Блиц-24 Тексты для оценки

Архив Клуба Золотое Сечение
ДУБЛИКАТ.

1
Первый гром

 Первый гром показался не страшным:
Где-то там далеко у границ.
Вот прикажет танкистам наш маршал -
Враг о мире запросит, пав ниц.

Пусть напал вероломно, бесчестно,
Не пуста у страны кобура!
Люди пели бравурные песни,
И мальчишки кричали: ура!

Разгромим, как от века бывало,
Как всегда. Супостат, подожди!
 "На чужой территории, малой..." -
Как тогда обещали вожди.

Неприступна броня, танки быстры,
Парни верили в бодрый куплет:
Далеко не прорвутся фашисты.
И боялись - на фронт не успеть.

Кто бы знал, сколько крови прольется,
Сколько их не вернется с войны...
И стучали  по рельсам колеса
 И гудком отпевали двойным.*)
-------------------------
*) Два длинных гудка
 подавались при отправлении поезда

-------------------------------------
2
Начало.

Двадцать второго июня — начало.
Утро, четыре часа.
Тени мужчин в тёмных окнах вокзала
 И голоса, голоса.

Из репродуктора ветер разносит.
Подло... Напали... На нас...
Да мы придём, не наступит и осень.
Только не плачьте сейчас.

Каски, шинели, ряды самолётов.
Чёрная вакса сапог.
В землю ложится за ротою рота.
Что загрустил паренёк?

Свечи горячие не отогреют —
Души погибших солдат.
Красное знамя над Родиной реет.
В сердце грохочет набат.

Много ещё впереди километров,
Много расстрелянных вёрст.
Двадцать второе июня на свете.
Мир открывает погост.

---------------------------------
3

Лето, солнце, в школах выпускной -
Танцы, радость и большие планы,
И мечты, прекрасны и туманны…
Но назавтра грозною волной
 Всех накрыла роковая весть:
«Враг под утро перешёл границу!»
Не могло такое и присниться -
На границе бой, потерь не счесть.

«Родина зовёт!» - Гремит набат.
Юноши, вчерашние мальчишки,
Сразу повзрослели как-то слишком
 И пошли в огонь, в свинцовый ад.
Падали среди сожжённых трав,
Словно птицы, потерявши крылья,
Ни любви, ни счастья не узнав,
Чтобы мы теперь спокойно жили.

------------------------------------
4
 "Развеян миф о непобедимости..."
 (Из сводки информбюро)

Лето было не добрым,
Небеса пахли гарью.
Черт монетку подбросил:
Кто: они или мы?

Урожай был не собран,
Бабы в страхе гадали:
Что там будет под осень?
Как дожить до зимы?

Осень нас не щадила.
Оставались за нами
 Лишь руины и пали.
Так случилось, увы.

Враг, свинячее рыло,
Мир топтал сапогами.
Ну а мы отступали,
И дошли до Москвы.

Но мы все же дождались
 Генерала Мороза,
Из сибирских дивизий
 Подмога пришла.

Заслужили мы жалость
 У фортуны в час грозный.
Мы врагам горло грызли -
Спала с них мишура.

----------------------------------------
5

Лесная заимка. Кедровник окрест.
Тропинки, дорожки. Игольчатый лес.

Хозяин курчавый. Хоть сед, но не стар
 Смолу собирает, чтоб вытопить вар.

Он засветло встал, чтоб к обеду поспеть-
Жена собрала немудреную снедь.

В разгаре июнь. Воскресенье. Жара.
И скоро домой собираться пора.

Присел на пенечке. Цигарку свернул.
Прислушался: странный доносится гул.

На небо взглянул: не идет ли гроза?
Нет – ясное небо. Он стал замерзать.

Тайга зашумела, как леший залез.
Совсем чудеса! Сотворить что ли крест?

Но призраком белым Устин, с бородой,
Домой не пришедший с времен Мировой.

Напротив стоит. Неподвижен и взгляд:
«Братуха, война! Снова «фрицы» шалят!

Я знаю, тебе не вернуться живым…»
Сказал и растаял, что в воздухе дым.

Очнулся Иван. Снова солнце калит,
И катится пот с черепаховых плит.

Хозяин не знает: то ль верить, то ль нет,
Что только полгода – на мир поглядеть.

------------------------------------------
6
Память о войне.

Навсегда в историю вошёл
 День войны,  трагедии и скорби.
О знамёнах цвета крови, шёлк,
Каждый, кто прошёл войну ту, помнит.

Нам живущим ныне не понять,
Не прочувствовать глубокой боли,
Сыновей теряющую мать...
Много судеб на войне смололи.

И в жестоких жерновах войны
 Старики и дети погибали.
С горем и бедой обручены,
Но не стали для врагов рабами.

Защищали пядь родной земли,
Кто с мечом к нам - от меча погибнет.
Противостоять врагу смогли,
В день победный - знамя на Олимпе.

Взят Олимп победный - взят Рейстаг,
Гордо реет на вершине знамя.
Память о тех днях всегда жива,
И пусть каждый о войне той знает.

