Занятие 3. Дактиль

Александр Аркадьевич Андреянов
План занятия:

1. Определение дактиля.
2. Распространённые дактилические размеры.
3. Равносложные дактилические размеры.
4. Разностопные дактилические размеры.
5. Разнообразие дактилических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки

1. Дактиль – трёхсложный стихотворный размер, в стопах которого под ударением оказываются преимущественно первые слоги, или следующие слоги строки, считая слева направо: 1, 4, 7, 10, 13, 16 .

 Количество стоп и слогов в строках дактиля, в зависимости от вида рифм и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.

В отдельных стопах реального дактиля на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.
 
Начнём знакомство с двустопного дактиля.

1.1. А. Пушкин

ЗАЗДРАВНЫЙ КУБОК

Кубок янтарный
Полон давно –
Пеной угарной
Блещет вино.

Расставим ударения в четверостишии:

КУбок янтАрный
ПОлон давнО –
ПЕной угАрной
БлЕщет винО.

Выделим в строках стопы:

КУбок ян - тАрный
ПОлон дав - нО –
ПЕной у - гАрной
БлЕщет ви - нО.

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-
/-- /
/-- /-
/-- /

Все строки являются ключевыми. Дактиль идеальный.  Размер стихотворения: двустопный дактиль:  5/4 слогов, рифмовка перекрёстная: ж/м.

Строки стихотворения, написанного дактилем, могут быть и более длинными.

1.2. М. Цветаева

Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.

Расставим ударения в четверостишии:

БЕлое сОлнце и нИзкие, нИзкие тУчи,
Вдоль огорОдов – за бЕлой стенОю – погОст.
и на пескЕ веренИцы солОменных чУчел
Под переклАдинами в человЕческий рОст.

Выделим в строках стопы:

БЕлое - сОлнце и - нИзкие, - нИзкие - тУчи,
Вдоль ого - рОдов – за - бЕлой сте - нОю – по - гОст.
и на пес - кЕ вере - нИцы со - лОменных - чУчел
Под перек- лАдина - ми в чело - вЕческий - рОст.

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-- /-- /-- /-
--- /-- /-- /-- /
--- /-- /-- /-- /-
--- /-- --- /-- /

Первая строка является ключевой. В остальных строках встречаются безударные стопы. Размер стихотворения: 5-ти стопный дактиль: 14/13 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2. Самыми распространёнными являются трёх-  и четырёхстопные дактили.

2.1. Н. Гумилёв

   МУЖИК

В чащах, в болотах, огромных,
У оловянной реки,
В срубах мохнатых и темных
Странные есть мужики.

Расставим ударения в четверостишии:

В чАщах, в болОтах, огрОмных,
у оловЯнной рекИ,
В срУбах мохнАтых и тЕмных
СтрАнные Есть мужикИ.

Выделим в строках стопы:

В чАщах, в бо - лОтах, ог - рОмных,
у оло - вЯнной ре - кИ,
В срУбах мох- нАтых и - тЕмных
СтрАнные - Есть мужи - кИ.

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-- /-
--- /-- /
/-- /-- /-
/-- /-- /

Во второй строке первая стопа безударная.  Остальные строки, являясь ключевыми, позволяют однозначно идентифицировать типичный дактиль. Размер стихотворения: 3-х стопный дактиль:  8/7 слогов; рифмовка перекрёстная:  ж/м.

2.2. И. Семенова

      ПИАНИНО

Кажется, в жизни моей несвятой
Только и есть, что, в наследство для сына,
Клавишей битых разболтанный строй:
Знавшее виды мое пианино.                С. 176.

Расставим ударения в четверостишии:

КАжется, в жИзни моЕй несвятОй
ТОлько и Есть, что, в наслЕдство для сЫна,
КлАвишей бИтых разбОлтанный стрОй:
ЗнАвшее вИды моЕ пианИно.

Выделим в строках стопы:

КАжется, - в жИзни мо - Ей несвя - тОй
ТОлько и - Есть, что, в нас - лЕдство для - сЫна,
КлАвишей - бИтых раз - бОлтанный - стрОй:
ЗнАвшее - вИды мо - Е пиа - нИно.

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-- /-- /
/-- /-- /-- /-
/-- /-- /-- /
/--/-- /-- /-

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 10/11 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

2.3. Ю. Линник

ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ

Март мой! Под стрехами после капели
Залиловели полоски земли.
Март-бокогрей, поиграй на свирели,
Солнечным лучиком лед посверли.             С. 135.

