Ангелы-хранители

Бахтиёр Разыков
                Тетрадь на парте. Я пишу.               
                Ползет за строчкой строчка.
                Я номер школы вывожу,
                10-й Б и точка.
Встреча выпускников
***
     17 августа 2008 года в Душанбе состоялась встреча выпускников 10 класса «Б» школы № 21. К великому сожаленью, не все одноклассники смогли собраться с разных концов нашей планеты. Из Новосибирска прибыли Женя и Веня вместе с сыном. А в Душанбе местная диаспора была представлена Лолой, Ларисой, Валентиной Викторовной Шумилиной и вашим покорным слугой.
Встречались мы два вечера подряд, первый - у Лолы, а второй - в ресторане гостиницы «Азия-отель», построенного совсем недавно в центре Душанбе. Мы не могли наговориться и, роясь в своей памяти, вспоминали всех – и одноклассников и учителей, с 1-го по 10-й классы. Вспоминали школу, веселые истории, серьезные литературы и суровые географии. По итогам первого вечера заседания Малого совета выпускников 10 Б, мы обнаружили следующее:
     1. Дальнейшая судьба некоторых учителей и одноклассников нам неизвестна. 2. Но мы до сих пор уверены, что, может быть: а) они сами дадут знать о себе; б) или их родные, не жалующиеся на память; в) а может и близкие, с тренированной памятью; г) или друзья, обладающие феноменальной памятью об учениках от 1-го (1968г.) до 10-го (1978г.) Б школы № 21, поделятся своими воспоминаниями...
     И как ни хороша была память на лица, голоса и жесты, но время сделало свое дело, иногда оставляя в ней только провалы и туман. Правда, не хвастая, мы можем заявить, что во второй вечер мы собрались еще быстрее. Сказались заслуженные награды ГТО, членские взносы ДОСААФ и природно-климатическая смекалка. Второй вечер мы начали с многомудрого решения освежить и восстановить вчерашнюю память простым дедовским способом, известным с незапамятных советских времен. Через определенное время в памяти что-то проснулось, начало мелькать, а затем наступило просветление, и годы учебы уже неслись со скоростью 20 лет+GB+тостов в час, а затем в памяти замельтешили события более поздних времен. Но к нашей чести будет сказано, что мы все-таки не дошли до того состояния, которое компьютерщики скромно называют «Полная перезагрузка Data base»…
     А в 2 часа ночи 19 августа, находясь в здравом уме и твердой памяти, выгнав из себя остатки склеротических сомнений, мы собрались с духом и подытожили – школа № 21 была и есть самая лучшая в г.Душанбе, 10 класс «Б» самый лучший в этой школе, а мы самые счастливые потому, что счастье – это когда помнишь ты и помнят о тебе, когда в твоем сердце остается душевное тепло, подаренное нам школьными учителями. И мы решили воссоздать по разрозненным фрагментам нашу школьную жизнь, чтобы противостоять мировой энтропии...
 
Предисловие
***
     Пролетели три десятилетия после окончания школы. Я подхожу к порогу родной мне школы и поднимаюсь по мраморной лестнице в кабинет директора школы. Он находится на втором этаже и в нем сидит Валентина Павловна Афанасьева, последний могикан из великого племени наших учителей, а ныне директор школы № 21 им. Ю.А.Гагарина. Одета она, как и много лет назад скромно, но элегантно. Валентина Павловна предлагает мне сесть, я присаживаюсь, представляюсь, и достаю из портфеля фотографию 10-го класса «Б». Она вспоминает наш класс. Мы начинаем беседу об учителях, преподававших 30 лет назад. Каждые пять минут к Валентине Павловне заходят учителя, и она оперативно решает школьные проблемы. С помощью Валентины Павловны я узнаю о судьбах наших учителей из школьного журнала 1984 года. В нем имеются краткие записи о Егоровой Раисе Ивановне, Карлович Ирине Елиссевне, Алексеенко Валентине Алексеевне, которые будут использованы при выполнении этого литературного упражнения. Таким образом, у меня появились три необходимых условия для создания легенд о наших учителях – общественный интерес, недостаток информации и википедия. Затем Валентина Павловна ведет меня по классам нашей школы, напоминая мне: «А помнишь кабинет химии, а это – кабинет географии. Кстати, летом в школу заходили Веня и Женя, и подарили школе карту по географии и таблицу Менделеева». Мы заходим в наш класс, и я подхожу к своей парте - 3-ей в правом ряду. И словно в унисон моим мыслям Валентина Павловна предлагает: «Давай сядем вместе и сфотографируемся!»...
     Позже мы спускаемся вниз и выходим во двор. Валентина Павловна расказывает о неизвестных страницах жизни школы: «За эти годы один раз даже случилась просадка левого крыла школы из-за утечки воды из бассейна на территории гостиницы «Душанбе». Но, благодаря энтузиазму школьных учителей и родительского комитета, утечка была устранена. Трещины залилили бетоном и просадка была приостановлена... А теперь взгляни на окна, видишь - они у нас в школе двойные. И иногда одно из них оказывается разбитым – дети, есть дети»...
     После паузы Валентина Павловна продолжает свой монолог: «Грустно сознавать, что скоро придется уйти из школы. Но мои ученики говорят, что я буду жить вечно. Человек живет на земле, пока о нем помнят. И если в каждом выпускнике сохранится хоть капелька моего тепла, и он вспомнит о школе и обо мне, значит, я не зря пришла в этот мир детского счастья, в мою, ставшую родной и единственной, школу № 21»...
С этим я абсолютно согласен, и мне снова хочется распахнуть врата времени и войти после звонка в нашу школу вместе с моими одноклассниками, где нас ждут лучшие школьные учителя, благодаря которым держался и держится наш вечно обновляющийся мир...

