Обзор осеннего лонга от Ирины Ремизовой

Литературный Фестиваль Рунета
8 Дмитрий Шунин «Морское»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/320
Морской песок светлее дня,
Волна темнее мглы.
Вода прохладна и синя,
А берега теплы.

Ночь влажным воздухом полна
И шорохом осок.
Заходит ночь в лакуну сна,
Ложится на песок.

И до утра не гаснет свет
В избушке на горе.
Сутулясь, дед латает сеть -
Ловить дары морей.

Я сквозь дремоту чую, как
Навариста уха,
Как кот крадётся с чердака
На рыбьи потроха.

А в море острова плывут
Без мачт и парусов.
И в доме замирает звук,
Вливаясь в полусон.

И вплоть до утренней звезды,
Туманных облаков,
Мы улыбаемся в усы:
И дед, и я, и кот.
________
С первой же строфы стихотворение обволакивает ощущением близости моря, как бывает во сне. Небрежные рифмы в последних строфах – словно акварельные размытые краски или исчезающая в воздухе улыбка Чеширского кота. Очень простое – и одновременно необычайно тактильное, чувственное произведение, с постепенно разворачивающимися и исчезающими картинками-ощущениями.

10 Ольга Домрачева «синее»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1917
в сине-синем лесу даже воздух синь.
в кроне птаха выводит: «фью-фью-синь-синь».
я не вижу её, но наверняка
она тоже си-ня-я.

и вовсе не птица – лобастый налим.
вокруг долговязые водоросли,
из коих, надёжно икру схороня,
притихшая рыба глядит на меня.
в глазах её хищных такая тоска
синяя-синяя.

о, господи, мне бы крыло иль плавник,
чтоб выпорхнуть, выплыть из синих глазниц,
из синего леса – кромешного сна.
очнись, меня нужно сейчас же спасать.

в округе небесно-синей
ти-ши-на.

и ряской несметной плывут облака,
их в клочья кромсает не снасть рыбака,
не громкая воля скупого творца –
актиния
раскинула жгучие щу-паль-ца.
________
Ещё одно стихотворение, напоминающее ряд сменяющихся картин. Я бы сравнила его с калейдоскопом, внутри которого – стёклышки синего цвета. Птица неожиданно – и одновременно ожидаемо – превращается в рыбу, ветви – в водоросли, а в конце «горний ангелов полёт и гад морских подводный ход» оказываются по одну сторону зеркала – там же, где и глядящий в него.

16 Елена Наильевна «Клеопатра»
http://www.stihi.ru/2017/05/04/10892
волосы шёлковы, плечи мои покаты
я Клеопатра, Антонием будь пока ты
в этой картине не изменить ни йоты
я хладнокровна - пиши обо мне её ты

стой-позабудь, женаты ли мы, пернаты
и говори: давай, мол, люби меня ты
я грациозна: ларго, потом ларгетто
ты говори
ты требуй
кричи
а мне-то

до фонаря, до дерева, до столба, ну
ты вот орёшь, а мне-то по барабану

только на самом деле - иная сцена
это ведь мне не хватает ума и дзена

это ведь ты - как бесстрастный монах с Тибета
я вот ору
я требую
а тебе-то
_______
Стихотворение привлекло своей стройностью – ладно скроено, хорошо сшито. И ещё звук в нём здОрово выстроен – затейливые рифмы, перестуки аллитераций, напевы. Запомнилось, ибо хорошая искусная работа.

18 Юлия Долгановских «Иггдрасиль»
http://www.stihi.ru/2017/01/03/2631
В час недобрый, когда с головой накрывает упадок сил,
с недостижимой для взгляда кроны дерева Иггдрасиль
срывается птица, царапает воздух, садится тебе на плечо —
и начинает петь.

Если птичий язык распознал как родной — ты, увы, обречён.
Обречён молчать во веки веков и владеть ключом.
Молчать, даже если тянулся к небу, но пальцы попали в гниль
и на спину обрушилась плеть.

Птица, клюв наклонив, пропоёт, что Земля — это ком,
ком налипшей земли на корнях, что укрыты песком,
ствол томится в волнах, что дают свою зелень листве —
в ней покоится шар золотой.

В этом мироустройстве таится печальный ответ —
то, что мы испокон принимали за солнечный свет,
есть лишь сон, ибо тьма поутру распускается хищным цветком,
обволакивая слепотой.