Расставим ударения в четверостишии:

МАрт мОй! Под стрЕхами пОсле капЕли
ЗалиловЕли полОски землИ.
МАрт-бокогрЕй, поигрАй на свирЕли,
Солнечным лУчиком лЕд посверлИ.
Выделим в строках стопы:

МАрт мОй! Под - стрЕхами - пОсле ка - пЕли
Залило - вЕли по - лОски зем - лИ.
МАрт-боко - грЕй, поиг- рАй на сви - рЕли,
Солнечным - лУчиком - лЕд посвер - лИ.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Мой» знаком плюс «+»:

/+- /-- /-- /-
--- /-- /-- /
/-- /-- /-- /-
/-- /-- /-- / 

Ключевыми являются две последние строки, по ним и определяем стихотворный размер. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 11/10 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

3. Перейдём к равносложному дактилю, в строках которого одинаковое число слогов и рифмы одного вида.

3.1. Ю. Друнина

Белый зайчонок
На белом снегу –
Белая сказка
На каждом шагу.
Лес подмосковный
Во время пурги
Не отличишь
От сибирской тайги.

Поскольку каждая строка четверостишия разделена на две части, то для определения размера объединим их в полноценные строки.

Белый зайчонок на белом снегу –
Белая сказка на каждом шагу.
Лес подмосковный во время пурги
Не отличишь от сибирской тайги.

Расставим ударения в четверостишии:

БЕлый зайчОнок на бЕлом снегУ –
БЕлая скАзка на кАждом шагУ.
ЛЕс подмоскОвный во врЕмя пургИ
Не отличИшь от сибИрской тайгИ.

Выделим в строках стопы:

БЕлый зай - чОнок на - бЕлом сне - гУ –
БЕлая - скАзка на - кАждом ша - гУ.
ЛЕс подмос - кОвный во - врЕмя пур - гИ
Не отли - чИшь от си - бИрской тай - гИ.

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-- /-- /
/-- /-- /-- /
/-- /-- /-- /
--- /-- /-- /

Первые три строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 10/10 слогов; рифмовка смежная: м/м.

3.2. М. Лермонтов

          ПЛЕННЫЙ  РЫЦАРЬ

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Расставим ударения в четверостишии:

МОлча сижУ под окОшком темнИцы;
СИнее нЕбо отсЮда мнЕ вИдно:
В нЕбе игрАют всЁ вОльные птИцы;
ГлЯдя на нИх, мнЕ и бОльно и стЫдно.

Выделим в строках стопы:

МОлча си - жУ под о - кОшком тем - нИцы;
СИнее - нЕбо от - сЮда мнЕ - вИдно:
В нЕбе иг- рАют всЁ – вОльные - птИцы;
ГлЯдя на - нИх, мнЕ и - бОльно и - стЫдно.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «мнЕ» и «всЁ» знаками плюс «+»:

/-- /-- /-- /-
/-- /-- /-+ /-
/-- /-+ /-- /-
/-- /+- /-- /-

Ключевой является первая строка. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 11/11 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

В равносложном дактиле может использоваться и дактилическая рифма.

3.3. М. Цветаева

АННЕ АХМАТОВОЙ

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Расставим ударения в четверостишии:

Узкий, нерУсский стАн –
Над фолиАнтами.
ШАль из турЕцких стрАн
ПАла, как мАнтия.

Выделим в строках стопы:
 
Узкий, не - рУсский стАн –
Над фоли - Антами.
ШАль из ту - рЕцких стрАн
ПАла, как - мАнтия.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в словах «стАн» и  «стрАн» знаками плюс «+»:

/-- /-+
--- /--
/-- /-+
/-- /--

Ключевой является последняя строка. Размер стихотворения: двустопный дактиль: 6/6 слогов; рифмовка перекрёстная: м/дактилич.

3.4. М. Лермонтов

            ТУЧИ

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Расставим ударения в четверостишии:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вЫ, бУдто как Я же, изгнАнники
С мИлого сЕвера в стОрону Южную.

Выделим в строках стопы:

ТУчки не - бЕсные, - вЕчные - стрАнники!
СтЕпью ла- зУрною, - цЕпью жем - чУжною
МчИтесь вЫ, - бУдто как - Я же, из - гнАнники
С мИлого - сЕвера - в стОрону - Южную.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «вЫ» знаком плюс «+»:

/-- /-- /-- /--
/-- /-- /-- /--
/-+ /-- /-- /--
/-- /-- /-- /--

Ключевыми являются первая, вторая и четвёртая строки. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 12/12 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.
   