Школьная традиция
***
     Мы гордились тем, что учимся в школе им. Ю.А.Гагарина. Может кто-то уже и подзабыл историю Гагарина, но легенда гласит, что воздушный змей, хитрейший из зверей небесных, заставил Адама Гагарина и Еву Терешкову съесть запретный плод. За это они были изгнаны в открытый космос. Но, поскольку 12 апреля 1961 года они вернулись оттуда живы-невредимы, то этот рекорд был отмечен таким видом поощрения космических героев, как круг почета на автомобиле ЗИМ вокруг Красной Площади, большим салютом в 15-ти республиках легендарного Союза, погрузившегося в лету, и присвоением нашей школе кроме СИН № 21 (страхового идентификaциoнного номеpа), еще и имени первопроходца - Ю.А.Гагарина. С тех пор наша школа ежегодно 12 апреля отмечает этот праздник...
     2008 год, 2000 учеников замерли на школьном плацу. 3, 2, 1, 0, пуск - из хвостовой части ракеты вырывается пламя и она взмывает в безбрежный голубой океан в котором плавает солнце и рассыпаны жемчужины далеких миров. Восхищенные глаза детей в которых светится мечта...
     Школа для всех нас – это философский камень, машина времени, эликсир молодости и дорога в безбрежный космос...
                И доверяя душу Вам,
                Как ангелу-хранителю.
                Я преклоняюсь перед тем,
                Кого зову учителем.

ЧАСТЬ I. НАШИ УЧИТЕЛЯ
***
     Почти все наши учителя (кроме физкультуры, военного дела, труда и таджикского языка) были женщины. Время придает особую выразительность образам наших учителей, и чем не страдало то поколение – так это бесцветностью. Они были настоящими профессионалами и не считались со своим временем и нашим здоровьем, и работали с великим энтузиазмом и полной отдачей!

Русский язык и литература
***
     Первой учительницей, с которой я встретился в 5-м классе «Б» была Егорова Раиса Ивановна, учительница русского языка и литературы. Раиса Ивановна родилась в 1930 году под знаком Девы и в ней уживались критичность и одновременно скромность. Она постоянно анализировала и контролировала себя, излучая немного старомодный шарм. В 1960 году Раиса Ивановна закончила Душанбинский Пединститут, а работала в нашей школе с 1954 по 1985 годы. Велико было ее желание, чтобы язык наш был богат, а правописание грамотно. Вспоминаю, как мы проходили по внеклассному чтению «Брестская крепость». Вместе с ней мы переживали трагизм и боль той давней войны. Жизнь и судьба простых советских людей, солдат и офицеров отражала их любовь к Отчизне, несгибаемую волю и веру в победу советского народа. Эти уроки делали нас настоящими патриотами. Раиса Ивановна не просто любила учеников, она была профессионалом в своем деле, блестяще знала свой предмет, теорию педагогики и методики, она владела искусством общения с детьми и была личностью!
В третьем классе две отличницы, имена которых за давностью лет совершенно выветрились из памяти, преисполненные самыми теплыми чувствами, возможно навеянными большим облегчением, на месте и создали знаменитую надпись на стене: «Третий Б лучше всех!». Это вид каллиграфии был, конечно, модерном, но Раиса Ивановна этого не поняла и учинила допрос всему классу, но класс своих героев не выдавал. А когда она произнесла свою историческую фразу: «Сознайтесь, кто это написал. Все равно узнаю по почерку!», то писательницы, у которых почерк действительно оставлял желать лучшего, всхлипывая и размазывая по щекам слезы, сознались в своем авторстве. Это желание - быть в передних рядах учеников, наши девочки, чуть было не проговорился кто, пронесли через всю школьную жизнь...
     В 9-м классе русский язык и литературу у нас вела Алиманова Анна Михайловна - полная женщина с формами, близкими к идеальному шару. Анна Михайловна могла до бесконечности спрашивать какого-нибудь ученика одно и то же литературное произведение, добиваясь 100-процентного усвоения учебного материала, часто при этом выставляя одну и ту же заслуженную оценку. Надо признать, что литературными даром изучения произведений или написания сочинений были наделены в-основном наши девочки, а мальчики очень медленно добирались до смысла сказанного и часто их несло «не в ту степь». В 10-м классе львиная доля уроков литературы была посвящена полуклассикам советского периода. Мы проходили «На дне» - знаменитую пьесу М.Горького, повествующую о людях на дне общества, написанную им на вершине славы. А за «Старуху Изергиль» того же писателя я умудрился получить три двойки подряд. Министерству наробраза надо было догадаться - выпускной класс, весна, все вокруг расцветает, душа парит, молодость бурлит, а заставляют читать такое - прости господи...
     У Анны Михайловны была одна оригинальная привычка, которая нравилась всем без исключения ученикам. Она умела очень заразительно смеяться и при этом демонстрировать золотые коронки высшей пробы. Анна Михайловна была золотой учительницей во всех отношениях!..
     Великое дело наших учителей продолжили наши одноклассники, имевшие свои взгляды на методику преподавания. Так поступил в Душанбинский Пединститут А.Виноградов, и И.Гусейнова - в Ташкентский...