Видят люди во сне, что летят над Землёй высоко,
что идти и бежать, и дышать — широко и легко,
дети видят во сне, что по дереву лезут вверх
и сидят на тяжёлых ветвях.

Рыбы спят — видят сны, как выпрыгивают из рек
и скользят в облаках, где идёт и бежит человек,
человек забирает руками, плывёт на восток,
обжигаясь о шар второпях.

Мрак дневной убивает живое — и множится гниль.
Каждый погибший становится семенем Иггдрасиль.
Вырастают деревья. Шатаясь, к плечу плечо,
из корней выплетают сеть.

Мой язык распознал как родной? Знай, что ты обречён.
Обречён молчать во веки веков и владеть ключом.
...Открывается дверь, за которой раскинулся лес Иггдрасиль.
Ты начинаешь петь.
_______
Меня привлекают космогонические сюжеты – с ними не так-то просто справиться, не впав в повторы и банальности. Автору этого стихотворения удалось рассказать свою, оригинальную историю и тем самым вписать несколько строк в древний, но постоянно дополняемый архетипический текст.

19 Таня Арсак «СВЯЗЬ»
http://www.stihi.ru/2017/09/09/3338
За курсивом бетонных абзацев,
За брожением каменных тел,
Иногда начинает казаться –
Этот город меня проглядел.

Подпоясаться – вот и все сборы,
В сумку – термос, да ветер с тоской –
Я по духу, по точкам опоры
Никогда не была городской.

Пасть вокзальная хищно проглотит;
Поезд выплюнет где-то в глуши
Берендеевой.
Ёлок одротье,
Воздух цапельной ниткой прошит

Над лучком безымянной речушки.
Белит заводь весёлый маляр.
Суетливые береговушки –
В длинных норках суглинистый яр.

Поручейница в зарослях треснет,
Свистнет суслик, ударится язь –
Тут протяжней животная песня
И отчётливей дикая связь

С первобытностью, первоосновой.
Ладит альт канифольный пихтач,
Вековечие – в капле сосновой.
— Плачь, кукушка провидица, плачь,

Бейте, пойте, камлайте, гремите,
Бубны дятлов, юлы клавесин,
До тех пор пока в жёлтом зените
Ненаглядное солнце висит,

Мошкара и крапива кусают –
«Так и надо тебе – поделом».
— Так и надо…
Дорожка косая
На воде под утиным крылом,

Стайка рыб на бурливом пороге
За которым токует глухарь;
Да гремит по небесной дороге
Одинокий овечий болхарь.
_______
Очень обаятельная стихотворная сивка-бурка. В том смысле, что влезаешь в одно ухо городским жителем, а вылезаешь из другого каким-то русальим персонажем. Этот переход отмечен колоритными «народными» словами, аккуратно встроенными во вполне читаемый текст. Здесь легко пересолить – но у автора есть чувство меры и вкус, поэтому рассупонившегося солнышка и заколдобившегося старика Ромуальдыча здесь нет. Но есть полусказочная-полуироничная дымка в манере «серебряного века».

24 Марианна Боровкова «Я только хотела»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1624
…и это анисом  пропахшее лето
увянет бесшумно, исчезнет бесследно,
прозрачные  листья из чистого света
сорвутся с ветвей, затанцуют  по ветру,
осиновый лес в маскарадном костюме –
назад не смотреть, не томиться, не думать,
не плакать, не помнить и не сомневаться,
среди разрисованных влёт декораций
искать смысл жизни – кому это нужно?
прогретые солнцем,  взметнутся, закружат
отжившие листья – что вольному воля? –
наверное, падать
и страшно,
и больно,
их песенка спета -  искать утешенья
спешат у земли, у травы длинношеей,
у беглой воды, у белёсого дыма,
я только хотела остаться любимой,
но руки немели, обнять не умея,
и листья летели, похожи на змеев,
им всё нипочём -  самозванцам бумажным -
таким не бывает
ни больно,
ни страшно,
а ливни  гуляют по стеблям душицы,
пускай  не остаться -
хоть изредка сниться,
ну может не сниться - мерещиться только
таинственной музыкой, месяца долькой,
хоть раз, хоть однажды почудиться где-то,
едва отлетит вслед за листьями лето...
_______
Наверное, если бы листопад было возможно превратить в стихи, он выглядел бы именно так. Безошибочно «подслушаны» размер и женские рифмы – они ассоциируются с кружением листьев, неспешным, тихим, почти безветренным. И настроение – под стать этому вечному возвращению.

