Открой для себя Россию. Т-1-2-1. Санкт-Петербург

Владимир Тяптин
Открой для себя Россию

Поэтическая эпопея
в двух томах и восьми частях

Том 1. Часть 2

Северо-Западный федеральный округ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПАМЯТНИК ПЕТРУ ПЕРВОМУ

Великий всадник на коне.
Пред ним – болото, брег пустынный.
Зачем он в этой стороне?
«Начну здесь город строить ныне.
В Европу путь здесь проложу:
Довольно русскому медведю
В берлоге жить! Пари держу,
Что скоро поддадим соседу. –
Трепещут Карл пусть и весь мир,
Взирая, как растёт Россия.
Устроим мы на море пир! –
Ударят залпы громовые!
Санкт-Петербург построим здесь:
Столицей станет он отличной.
Лопату мне! Сочту за честь
Начать строительство здесь лично.
Бери, друг Меншиков, топор.
Купцы, солдаты и бояре,
Рубите быстро этот бор. –
Терять не будем время даром:
Россия к делу нас зовёт.
Разбудим стройкой эти дали.
Эй, кто там сзади отстаёт?
А ну-ка, дружно поднажали!»

9 марта 2017 г.


АНГЕЛ НАД ШПИЛЕМ
ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА

Над Петропавловским собором,
Над его шпилем, крест святой,
Сверкая крыльями и взором,
Вздымает ангел золотой.
Он здесь парит не для забавы,
Не для того, чтоб изумлять
Народ на севере державы,
А чтобы город защищать
От бед, которых здесь немало
Во имя жизни испытал
В дни грозных битв, сражений ярых,
Когда Отечество спасал.
Пред ним вдали залив сверкает
Красивым блеском синих вод,
И город в небо устремляет
Свой взор на ангельский полёт.

9 марта 2017 г.


ЛЕТНИЙ САД

Санкт-Петербургский Летний сад.
Аллеи, статуи, фонтаны –
Всё восхищает пылкий взгляд
И поражает непрестанно.
Сад исторических страниц
Живой и легендарной книги,
Хранит он память многих лиц
И их духовные вериги.
Их тени бродят до сих пор
И ищут здесь успокоенье
От грустных мыслей, но их взор
Найти не может усмиренье:
Ведь за оградой жизнь кипит
И им несёт воспоминанья
Тревожных дней и норовит
Усилить муки и терзанья.
Один Крылов невозмутим:
Сидит на камне в вольной позе,
Читает книгу, и пред ним
Мелькает жизнь в стихах и прозе.
А ниже – образы его
Героев басен с пьедестала
Шельмуют жёстко тех, кого
Его сатира исхлестала.

8 января 2017 г.


ДОМ НА МОЙКЕ

Вот дом, где жил когда-то Пушкин, 1
Где он творенья создавал
С энергией, ему присущей,
И где он, бедный, умирал.
Стоит свидетель мук поэта,
Его мучений пред концом,
Насмешек, гнусных сплетен света,
Рождённых мерзким подлецом.
Отсюда вечером умчался
Он на дуэль, где ранен был, 2
И здесь в мучениях скончался
И тем бессмертье нам явил.
Прекрасный дом увековечен
Бессмертной памятью о нём,
И так же, как и Пушкин вечен,
Как всё, что видится кругом.