Английский язык
***
     С огромной теплотой вспоминаю Елену Ильиничну Заславскую – нашу классную и учительницу английского. Она пришла к нам в 5-м классе сразу после окончания Душанбинского Пединститута, молодая, красивая и энергичная. Елена Ильинична вечно возилась с нами, болела за нас всей душой и желала, чтобы мы успевали и были первыми, и старалась сглаживать отдельные особо некорректные выходки учеников и подтянуть наше поведение.
     А если случались проблемы проведения вечера с танцами в 5-6-х классах, о которых мы, что там скрывать, с трепетом мечтали, Елена Ильинична приглашала нас к себе в гости и не только понимала многие проблемы нашего вечно «переходного» возраста, но и помогала находить приемлемое для заинтересованных сторон решение. До сих пор в памяти, разученные вместе с ней, песни по поводу разных праздников и событий: «Гаудеамус», «Аванти», «До свидания, мальчики». Надо сказать, что это отношение к праздникам, музыке и традициям, заложенное в «золотые» годы нашей юности, помогло нам ориентироваться в нашей дальнейшей жизни – в играх КВН, тематических и музыкальных вечерах, и даже на пикниках, когда кто-то должен был раскручивать «молчанку» и подогревать нужную температуру без помощи внутреннего злоупотребления.
     Елена Ильинична обладала прирожденным преподавательским даром. На уроках она четко произносила английское слово, сопровождая PRONUNCIATION прихлопом ладони по столу и притопом ноги по полу. Как-то раз Елена Ильинична произнесла очередное английское слово A BIRD [; bз:d] - ПТИЦА. Костик Аметов, сильно страдая от длительности урока и непреодолимости языкового барьера, громче других повторил это слово, но уже с явно русским произношением и смыслом. Это выражение вызвало цепь закономерных событий: 1) вывело из себя учительницу, 2) привело Костю к завучу, 3) подняло волну веселья одноклассников, продолжавшуюся всю большую перемену...
Певучий, таинственный и малопонятный язык Елены Ильиничны покорили сердца И.Муллокандовой и Л.Атабаевой, и английский язык стал их призванием...
 
География
***
     Карлович Ирина Елиссевна в 1963 году окончила Саратовский госуниверситет и работала в 21-й школе с 1969 года. И.Е.Карлович в бытность свою член КПСС, родилась в 1946 году под знаком Скорпиона и была ярким олицетворением этого знака. Карлович работала завучем и одета была всегда подчеркнуто строго. Чаще ее имя заменялось загадочным эпитетом «Брынза», тайну которого унесли с собой, придумавшие это прозвище, предыдущие выпускники нашей школы.
     И.Е.Карлович была энергичной женщиной и обычно не блуждала в казуистических дебрях, убеждения ее были словно из кремня, вера незыблема, а совесть не знала сомнений. По утрам она нередко вставала с левой ноги. Но путь ее эволюционного развития продолжался.
После урока географии в старших классах пацанам обычно хотелось обсудить плачевные результаты очередного урока на любимом «пятачке» и чем-нибудь залить пожар души. Значительное место, определяющее оценку, играли личная приязнь/неприязнь «Брынзы» и ее настроение. Но, безусловно, у нее были и свои любимцы, которым не страшны были беспочвенные придирки и которые не переживали за низкие баллы...
     Но мы из принципа грызли учебник, зачитывали до дыр всесоюзный журнал «Вокруг Света» и сквозь черные дыры журнала видели каравеллы под парусами. Пылавшего романтикой путешествий Б.Разыкову удалось попасть на геологический факультет, где конкурс был ого-го - 4 места на одного человека еще с предыдущего года. Очень уж ему хотелось попасть в Южную Америку, материк, по ошибке открытый Х.Колумбом, когда он плыл в Северную Америку. Разные литературные данные, утверждают примерно одно и то же: сначала Колумб назвал открытый материк Латинской Америкой - в честь племени древних римлян, за которых он принял племя древних инков. А какова история наиболее важных государств Южной Америки! Колумбия - названа в честь командора Колумба, Бразилия - названа в честь морепроходца Бразиля, и Чили - названа в честь пирата по кличке Перчик-Чили. Основной статьей экспорта Южной Америки являются южные американцы. Хорошо развито производство сельскохозяйственной дури, так что есть чему поучиться Центральноазиатам у Южноамериканцев! Главной проблемой Южной Америки являются многочисленные нелегальные иммигранты из Северной Америки, которые до сих пор рвутся к южанам в поисках дури, а затем уж и бедной, но полной романтике жизни... Короче говоря, Южная Америка - это географический уголок, располагающий к крутому кайфу…
     Возвращаясь к нашей «Брынзе» добавлю, что в 1986 году наступил ее звездный час! Она стала директором школы. Бог нас миловал – мы успели окончить школу и не испытать на себе всю силу комплекса власти И.Е.Карлович...
 
