Кабанье и кабанцы. Школа. Продолжение

Масасин Михаил Васильевич
Ликвидация детского дома в Большом Кабанье пошатнула устои живого, густонаселённого села. Опустел, кипящий ранее от  шумного детского пребывания, «детдомовский» край. Притихла, присмирела и школа. Исчезли параллельные классы. Покинули Кабанье,  вслед за детдомом и, как работники учреждения, так и учителя. Уехали в далёкий Ленинград Гореловы – бабушка Наталья, зав столовой, её дочь Нина, работавшая воспитателем, и, их дочка - внучка Лида (1950 г р), ну, очень симпатичная, весёлая  девочка. Вернулись в Шадринск Овчинниковы. В разлучницу - Ольховку выехали Мазурины, старшая сестра Галя(1946 г р) и Сергей, наш ровесник - одноклассник. Серёжа несмотря на  бойкий, хулиганистый характер,  был славным, общительным мальчиком, и его отсутствие – отъезд  наша «пацановская улочка» восприняла, как то болезненно…Позднее наши пути – дорожки с  детским дружком не пересекались.. .
С отсутствием ребят из детдома школа изменилась, но, не опустела. По- прежнему проходили утренники – линейки, звенел, призывно , колокольчик в руках техничек, толпились девочки и мальчики в школьном буфете, которым командовала тётя Тюня мама двух девочек, Али и Тани  Печёнкиных. Эта забавная, весёлая женщина шустро дарила радость ребятишкам то печенюшками, то конфетками, типа горошек. Активно функционировало школьное подсобно – дворовое хозяйство, с лошадками, кроликами, помидорами, капустой и иными огородными прелестями. Заведовал всем этим спокойный, уравновешенный Бологов Пётр Васильевич( Да пусть поправят автора, если где либо напутаны инициалы!) – папа троих наших друзей- Юрия( 1947), Владимира(1950) и Валерия(1952) Это на редкость дружное, сплочённое семейство , в последние годы, проживало с нами по соседству и их присутствие( очень даже!) благотворно действовало на наше житьё-бытьё…Благодушные, приветливые в общении братья читали много полезных книг, играли в настольные игры, увлекались радиолюбительством и фото…Вообще, наш сиротливый «детдомовский» край оживился с появлением в нём Бологовых и вновь приехавшего (откуда ни возьмись!) Забродина Александра Ивановича - учителя физики. Этот тридцатилетний холостяк поселился напротив нас, по соседству с Бологовыми( через стенку) в пустующей квартире Овчинниковых. Моментально две огромные комнаты превратились в одну громаднейшую мастерскую со сваленными на полу журналами, книгами, связками газет и каких- то рулонов. Гигантский, оставленный от  столовой стол из крепких , двухдюймовых досок, наполнился какими то приборами, колбочками, трубочками, радиодеталями и прочим, так нужным   увлечённому «кулибину» инструментом. Дополняли всё это великолепие пачки табаку «Флотский» , «Балтика» и наборы папиросных гильз, которые аккуратно готовились для употребления…Вот в это «царство- государство» и стали  мы собираться долгими, зимними вечерами  ибо гостеприимный хозяин радушно принимал своих малолетних соседей…
Разумеется, что появление такого, влюблённого в свою профессию учителя, не могло не повлиять на школьную жизнь. С подачи Александра Ивановича в школе появился класс - лаборатория с настоящим кинопроектором, на котором на уроках стали показываться док фильмы.
Появился приличный фотокружок, оборудованный в бывшем домике школы- интерната, с попутным постижением в тайны радиолюбительства. Весёлый и жизнерадостный Александр Иванович в общении с ребятами был прост, часто шутил, много курил сам и разрешал курить и нам, своим питомцам. С каким удовольствием мы набивали табаком папиросочки, и в тепле « вдали» от родительских глаз , заполняли ароматным дымом холостяцкий  мирок своего кумира… 
Какова   дальнейшая судьба  самобытного учителя сказать не берусь. Сойдясь, с какой то молодухой, Александр Иванович уехал в «города».   Следы его затерялись в  нахлынувших десятилетиях будущих лет…Валера Бологов с родителями жил( И надеюсь живёт!) в Шадринске, в частном домике, Юра, проработав много лет на Шадринской  обувной фабрике
Уехал в г Каменск- Уральский и, к сожалению покинул наш мир от сердечного приступа…Володя учился с нами, в Батуринкой школе, затем «умчался» за длинным рублём на «севера» и там и погиб от несчастного случая ( Сгорел в вагончике- бытовке) Разумеется, что, кроме усердных «хорошистов» Бологовых тогдашняя наша школа была полна «разгульными» ребятами с явным нежеланием постигать книжные премудрости. Остаться на второй год, в наше время, было делом пустяшным и далеко не позорным.  «Второгодники»  уютно располагались в классах, дремали, шутили, лихо курили на переменах в туалете и где придётся, ничуть не пугаясь учителей – наставников. Со мной, в шестом классе сидел мой сосед  Алёша Голубчиков( 1948 г р) который явно скучал и, уже, потихоньку приглядывался к девочкам. Будучи моим старшим товарищем, Алёша поведал мне, что ему очень нравится Нина Шабунина, и заставлял меня подкладывать ей записки, в которых, искренно, признавался в своих чувствах…Великая чистка 1963 года прервала спокойное существование пересидевших учеников - их массово отправили в систему проф образования…В Батуринское Спту-9 ушли многие: Голубчиков Лёша, Чингин Витя, Полуянов Лёня, Суханов Вася, Юрин Серёжа…и другие Надев бушлаты учащихся Пту наши ст. товарищи были чрезвычайно довольны собой, и, гордо вышагивали по селу, приезжая на выходные…
Разумеется не казённые харчи и спец. одежда, не вольное посещение занятий, не свобода табакокурения  притягивали ребят  в первую очередь ( Хотя всё вышеперечисленное, конечно, было важным!) а получение конкретных, нужных для жизни знаний, так необходимых простому, сельскому труженику! Помню с каким восторгом гнал старенький МТЗ Лёня Полуянов, будучи  на практике, как он радовался правом управлять настоящим  трактором- вездеходом, как небрежно закуривал, поглядывая на нас  из кабинки…Да, и первые, трудовые рублики с избытком поднимали настроение вчерашним  «двоечникам»
Чистка от «пересидевших» учеников значительно облегчила работу школы…А  и то –Помнится, в четвёртом классе к нам был «подсажен» на неделю, другую ( Высочайшая воля Райвоенкомата для получения  справки о четырёх классах!) огромный, девятнадцатилетний детина Саша Попов с забавным прозвищем- Саша Хруль! Ясное дело, что присутствие такого «сотоварища», который вольготно расположился возле печки на задней парте ( А как же иначе?!), обмотался  тёплым шарфом и сладко задремал, нас развеселило необычайно.  К концу   самого урока «великомученику» Александру неугомонный Толя Попов ((Искин) всадил, куда- то в шею заряд из рогатки…
Безжалостный кусочек  проволоки бесцеремонно вернул будущего воина к «суровой» действительности. Разъярённый Саша, с криками – «в такую то мать»!, начал искать глазами обидчика…Перепуганная, бедная  наша Прасковья Ивановна (Кстати-  тоже Попова!) ласково успокоила, тихим голосом, разбушевавшегося  призывника…

Продолжение следует