12 сентября 2017 г.
----------
1 Жизнь Александра Сергеевича Пушкина была тесно связана с Петербургом. И, как ни странно, но великий русский поэт никогда не имел своей собственной квартиры в этом городе. На Мойке в доме номер 12, принадлежащей княгине Волконской, владелице самого известного в Петербурге литературного салона, он снимал квартиру, которая стала его последним пристанищем. Пушкин собирался здесь прожить с семьёй не меньше двух лет, но менее чем через пять месяцев после вселения произошла та роковая дуэль, и Россия потеряла своего самого великого поэта. Тысячи петербуржцев, и стар, и млад, и бедные, и богатые, пришли к этому дому на Мойке, чтобы попрощаться с Пушкиным. После смерти поэта дом много раз реконструировался. Видоизменился и внешний облик квартиры. Царское правительство пыталось стереть память о Пушкине и истории его гибели. Только после революции, в 1925 г., в нескольких комнатах дома на Мойке открылся музей Поэта. В 1987 г. после проведенных археологических исследований были выполнены ремонтные и реставрационные работы, и квартира была воссоздана в своем первоначальном облике. Сегодня в музее хранятся подлинные вещи, которые после стольких лет вернулись на свои прежние места. Письменный стол, любимое вольтеровское кресло, конторка, дорожный ларец, курительная трубка, чернильница с арапчонком, трости и многие другие предметы – свидетели жизни Александра Сергеевича Пушкина,
дошедшие до нас.
2 Пушкин 26 раз вызывал других на дуэли и сам был вызван на дуэли трижды, но 22 вызова закончились примирением. Состоялось только 7 дуэлей. На 6-ти из них он либо стрелял в воздух, либо вообще не стрелял. Только на последней дуэли он стрелял в противника – в Дантеса, которая состоялась 27 января 1837 г., где Пушкин контузил Дантеса и легко ранил в правую руку, а сам был смертельно ранен – пуля попала в левую часть тазобедренной кости и застряла в копчике. Через два дня – 29 января в 14 час. 45 мин. он скончался. Причиной дуэли явилось то, что Дантес на глазах света в течение года ухаживал за женой Пушкина и 4 (16) ноября 1836 г. поэт получил по почте анонимное письмо, в котором сообщалось, что он возводится в ранг заместителя великого магистра рогоносцев. Тогда поэт направил Дантесу вызов на дуэль, но ввиду того, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина Екатерине Гончаровой и стал её женихом, дуэль была отложена. 10 января 1837 года Екатерина Гончарова стала женой Геккерна-Дантеса. Впоследствии она родила ему четверых детей и умерла после родов, в 1843 г. Поскольку вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток («казарменных каламбуров») по адресу Пушкина и его семьи, 26 января (7 февраля) 1837 г. поэт отправил старшему Геккерну письмо (в своей основе сочинённое ещё во время первого конфликта в ноябре), где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, отказывал им от дома. В тот же день Геккерн объявил Пушкину, что его вызов в силе, и Дантес готов принять его. Вызовы на дуэли состоялись в 1817 г., ежегодно с 1819 по 1829 гг., в 1836 и 1837 гг. Дуэли сост-оялись в 1819, 1822, 1823, 1824 и 1837 гг.

ЭРМИТАЖ

ПОЭМА

Екатериною Второю
Когда-то Малый Эрмитаж 1
Был создан – флигель лишь собою
Он занимал, а не этаж.
Любила та императрица,
Во флигель этот схоронясь,
Рассматривать портреты в лицах,
Пейзажи и нарядов вязь.
Триста семнадцать драгоценных
Картин коллекции одной…
«Откуда?» – Из Берлина ценных –
В ней Рембрант, Рубенс – ряд большой
Представлен был, как на ладони.
Потом из Дрездена. Вослед 2
Париж – Ватто, Ван Дейк, Джорджоне, 3
Пуссен и Тициан – весь цвет
Созвездий дивных европейских.
Потом из Англии букет – 4
И Микеланджело, и Дейк, и
Другие – друг за другом вслед.
Растёт потребность в помещенье.
Чтоб разместить весь вернисаж,
Ему нужные иные сени –
Большой построен Эрмитаж. 5
Приобрела библиотеки
Дидро, Вольтера – вот монарх,
Который нашу Русь навеки
Прославил в этой сфере так,
Как до неё не прославляли.
В посмертной описи её –
Четыре тысячи предстали 6
Картин – России повезло!
Имея оба титул «Первый»,
И Александр, и Николай,
Картин добавили отдельных,
Хоть и вторые – в этот рай.
Последний выдвинул идею –
Музей публичный объявить 7
И эту чудную затею
Блестяще смог осуществить:
Был Новый Эрмитаж построен –
Его приказ его создал.
Как видим, в этом он героем
В России ярко заблистал.
Советы дело оживили –
Коллекций частных в них приплод:
Делакруа, Канову влили,
Корреджо, Энгр ввели в восторг.
Хотя был и урон немалый. –
Где вещи лучшие? – Увы,
Где Рафаэль, Ван Эйк? – Продали. – 8
Хальс, Боттичели вслед ушли
Другие мастер исчезли.
Берлин трофеи шлёт сюда:
Домье, Мане, Ван Гог – воскресли
Здесь, в Эрмитаже, навсегда.
Тулуз-Лотрек, Э. Дега, Сёра
Теперь пополнили музей.
Руо, Утрилло перед взором,
И Сутин здесь в обойме дней.
Вот так, начав с Екатерины,
Крутой разбег взял Эрмитаж
От кельи малой до вершины,
Дав мировой нам вернисаж.

