Занятие 4. Амфибрахий

Александр Аркадьевич Андреянов
План занятия:

1. Определение амфибрахия.
2. Распространённые амфибрахические размеры.
3. Равносложные амфибрахические размеры.
4. Разностопные амфибрахические размеры.
5. Разнообразие амфибрахических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.

Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, в стопах которого под ударением оказываются преимущественно вторые слоги , или следующие слоги строки, считая слева направо: 2, 5, 8, 11, 14, 17.

Количество стоп и слогов в строках амфибрахия, в зависимости от вида рифм, и схемы ударных и безударных слогов приведены в таблице, приведённой выше:

В отдельных стопах реального амфибрахия на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.

Рассмотрим двустопный амфибрахий.

1.1. А. Блок

Старинные розы
Несу, одинок,
В снега и морозы,
И путь мой далек.

Расставим ударения в четверостишии:

СтарИнные рОзы
НесУ, одинОк,
В снегА и морОзы,
и пУть мой далЕк.

Выделим в строках стопы:

СтарИнны - е рОзы
НесУ, о - динОк,
В снегА и - морОзы,
и пУть мой - далЕк.

Представим стопы четверостишия схематически:

-/-  -/-
-/-  -/
-/-  -/-
-/- -/

Во всех строках идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: двустопный амфибрахий: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

1.2. Строки амфибрахия могут быть и более длинными:

                В. Высоцкий
      
              ЧЕРНЫЕ БУШЛАТЫ

За нашей спиною остались паденья, закаты, –
ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется думать, что черные наши бушлаты
дадут нам возможность сегодня увидеть восход.

Расставим ударения в четверостишии:

За нАшей спинОю остАлись падЕнья, закАты, –
ну хоть бы ничтОжный, ну хоть бы невИдимый взлЕт!
МнЕ хОчется дУмать, что чЕрные нАши бушлАты
дадУт нАм возмОжность сегОдня увИдеть восхОд.

Выделим в строках стопы:
За нАшей - спинОю  - остАлись - падЕнья, - закАты, –
ну хоть бы - ничтОжный, - ну хоть бы – невИди - мый взлЕт!
МнЕ хОчет- ся дУмать,-  что чЕрны - е нАши - бушлАты
дадУт нАм – возмОжность – сегОдня - увИдеть - восхОд.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» и «нАм» знаками плюс «+»:

-/-  -/-  -/-  -/-  -/-
--- -/-  ---  -/-  -/
+/- -/-  -/-  -/-  -/-
-/+ -/- -/-  -/-  -/

Ключевой является первая строка, поскольку  представляет собой идеальный пятистопный амфибрахий. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/14 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.   

2. Самыми распространёнными являются 3-х и 4-х стопный амфибрахий.

2.1. Ю. Друнина

Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь
В объятья…

Приведём авторское пятистишие к традиционному четверостишию.

Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь  в объятья…

Расставим ударения в четверостишии:

КогдА умирАет любОвь,
ВрачИ не толпЯтся в палАте.
ДавнО понимАет любОй –
НасИльно не брОсишь  в объЯтья…

Выделим в строках стопы:

КогдА у - мирАет - любОвь,
ВрачИ не - толпЯтся - в палАте.
ДавнО по - нимАет - любОй –
НасИльно - не брОсишь - в объЯтья…

Представим стопы четверостишия схематически:

-/-  -/-  -/
-/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/
-/-  -/-  -/-

Во всех строках идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

2.2.  М. Цветаева

         В ЗАЛЕ

Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,

Расставим ударения в четверостишии:

Над мИром вечЕрних видЕний
МЫ, дЕти, сегОдня царИ.
СпускАются длИнные тЕни,
ГорЯт за окнОм фонарИ,

Выделим в строках стопы:

Над мИром - вечЕрних - видЕний
МЫ, дЕти, - сегОдня - царИ.
СпускАют - ся длИнны - е тЕни,
ГорЯт за - окнОм фо - нарИ,

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «МЫ» знаком плюс «+»:

-/-  -/-  -/-
+/- -/-  -/
-/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/

Во всех строках, кроме второй, идеальный трёхстопный амфибрахий.  Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2.3.  М. Цветаева

В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ САДУ

Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копье, –
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное – женское – счастье мое!

Расставим ударения в четверостишии:

Я жЕнщин люблЮ, что в боЮ не робЕли,
умЕвших и шпАгу держАть, и копьЕ, –
Но знАю, что тОлько в пленУ колыбЕли
обЫчное – жЕнское – счАстье моЕ!