29 Владислав Беликов (Jag ) «Дрезден. Дрезден»
http://www.stihi.ru/2015/10/30/2960
I

Дай руку, сестренка, весь город горит –
В толпе потеряться не трудно.
Рождественский рынок в тумане гудит,
Плывет, как огромное судно.

Шатается мостик, на палубе дым –
Румяные жарят колбаски.
Одну на двоих мы, конечно, съедим...
А вон золоченые маски!

Где пряничный домик? А хочешь, сестра,
Мы будем, как Гензель и Гретель?
Представь, мы в лесу, и темно, и костра
Нам нечем зажечь, далеко до утра,
Во мраке напетляно петель...

Боишься, трусишка? Но я то с тобой!
Смотри, белый мишка и ангел с трубой,
Щелкунчик – совсем настоящий…
Вот там, впереди. Хочешь в гости к нему?
Сейчас, подожди, я тебя подниму –
Поставлю повыше, на ящик.

Орешек кладем… нажимай на рычаг!
Нет лучше вдвоем, чуть сильнее... Крик-крак!
Пожалуйте, крошка Марихен!

На башне высокой пробили часы.
Старик улыбнулся в седые усы.

и в праздничной неразберихе
никто не услышал, как скрипнула ось,
ремни натянулись, с упора снялось,
качнулось, как будто робея,
но вот уже рук разомкнуло кольцо
и огненным кругом пошло колесо,
быстрее, быстрее, быстрее!

II

Дай руку, сестренка, весь город горит...
________
Реализация метафоры – увы, нечастый гость в стихах. Здесь автор рискнул – и выиграл. Город, украшенный праздничной иллюминацией в первой части, превращается в настоящий костёр – на наших глазах. Отлично выстроенная композиция, напоминающая распускающийся клубок плотно переплетённых образов.

42 Ирга Рябина «Наши дожди»
http://www.stihi.ru/2017/09/21/10177
Ах, как дрожат промокшие зонты
В автобусе, что ждёт у перекрёстка
Зелёного сигнала. Жёстко, хлёстко
Бьёт по стеклу вода.
А где-то ты...

Живёшь себе неспешно, помаленьку,
Кому-то пишешь письма,
Но не мне.
Глядишь, как дождь танцует на окне
Знакомую нам с детства летку-еньку.

А мой автобус тучами прижат,
Стоит и дальше двигаться не может,
Трясётся в лихорадке, люди тоже
Послушно и безвыходно дрожат.

Накрыла ливнем новая волна.
Урчит мотор, но вовсе не мешает -
Внутри меня в волшебном  белом шаре
Такая расплескалась тишина...
_______
А вот здесь оценка – субъективная-пресубъективная. Дежавю, момент из собственной жизни, по прихоти ноосферы выхваченный и описанный другим человеком – автором стихотворения. Настолько близко, что даже представились, как наяву, силуэты людей в автобусе, и монотонный звук движка, и залитое дождём окно, и та самая тишина из последних строк.

48 Валерий Гамаюнов «Маленькая ведьма»
http://www.stihi.ru/2014/05/21/7214
Колдовала долго у плиты,
добавляя что-то из баклажки,
наливала кофе и мечты
в тонкую
фарфоровую чашку.

Бутерброд с копченой колбасой,
ломтик сёмги,
тоже подкопчёной...
Умывалась утренней росой
или талым снегом,
по сезону.

И, как в ступе,
в маленьком "рено"
не летела – ехала работать.
Окрестили ведьмою давно
злые языки.
Иной заботы
нет у них,
как людям кости мыть.
"Тридцать скоро – всё ещё в невестах.
Надо ж! – проявлять такую прыть,
женихов отваживая местных".

А она, наивная, ждала
чувств таких,
каких Земля не знала,
и свои нехитрые дела
делала,
вернее – колдовала.

Небольшой участок у реки,
аккуратный домик с палисадом...
"Ведьма!" –
говорили мужики,
провожая восхищённым взглядом.
_____
И такое оно крепенькое, ладное, это стихотворение, что заглядываешь в него, как в чьё-то окошко – и видишь всё, даже сковородки на плите. И даже простоватая концовка не портит –такая и должна быть у этой сказки-были. Если можно сказать о стихах, как о человеке – приятные, то это они и есть.