12 сентября 2017 г.
----------
1 Эрмитаж возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II,
после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по расхожим слухам их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тыс. талеров из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского (1710—1775), в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукому.
2 В 1769 г. при содействии князя А.М. Белосельского-Белозерского в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция первого министра короля польского и курфюрста Саксонского Августа III графа Генриха фон Брюля, насчитывавшая около 600 картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников.
3 Очень большое значение для Эрмитажа имела в 1772 г. покупка Екатериной при посредничестве князя Д.А. Голицына в Париже коллекции живописи барона Пьера Кроза – самой замечательной в Париже того времени после галереи герцогов Орлеанских. Это собрание, включавшее около 400 первоклассных полотен, во многом предопределило «лицо» картинной галереи. В 1781 г. в Париже была куплена коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин.
4 Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретённая в 1779 г., в разгар русско-турецкой войны, добавила ряд шедевров Рембрандта и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания
послужило приобретение в 1768 г. более 5 тыс. рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе.
5 Из-за недостатка (малого размера) первоначального помещения, архитектором Фельтеном в 1771 – 1787 гг. строится здание Большого Эрмитажа.
6 В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г. перечисляются 3996 картин.
7 В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже.  Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I в 1852 г. в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа.
8 Непоправимый урон собранию нанесли распродажи 1929 – 1934 гг., в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других Старых
мастеров.


ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

ПОЭМА

Собор Исаакиевский! Сколько 1
Перипетий ты испытал!
Твой вид – четвёртый, волей рока,
Пред тем, как ты, такой, как стал.

Предыстория Санкт-Петербургского
Исаакиевского собора

Первый вариант церкви

Давайте вспомним, как всё было.
Санкт-Петербург четвёртый год 2
В лесах строительных. Как мило!
Болот уж нет. Здесь строят флот.
Кипит большая новостройка.
Народа тьма. А церковь где? 3
А церкви нет. Как жить без Бога
На этой северной черте?
Звучит приказ царя: «Найдите 4
Мне помещенье, чтобы в нём
Создать храм Божий. Не тяните.
Пора зреть верующих в нём».
Амбар большой чертёжный выбран.
Пристроив колокольню, шпиль
Над ней поставив – прост был выбор –
В глаза пустили Богу пыль.
Назвали церковью строенье.
Четыре года суеты. –
И вот идёт богослуженье. –
Несите Господу цветы.
Чрез пару лет и Пётр Великий –
Не зря сей титул получил –
Преобразует край здесь дикий –
Венчался в церкви – заслужил. 5
Но город рос – так вырос Сенька,
Что церковь-шапка уж мала.
Она разобрана в мгновенье. –
Другую выстроить пора.

Второй вариант церкви

Решили строить в новом месте –
На набережной – так и быть.
Пётр Первый лично делом чести
Счёл первый камень положить. 6
«И где?» – Восточней – зрело око –
От места, где воздвигнут Пётр.
«А стиль?» – «Петровское барокко».
Маттарнови начал – Георг. 7
Продолжил эту стройку Гербель – 8
Скончался первый – не успел.
И Гербель тоже отбыл к небу. –
Таков был скорбный их удел.
Неупокоев Яков дело 9
Продолжил их, и им вослед
Доделку делал Киавери, 10
Земцов потом оставил след. 11
Ах, эти молнии! – Как кара – 12
Жгут колокольню и затем
Жгут всё внутри, и от пожара
Ущерб огромный видим всем.
Но деньги выделены были. – 13
И снова стены поднялись,
И галереи вновь открыли,
И купол медью смотрит ввысь.
И своды каменные ныне.
Пора вновь службы продолжать.
Но от воды фундамент гибнет.
Решили церковь разобрать.

