Спорная лексика и др. ошибки. По конк. Ноябрь

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/10/31/8430 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/12/10/5256 - Итоги конкурса

Первоначально я не планировала публикацию этой статьи: все, что мне хотелось рассказать нашим участникам и судьям 3 тура конкурсной серии "Двенадцать месяцев", уже изложено мною в статье "Самый выразительный Ноябрь" - http://www.stihi.ru/2017/12/10/8533. Там показаны лучшие стихи и фрагменты стихов наших участников. 

В последнее время мне все меньше и меньше хочется писать об ошибках исполнения,  иллюстрируя это конкретными примерами  не самого удачного текста стихов. Пользы от этой писанины немного: количество писателей сайта значительно превышает количество читателей, а реакция авторов стихов с ошибками часто бывает остра и предсказуема: все их силы направляются на самооправдание и опровержение моего мнения об ИХ произведении, а вовсе не дарит разным читателям повод для размышлений. Более того, я не всегда бываю способна логично и убедительно объяснить, почему то или иное выражение, способ употребления слова или поэтический образ мне не люб: на это требуется подчас гораздо больше слов,  затрат времени и личных усилий, чем оно того стоит!

 Правильную, литературную речь  нужно не столько знать, сколько ее чувствовать, а поскольку все мы в последние годы стали реже  читать книги классической или современной, но качественной литературы и все чаще обнаруживаем себя в языковой среде, весьма далекой не только от правильной речи, но и вообще - исконно русской речи, то наше ухо перестает чувствовать нюансы родного языка - значений слов и области их уместного употребления. Мы говорим, как слышим, а как говорим, так и пишем свои стихи, ибо эталон  чистоты речи утерян: книжная, правильная литературная речь великих русских прозаиков забыта. Наши стихи точно такие, каковы мы сами - неряшливые в речи и самоуверенные в своих умозаключениях. Вот потому мне так бесконечно трудно найти для работы в жюри авторов не просто одаренных природным талантом к поэзии, но и высоко культурных, не просто образованных, а еще и начитанных.

В последнем туре из 73 произведений было номинировано только 33. На мой взгляд, эта цифра должна была быть даже меньше. Я прекрасно знаю, что 40 авторов  произведений, не отобранных судьями, на наше жюри сейчас в обиде: мы их не оценили и не объяснили почему.

Каждый раз я стараюсь объяснять: пишу статьи по итогам, привожу в пример лучшие работы, а заодно и даю материал по базовой технике стихосложения в надежде на то, что остальные авторы, критически взглянув на свои стихи, сами увидят в них недочеты. Кому приятна публичная критика? Никому. Но и совсем никогда не показывать неудачные фразы и ошибки на конкретных примерах тоже нельзя - надо же на чем-то учиться!

Поверьте, тыкать пальцем в чужие неудачные фразы мне не доставляет никакого удовольствия. У меня самой такие фразы случаются: глаз замыливается на своё и не сразу замечает очевидного. Не в радость мне и горячие споры с авторами по поводу моей правоты или неправоты. Совершенно очевидно, что я способна ошибаться в своих оценках, и  что то, что не нравится мне, кому-то нравится безумно и не исключено, что именно это - гениально! Сколько людей, столько и мнений, а у меня есть только свое, не ахти какое авторитетное.

Поэтому я предлагаю сделать так: чтобы никого не обижать и ни с кем не спорить, я в этой, не запланированной мною статье, не указывая авторства, просто выпишу отдельные фрагменты стихов участников 3 тура, где (с моей точки зрения!) есть какой-то ляп, по причине  которого я бы не стала отбирать данные стихи в свой шорт-лист, даже несмотря на их другие достоинства и даже при полном соответствии их темы конкурсному заданию. Больше того, я бы не хотела подробно объяснять, почему мне данный оборот речи или слово в данном контексте не нравится: это  слишком долго, утомительно и существенно увеличит объем статьи.

Просто просмотрите эти фрагменты. (Сомнительные места я выделила заглавными буквами). Кому это чтиво покажется нужным или полезным - хорошо. А кому не покажется - плюньте и разотрите! ))) Просто забудьте про эту дополнительную статью и пишите свои стихи так, как вы привыкли.  Договорились?

**********************************************

№1
Лежит туман у ближнего леска,
А в полночи собака чья-то выла,
Видать, по прОшломУ какая-то тоска,-         лишний слог и 2 ударения в слове
Заноябрило, ОЙ, заноябрило.               
Всё ближе время ПУРГ и холодов;-               
В какие дали лето укатило?
И в ожиданьи долгих зимних снов
Заноябрило, друг, заноябрило!