4. Рассмотрим разностопный дактиль.

4.1. М. Цветаева

Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?                С. 19.

Расставим ударения в четверостишии:

ах, золотЫе денькИ!
ГдЕ уголкИ потайнЫе,
ГдЕ вЫ, лугА заливнЫе
СИней окИ?

Выделим в строках стопы:

ах, золо - тЫе день - кИ!
ГдЕ угол - кИ потай - нЫе,
ГдЕ вЫ, лу - гА залив - нЫе
СИней о - кИ?

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «вЫ» знаком плюс «+»:

--- /-- /
/-- /-- /-
/+- /-- /-
/-- /

Ключевыми являются вторая и четвёртая строки. По ним определяем размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный дактиль: 7/8/8/4 слога; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.

4.2. М. Цветаева

       БАБУШКЕ

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?

Расставим ударения в четверостишии:

ПродолговАтый и твЕрдый овАл,
ЧЕрного плАтья растрУбы…
Юная бАбушка! – КтО целовАл
ВАши надмЕнные гУбы?

Выделим в строках стопы:

Продолго - вАтый и - твЕрдый о - вАл,
ЧЕрного  - плАтья рас - трУбы…
Юная - бАбушка! – КтО цело - вАл
ВАши над – мЕнные - гУбы?

Представим стопы четверостишия схематически:

--- /-- /-- /
/-- /-- /-
/-- /-- /-- /
/-- /-- /-

Первая стопа в первой строке безударная. Остальные три строки, являясь ключевыми, позволяют определить размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 10/8 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

4.3. Н. Крандиевская-Толстая

Длинной дорогою жизнь подводила
К этому страшному дню.
Все, что томилось, металось, грешило,
Все предается огню.

Расставим ударения в четверостишии:

ДлИнной дорОгою жИзнь подводИла
К Этому стрАшному днЮ.
ВсЕ, что томИлось, метАлось, грешИло,
ВсЕ предаЕтся огнЮ.

Выделим в строках стопы:

ДлИнной до - рОгою - жИзнь подво - дИла
К Этому - стрАшному - днЮ.
ВсЕ, что то - мИлось, ме - тАлось, гре - шИло,
ВсЕ преда - Ется ог- нЮ.

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-- /-- /-
/-- /-- /
/-- /-- /-- /-
/-- /-- /

Все строки – идеальный дактиль.  Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 11/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

В разностопном дактиле может использоваться и дактилическая рифма.

4.4. А. Фет

В ЛУННОМ СИЯНИИ

Выйдем с тобой побродить
            В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
            В темном молчании!

Расставим ударения в четверостишии:

ВЫйдем с тобОй побродИть
            В лУнном сиЯнии!
ДОлго ли дУшу томИть
            В тЕмном молчАнии!

Выделим в строках стопы:

ВЫйдем с то - бОй побро - дИть
            В лУнном си - Янии!
ДОлго ли  - дУшу то - мИть
            В тЕмном мол- чАнии!

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-- /
/-- /--
/-- /-- /
/-- /--

Во всех строках идеальный дактиль. Размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный дактиль: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: м/дактилич

4.5. Н. Некрасов

               ВЫБОР

Ночка сегодня морозная, ясная.
            В горе стоит над рекой
Русская девица, девица красная,
            Щупает прорубь ногой.

Расставим ударения в четверостишии:

НОчка сегОдня морОзная, Ясная.
            В гОре стоИт над рекОй
РУсская дЕевица, дЕвица крАсная,
            ЩУпает прОрубь ногОй.

Выделим в строках стопы:

НОчка се - гОдня мо - рОзная, - Ясная.
            В гОре сто - Ит над ре - кОй
РУсская - дЕевица, - дЕвица - крАсная,
            ЩУпает - прОрубь но - гОй.

Представим стопы четверостишия схематически:

/-- /-- /-- /--
/-- /-- /
/-- /-- /-- /--
/-- /-- /

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

5. Разнообразие дактилических строф.

5.1. Н. Крандиевская-Толстая

Давность ли тысячелетий,
Давность ли жизни одной
Призваны запечатлеть мы, –
Все засосет глубиной,
Все зацветет тишиной.