Третий собор

Что победил он всех не зря:
Он был единственный из многих,
Кем был учтён наказ царя –
Чтоб в новом храме, видят боги,
Был вид былого алтаря.
Год восемнадцатый. – Начало 22
Великой стройки. Север-юг
Остался прежним – здесь не стали
Растить размеры – недосуг.
А в направлении с востока
На запад было решено,
И это чётко видит око,
Размер удвоить, как окно.
Квадратным станет храм отныне.
Пилоны новые нужны.
Главу иную – вместо дыни
Арбуз весомый видят дни.
Создатель храма вид утюжит
Одеждой мраморной внутри,
Песчаник ревельский – снаружи,
Гранит на цоколь – раз, два, три.
Четвёртым стало предложенье
Колонн гранитных каждый ряд,
И купол сделать с золоченьем,
Пусть своды росписью горят.
Скульптурой также их украсить
И позолотой. «Да, вот так.
Тогда одобрит храм Создатель.
Без этого нельзя никак».
Дом Инвалидов с Пантеоном 23
Взял Монферран за образец.
Да, компиляция весомо
Видна здесь – зрит с Небес Отец.
Размер главы диаметральный
Стал точно равен стороне
Квадрата основанья храма,
Глядится – как в волшебном сне.
Как вид его преобразился!
Проект Ринальди сохранён.
Узрел бы – точно б прослезился,
Жаль – погружён в небесный сон.
Проект был Александром Первым
Благополучно утверждён:
«Довольно нам трепать всем нервы.
Пусть нас порадует всех он».
Но Модюи записку пишет – 24
Его сомнения гнетут –
Ошибки он упорно ищет,
Чтоб опровергнуть этот труд.
Что делать! – Монферран согласен,
Что купол в воздухе висит.
И потому проект опасен,
И нужно новый сотворить.
Второй проект родился споро –
Год двадцать пятый стал отцом:
Ещё два портика готовы
Взамен двух прежних молодцов.
Теперь четыре окружают
Колонны портиков сей храм.
Они, конечно, впечатляют –
Приятны Небу и всем нам.
Квадрат подкупольный стал чётко
Подчёркивать собора центр.
Закрыты всем сомненьям глотки –
Опор надёжней в мире нет.
Четыре новых колокольни,
Квадрат подкупольный обняв,
Прекрасно вписанные в стены,
Являют сказочную явь.
На третий день апреля «Браво! – 26
Кричит История сама. –
Создателям проекта – слава!» –
Идея вмиг утверждена.
А впереди – большая стройка:
Тридцать три года день за днём
Она велась довольно бойко –
Воздвигнут храм большим трудом.
Ценой невиданных усилий – 27
Четыре сотни тысяч здесь
Крестьян трудились – экой силой!
Внедрялся храм в земной прогресс.
Спасибо вам, сыны России! –
Сто тысяч смял смертельный пресс –
И тем, кто жив остался, силы
Отдав за то, чтоб храм был здесь.

Эпилог

Конечно, было бы неверно
На этом завершать рассказ –
Ведь состоялось освященье, 28
И весь народ пришёл в экстаз.
Сам император обратился 29
С большим приветствием к войскам.
Народ с двух площадей дивился 30
С трибун, сооружённых там.
С тех пор собор стоит весомо,
Как дань Небесному отцу
И Исаакию святому, 31
И граду славному к лицу.
И в честь события такого
Была учреждена медаль – 32
Награда тем, кто, как герои,
Себя в том деле показал.