Физика
***
     Некоторые учителя, вкладывая душу в свой предмет, одновременно учили нас быть внимательными и хозяйственными. В 8-ом классе наш любимый учитель физики Сярги Михаил Михайлович прочитал нам в стихотворной форме порядок разложения белого света на его составляющие, которое всем пришлось по душе: «Как однажды Жак-звонарь головою сбил фонарь...»
     Как-то раз Михмих решил продемонстрировать эффективность электрофорной машины и заодно подтянуть дисциплину без помощи деревянной линейки, с помощью которой он демонстрировал 2-й закон Ньютона. Михмих был уверен, что если при падении яблока на голову можно открыть закон, то при ударе по голове линейки закон физики можно сохранить. Итак, он вызвал к машине нескольких человек, в т.ч. непоседливого Саню Виноградова и усидчивую Маринку Гукасову. Выстроив нескольких учеников в 2 цепочки, учитель попросил каждую цепь взяться за руки, а ближних к машине - обхватить ручки электрофорной машины. Затем Михмих раскрутил ее и продолжил свое чародейство: «А теперь Виноградов потрогай нос у Гукасовой». Сашка с ухмылкой аккуратно ткнул пальцем в указанное место. Короткая искра перепрыгнула с Маринкиного носа на Сашкин палец и его долбануло так, что его ухмылка превратилась в знаменитую улыбку «Человека, который смеется». Сидевшие за партами просто закисли от смеха, внутренне ликуя, что Михмих не заметил их шкодливого поведения и не вызвал их вместо Сашки. Марина покраснела, а Михмих назидательно промолвил Виноградову: «Внешность бывает обманчива. Физика вечна, а жизнь коротка». И, обращаясь ко всему классу, продолжил: «В домашних условиях короткое замыкание может вызвать повреждение электропроводки или даже пожар, поэтому для защиты от замыкания используются плавкие предохранители, которые при резком усилении тока плавятся и разрывают сеть»...
     Венька, любивший одинаково электричество и музыку, постарался воплотить свою любовь игрой на электрогитаре, но поскольку 25 лет спустя в Таджикистане начались проблемы с гитарами, электричеством и музыкой, то он предусмотрительно за 25 лет до наступления этих событий, уехал в Новую Сибирь, где, по крайней мере, имелась возможность добычи музыки дедовскими способами - с помощью старинных балалаек. И, не остановившись на достигнутом, Венька получил диплом Новосибирского электротехнического института и защитил кандидатскую диссертацию по теории музыки при напряжении 220В...
     Е.Смирницкий, не чая души в механической части физики, как и его тезка Е.Ньютон, окончил Таджикский политехнический институт и в итоге стал автомобильным профессионалом.
После 8-го класса в силу вмешательства определенных педагого-физических тел в рядах физиков произошла замена – Михмих покинул нашу орбиту, а Лидия Николаевна Балюк стала нашим новым физиком, которая, к великому нашему огорченью, при всей ее доброжелательности не была сильна в физике...
     На уроках физики, включив кинопроектор, мы часто смотрели кинофильмы киностудии им. А.Довженко - самой загадочной, плохо исследованной, и окутанной ореолом тайн, киностудии СССР. Но один короткометражный фильм, не помню уж какой киностудии, но только не им. А.Довженко, был нам бесконечно дорог и любим. Это фильм «Пёс-Барбос - необычайный кросс», который мы смотрели до конца, а потом прокручивали назад, чтобы постичь всю глубину трагедии трех героев – моряка-черноморца - Моргунова, представителя малой народности – Никулина, и интеллигента - Вицына, и осудить в глубине души выдавшего их пса – закомуфлированного внештатного сотрудника ОБЭП.
     Эта кинодрама оставила большой след в душе Л.Жолобовой, которая по окончанию школы поступила в Ленинградский институт киноинженеров и решила посвятить жизнь выяснению тайн киностудии, и вообще зачем там снимали фильмы...
 
