Размышление по сказке Н. К. Рериха Города пустынны

Наталья Соснова
В начале сказка.


Мир [1] пишется, как ветхий муж.
Повинны человеки устремлением.
Устремлением возрастают помыслы.
Помысел породил желание.
Желание подвигло веление.
Здание человеческое устремлениями сотрясается.
Не бойся, древний муж!
Радость и печаль — как река.
Волны преходят омывающие.
 
Сказка - сложный и увлекательный жанр в творчестве Н.К. Рериха.
Сказка даёт большие возможности для иносказательного выражения идей. И если Иисус Христос говорил с народом притчами, то и сказки Николая Константиновича несут тоже большую смысловую нагрузку. Они – бесценный памятник истории. Ведь сказка есть сказание, где за внешним вымыслом скрыта высочайшая истина.
Так о чем эта сказка?
Как и в большинстве сказок, действующими лицами являются царь и царица.
«Возсеселился царь:
- Моя земля велика…
Много цветочных трав».
В чем же выражается веселье царя? В обладании этими богатствами? Нет, не о том радость царя. Эта радость обо всех: и жителях, и природе.
Такая радость – особая мудрость. Не от Земли она, но от дыхания жизни. И эта радость может быть причиной утончения духа.
Есть чувства земные, земная астральная радость. Но есть и Высшая Космическая радость.
Так бы и жили царь и царица в этой не земной Радости, радости единения с природой, с миром.
Но пришел ветхий гость, давний странник. Ветхий – напоминает нам слово ветошь, то есть что – то изношенное. И по замыслу сказки  этот ветхий путник пришел из прошлого, казалось бы, уже изжитого прошлого. Пришел он, чтобы побудить, то есть разбудить уснувшие качества царя.
Побуждать – от слова будить, то есть будить прошлые энергии, прошлые мысли. Видимо, в одном из прошлых воплощений  у него были мысли зависти. В результате этого толчка хватило, чтобы мысли самости начали снова работать.

Царь имел всё, но пробудил в нем ветхий путник желание иметь что – то другое, чего у него нет, но есть в  далёкой Индии. И вспыхнула зависть.
Побудительным мотивом явилось желание иметь что – то, даже если оно тебе не нужно. Побуждение даёт соответствующую мысль. А мысли превращаются в действие.
Каждая мысль – семя будущего всхода. И если она принята в сознание, то будет побуждением к какому – то действию, причиной этого действия.
Вот и воспечалился царь, что у него мало городов, мало башен, мало врат.
И, как всегда, помощники в этих самостных действиях сейчас же находятся.
Так ветхий муж дал царю совет обратиться к Великанскому царю, что за две земли от него живёт, и попросить принести от царя индийского городов видимо – невидимо. И принесут великаны эти города в земли царя и царицы. Но плата за это огромная, вплоть до самой царицы.
Так и сделал царь, одолеваемый завистью.
Но не было зависти у царицы. Думой своей поделилась она с травами, а те передали её морю и землям, и лесам, и пустынным пескам.
За всё приходится платить. Так и за кражу великанами индийских городов тоже пришлось платить.
Но встал на их пути пустынные пески. Справедливость восторжествовала.
Встали пески преградой непроходимой, засыпали глаза великанов, и бросили они города. А пески их засыпали.
Простая сказка, а как много в ней сказано.
Передали цветочные травы царице добрую весть.
И Царь, и царица возликовали. И остались у них реки полные, крепкий лес, травы цветочные, птицы певчие. Осталась и царица.
Понял царь, что мысль ветхая, самостная, принятая в сознание приводит к действию. И, как учит сказка, если в прошлом  мы применяли такие мысли и не изжили их, то они, как семена дадут всходы. И взрастёт чертополох вместо трав цветочных, даже если нам это уже и не нужно. Так творится карма. И сейчас уже не достаточно что – то не делать, нужно чтобы само это вредное желание перестало существовать.
Осуждаем ли мы царя этой сказки? Совсем нет. Ветхие мысли и желания  у многих людей дают всходы. Нужно видеть, знать и понимать человека и человеческие побуждения. Не осуждать, а понимать.
Знать и не осуждать – качества высокого духа. Не всепрощение это, и Карма царя останется его кармой, но посылать мысли борьбы со злом, как это и сделала царица, но посылать мысли борьбы со злом все мы должны.
Читая сказку, мы обычно усваиваем лишь внешние образы, но редко пытаемся проникнуть в их истинный смысл, забывая, что язык сказок есть язык символов.