14 сентября 2017 г.
----------
1 Исаакиевский собор (официальное название – собор преподобного Исаакия Далматского) – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен н Исаакиевской площади. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевкий собор»). Построен в 1818 –1858 гг. по проекту архитектор Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I. Четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный на этом месте в
Санкт-Петербурге. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматовского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти –30 мая по юлианскому календарю. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 г.
нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников). Зарегистрированная в июне 1991 г. церковная община получила возможность совершать в
соборе богослужения.
2 Санкт-Петербург основан Петром I 16 (28) мая 1703 г.
3 Церковные службы в Санкт-Петербурге начались в 1710 г. в 1-й Исаакиевской церкви, которая по приказу Петра I (1706 г.) была сооружена в результате реконструкции здания бывшего чертёжного амбара. Над одноэтажным амбаром была пристроена небольшая колокольня и маковка с крестом. К 1706 г
на Адмиралтейских верфях работало 10 тыс. чел.
4 В 1706 г.
5 Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 г. венчались Пётр I и
Екатерина Алексеевна.
6 Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 г., так как первая к тому времени уже обветшала. 6 (17) августа 1717 г. Пётр I собственноручно заложил первый камень в
основание новой церкви во имя Исаакия Далматского.
Строительство завершилось в 1728 г. 26 июня 1733 г. от удара молнии сгорела колокольня. В мае 1735 г. удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала.
7 Георг Иоганн Маттарнови – немецкий архитектор и скульптор, работавший в Санкт-Петербурге. Составил проект планировки Адмиралтейской стороны. Из его оригинальных проектов сохранилось лишь здание Кунсткамеры и фрагмент Зимнего дворца. Умер в 1719 г. в Санкт-Петербурге.
8 Николай Федорович Гербель – один из первых архитекторов Санкт-Петербурга. Уме р в 1727 г. в Санкт-Петербурге.
9 Яков Неупокоев – каменных дел мастер.
10 Гаэтано Киавери (1689 – 1770) – итальянский архитектор и прораб, строительством второй Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге занимался в 1725 – 1726 гг.
11 Михаил Григорьевич Земцов (1688 – 1743) – русский архитектор, представитель раннего барокко.
12 26 июня 1733 г. от удара молнии сгорела колокольня, восстановительные работы вёл ван Болес. В том же 1733 г. колокольня была отстроена, а в следующем были сделаны и часы
для церкви. В мае 1735 г. удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала.
13 В результате ремонта по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены
каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при производстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется бо;льшие исправления или даже совершенная перестройка.
14 Савва Иванович Чевакинский (1709; по другим данным 1713 – между 1772 и 1780; по другим данным после 1783) – русский архитектор эпохи елизаветинского барокко, который работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главным образом по заказам флота (как главный архитектор Адмиралтейств-коллегии).
15 Антонио Ринальди (1709 – 1794) – итальянский архитектор, работавший в России.
16 В 1766 г. был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским. Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 г., и в память об этом событии была выбита медаль.
17 21 апреля (2 мая) 1796 г.
18 Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (1747 – 1820) – художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.
19 30 мая 1802 г.
20 Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 г. объявить конкурс на возведение нового храма. Условием было сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора.
21 Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (1786 – 1858) – архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
22 20 февраля 1818 г. проект (два листа — первый с планом и фасадом, второй с планом) был утверждён Александром I. К проекту были приложены смета на фундаменты в ценах 1818 г. на 506 300 руб. и пояснительная записка.
23 Дворец Инвалидов в Париже – архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 г. как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.
24 26 июня 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора. Прямо на сваи с западной стороны под входом был
положен первый гранитный камень с прикреплённой к нему бронзовой позолоченной доской с датой закладки собора.
25 Антон Антонович (Антуан Франсуа) Модюи (1775 – 1854) – архитектор, находившийся на русской службе с 1810 по 1826 гг. Сначала Модюи был принят в Кабинет Его Императорского Величества (ЕИВ), а затем стал служащим Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге. Работал над планировками центральных площадей Санкт-Петербурга.
26 3 апреля 1825 г. был утверждён новый проект Монферрана. Именно в таком виде и был построен современный Исаакиевский собор.
27 Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих – государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев. Общие же затраты на строительство составили гигантскую сумму –свыше 23 млн руб. серебром. Длительный срок строительства собора (40 лет) современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора. Общая стоимость сооружения собора с 1818 г. до полного окончания работ в 1864 г. составила 23,26 млн руб. серебром.
28 Торжественное освящение собора состоялось в 1858 г., 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского.
29 В присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников).
30 На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.
31 Исаакий Далматский – преподобный, раннехристианский монах, был игуменом обители Далматской. Согласно Феодориту и Созомену, дерзновенно отговаривал римского императора
Валента от арианской ереси и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сначала были в Церкви святого Стефана, соседней с монастырём Далматским, затем их перенесли в Храм Всех Святых.Дни памяти: 22 марта (4 апреля), 30 мая (12 июня), 3 (16) августа.
32 В связи со строительством и освящением собора Александром II была учреждена государственная награда – медаль «В память освящения Исаакиевского собора». Награждались ей лица, принимавшие участие в строительстве, украшении и освящении
собора.


РЕГАТА АЛЫЕ ПАРУСА

О, Грин! Когда бы видел ты, 1
Как снова галеон «Секрет»,
В явь превращающий мечты,
В Неву заходит много лет!
Кратчайшей ночью по Неве
Несёт зарю на парусах –
И алый цвет их в белой мгле
Рождает бурный возглас «Ах!».
Любовь, надежды и мечты
Несёт он гордо меж брегов.
О, если б только видел ты,
Как он, воскресший, ожил вновь!
Неописуемый восторг
Выпускников вчерашний школ
Он вызывает с давних пор –
Полвека изумляет взор.
Ассоль, и Грей, и Грин плывут 2
В Санкт-Петербурге в корабле.
И в небе – праздничный салют,
Восторг и радость – на земле.