История
***
     Помню замечательные уроки истории, которые вела Валентина Алексеевна Алексеенко. От ее одежды, речей и в целом от нее самой веяло чем-то очень похожим на снизошедшую на земную твердь сусальную благость. Потому ее и окрестили «Пресвятая Мать-Богородица». Она работала в школе с 1953 года, а в 1984 году вышла на пенсию. Не все слова выговаривала она правильно, что подмечали ученики, посмеиваясь после уроков: «В четверьг первернулись васьминадцать власипедистов». Но ее короткие и четкие формулировки всегда и быстро доходили до нас: «Государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим. Государство возникло там и тогда, где и когда общество разделилось на два враждебных класса». Надо сказать, что некоторые оболтусы, слабо разбираясь в структуре социалистического общества, но, чувствуя крепкую дисциплину школы, на уроке истории талдычили другую формулировку: «Государство – это машина для поддержания одного класса над другим», возможно путая эту категорию с педсоветом школы...
Это теперь мы знаем, что государство - это неожиданность, которая подстерегает нас на Родине на каждом шагу...
     Очень мы любили исторические фильмы, и больше других кинокомедию «Иван Васильевич меняет профессию», где исторически ярко и правдиво создан образ русского царя Ивана Грозного - автора афоризма: «Настоящий мужчина должен посадить на кол, построить плаху и задушить сына»...
     Нашим любимым историческим героем был Робин Гуд – чистейшей воды люмпен-пролетариат, а в глубине души - благородный разбойник из Шервудского леса. Он отбирал деньги у богатых англичан-колонизаторов, отчего те становились бедными, и раздавал их бедным индокитайцам и местным аборигенам отчего те становились богатыми, у которых он их потом отбирал и оставлял у себя. Также Робин-Бобин был известен тем, что сбил бумерангом падающее яблоко с головы английского ученого, открывшего после этого закон всемирного притяжения головы в плечи, и этот же бумеранг окончил историю жизни Верной Руки - друга индейцев, а вместе с ним историю средних веков. В последующие века пролетарии, наученные горьким опытом, использовали в качестве революционного оружия исключительно булыжник, который был запрещен Международной буржуазной конвенцией в 1905 году. Тем не менее, тайные разработки булыжника продолжались вплоть до 1917 года, причем царским инспекторам не удалось обнаружить ни одного из заводов по производству булыжника. В 1917 году булыжник был приведен в действие на территории Петрограда. Известняковое облако накрыло значительную часть Европы и привело к мутациям и появлению человека с руками-крыльями, сердцем-мотором и тремя головами на партбилете…
     С теплотой вспоминаю минуты политинформаций. Кто их придумал, когда и для чего, не было понятно потому, что все читали газеты и смотрели три канала телевидения – Московский, Душанбинский и Ташкентский, которые повторяли одни и те же новости, но в соответствии с расположением часовых поясов. Поэтому мы практически всегда оставались в курсе всех важных политических событий в СССР и зарубежом. Но, видимо, по идее создателей оригинальной идеи – политинформация должна была быть той информационной пищей, которая должна была утолять информационный голод не в домашних, а в школьных условиях. За время политинформации можно было упорядочить мысли, что-то переписать или нахально опоздать, в то время как ответственный за политинформацию что-то бубнил себе под нос…
     Ну, а любовь к прекрасным произведениям искусства и литературному наследию древнего мира осталась в наших сердцах до сих пор...
Увлечение историей и политинформацией пополнили Х.Фатхуллаевой и Е.Хан стан экономистов. К ним позже переметнулся из геологии Б.Разыков, а затем они сообразили на троих и защитили диссертации в этой туманной области...
 
Алгебра и геометрия
***
     Алгебру и геометрию у нас вела Брызжева Камила Сергеевна. Она уже находилась в преклонном возрасте и была весьма требовательна к знанию этих дисциплин, которые абсолютное большинство учеников понимало с большим трудом из-за абстрактности многих понятий этих точных наук. Но, как говорится в народе: «Математика - наука тонкая потому, что математика - наука точная». Камила Сергеевна воспитывала в нас вкус к занятию алгеброй и возбуждала охоту самостоятельно пополнить по учебникам пробелы своей подготовки. Она делала все возможное, чтобы обеспечить условия для наиболее полного раскрытия личности каждого ученика, и мы раскрывались, но видимо не до конца, поскольку и цифры не знают, какое они составляют число...
     В основном эти дисциплины приносили радость А.Корсуну и М.Пащенко. Они быстро схватывали уравнения второй степени, прогрессию, производные, логарифмы и интегралы. Они были единственными кто прочитал и не вернул в школьную библиотеку классика матанализа Малевича К. Черный квадрат гипотенузы. Пифагорки Ленинские: Изд-во «Красная математика», 1968-1983. После усвоения матклассики юные Ковалевские могли доказать КВАДРАТУРУ КРУГА, математический закон, определяющий количество сторон окружности, а также ТРЕУГОЛЬНОСТЬ РОМБА, ДВОИЧНОСТЬ ТРОЙКИ и МИНУСОВОСТЬ ПЛЮСА.
     Некоторая часть учеников страдала от алгебры и геометрии в большей или меньшей мере, зависящей от степени усвоения материала и самоконтроля, а большинство просто шарахалось от непознаваемых предметов. Контрольная по этим предметам вызывала сильный стресс у многих девочек, да и мальчики чувствовали себя не в своей тарелке. Но слава богу – никто с ума не сошел, но и в математики не пошел. Правда, обладавшие философским умом и понимавшие математические абстракции, А.Корсун, И.Эпштейн и Н.Бабаева, поступили в политехнический институт...
     Стены современного математического кабинета нашей школы украшены геометрическими фигурами, математическими формулами и портретами великих ученых, внесших огромный вклад в науку, в форме аксиом неизбежности и квинтэссенции математических абстракций. Поэтому школьники, по-прежнему, убеждены, что математика – это царица наук...

