Проповедь о силе веры

Игумен Дионисий Шлёнов
Сила веры
«Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте;
она не умерла, но спит» (Лк. 8, 52)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы братья и сестры! Сегодня Церковь празднует память святого Варлаама Ху;тынского, великого новгородского подвижника XII в., который обладая огромным образованием и будучи из рода, обладавшего большими богатствами, оставляет всё, удаляется в пустыню и - как в будущем преподобный Сергий - устраивает живую братскую монашескую обитель. Он становится всем слугой. В обители также начинает подвизаться тот, кто был его учителем и стал его учеником. Как пишется в синаксаре  в монастыре святого Варлаама господствовала любовь и главное послушание было духовно любить друг друга и служить друг другу.
В этот день мы слышим Евангельское чтение посвящённое преподобным, в котором говорится как раз, что к Спасителю приходили все, прикасались к Нему, чтобы исцелиться и это исцеление касалось всех. Когда господствует любовь и братство, то тогда вне зависимости от достоинства каждого - Божественной любви хватает на всех.
В чтении, посвящённом сегодняшнему дню, мы слышали о том, как Господь оказывается на пути в дом Иаира с тем чтобы исцелить дщерь его, которая, не дождавшись этого посещения, преставится. По дороге Его теснит толпа, Его теснят люди и кровоточивая жена получает исцеление.
В одном Евангельском чтении мы слышим о том, как исцеление касается всех, кто прикасается к Спасителю, в другом же, как исцеление касается всего лишь одной из многих, кто прикасается к Нему. В одном Евангельском чтении мы слышим о даре, который преподавется вне зависимости от степени готовности и духовной чистоты болящих, а в другом о даре по силе веры и упования.
Мы можем задать себе вопрос, есть ли в этом исключительном исцелении какая-либо жестокость, не является ли исцеление одного менее человеколюбивым чем исцеление всех? Конечно наше сердце подсказывает, что в этом нет никакой жестокости, но есть особое страдание человеческой души, особое обстоятельство, которое приводит к тому, что малое исцеление одного оказывается более значимым чем исцеление всех. Очень часто, дорогие братья и сестры, в нашей жизни есть непреодолимые обстоятельства, но если мы принимаем их со смирением и упованием, то тогда Господь неожиданно для нас, но, когда мы молимся, подаёт чудо Своей Божественной любви.
В этом же Евангельском чтении есть таинственные слова. Спаситель утешает тех кто плачет у гроба дочери Иаира говоря: «Не плачьте; она не умерла, но спит». Но ведь при произнесении этих слов дщерь Иаира уже умерла и плакали те именно, кто оплакивал ее смерть. Так, неужели Спаситель не знал о смерти или говорил неправду? Нет! Слова «она не умерла, но спит» говорят о будущем, грядущем исцелении дочери Иаира как о настоящем. Слова «она не умерла, но спит» проникнуты удивительной верой в силу воскресения, они говорят о будущем как о настоящем, чтобы не только утешить окружающих, но показать насколько сильна вера. Слова Спасителя «не умерла, но спит» говорят нашей душе, чтобы она не расслаблялась и переживала свои текущие скорби, свои обстояния, безысходность не как то вечное, что держит нас в плену, но как приходящее, дабы мы верили в то, что Божественная сила и благодать придут и освободят нашу душу. Сила веры оказывается не в том, чтобы осознать свою греховность и неисправимость, а в том, чтобы исправиться. Сила веры не в том, чтобы жить греховным настоящим как какой-то реальностью, но в том, чтобы жить святыми мыслями и чувствами в будущем как в настоящем. Сила веры в том, чтобы наша душа, дорогие братья и сестры, восстала и, прикоснувшись к ризам Спасителя, получила благодатный дар исцеления, шла далее и его хранила.
Часто настоящее, в плену которого мы оказываемся, как бы довлеет над нашей душой, и мы пребываем в своей неисправимости и, многократно приходя на исповедь и многократно приходя в храм, кажется остаёмся сами собой. Но слова Господа можно понять и о нашей душе: «Не умерла, но спит»! Он словно говорит ей: «Душа, ты не умерла, но ты спишь, и ты должна восстать». Попросим же Варлаама Хутынского, который является примером доброго подвижника, чтобы Божественная любовь водворилась в нашей жизни, и чтобы мы, дорогие братья и сестры, были ли бы не мертвыми, но живыми. Аминь.