Кабанье и кабанцы. Школа - далёкая и близкая

Масасин Михаил Васильевич
Вспоминая нашу Кабанскую школу невольно приходят пронзительные, грустные  мысли, что наши детские годы для современной молодёжи( нашим детям –внукам) уже далёкая история и многое из излагаемого  автором  им, почти,  не понятно в самой сути своей.
Причина  тому есть.  Состояние, быт нынешних сёл и деревень  давно  не сопоставимо  с жизнью  той,   пятидесятых – шестидесятых…Село Большое Кабанье являлось центром, «столицей» для окрестных, близлежащих поселений. Ребятишки Таволжан,  Егорино, Сосновки, Боровушки,  Заозёрной, Мохового, Сельхозфермы учились, не где либо,   а  у нас, в нашей Кабанской  семилетней( восьмилетней) школе. Осенью, в проливные дожди, зимой в метели-заносы и в жгучие морозы, и  весной в  половодье они добирались  пешком до «оазиса» знаний. Особенно докучали маленьким  «путникам» несносные весенние распутицы, где порой и взрослые  пробирались с большим трудом. Выручали: терпение, желание учиться и огромные, отцовские - мамины  резиновые сапоги. Для облегчения ситуации при школе был создан интернат – общежитие для самых отдалённых детей, преимущественно из начальных классов.
Уютный,  тёплый, компактный домик, стоявший во дворе школы, думаю,  с удовольствием,   вспоминало и вспоминает не одно поколение его былых  питомцев!
После уроков ребятишки спокойно отдыхали в протопленных комнатках, готовили домашние задания и обеды - ужины. Разумеется, житьё - бытие, в  миниатюрном общежитии было под бдительным оком школьной администрации. Учителя, преимущественно начальных классов, регулярно, по очереди, вечеровали с детишками, читали с ними книги, помогали выполнять домашние задания, попутно приглядывая за их скромным бытом.
Моя матушка, Масасина Наталья Никитична провела в интернате немало вечеров и мне, малышом, доводилось «гостить» в том благословенном домике. Помнится, девочки, что постарше да порасторопнее,  «колдовали» у раскалённого камина,  священнодействовали!  Варили ароматные, зазывные похлёбки – супы, жарили в «семейных» огромных сковородах  вкуснейшую картошку, пекли румяные, пахучие  лапушки- оладушки…!
На выходные дни  интернат пустел, и терпеливо ждал, дымящейся  печной трубой,  возвращения своих  шумных, весёлых  хозяев
Разумеется, что всё бытовое благополучие школы держалось на заботливых плечах работников технической, подсобной службы, которые, за предельно скромную оплату,   почти круглые сутки, обслуживали довольно немалое школьное хозяйство.
Громадные печки-голландки отапливались, для уюта маленьким питомцев,   основательно, благодаря самоотверженному труду  хлопотливых, ответственных, заботливых  женщин - «техничек», которые начинали своё благородное дело с четырёх- пяти утра! Рюмина Анна Николаевна, мама моего друга Рюмина Толи( Молдована), уходила на службу  оченьрано, не позднее указанного времени. Полуянова Екатерина Ивановна - мама  знаменитых «певунов» братьев Полуяновых Саши и Миши, в самые жгучие, сорокаградусные морозы, вставала на «растоп» печек даже ночью, благо  жили Полуяновы совсем рядом со школой! Помогали, посильно,  и мы, школьники. Дежурные по классам (мальчики)  носили дрова, кололи в кучах уголь, складывали  его в вёдра и ставили перед печами, абсолютно убеждённые в правоте  и справедливости исполняемых занятий!
Вообще, в несносные морозные дни занятия, бывало, и откладывались, особенно для малышей начальных классов.
Уроки переносились, а детишки ( благодаря слабой системе оповещения) добирались…Отогревшись, они с удовольствием носились по тёмным  коридорам , резвясь  , в  полупустой школе…Морозы морозами, а учителя,  почти всегда в полном составе,  приходили и организовывали для маленьких «шатунов» какие либо мероприятия. Рассаживали по классам, читали  с ними книги, обсуждали просмотренные кинофильмы, открывали для  них( Попрыгайте, баловники!) спортзал…
Позднее, после перехода в Батуринскую школу, мы с удивлением обнаружили ( Как же так!?), что их, деревянное, одноэтажное здание школы во многом уступает нашему…
Думаю, что не одно поколение бывших учеников Кабанской - Батуринской школ согласятся в этом  со мной, безоговорочно отдавая, в благоустройстве,  предпочтение нашей,  Кабанской школе!
 И, это совершенно справедливо! Наши  деды – отцы, создатели - устроители  нашей школы  не подкачали, создали для нас,   в Большом Кабанье  настоящий «храм» знаний! Уютные, светлые классы, просторные коридоры, компактная «учительская, миниатюрный спортзал, удобная раздевалка, уголок для неплохого буфета, парадный вход и запасный выход.  И, всё так продуманно, гармонично, уместно и экономично, основанное на прочной, крестьянской мудрости!
Весной, возле школы просыпался от долгой зимней спячки великолепный яблоневый сад, памятное место для многих бывших учеников, земляков- кабанцев  самых разных поколений! Уверен, что у многих из них хранятся  сокровенные  фото с друзьями одноклассниками на фоне зелёного царства!
«Праотцом» этого чудо - сада был бывший директор школы, москвич,  Коронник А И, живший вдовцом, с дочерью Надеждой,  нашей ровесницей- одноклассницей первого класса. Позднее Аркадий Иосифович  сдружился- сошёлся с Зинаидой Черепановой, дочерью  «праматери» кабанских детишек  Черепановой Александры  Николаевны, прозванной остроумными сельчанами  Шурой – акушеркой и уехал с ними в город.
И, снова, ваш покорный слуга томится в раздумьях- а надо ли говорить об очевидном, известном многим, простом и банальном…Топили печи- ну,  и, что, топили , везде  топили…Красили полы, стены , парты, всем школьным «миром» в жаркое, летнее время каникул, ну, и, что, красили,  всюду  красили…Поливали длиннющие грядки на подсобном, поднимая из глубочайшего колодца тяжеленные бадьи-вёдра, ну, и , что, пусть, что особенного, было и было. Видали, знаем, что в ступе воду толочь…Ты нам, автор попроще, покороче выдавай - про учителей звёздных, да с фамилиями, датами и прочими  яркими атрибутами…
Так оно, так, но, вот какая закавыка получается, слушатели вы мои нетерпеливые. Хотел бы автор опуса этого, скромного, легко пробежать, с наскоку, играючи - припеваючи, по давнишним годочкам - летам   детства своего да не получается легонько, слишком сложна, велика затронутая тема - слишком ограничен автор в резервах памяти своей…

Продолжение следует