Труд
***
     Какой спрос с учителя труда? - думали мы в школьные годы, и считали этот предмет не серьезным. Но у учителя труда было свое мнение, и нередко он поговаривал: «Без пруда не вынешь рыбку из него». Это была сермяжная правда, подкрепленная фартуком, замызганным маслом, мощными тисками, кувалдой и парой-тройкой слесарных инструментов и станков. Не всегда при вытачивании деталь выходила правильной геометрической формы, и тогда Михаил Алексеевич, сурово взглянув в глаза ученику, говорил: «Еще раз показываю. Гляди, Лопух-Вася, и все у кого руки растут не из того места!»… Вот так, благодаря труду, руки заняли положенное место в юных организьмах, и в таком виде очень даже пригодились в жизни..
 
Биология
***
     Афанасьева Валентина Павловна окончила в 1971 году Таджикский госуниверситет и работала в 21-й школе с 1972 года. В.П.Афанасьева, родившаяся в 1949 году под знаком Льва, была благородна, щедра и энергична. Красивая, умная и спокойная женщина привила нам большую любовь к биологии и анатомии...
     Помнится, как мы старались угадать на кого из великих людей, учителей или учеников похожи два экспоната из кабинета биологии – наш прапраотец шимпанзе, окрашенный темным лаком, и белый человек с весьма интеллигентным выражением лица и бусами из раковин и когтей на шее. Было огромное количество версий и памятных надписей. Спасибо Дарвину, а то мы так бы и не узнали, что все были в какой-то степени родней. Эта новость как-то сразу всех успокоила, нас это даже устраивало. Но иногда, в критические минуты раздумий, у нас вызывал определенный интерес один аспект – как далеко мы отошли и в чем мы неправы в отношении наших предков. Учительница литературы для решения этой проблемы предлагала нам глубже переосмыслить классические произведения: «Отцы и дети», и «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Мы конечно старались выполнить советы, но философия подсказывала, что в жизни бывает то черная полоса, то белая...
Всех нас завораживала физиология живых существ. Мы бесконечно переживали за собаку Павлова, несчастное домашнее животное, принадлежавшее священнослужителю науки Павлову. Исследователь показывал собаке кусок мяса и следил за выделением у нее слюны. Однажды собака съела этот кусок мяса, и тогда Павлов ее убил. Для нас, конечно, это была трагедия, которую современная продвинутая молодежь уже понимает с самого детского сада...
     Как-то раз Валентина Павловна повела нас на экскурсию в анатомический музей медуниверситета. С серьезными лицами и некоторым волнением класс протиснулся в открытые наполовину двери анатомички и тут всем в нос ударил запах формалина. Вдоль стен комнаты находились стеллажи, на которых стояли баночки с заспиртованными человеческимим органами, уродцами и крошечными скелетами, валялись небрежно разбросанные чьи-то кости, запачканные руками поколений студентов-медиков. Нас поразил довольно высокий скелет, одиноко скучающий в стеклянном шкафу. «Чей он?» - прозвучал вопрос. Студенты, препарировавшие труп, обернулись и пояснили: «Еще пару лет назад он был дворником мединститута и пил горькую. И однажды, пропившись до копейки, он продал свое тело мединституту за 60 рублей, но спас свою душу, став нашим учебным пособием». Мы были поражены великодушием и прикладным умом простого советского дворника – любителя «закладывать за воротник». Помню как я спросил С.Плужника: «Серега! А ты бы продал свое тело мединституту?» Сергей, покрутив красным носом, ответил: «Пожалуй, да». А Виноградов, прикидывая что-то в уме, добавил: «Но не за такую сумму»! С каждой минутой запахи усиливались, голова слегка кружилась. Студенты, поковырявшись в фосфоризирующих, жутко пахнущих мышцах препарируемого трупа, небрежно протерли руки салфетками и бинтами, а кто и об свой халат не первой свежести, и, достав откуда-то пирожки, начали с аппетитом их вкушать. Тут у некоторых наших девочек лица стали бледно-зелеными, ребятам тоже было не сладко. А дальше события развивались с драматической поспешностью - подступающие приступы тошноты, закрытые руками рты, застревание в открытой створке двери, и дробный топот выбегающих во двор мединститута…
     Самые несгибаемые и безразличные к запахам - М.Буцан, И.Бобровникова, И.Архипова, М.Ким, В.Будыка, В.Шумилина, А.Курбаншо, ушли в медицину и вернулись в народ прекрасными врачами, а Е.Лазарева и Л.Пак, испытывавшие некоторое смущение и жалость при мысли о препарировании трупов, поступили на биологический факультет Таджикского госуниверситета...
 