12 сентября 2017 г.
----------
1 Красочное мероприятие для выпускников школ использованием шхун с алыми парусами впервые провели в Ленинграде в 1968 г. С 1980 г. на целые четверть века о празднике забыли. «Второе» дыхание он обрёл в 2005 г. и теперь традиционно проходит в ближайшие ко дню летнего солнцестояния выходные. С 2010 г. на
«Алые паруса» постоянно приглашают шведский парусник «Tre Cronor».
2 Герои книги писателя Александра Грина (1880 – 1932) «Алые паруса», созданной им в 1922 г. Писатель, создавший более 400 произведений, был отвергнут официальными властями и литературными чиновниками в советской России, в последние годы его жизни не издавался, голодал и умер от рака желудка.


КРЕЙСЕР «АВРОРА»

А вот прекрасная «Аврора» 1
На рейде у дворца стоит,
И восхищает наши взоры
Её орудий грозный вид.
Заря истории суровой,
Она сверкает здесь звездой,
Рванувшей ржавые оковы
Всей прежней жизни мировой.
Аврора! Подлинно Аврора! – 2
Заря былого Октября,
Стоит и блещет хладным взором,
Со всей планетой говоря.
Вот так бывает – крейсер бравый,
В Неву решительно войдя,
Одним лишь выстрелом поправил 3
Курс всей истории тогда.
Стоит сто лет и вспоминает:
«Создал же я переполох!»
И даже Бог не понимает,
Как это крейсер сделать смог.

12 сентября 2017 г.
----------
1 «Аврора» – крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатскогов годы Крымской войны. Во время русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. С сентября 2014 г. был в Кронштадте на ремонте, после которого 16 июля 2016 г. возвращён обратно на вечную стоянку у Петроградской набере-
жной.
2 Здесь обыгрывается понятие «Аврора» – как «Утренняя заря».
3 Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца; крейсер стал одним из главных символов Октяб-
рьской революции.


БИТВА ЗА ЛЕНИНГРАД

Столько грозных блокадных и дней, и ночей!1
Слов не хватит сказать, как велик этот подвиг!
Нет второго такого в истории всей.
Ленинград! Твоя слава – на вечные годы!
Окружённый врагом, замерзал, голодал,
Но трудился и бился с отчаянной силой.
Метроном, словно сердце твоё, не смолкал,
И стихи, и симфонии в воздухе плыли.
Враг кольцом обложил, нет атакам конца.
Канонады все ночи и дни грохотали.
Но тебя заслонили героев сердца,
И враги о тебя свои зубы сломали.
Подвиг твой, Ленинград, –указание нам,
Как Отчизну любить, закрывая собою.
Слава вечная тем легендарным годам!
Слава вечная вам, ленинградцы-герои!

22 января 2003 г.
----------
1 Военная блокада г. Ленинграда (ныне – Санкт Петербург) нем., фин. и исп. (Голубая див.) войсками с уч. добровольцев из Сев. Африки, Европы и военно-морских сил Италии длилась с 8 сен. 1941 г. по 27 янв. 1944 г. (блок. кольцо было прорвано 18 янв. 1943 г.)  – 872 дня. Наши воен. потери: 332 059 чел. убитыми, 24 324
чел. – небоевые потери, 111 141 чел. пропавших без вести.


ПИСКАРЁВСКОЕ КЛАДБИЩЕ.
МЕМОРИАЛ

Пискарёвское кладбище. Мемориал. 1
Здесь поток непрерывный сегодня струится.
Шестьдесят восемь лет, как кольцо разорвал
Город Славы, которым Россия гордится.
Море ярких венков и цветов, как огней,
В этот памятный день в изголовье погибших.
Смотрит Родина-Мать на погибших детей
И на тех, кто пришёл праху их поклониться.
Ветераны войны тех суровых времён;
Вы, живые, для нас – наша память святая.
Вам, живым, и погибшим наш низкий поклон.
Не забудет Ваш Подвиг Отчизна родная!

27 января 2012 г.
----------
1 Пискарёвское бище основано в 1939 г. на северной окраине Ленинграда и было названо по располагавшейся неподалёку дер. Пискарёвка. В 1941—1944 гг. стало местом массовых захоронений. В братских могилах захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленингр. Фронта (всего около 470 тыс. чел.; по др. данным, 520 тыс. чел. – 470 тыс. блокадников и 50 тыс. военнослужащих. Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью: «С 8 сент. 1942 г. по 22 янв. 1944 г. на город было сброшено 107 158 авиабомб, выпущено 148 478 снарядов, убито 16 744 чел., ранено 3 378
чел, умерло от голода 641 803чел.».