Выделим в строках стопы:

Я жЕнщин - люблЮ, что - в боЮ не - робЕли,
умЕвших - и шпАгу - держАть, и - копьЕ, –
Но знАю, - что тОлько - в пленУ ко - лыбЕли
обЫчно - е – жЕнско - е – счАстье - моЕ!

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в  местоимении «Я» знаком плюс «+»:

+/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/
-/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/

Во всех строках, кроме первой, идеальный четырёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/11 слогов; рифмовка: перекрёстная: ж/м.

3. Равносложный амфибрахий.

3.1. А. Пушкин

Любовь и вино
Нам нужны равно;
Без них человек
Зевал бы весь век.

Расставим ударения в четверостишии:

ЛюбОвь и винО
НАм нУжны равнО;
Без нИх человЕк
ЗевАл бы вЕсь вЕк.

Выделим в строках стопы:

ЛюбОвь и – винО
НАм нУжны – равнО;
Без нИх че –ловЕк
ЗевАл бы – весь вЕк.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «НАм» и «вЕсь» знаками плюс «+»:

-/-   -/
+/-  -/
-/-   -/
-/-  +/

В первой и в  третьей строках идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: двустопный амфибрахий: 5/5 слогов; рифмовка смежная: м/м.


3.2. Р. Бёрнс  (перевод С. Маршака)

СТАРЫЙ РОБ МОРРИС

Вот старый Роб Моррис. А кто он таков?
Король за столом, старшина стариков.
Он славится стадом коров и свиней
И дочкой – отрадой своей и моей.

Расставим ударения в четверостишии:

Вот стАрый РОб МОррис. а ктО Он такОв?
КорОль за столОм, старшинА старикОв.
Он слАвится стАдом корОв и свинЕй
и дОчкой – отрАдой своЕй и моЕй.
Выделим в строках стопы:

Вот стАрый - РОб МОррис.  - а ктО Он - такОв?
КорОль за - столОм, стар- шинА ста - рикОв.
Он слАвит - ся стАдом - корОв и - свинЕй
и дОчкой – отрАдой  - своЕй и - моЕй.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в имени собственном «РОб» и в местоимениях «ктО», и «Он» знаками плюс «+»:

-/- +/-  -/+ -/
-/-  -/-  -/-  -/
+/-  -/- -/-  -/
-/-  -/-  -/-  -/

Ключевыми строками, позволяющими безошибочно идентифицировать  четырёхстопный амфибрахий, являются чётные строки.  Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.

3.3. Ю. Друнина

ДЕВЧОНКА ЧТО НАДО!

По улице Горького  –
Что за походка! –
Красотка плывет,
Как под парусом лодка!
Прическа – что надо!
И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком
Губная помада!

Для определения размера стихов приведём авторское восьмистишие к традиционному четверостишию.

По улице Горького  – что за походка! –
Красотка плывет, как под парусом лодка!
Прическа – что надо! И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком губная помада!

Расставим ударения в четверостишии:

По Улице ГОрького  – что за похОдка! –
КрасОтка плывЕт, как под пАрусом лОдка!
ПричЕска – что нАдо! и свИтер – что нАдо!
С моднЕйшим оттЕнком губнАя помАда!

Выделим в строках стопы:

По Ули - це ГОрько - го – что за - похОдка! –
КрасОтка - плывЕт, как - под пАру - сом лОдка!
ПричЕска – что нАдо! - и свИтер – что нАдо!
С моднЕйшим - оттЕнком - губнАя - помАда!

Представим стопы четверостишия схематически:

-/-  -/-  ---  -/-
-/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/-

В первой строке фигурирует безударная стопа. Остальные строки представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/12 слогов; рифмовка смежная: ж/ж.

А вот примеры пятистопного амфибрахия:
 
3.4. А. Блок

Усните блаженно, заморские гости, усните,
Забудьте, что в клетке, где бьемся, темней и темнее.
Что падают звезды, чертя серебристые нити,
Что пляшут в стакане вина золотистые змеи…

Расставим ударения в четверостишии:

уснИте блажЕнно, замОрские гОсти, уснИте,
ЗабУдьте, что в клЕтке, где бьЕмся, темнЕй и темнЕе.
Что пАдают звЕзды, чертЯ серебрИстые нИти,
Что плЯшут в стакАне винА золотИстые змЕи…

Выделим в строках стопы:

уснИте - блажЕнно, - замОрски - е гОсти, - уснИте,
ЗабУдьте, - что в клЕтке, - где бьЕмся, - темнЕй и - темнЕе.
Что пАда - ют звЕзды, - чертЯ се – ребрИсты- е нИти,
Что плЯшут - в стакАне - винА зо- лотИсты - е змЕи…

Представим стопы четверостишия схематически:

-/-  -/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/-  -/-

Все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж. 