Расставим ударения в пятистишии:

ДАвность ли тысячелЕтий,
ДАвность ли жИзни однОй
ПрИзваны запечатлЕть мЫ, –
ВсЕ засосЕт глубинОй,
ВсЕ зацветЕт тишинОй.

Выделим в строках стопы:

ДАвность ли – тысяче - лЕтий,
ДАвность ли - жИзни од - нОй
ПрИзваны  - запечат- лЕть мЫ, –
ВсЕ засо - сЕт глуби - нОй,
ВсЕ зацве - тЕт тиши - нОй.

Представим стопы пятистишия схематически:

/-- --- /-
/-- /-- /
/-- --- /-
/-- /-- /
/-- /-- /

В первой и в третьей строках средние стопы безударные. Ключевыми строками являются вторая, четвёртая и пятая. Размер пятистишия: 3-х стопный дактиль: 8/7/8/7/7 слогов; рифмовка сложная: ж/м/ж/м/м.

5.2. Н. Крандиевская-Толстая

С детства трусихой была,
С детства поднять не могла
Веки бессонные Вию.
В сказках накопленный хлам
Страх сторожил по углам,
Шорохи слушал ночные.

Расставим ударения в шестистишии:

С дЕтства трусИхой былА,
С дЕтства поднЯть не моглА
ВЕки бессОнные ВИю.
В скАзках накОпленный хлАм
СтрАх сторожИл по углАм,
ШОрохи слУшал ночнЫе.

Выделим в строках стопы:

С дЕтства тру - сИхой бы - лА,
С дЕтства под - нЯть не мог- лА
ВЕки бес - сОнные - ВИю.
В скАзках на - кОпленный - хлАм
СтрАх сторо - жИл по уг - лАм,
ШОрохи - слУшал ноч - нЫе.

Представим стопы шестистишия схематически:

/-- /-- /
/-- /-- /
/-- /-- /-
/-- /-- /
/-- /-- /
/-- /-- /-

Во всех строках идеальный дактиль. Размер шестистишия: 3-х стопный дактиль: 7/7/8/7/7/8 слогов; рифмовка смешанная: М/М/ж/м/м/ж.

Стихотворение может быть написано и трёхстишиями.
 
5.3. Н. Некрасов

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
            Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
           Многострадальная мать!

Расставим ударения в первом трёхстишии:

В пОлном разгАре страдА деревЕнская…
ДОля тЫ! – рУсская дОлюшка жЕнская!
            ВрЯд ли труднЕе сыскАть.

Выделим в строках стопы:

В пОлном раз - гАре стра - дА дере - вЕнская…
ДОля тЫ! – рУсская - дОлюшка  - жЕнская!
            ВрЯд ли труд - нЕе сыс- кАть.

Представим стопы трёхстишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+»:

/-- /-- /-- /--
/-+ /-- /-- /--
/-- /-- /

Из схемы видно, что идеальный дактиль в первой и третьей строках. В первых двух строках трёхстиший по 12 слогов и смежные дактилические рифмы. В последних строках  по 7 слогов и мужская рифма для строк ближайших трёхстиший. Поскольку после семи трёхстиший стихотворение заканчивается двумя четверостишиями, укажем их размеры отдельно.
Размер трёхстиший: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/12/7 слогов; рифмовка смешанная: дактилич./дактилич./м.
Размер четверостиший: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.


6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

1. А. Швецов

С длинной беседушкой
Краем берез
Едем мы с дедушкой
На сенокос.                С. 197.

2. К. Рябенький

Музыку трав и деревьев,
ближних и дальних дорог,
струн дымовых над деревней
слушать без устали мог                С. 169.

3. Л. Степанова

Старый бульвар, заметенный листвой.
С каждой минутой деревья бесплотней…
Шорохи, шелесты… Из подворотни
ветра осеннего слышится вой.                С. 184.

4. И. Слепнев

         НА РОДИНУ

Много ли надо родимого неба,
Чистой, отглаженной солнцем травы,
Да воробьиного зернышка хлеба,
Да соловьиной делянки листвы.           С. 181.

5. А. Бобров

БОЯРЫШНИК

Вместо ограды облезлой
В местности незаселенной
Рядом с дорогой железной
Вырос кустарник веселый.         С. 21.

6. А. Швецов

Дедко поет, вырезая игрушки.
Вязнут в вязании пальцы старушки…     С. 197.

7. А. Виноградов

Точно от града грозы навесной,
Кипень – вода озерка.
Сколько охотников – боже ты мой» –
На одного-то чирка!                С. 44.


    25.11.17