№2
     Светодню тесно. Ноября песня
     Разлилась грустью НАД СУДЬБОЙ ДНЯ.       
     Облаков СЛАДОСТЬ да лучей жалость
     Теребят утро, к темноте ЛЬНЯ.

№3
У ноября простывший вид,
Колючий норов...
И, каркая, его бранит
АспИдный ворон                (прав.ударение -  Аспидный)
Над потемневшею стернёй...
Поля пустынны.

№4
Загрустили аллеи,
укрытые снежной шалью.
Поклонились деревья пришедшему ноябрю -
им не станет теплее
до проталин весны. Печально.
ЗАКУЮТ ХОЛОДА, что особенно не люблю.               

(Перескок мысли в изложении темы:  речь шла о деревьях, вмешалось авторское мнение, причем  не завершенное  - что или кого  "закуют холода"?)
......
А метель КРУГОВЕРТИТ,
НАБИВАЯ УЗОРОМ окна.
Зябко, стыло в душе. Зажигаю в помин свечу.
От рожденья до смерти
такой ПРОМЕНАД короткий,
как мгновенное ФОТО. Вернуться туда хочу...

(французское  "променад" рядом с неряшливым "фото" вместо "фотоснимок", умилило)

№ 5
У меня в ноябре ничего не болит
Потому что нояб(Ы)рь со мной говорит
Затяжными дождями, опавшей листвой
Я язык его знаю, а он знает мой

Его В СТРОГИЙ ЧЕРЁД ставят кАлендарИ               
Но уже в октябре он стоит у двери
Потому что пора поливать нас дождём
Потому что он ждал, ну и мы подождём

Подождём, пОка дождь нам омоет сердца
Подождём, пОка всё облетит до конца
И с деревьев листва, и душевная муть
Воздух чист и прохладен, и СВЕТЕЛ НАШ ПУТЬ

Сплошные нестыковки фонетических ударений слов с ритмическими, отсюда  прочитывается то два ударных в одном слове ("кАлендарИ"), то искаженное "пОка", "Его", то появляется фонетический слог - "ноябЫрь".

№6
Весь город в недоглаженных пальто,
Промокшим спинам грезятся зонты.
Ворвалась осень СКОРОСТНЫМ МЕТРО               
и с первых капель сразу к нам «на ты».

Ты припозднилась, дней на шестьдесят,
теплом нас балуя ДО КРОМКИ ОКТЯБРЯ.
Что ж, справедливость наверстать спешат
ночные ЗАМОРОЗКИ ЖЕЛТИЗНОЙ ССОРЯ.

Ноябрь – дождем пропахший СПЕЛЫЙ ЗВЕРЬ,
вломился, выгреб пледы, аспирин,
хвостом захлопнув перед стужей дверь -
попридержал бал снежных пелерин,
не дал ЛИШИТЬ ТЕПЛА ПОСЛЕДНИЙ ВЗМАХ
СВОИХ СТОЦВЕТНЫХ КРЫЛЬЕВ И СТРАНИЦ…
Пришел. И ждет. Бездонные глаза…
СНЕГ ГОНИТ ДОЖДЬ ПО КРАЕШКУ РЕСНИЦ.     !!!!!

№7
Цветовой ЗАВЕРШЁН АНШЛАГ,
Сиротливы и серы дни.
Вероломно крадется мрак,
Напевая "усни... усни..."

Возомнил МОНОТОННЫЙ СПЛИН,
Что ему я теперь слуга.
Но намерены ДАТЬ ПОЧИН
Адамантовые снега.

А покуда ВСЁ В НАГОТЕ,
Акварелью метель творю, 
Примеряя УБОРЫ ТЕ                -  Какие "те"?
Неприютному ноябрю.

№8
Дождь моросит
и за окнами серость.
Осени близок исход.
Ветер СКВОЗИТ
СРЕДЬ ЛЕСОВ ОПУСТЕЛОСТЬ -               
ВРЕМЕНИ ЛЕТ эпизод.

№ 9   
Мой лес в ноябре
Вечереющий лес
Открытый ветрам и напастям
Мой лес поднебесный
В предзимней поре
Мой лес на пороге ненастья
Сторожкий неверный густеющий свет
Длинней фиолетовей тени
Ни птиц здесь ни листьев давно уже нет
Живых не осталось растений
Всё то что звенело искрилось цвело
Легло у древесных подножий
Слетело опало слиняло сползло
Змеиной мертвеющей кожей
и т.д.
.................................................
Там, где автор сознательно не ставит никаких знаков препинания (так же, как и некоторые авторы сознательно не употребляют заглавных букв в начале предложений) я столь же сознательно НИКОГДА не отбираю их стихи в шорт-лист!!!  Чего хотела бы и от команды своих судей.