Химия
***
     Химию нам преподавала Верещакова Мария Ивановна. Учительницей она была знающей и любящей свой предмет, поэтому и с нас требовала не только хорошо разбираться в таблице Менделеева, знать формулы соединений, решать задачи, грамотно проводить химические опыты и описывать наблюдаемые реакции, но и читать дополнительную литературу по химии. Нашей настольной книгой стал небезызвестный Коэльо П. Алхимия и алжизнь. Какапулько: Изд-во «Маленькие дорогие книжки», 1984...
     Мария Ивановна обнаруживала постоянство идей, заключавшееся в том, что пацанов она всегда подозревала в самых жутких каверзах, направленных как против ее кабинета, так и науки в целом. Как-то раз наш класс зашел на практические занятия в кабинет химии после 10-го класса «А». Урок начался как обычно, нам выдали реагенты и мы принялись их активно смешивать в пробирках, а затем определять фенолфталеином и метилоранжем природу получившегося вещества. В середине занятия учительница взяла увесистую колбу и подошла к окнам, чтобы полить дистиллированной водой горшки с любимыми цветами. Мария Ивановна неторопливо шла до середины стены с окнами, вдруг остановилась, и окаменела. Погруженные в опыт ученики даже не обратили на это внимание. Мария Ивановна медленно повернулась к классу. Лицо ее до удивленья напоминало пресловутый фенолфталеин и на него было страшно смотреть. Накал происходил на глазах, реакция синтеза привела к взрыву: «Кто вылил кислоту на мой кактус? Кто? Отвечайте, фашисты!» Мы переглядывались, и внутреннее чутье подсказывало, что это было проделано до нас, но выдавать было не по-товарищески, чей-то голос ляпнул: «Мариванна, может, его от жары повело». «Это горение!» - более точно заключил еще какой-то юный Менделеев-Бакунин. Учительницу аж затрясло и она взорвалась: «Вон из кабинета! Дежурные по классу ко мне! Вызовите немедленно Елену Ильиничну!» Затем она, задыхаясь от душивших ее чувств, забежала в свой закуток. Дежурные с понурыми лицами, медленно переставляя ватные ноги, поплелись на дознание. Девочки доложили о случившемся Заславской, а остальные, радуясь сами не зная чему, освободили кабинет и выскочили во двор. Во время перемены мы поделились секретом происшедшего на уроке химии с другими классами. Конечно же, больше всех нам завидовал 10-й «А». А нашим пацанам устроили таки головомойку...
     Но волшебство химических опытов, обворожительный блеск хрусталя всегда доставляли наслаждение всем ученикам потому, что мы понимали, что именно бесконечное количество комбинаций элементов дало начало разнообразию веществ, составляющих Вселенную. В ходе выполнения опытов мы открывали для себя секреты реагентов, смесей, растворов, соединений и индикаторов. Помнится очень зрелищный опыт с сахарной пудрой, и песком, пропитанным спиртом. При возгорании пудры из песчаной лунки, покачиваясь выползала черная кобра. Это была уже магия...
     Любовь к фокусам и герпетологии привела в ряды химиков М.Гукасову и Л.Бочарникову...
 
Таджикский язык
***
     Уроки таджикского языка были для нас необременительны. Начиная с 5-го класса, учителя таджикского языка мы называли муаллим, и все муаллимы в основном читали нам таджикские народные сказки на русском языке. В 9-м классе таджикский язык вел у нас Исхаков Хабу Абрамович – бухарский казак, который всегда был одет в выглаженный костюм и белую рубашку с галстуком. Его кудрявые волосы, не поддающиеся расческе, были всегда слегка взлохмачены. Хабу Абрамович действительно любил свой предмет. В 9-м классе мы уже, перечитав по десять раз все таджикские народные сказки – «Коза с кудрявыми ножками», «Умная девушка и лентяй» и «Торговля Афанди», начали изучать стихи персидско-таджикских классиков - Рудаки, Фирдавси, Хайяма, переведенные на русский язык. Очень запомнились мне бейты великого Рудаки:
     Все зубы выпали мои,
     И понял я впервые,
     Что были прежде у меня
     Светильники живые...
В ту пору я никак не мог взять в толк - почему великий поэт сравнивает зубы со светильником, тем более, что Некрасов писал, но уже по другому поводу:
     Какой светильник разума погас,
     Какое сердце биться перестало...
Но жизненный опыт приводил к мысли о том, что если хорошенько получить по зубам, то светильник может погаснуть, но фонарь под глазом обязательно зажжется...