----------------------------------------
7
В бой!

В бой мы ринемся, зная -
Ждет кровавая каша.
С нами красное знамя,
С нами партия наша.

Тонны вражеской стали
 Станут кучей навозной -
Наши танки раздавят,
Разнесут бомбовозы.

Артиллерия грянет,
Жизнь врагов заберет.
Вождь-вегетарианец
 Приказал нам - "вперед!"

------------------------------------
8

А мессеров они не ждали –
Была июньская пора.
Экзамены, потом медали,
Аплодисменты и «ура».

Звонок последний, самый-самый,
И шумною гурьбой – на мост.
Она пришла, конечно, с мамой,
И он портфель ее не нес.

Мальчишка, худенький очкарик.
Отец смеялся: «Агроном…»
А стих был так высокопарен,
И Пушкин зарождался в нем.

А мессеры уже летели,
Бомбили крепости, мосты…

Он повзрослел за две недели-
Был страшен мир и так постыл.
---------------------------------------
=======================================
Дополнительно: правила оценивания стихов.
В этом туре предусмотрены 4 оценки + спецоценка.

1). от 0 до 5. За попадание в тему
0 - ставится за стих явно не в тему, или за стих, где тема хоть и упомянута, но чисто формально, никак не включаясь в сюжет.
1 - тема упомянута вскользь
2-3 - тема, хотя и не главенствует, но является важной частью сюжета
4-5 - тема является основой стиха.

2) художественные достоинства стиха
 Примечание: стих, получивший 0 или 1 по первому пункту не может быть оценен выше чем на 3 по этой графе.
Внимание: в простановке этих оценок учитываем требование осутствия стеба и "ржаки" как основного компонента стиха..

3) оценка от 1 до 5 - за техническое исполнение.

Не включаем в эту оценку знаки препинания и опечатки.
Оцениваем владение именно СТИХОТВОРНОЙ техникой (размер, рифмовка, строфика, звучание, итд).

4) оценка от 1 до 5  - за композицию, стилистику и грамотность стиха.  Здесь оценивается связность и естественность авторской речи, знание предмета изложения, правильный выбор лексики, читаемость образов, отсутствие немотивированных перескоков и отклонений, итп.

Убедительная просьба - пропущенные знаки препинания и опечатки, хотя можно и отмечать в обзоре, как основания для оценки не использовать. Оцениваем поэтические умения, а не владение клавиатурой.

5) Для данного тура вводится СПЕЦОЦЕНКА
 от 1 до 5 - за отсутствие грамматически однородных рифм. То есть нельзя рифмовать существительное с существительным (независимо от числа и падежа) например наряды-снаряда. Глагол с глаголом, прилагательное с прилагательным, наречие с наречием итд.
За полное отсутствие ГО рифм - выставляем 5
За сплошь однородную рифмовку - 1
В промежуточном случае оцениваем относительное количество и качество ГО рифм и выставляем оценку от 2 до 4

Примечания 
1. если затрудняетесь с той или иной оценкой - ставьте по умолчанию 4
 2. низшие и высшие оценки по пунктам 3 и 4 должны быть содержательно мотивированы (во время публикации обзоров), Даже если Вы обзоры не пишете.
Давайте избавляться от молчаливой имхи и учиться мотивировать.

Просьба к участникам, не путать оценки между собой и не натягивать (или опускать) одно за счет другого.
К сожалению, приходится это напоминать, так как нередко оценки выставляются как попало и нередко натягиваются под "общее впечатление".
Конкурс учебный - и одна из его задач - научиться читать стихи не глазами "мимо пробегающего", а взглядом грамотного ремесленника. Для этого и предусмотрено несколько разных оценок. Давайте учиться разбираться в деталяэх, а не ограничиваться одним "общим впечатлением". И для нас и для участников куда полезнее знать - в чем их сила и слабость, где недоработали, а в чем - удачно.

Просьба, для исключения ошибок при обработке СТРОГО соблюдать форму оценочных листов, обязательно разделяя оценки запятыми (а не точками, тире итп):

стих 1, 3, 4, 5, 4, 4 
стих 2, 1, 2, 4, 5, 3 
стих 3, 2, 5, 3, 3, 1
 ....
итд.
Своему стиху - выставляем нули: стих 24, 0, 0, 0, 0, 0

Не включаем никаких посторонних слов, знаков и комментариев.Комментарии (можно вместе с оценками, но оценки высылать отдельно по указанной форме) - размещаем отдельно.

Оценки выслать ведущему до 15-00 восресенья.
Комментарии разрешается публиковать после 15-00 воскресенья, или по сигналу ведущего (если все проголосуют раньше).

-----------------
п.с.
Напоминаю текст любого письма следует начинать своим конкурсным ником
 И адресом авторской страницы (куда переводить стихобаллы).

п.п.с.
Просьба к авторам - проверьте - не пропущен ли Ваш стих, или какие-то строки в нем. В случае накладок - сообщите по почте ведущему