№10
В осень, СГОВОРИЛИСЬ ВСЕ ДЕРЕВЬЯ,                "сговорились" о чем?
РАЗОДЕВШИСЬ В РОСКОШЬ- на показ;
(Словно на балу- младые девы).
Но СТИХИЯ ПОДНЯЛАСЬ за час.

Золото МОНЕТ С ВЕТВЕЙ сметая,
Ветер ГРАБИЛ в спешке КРАСОТУ.
Дождь смывал трофеи моментально...
Снег ПРИКРЫЛ ГРАБЁЖ И НАГОТУ.

№11
Вновь примчался ноябрь с очень злыми ветрами,
С сильным  холодом и затяжными дождями.
И КРАСИВОЙ ПРИРОДЫ ВДРУГ БУДТО НЕ СТАЛО:
Оголились деревья, листы разбросало.

Затаилась, уснула вся жизнь, как пред бурей,
И не видно уже  СЕРЕБРИСТОЙ ЛАЗУРИ.
Солнца  луч иногда  толщи туч пробивает,
День скукожился будто,а ночь наседает.

А колючий ноябрь...он у осени-мамы            СМЕНА РИФМОВКИ
Закрывает скорее  огрехи седые.
И сердИтся поэтому,  очень  упрямый ,                (прав. сЕрдится)
Что ОСЕННЕГО ЦАРСТВА УЖЕ  ДНИ ПЛОХИЕ.

И ноябрь, третий сын он у осени-мамы,
От зимы дерева поскорей укрывает,
Чтобы их сохранить, он колдует упрямо:
Ведь зимою тепла тем едва ли хватает.

Вот  такой он, ноябрь, и жестокий, и добрый,          СМЕНА РИФМОВКИ
От него много радости, силы в добре...
Вот такой он, ноябрь, и устал, но упорно
Много чувств и раздумий принесёт детворе.

(тут по сути все -  "шедеврально" по лексике, затрудняюсь даже выделить детали...)

№12
Не радует ноябрь днём  мрачным УХОДЯЩИМ.
Какой-то он чужой  - совсем  ненастоящий.
Ещё не вечер, но  царит сплошная тьма.         Смены рифмовки строфы в двустрочн.
Уже не осень, но ещё и не зима…

Унынием  застыли   лица  ПРОХОДЯЩИХ  -
Весь день надоедает  дождик моросящий.
Раскрашен город в серенькой  расцветке.
Ворона каркает на голой ветке.

Деревья спят.  Не видно  листиков летящих .               
И думается лишь о завтра предстоящем…
Остановлюсь  на мокром лиственном ковре,
И жизни день переверну в календаре.

№13
Лепилась  осень  рваными  кусочками 
От лета бабьего и пожелтевшего листка
И  снега  первого  с  ДАЛЁКА-ВЫСОКА
До веток нищих  -  попрошаек одиночества.
                смена вида строфы               
Ноябрь седой звучит, увы, пророчеством -
Всему придёт конец,  итог  постылый.
Так лета  Жизнь,  её  Души Высочество
Опала под ноги,  рассыпалась,  застыла.

№14
Загрустил   лес   осенью,
Потеряв   жёлтый наряд,
ПРОЛОЖИЛ  ВДАЛЬ   просеку
И о чём-то шептал невпопад.
001 1 100
001 1 001
001 1 100
001 001 001
Грунтовал   холст  набело
Шебутной   МЕСЯЦ НОЯБРЬ.
Заплатить   дань   надо бы,
Чтоб никто до весны не озяб.

Он собрал всё   золото,
Побежал  сам к декабрю:
Где метель, снег,  холодно -
Вот ПОДАРКИ К ЗИМЫ АЛТАРЮ!
001 1 100
001 1 001
001 1 100
001 001 001

(Столь сложно закрученного логаэда еще  не встречала! Но в чем польза от такой разнородности рисунка стоп?)

№15
Пришла пора и опустело всё окрест,
Людей не видно, на лугах КОРОВ не стало,
Сырую стужу на поля несёт НОРД-ВЕСТ,       ("коровы" и "норд-вест" - лихо!)
Камыш на озере склоняется устало.

№16
Отцвели все цветы, и опали
ЛИСТЬЯ ЯСЕНЯ, ДУБА, КАЛИНЫ,
И ковром нам дорогу устлали
Ярким ЦВЕТОМ УВЯДШЕЙ ОСИНЫ.

