слезах он ясно отразится.
А впрочем... Впрочем, невозможного мне нет.
Своя стезя. И воля. И десница.
===
*"Флейта" - в это время Моцарт работал над веселой и жизнерадостной пьесой "Волшебная флейта".
**брать деньги с друга... - "Волшебная флейта" писалась Моцартом на безвозмездной основе  для своего друга Шиканедера.
*** "...И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье понять смерть как источник нашего подлинного блаженства." — В. А. Моцарт, письмо отцу, 4 апреля 1787 год.
****...цифры "три" - Через всю оперу "Волшебная флейта" проходит символика числа три (три феи, три гения, три храма, три мальчика и т. д.).
*****Штарль - любимая канарейка Моцарта.