3.5. Н. Гумилёв

                ВАРВАРЫ

Когда зарыдала страна под немилостью божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.

Расставим ударения в четверостишии:

КогдА зарыдАла странА под немИлостью бОжьей
и вАрвары в гОрод вошлИ молчалИвой толпОю,
На плОщади лЮдной царИца постАвила лОже,
СурОвых врагОв ожидАла царИца, нагОю.

Выделим в строках стопы:

КогдА за - рыдАла  - странА под – немИлость - ю бОжьей
и вАрва - ры в гОрод - вошлИ мол-  чалИвой  - толпОю,
На плОща - ди лЮдной - царИца -  постАви - ла лОже,
СурОвых - врагОв о – жидАла - царИца, - нагОю.

Представим стопы строк схематически:

-/- -/- -/- -/- -/-
-/- -/- -/- -/- -/-
-/- -/- -/- -/- -/-
-/- -/- -/- -/- -/-

И здесь все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

4. Разностопный амфибрахий.

4.1. М. Цветаева

Осы;пались листья над вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.

Расставим ударения в четверостишии:

осЫпались лИстья над вАшей могИлой,
и пАхнет зимОй.
ПослУшайте, мЕртвый, послУшайте, мИлый:
ВЫ всЁ-таки мой.

Выделим в строках стопы:

осЫпа - лись лИстья - над вАшей - могИлой,
и пАхнет - зимОй.
ПослУшай - те, мЕртвый, - послУшай - те, мИлый:
ВЫ всЁ-та - ки мой.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЫ» знаком плюс «+»:

-/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/
-/-  -/-  -/-  -/-
+/- --

Первые три строки – идеальный, хотя и разностопный амфибрахий.  Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный амфибрахий: 12/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
 
4.2. С. Маршак

А много ль рассветов ты встретил в лесу?
Не больше, чем два или три,
Когда, на былинках тревожа росу,
Без цели бродил до зари.

Расставим ударения в четверостишии:

а мнОго ль рассвЕтов тЫ встрЕтил в лесУ?
Не бОльше, чем двА Или трИ,
КогдА, на былИнках тревОжа рОсу,
Без цЕли бродИл до зарИ.

Выделим в строках стопы:

а мнОго ль - рассвЕтов - тЫ встрЕтил - в лесУ?
Не бОльше, - чем двА И - ли трИ,
КогдА, на - былИнках - тревОжа - рОсу,
Без цЕли - бродИл до - зарИ.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимении «тЫ» и в двусложном союзе «Или» знаками плюс «+»:

-/-  -/-  +/-  -/
-/-  -/+ -/
-/-  -/-  -/-  -/
-/-  -/-  -/

Ключевыми строками являются последние две, в них амфибрахий идеален. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

4.3. В. Высоцкий

СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ

Сегодня не слышно биенье сердец –
оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
подумать успев напоследок:

Расставим ударения в четверостишии:

СегОдня не слЫшно биЕнье сердЕц –
онО для аллЕй и бесЕдок.
Я пАдаю, грУдью хватАя свинЕц,
подУмать успЕв напослЕдок:

Выделим в строках стопы:

СегОдня - не слЫшно – биЕнье - сердЕц –
онО для - аллЕй и - бесЕдок.
Я пАда - ю, грУдью - хватАя - свинЕц,
подУмать - успЕв на - послЕдок:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:

-/-  -/-  -/-  -/
-/-  -/-  -/-
+/-  -/- -/- -/
-/-  -/-  -/-

Все строки, кроме третьей, идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

4.4. Ю. Друнина

Над нами ветра
И рыдают и пляшут,
Бормочут дожди
В темноте.
Спят наши любимые,
Воины наши,
А нас обнимают…
Не те.

Объединим полустроки в полные строки четверостишия.

Над нами ветра и рыдают и пляшут,
Бормочут дожди в темноте.
Спят наши любимые, воины наши,
А нас обнимают… не те.