№17
ЗАМОРОЗИВ БЛЕСК НОЧАМИ
И ХРУСТАЛЬНЫХ ЛЬДИНОК ЗВОН,
Мой ноябрь на прощанье
Подарил осенний сон.
.........................
Ветры яростные веют
ИХ  В ТРУБЕ ПОБЕДНЫЙ ЗВУК.
НО ТУМАН ОНИ РАССЕЮТ,
КАК БАГРЯНУЮ ЛИСТВУ.

№18 
Вяжет непогода кружева,
Укрывает землю белой пряжей.
Облетели КРОНЫ-РУКАВА,
Только тени, расползаясь сажей,

Чертят тут и там – рисунок свеж,
Красок мало, яркость растворилась.
А ноябрь, перешагнув рубеж,
Похваляясь неуёмной силой,

Словно захмелевший богатырь,
Гнул кусты, деревья ненароком.
К вечеру, ДО КРОМКИ ТЕМНОТЫ,
Завернул дома в холодный кокон,
...........................
(Настоящее время повествования вдруг перешло в прошедшее)

№19
Ты представляешь, утром – дождь,
А У ДВЕРИ НОЯБРЬ СТУЧИТСЯ!
С тобой сейчас он очень схож,
ТАКАЯ Ж СЫРОСТЬ НА РЕСНИЦАХ.

Два горемыки, ДВА ПЕРСТА,
Вам одиноко и уныло.
СТРАШИТ НАТУРЫ НАГОТА,
И ТЫ В КОТОРЫЙ РАЗ ПРОСТЫЛА.
.......
Прими ноябрь таким как есть,
И ждите вместе  новоселий.
Ноябрь - ПРЕДЗИМЬЯ  ВЕЧНЫЙ ЖЕСТ,
КАК ВЕЧНЫ ПЕСНИ МЕНЕСТРЕЛЕЙ.

№20
НОЯБРЬ МЕСЯЦ на пороге,                тавтология
УЖЕ НАСТАЛ, КАК НЕ КРУТИ.
И стали грязными дороги,
И первый снег застал в пути...

И птицы боле не щебечут,
Деревья голые стоят.
Ветра, ВЕТРА БЕГУТ НАВСТРЕЧУ,
О многом мне сказать хотят...

И реки вмиг покрылись коркой:
Прозрачным, хрупким, тонким льдом.
И ЗАДЫМИЛ СВОЕЙ МАХОРКОЙ
ОТЕЦ- СТАРИК С ПУСТЫМ ВЕДРОМ...

И небо стало серым, хмурым,
И ДЕНЬ КОРОТКИМ, КАК ПАЛЬТО.
И ТОЛЬКО ПСУ, КОТУ И КУРАМ,
ПОНЯТЬ ПРИРОДУ НЕ ДАНО...

Но я люблю ноябрь страстно,
Как лето тёплое, весну.
И ГОВОРИТЬ, ЧТО ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА,
Я БУДУ ВСЕМ, В ЛЮБОМ КРАЮ!

№21
Словно в ночи слова,
Тонет в листве каблук.
Тёмный корсет домов
В прИщуре фонарей...                (прав. "прищУре")

№22
Дома тепло и уютно. Снаружи МОКРЕДЬ,           слово  областн. употребления
Пасмурно, зябко, идущая снежная крошка,
В дождь обращается. КРУЖИТ СВОЮ КРУГОВЕРТЬ
Поздняя осень. Бежит, извиваясь, дорожка.
.............................................................. Несёт
Ветер тяжелые тучи. Угрюм и недужен
МЕСЯЦ НОЯБРЬ. Одиноко бредёт по земле,              тавтология
Кутаясь в бурый залатанный плащ на подстёжке,
Месит подошвами грязь, ведь не раз В НОЯБРЕ
Тает и сыплется вновь снеговая порошка.
Дома тепло и уютно. Горячий чаёк
С липовым мёдом. Как раз пироги подоспели.
В гости зову, а ему, НОЯБРЮ, невдомёк
Жаль, не придёт, замели, закружили метели.

("ноябрь"- в одном и том же стихотворении   употребляется то в качестве  одушевленной  сущности - персонажа, то в качестве  времени  года - смешение приемов)

№23
Они застыли в серой звонкой тИши,                (правильно -тишИ)
В бестравном и безлиственном мирке.
А снег пройдет, и след ПРОЛОЖАТ лыжи      ("проложит" лыжник, а лыжи - "оставят")
От станции в березовом леске.

На этом хватит. Надеюсь, что все места моих сомнений оказались вам понятны без подробных пояснений.

С уважением, Ваша Алкора. 12.12.17