Рецензии на стихи

Анарко
 
Многоточие. Сборник стихов. Автор: Инна Андрианова.

 
Мне очень понравилась идея книги. Ну, просто очень! С бытовой основы выйти на прекрасную философскую стезю – это здорово! И название соответствует. Многоточие, что означает - интригующее продолжение. На примере любовной лирики, широко представленной в книге, автор реализует эту идею. А, в стихотворении «Терновый куст» автор создаёт образ необычной любви колючего, неласкового сурового куста и вьюнка-лианы, которая обняла этот большой куст, обходя осторожно колючки, тем самым возвысившись даже над розами. Чем не совет девушкам, как бороться за счастье. Сам же стих «Многоточие» уводит в «нездешний неведомый путь», где «время метится пулями быстрыми» и «вдоль дорог многоточия выстрелов» (как мёртвые стоят). А вот что предлагает автор: если говорить на «кленовом языке, то узнаёшь «зрелых листьев шёпот томный», что «оттенков у листвы неизъяснимо много»: это «будущей грозы угрозы», когда «погромыхивание ближе и ближе» и «спешат букашки в щели налегке». Автор любит фантазировать, порой даже сюрреалистично. Как же не восхититься конструкциями и парадигмами в таких выражениях: «станет угол неизбежно бременем, рисовать захочется овал»; «просто жаль, что венчальные свечи, пусть нечаянно ты сломал…»; «увянут астры – только ты, пожалуйста, на паутине без меня не улетай»; «в какой-то мере ты по жизни автор: судьбы своей мгновенно пишешь строки». А чего раздумывать? Остановись мгновенье!... Только надо «бежать, бежать куда попало» «от правды голой, как тростина, от лживых блазнящих идей» Потому, что: «вновь сочащиеся печали мне и в рулон тугой не свернуть». А вообще-то туго завёрнуты слова в строки, хотя ещё дышат: «Пройдёт задумчивый и строгий Судья, да и затопчет звенья Бесценных, брошенных под ноги Слов, выдохнувших: «С днём рожденья!» С днём рождения, КНИГА! Радует самокритичность автора: «Пусть возрастает исполин-поэт И пусть свежо, отважно, без обмана Векам оставит свой завет и свет. А я лишь гумусом охотно стану». А я понял, откуда все эти «углы и овалы» в этой книге, этот гумус слов затычек: "лишь", "уж", "вдруг" и "ведь",которыми удобрена почва стихов, автор сама подсказала: «Быть может, спутник жизни всей И скрытая её пружина – Повинно скифа имя Инна В смятенье чувств души моей?!» Да, скифы мы, да азиаты мы – воскликнул гений и вслед за ним автор этой книги. Вот здесь наступает моменты сопереживания, катарсиса. Действительно, есть у автора эта пружина, раз она способна философски мыслить и создавать необычные образы. Только не надо себя принижать, закапывать талант в землю. Надо работать над рифмами, которые не всегда радовали, над ритмом: сбои, не соблюдается одинаковая длина строк, необоснованно меняется женская клаузула на мужскую, а главное, где мелодика стиха? Язык чересчур упрощен, не украшен метафорами, аллитерациями. Я бы согласился, если бы все ваши «гениальные» находки были применены в ироническом стиле. Нет, вы на полном серьёзе применяете, кажущиеся вам уместные сочетания: «форсила бузина», «от тебя в чащобу Оно шасть» (о счастье), «Могу слизнуть тебя, не веришь?! Но так смирять не стану я» ( «Море прощается с Пушкиным»). Но рассмешили хорошо, читать было не скучно. Есть и хорошие стихи, есть. Например, о библиотекаре «Последний динозавр», или «Имя» и много других, хотя и их нужно править. Жаль, что технически, стихи не позволяют вкусить идею автора до конца. Трудно оценивать книгу, когда всё хорошо, но некоторые стихи портят впечатление. Здесь же - наоборот, некоторые улучшают. И это даёт надежду.
 
АНАР ЛИЗАРИ
17 ноября 2017г.

________________________

Шелест мира. Сборник стихов. Автор: Инна Андрианова

http://knigi-market.ru/shelest-mira/

Невозможно повторить красоту природы, искусственно сложенными звуками, красками или словами, когда « к земле прикноплен прочно земных сует браслетом - человек». Тем более, как пишет автор, ощутить «и цвет, и аромат, и шелест мира...», шелест новых страниц жестокого времени из которых «топорщатся заботы и тревоги»; и «читать страницы эти, порой не хочется. Но придётся принять её как горькое лекарство отрезвления». Вот о чём «шелестят» страницы этой книги. Но кто не смотрел в «кривое зеркало разорванных небес», не разбивал его, когда шёл, «шлёпая по лужам» или не удивлялся как «пляшут в зеркале деревьев отраженья» и кто не увидел, как поэт-классик «на блюде студня косые скулы океана», тот не сможет воссоздать эту красоту в тех образах, которые достойны кисти или слову художника.
Эта новая книга стихов Инны Андриановой – шаг в настоящую поэзию, ещё робкий, не совсем уверенный. Её походка ещё шаткая, она порой спотыкается в ритме, и длинна шагов по-прежнему кое-где даёт сбои и нет лёгкости, подобной полёту или мелодичности, подобной танцу, но энергия чувствуется и мобилизует читателя и хочется идти за ней. Она видит то, что недоступно обычному глазу: «Так, продираясь сквозь каменья лет, пра-пращура страсть невзначай души коснётся». «А вечности смутные тени слегка пощекочут как ость. Мы пьём наважденье явлений…»
Созерцание природы и духовное питание от её красот — источник вдохновения, умиротворения и наслаждения. Но главное, от чего не должен отрываться художник, это эмоциональная энергия природы, переходящая от одного образа к другому. Это музыка жизни – возрождающаяся весной, как крик родившегося ребёнка, как первый цветок «подснежник - обетование любви», которым «беременна земля». Это чувство удовлетворения свершившимся чудом природы – жизнью, радость лета, наполнившая душу до краёв, до «обморока сирени» и затем, звучащая в полный голос вместе с солнцем, небом, ожившей зеленью. Это - внезапный восторг - дождь, который, «опрокинувшись», как из ведра из тучи наших мыслей – «жару и пыль унёс», так надоевших поэту (там - так же - «комары да мухи»), а вместо них, погрузил радостное раздумье, в творческое вдохновение, в прозрачное созерцание чудесных превращений природы. Как наяву, так в шедеврах великих художников можно восхититься этой красотой мысли, даже «картиной в рамочке окна», «как ветка билась в стекло холодное и в дом просилась». Не унывать, нет – любить эту, только кажущуюся «унылой пору», дарящую нам любовь светлую, полную эстетического чувства. «Цветная жизни полоса так коротка, так пряно-пьяна; звучат не форте, но пиано вокруг цветные голоса.» И вот, уже новые чувства – спокойные, робкие, но живые. Пришла зима – время ожиданий, время взвешенных поступков и опасений. Только нет страха, страх – удел слабых, есть забота о ближних исполнение долга и участие. Волшебная пора: «слышится хрустальный перезвон, и белым цветом весь исчерчен небосклон… морозный воздух освежит лицо». «Такая радость, вынырнув из бурь, вдруг увидать февральскую лазурь!» Убедить в этой очевидности автор стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания. Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения жизни природы. Но чувство, живое чувство, должно быть вместе с ней. Это задача поэта.

АНАР ЛИЗАРИ
28.11.17г.