Рецензия к конкурсу Просто осень

Елена Шен
Очень интересный получился конкурс, много замечательных и просто хороших стихов. 
Если говорить о повторяющихся темах, то в  массиве присланного поразило обилие ворон, очевидных в теме осени листьев, расставаний и унылостей разного рода. Также наших хайдзинов по-прежнему будоражит тема одиноких стариков.
Выражение «бабье лето» уже настолько часто использовалось, особенно после одноименного конкурса Младена, что, на мой взгляд, стоило бы воздержаться от его применения какое-то время, хотя бы на конкурсах.

Топ-выбор от shen

Первая линия – 5 баллов.
 
№ 61
луковицы гиацинтов
у святого на иконе
вспыхивают скулы

Когда я читала в распечатке весь массив стихов, то сразу отмечала те, что выделялись на общем фоне, из них потом в итоге и формировался топ. Но это стихотворение не просто выделялось из всех – оно сразу и безоговорочно было выбрано на первое место. Яркое, небанальное, свежие образы. Явное ториавасэ – сочетание частей без явной логической связи, дающее тем не менее особую глубину стихотворению. Это редкий зверь в хайку, очевидная удача, поймать его не всегда получается даже очень давно пишущим хайдзинам. Кроме того, мне понравилась «моментальность» происходящего, не просто увиденная картинка, а какие-то даже миллисекунды восприятия: вот это вспыхивание скул на лице святого – пробежавший ли луч, или отблеск закатного солнца, или даже просто зайчик от закрываемой стеклянной двери или окна… И заснувшие луковицы гиацинтов в руках. Все вместе создает очень осеннее настроение – вот это стеснение сердца уходящестью, исчерпанностью сезона, которое невольно уносит мысли в прошлое или в несбывшееся. Если не грусть, то легкая печаль – очень частые настроения осени. Но здесь они не только не названы – в словах стихотворения нет и намёка ни на один из маркеров осени. А осень – есть. И есть душа, и мимолетность бытия, и мысли о цикличности, возобновляемости всего живого. Прекрасные цветы, которых уже нет. Луковицы гиацинтов, которые снова прорастут весной… А ведь именно осенью так хорошо думается о вечном.
И ещё хорош этот вектор взгляда от земли, от корней – наверх, к лицу на иконе, от земного к духовному. И где-то рядом промелькнувший свет, о котором ни слова.

 
Вторая линия – 4 балла.
 
22
позолота реки
а раньше не замечала
эту тропинку

- момент хайку состоялся. Прозрачность осеннего леса, маленькое открытие на прогулке по знакомому маршруту. Золото осени – в закатном солнце, отраженном в реке, в берегах, усыпанных желтыми листьями… Нет никакого действия, даже глагол – не-деяние. Остановка, созерцание, красота осени.

33
лист на ветру
больше нечего добавить
к убывающим дням

- это стихотворение, как и предыдущее (кстати, они и правда очень похожи), удачная остановка момента. Такой же глагол-недеяние. Только здесь чуть-чуть минорнее, чуть-чуть монохромнее. Последний лист, убывание дней и событий.
 
Третья линия -3 балла
 
69
восточный фронт…
кроты атакуют
газоны

- отличное сэнрю. Очень выделяется своей бодростью и азартом на фоне тотального осеннего уныния. Есть проблема – будем решать! И вечный бой, покой нам только снится.

 
80
холодный закат
чернеют
головки подсолнуха

- удачная тональность, капля  нуара в позолоченный бокал осенних дней. Поздняя осень во всей своей суровой сумеречной красе, за несколько мгновений до первого снега.

 
84
старый парк
под слоем тумана
сигары рогоза

- из-за наличия метафоры я отнесла бы этот стих к разделу фристайла. Очень поэтичная композиция, даже, я бы сказала, живописная. Так и видится пожелтевшая бумага с гравюрой или рисунком тушью на ней. Сигары рогоза – очень удачный образ, сделавший бы честь и евро-стиху. Однако настроение здесь что ни на есть «хаечное», созерцательно-задумчивое. Еще один плюс  - звучная аллитерация С и Р, смягченная средней плавной строкой – «слоем тумана».

 
Четвертая линия – 2 балла.
 
4
верю на слово
расцветшая в октябре
ромашка

- здесь тоже хорошая звукопись и ритм, плюс мягкий юмор, плюс оптимистический настрой – все то, чего так не хватает осенью.
 
14
первый морозец
обстоятельно отвечает соседка
на утреннее «здрасте»

- бодрое, крепкое трехстишие. Ториавасная связь первой  и двух других строк. Симпатичная сценка из жизни глубинки или деревенской жизни. «Кто такой зануда? – Тот, кто на вопрос «Как дела?» отвечает во всех подробностях». Так и вижу эту немолодую добродушную полную женщину, тепло укутанную, стоящую у калитки, сложив на животе руки. Мимо бежит озябший сосед, торопится, а она на его дежурное приветствие (как дела, бабмаша) рассказывает полжизни…

 
36
точка невозврата…
уносит течением
опавший лист

- тоже, скорее всего, фристайл. Загадочная точка невозврата – то ли в природном смысле, то ли у автора что-то случилось необратимое. Тема осеннего смятения пополам с гипнотической красотой природы отлично прорисована.