Расставим ударения в четверостишии:

Над нАми ветрА и рыдАют и плЯшут,
БормОчут дождИ в темнотЕ.
СпЯт нАши любИмые, вОины нАши,
а нАс обнимАют… не тЕ.

Выделим в строках стопы:

Над нАми - ветрА и - рыдАют - и плЯшут,
БормОчут - дождИ в тем - нотЕ.
СпЯт нАши – любИмы - е, вОи - ны нАши,
а нАс об - нимАют…- не тЕ.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «СпЯт» знаком плюс «+»:

-/-  -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/
+/- -/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/

Все строки, кроме третьей, представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 12/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

5. Разнообразие строф амфибрахия.

5.1. Е. Баратынский

НА СМЕРТЬ ГЕТЕ

Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое;
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное!   
Над дивной могилой не плач, не жалей,
Что гения череп  – наследье червей.

Примечание: зане  – (союз. церк.) ибо, для того, потому что, т.к.

Расставим ударения в шестистишии:

ПредстАла, и стАрец велИкий смежИл
орлИные Очи в покОе;
ПочИл безмятЕжно, занЕ совершИл
В предЕле земнОм всЕ земнОе!   
Над дИвной могИлой не плАч, не жалЕй,
Что гЕния чЕреп  – наслЕдье червЕй.

Выделим в строках стопы:

ПредстАла, - и стАрец - велИкий - смежИл
орлИны - е Очи - в покОе;
ПочИл без - мятЕжно, - занЕ со - вершИл
В предЕле - земнОм всЕ - земнОе!   
Над дИвной - могИлой  - не плАч, - не жалЕй,
Что гЕни - я чЕреп  – наслЕдье - червЕй.

Представим стопы шестистишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВсЁ» знаком плюс «+»:

-/-  -/-  -/-  -/
-/-  -/-  -/-
-/-  -/-  -/-  -/
-/-  -/+ -/-
-/-  -/-  -/-  -/
-/-  -/-  -/-  -/

Во всех строках, кроме четвёртой, идеальный амфибрахий. Размер шестистишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9/11/9/11/11  слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/М/М.

6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

1. Г. Касмынин

Я плаваю в желтом пруду
И бредень тягаю за клячу.
Потом через поле иду
И с братом о карпах судачу.        С. 100.

2. М. Андреев

На красное зарево еду,
Устало роняя весло.
От лодки, неслышным следом,
Расходятся волны светло.            С. 13.

3. В. Емельянов

Минута, другая  –  и солнце взойдет.
Туман опадет и растает сверкая.
Глядишь  –  и река золотая такая,
и чайкой береза стремится в полет.       С. 68.

4. М. Вишняков

БАГУЛЬНИК

Даурский Багульник! Реликтовый старец.
Как пахари, трудятся корни твои.
Живучий, колючий, упрямый кустарник
на северных склонах сибирской земли.        С. 46.

5. Л. Олзоева

Спасибо тебе за рассеяность звездную, ночь,
тебе, подорожник-трава, что царапины лечит.
Спасибо за лепет дождя, за язык человечий,
а проще спасибо за то, что хотели помочь.         С. 160.

6. В. Мальми

Послушай, послушай,
                ну разве же мы виноваты,
что спели до нас (но и все же не смолк
                соловей)  –
про белые ночи,
                скупую улыбку заката,
про черные очи и гордые дуги бровей.         С. 143.

7. Н. Панова

К МАТЕРИ

Ты небо о тучах
                молила
Своим растревоженным
                взглядом:
Дождем осыпалась
                малина
И яблоки сыпались
                градом.         С. 164. 
 
8. Н. Дмитриев

На карте Союза она не нужна,
Речонка Таруса – две пяди до дна.    С. 57

9. В. Мальми

С утра то и дело
в колодце гремела бадья,
да церковь белела,
бокастая, как попадья.                С. 144.

10. О. Николаева

А город уходит.  Рябая на нем
Рубаха топорщится дыбом.
И знаешь, опять то, что было огнем,
Мелькая, становится дымом.                С. 149.

11. П. Калина

НА БАЗАР

Скрипели колеса. По пыльным ухабам
Телега прошла за село.
Легко было, может быть, едущим бабам,
Зато лошадям – тяжело.                С. 90.


12. М. Вишняков

Сломалась береза.
                Потом ее люди под корень срубили.
Но там,
            где была не земле ее длинная тень,
еще и поныне восходят цветы голубые,
и копятся росы,
                и вечером бродит олень.        С. 45.


  9.12.17