50 Елена Албул "Время графики"
http://www.stihi.ru/2016/10/31/3545
Случается день
такой в октябре:
осеннюю живопись
в каждом дворе
накроет предзимняя графика.
До самых кончиков
вмиг занесён,
чистейшим листом
белеет газон
в ожиданьи собачьего трафика.

Нетронутый снег
хрустит под ногой,
а рядом машины,
одна за другой,
скользят на резине летней.
И каждый шаг
на снегу как печать,
и хочется
новую жизнь начать
ещё один раз. Последний.
_______
Если честно-честно – зацепил «собачий трафик». А за ним и всё остальное притянулось. Простое, лаконичное стихотворение – как папка с эскизами. И зарисовки все узнаваемые – правда, в наших краях это обычно конец ноября, не октябрь.

55 Неведома Зверушка «Сёгун и помидор»
http://www.stihi.ru/2017/10/28/9604
Выходит месяц молодой,
Да из тумана.
За чёрным поясом его
Торчит катана.

Клинок остёр и влёт сечёт
Полоску шёлка.
Его из ножен достает
Воитель жёлтый.

Он будет резать, будет бить
Коварных ниндзя,
На чью невидимую нить
Уже нанизан

Бесценный жемчуг прошлых лун –
Улов затмений.
Меча почувствовав дугу,
Светлеют тени.

И из-за леса, из-за гор
Плывет на помощь
Багровый солнца помидор -
Кровавый овощ.
_________
Изобретательный автор выдал нетривиальную импровизацию фольклорного сюжета о ёжике. Японизм в данном случае оказался к месту – придаёт перчинку иронии и сумасшедшинки. Да и работа искусная – хотя и не каллиграфическая (иероглифы – это хокку и танка).

60 Александра Сандомирская "спят глаза, открываются очи"
http://www.stihi.ru/2017/03/06/12600 
Спят глаза, открываются очи.
Не буди меня пОутру, кочет,
разбуди меня за полночь, сыч.

В час, когда засыпает полмира,
плоть не пот источает, а миро,
по чуть-чуть, левой пятки опричь.

Оттого этой пяткою проще
дошагать до осиновой рощи,
за собой не оставив следов.

Но другая — не даст заблудиться
там, где ждет меня черная птица
в темноте между черных стволов.

– Эй! — пусть слышит, я жду ее тоже
и не вижу, но чувствую кожей,
как движенье возникло во мгле.

Это птица летит мне навстречу
и когтями вцепляется в плечи,
и дождем прибивает к земле.

А потом отойдя на два цуня,
надо мной исступленно танцует
сорок богом отмеренных ден
и победно кричит, и хохочет.

...Разбуди меня засветло, кочет,
если воздух запахнет дождем.
________
Сразу обратила на себя внимание первая строка и противопоставление в ней – «глаза – очи». Понятно, что здесь не только стилистическая антитеза, но и семантическая. Дальше, может быть, есть и ненужное, и неловкое, но сама атмосфера перехода реального в иное, и звук, и ритм – обаяли и обволокли.

Итак, ШОРТ-ЛИСТ Ирины Ремизовой:

8 Дмитрий Шунин «Морское»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/320

10 Ольга Домрачева «синее»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1917

16 Елена Наильевна «Клеопатра»
http://www.stihi.ru/2017/05/04/10892

18 Юлия Долгановских «Иггдрасиль»
http://www.stihi.ru/2017/01/03/2631

19 Таня Арсак «СВЯЗЬ»
http://www.stihi.ru/2017/09/09/3338

24 Марианна Боровкова «Я только хотела»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1624

29 Владислав Беликов (Jag ) «Дрезден. Дрезден»
http://www.stihi.ru/2015/10/30/2960

42 Ирга Рябина «Наши дожди»
http://www.stihi.ru/2017/09/21/10177

48 Валерий Гамаюнов «Маленькая ведьма»
http://www.stihi.ru/2014/05/21/7214

50 Елена Албул "Время графики"
http://www.stihi.ru/2016/10/31/3545

55 Неведома Зверушка «Сёгун и помидор»
http://www.stihi.ru/2017/10/28/9604

60 Александра Сандомирская "спят глаза, открываются очи"
http://www.stihi.ru/2017/03/06/12600