 
67
аллея клёнов
мой саженец пожелтел
вместе со всеми

- здесь целых три пары аллитераций, в каждой строке: аЛЛея кЛёнов, саЖенец поЖелтел, вмЕСте СО вСЕми. Фокусировка на малой природной детали на фоне «сезона вообще», трогательная забота о молодом растении.  И никакого уныния!
 
 
Пятая линия – 1 балл.
 
10
холодный ветер
райскими яблочками
усыпан путь

- интересное стихотворение. С одной стороны – просто пейзаж, картинка. С другой – метафора вторым слоем, которую можно при желании развернуть до глубокого философизма о роли увлечений и романов в жизни человека, итогах жизни и выбора пути… Кстати, будучи отнюдь не сторонником метафор в хайку (за исключением редких удачных случаев фристайла) именно метафора, проступающая во втором смысловом слое, кажется мне очень интересным и перспективным приёмом в хайку, обогащающим восприятие. Тот случай, когда за простым созерцанием вдруг наступает инсайт, прозрение. Так бывает возле некоторых картин древних мастеров живописи.
 
19
облетевший сад
издалека вижу
свет в окне

- внезапная прозрачность сада, кто-то спешит туда, где ждут. Целебная тема для осеннего сплина.
 
56
первый звонок
на фоне рябины
три поколения

- четко, ясно, оптимистично. И безглагольно – что явный плюс.
 
90
поцелуй в губы
слетели шляпки
с молодых желудей

- никакой причинно-следственной связи, а как хорошо слова из первой и второй части поддерживают и усиливают друг друга! И самозабвенный поцелуй до слетания шляпок,  и сторожкость целующихся, взрагивающих от шороха падающих желудей, и гладкая округлость самих желудей – все отлично подходит друг к другу.
 
91
зыбкое бездорожье
цепляется за тучи
облетелый лесок

- еще одно стихотворение из категории фристайла, рисующее  мрачноватый, но почти волшебный пейзаж, сказочно-заворожённый, зыбкий… Хорошая работа со звуком – аллитерация первой и третьей строк.
 
Удачных работ, конечно же, было много больше, чем отведённый лимит выбора. Поэтому хотелось бы отметить те стихи, которые тоже понравились, были отобраны как хорошие, качественные работы, но не попали в итоговый выбор.
 
2
прогноз погоды
стекают с зонта
разноцветные листья

 
32
вот и опять
потянулись к югу
дымы из труб

 
40
Осенняя свадьба
выцветшая улыбка
отца
 
44
облетевший сад
в кармане ветровки
сморщилось райское яблочко

53
безвременники
раскаркалась
ворона над головой
 
70
запах прели
на газоне
грибная семейка

77
ноябрь
всех оттенков крем-брюле
на клумбе розы
 
109
осиновый листопад
на станции
скорая помощь

 
117
сумерки
пахнет туман
жареными опятами
 
Отдельно  хотелось бы сказать о хороших стихах, которым помешало стать ещё лучше то или иное упущение.
 
 
81
мои глаза закрыты
бесконечно радуюсь
перепелиные листья

- перепелиные листья! Настолько замечательная находка, такое точное слово для крапчатых пёстрых листьев осени! И так непоправимо испорчено первыми двумя строками. Автор во весь рост, вслух названная эмоция, три отдельные части… а не будь этого – мог бы получиться шедевр. Очень жаль было этот стих. Впрочем, его ещё можно переписать. Даже непременно нужно, предварительно почитав теории.

113
осторожно листопад
просится в стихи
предупредительный знак

- ровно тот же случай: предупредительный знак – отличная находка, но первые две строки разрозненны и неконкретны, поэтому стихотворение проигрывает.
 
104
давно не виделись
снимаешь с пальто
опавшие листья

- здесь, на мой взгляд, тот случай, когда аллитерация идёт во вред стиху, так как звучание не соответствует теме, сюжету, настроению… Если только это не Нагайна встречает своего Нага – так много здесь змеино-шипящего С.

116
куст барбариса
на весь двор разметался
карамелек кулёк

- «Здесь могло быть ваше ториавасэ». Но не случилось. Кулёк разбросанных, рассыпанных алых карамелек – замечательный сюжет для любого осеннего пейзажа. Если только это не лобовая метафора барбарисового куста. Даже с учётом неточного слова «разметался», если бы в первой строке оказался не куст, а контр-образ – было бы здорово.
Кстати, если автор предполагал словом «разметался» охватить сразу и куст, и карамельки, сделать среднюю строку поворотной – это была ошибка, потому что если деление на части провести после второй строки, то карамельки тут становятся вообще не к месту (ториавасэ не случилось, а разрозненность – уровня бузины и дядьки), если же разметались все-таки именно карамельки – то ошибка словоупотребления, так как рассыпавшиеся вещи называть разметавшимиСЯ некорректно – возвратная частица «ся», означающая «себя» подсказывает нам, что конфетки сами себя разбросать не могут.

Однако все эти четыре стихотворения – 84, 104, 113, 116 – все же очень интересные и перспективные (при условии некоторой дошлифовки) работы, привлекающие читательское внимание, тревожащие воображение.