Физкультура
***
     О физкультуре у меня сохранились самые приятные воспоминания. Особенно на памяти те яркие уроки в пятом классе, когда к нам пришел молодой практикант из института физкультуры и буквально на второе занятие повел весь класс на ипподром. Там приятно пахло сеном и родным краем, ноги слегка утопали в песке. Учитель вывел из конюшни красивого каурого жеребца, похлопал его по шее, и спросил нас: «Ну, кто смелый? Кто хочет проехать первым?» Учитель держал коня под уздцы и те, кто не побоялся, проехали верхом пару кругов. С тех пор прошло много лет, и моя мечта осуществилась во время экспедиций на Памир. Там я научился управлять, ухаживать и откармливать этих благородных животных, доводимых на стойловом содержании государственных конебаз до состояния клячи –«Абдузабор» (тадж.)...
     А в целом система народного образования рассматривала физкультуру как очень полезное для здоровья культурно-массовое мероприятие. Мы скопом прыгали через «коня» (мальчики) и через «козла» (девочки). При этом миролюбиво настроенные девочки иногда отшибали себе копчики, что выливалось иногда в открытое недовольство этим упражнением, а мальчики изо-всех сил старались беречь свои причиндалы. Но такова уж человеческая натура – больше всего нам нравились не сдача спортивных нормативов, а спортивные соревнования и игры. Это сейчас повальное увлечение приобрел велотренажер - велоимитатор для укрепления мышц колеса. А в те библиейские годы, еще, будучи пятиклассниками, даже на пятиминутной переменке мы частенько гоняли на асфальте консервную банку, имитируя футбол. Игра сопровождалась шумным бряцаньем и громкими воплями, доводившими до нервного истощения дежурных по школе...
     Спортом у нас занимались многие, любившие в основном настольные игры – шахматы, шашки, домино и карты (все на интерес). Но спортивных высот достигли только В.Пак, ставший единственным трехкратным чемпионом СССР по каратэ и вице-президентом Всероссийской Федерации каратэ-до, и В.Прыставка, выполнивший норму мастера спорта по стрельбе из пистолета в положении лежа из кустов, и продолжившего образование на летчика...
 
Начальная военная подготовка
***
     Был у нас еще и такой специфический предмет – «Начальная военная подготовка». Его вел у нас военрук Петр Иванович Власов, человек средних лет с простым, но приветливым лицом. Предмет ребятам очень нравился, и я вспоминаю, что нас веселило, когда девочки, вытаскивая ершик из приклада автомата, как-то странно засовывали палец в отверстие приклада, и палец каждый раз застревал в прикладе. Лица девочек становились белее стен и они просили помочь освободить палец. По всему было видно, что Петру Ивановичу очень нравилась эта процедура освобождения из заточения хорошенького пальчика.
А иногда после уроков мы ходили в школьный тир, расположенный в дальнем углу спортплощадки, и стреляли из винтовок ТОЗ-8 из положения «лежа». Но стреляли мы довольно редко и значительную часть времени, отведенного под НВП, мы маршировали по школьному «плацу»...
     По окончанию девятого класса ребят должны были послать на трехдневные военные сборы в Ляур. Это было очень волнующее событие, мы доводили до блеска бляхи выданных военруком ремней, начищали сапоги, приводили в порядок всю форму, а фляжки грезили залить «бормотухой», руководствуясь принципом – «мастерство и бодрость духа придает нам бормотуха». И вдруг за пару дней до начала сборов нас в одночасье ошарашили новостью, что в Ляур нас не пошлют, а свезут куда-то в сторону Восточных холмов г.Душанбе на один день, где мы будем рыть окопы и стрелять из автомата в положении «лежа». Всех ребят это решение Генштаба СА конечно же огорчило. Аркаша Костюченко не спал всю ночь и сочинил по этому поводу стихи под музыку известного русского военного марша «Как ныне сбирается вещий Олег». С этой песней мы и пошли в первый армейский поход:
     В Ляур не послали нас в этом году,
     Сказали: «Там будут уче-энья».
     Сюда нас прислали на радость врагу,
     Так примем же братцы муче-энья.

     То двадцать первая шагает в но-огу,
     Мы победи-или и враг бежит, бежит, бежит.
     Так за Элису, «Брынзу» и Еле-эну
     Мы грянем громкое: «У-ра, ура, ура!»...

Школьная столовая
***
     По-моему, не сильно преувеличу, если скажу, что всем ребятам очень нравилась школьная столовая. На обед мы получали тарелку такой скромной порции второго, которую проголодавшийся школьник мог проглотить, не поперхнувшись, одним глотком. Но мы тоже были хороши и предпочитали полноценному обеду всякую ерунду, часто покупая коржики, обильно приправленные пищевой содой...
     Как-то раз в пятом классе я пришел домой после школы, а мама, готовившая обед, скомандовала: «Живо мыть руки и за стол». Я выпятил вперед живот и выдал: «Я сыт по самую завязку». Мама была удивлена и, как мне показалось, из чистого любопытства спросила: «Это за счет тех 15 копеек»? Надо сказать, что в школу родители выдавали на руки именно такую сумму, которой должно было хватить для поддержки боевого духа до времени домашнего обеда. Я гордо кивнул головой и сообщил: «Два компота на 10 копеек и одна куриная ножка за 5 копеек». Мама попыталась потрогать мой лоб, а затем переспросила: «Разве бывают куриные ножки за 5 копеек»?.. А ведь были такие ножки в системе школьного питания более 30 лет назад!!!
     Научные основы рационального питания и теория кулинарного искусства нашли путь к сердцу Н.Крещановской и О.Никоновой, поступивших в Душанбинский кулинарный техникум...
 
Директор школы
***
     Аттестаты зрелости вручали нам в торжественной обстановке, в актовом зале - самом большом помещении школы. Туш играл школьный ансамбль. Началось торжественное заседание, в президиуме сидели учителя, а в зале ученики и родители лучших выпускников. В своем вступительном слове директор школы Кидина Элиса Вениаминовна кратко рассказала, как обстоят дела с образованием у нас и в других школах г.Душанбе, а потом подытожила и сказала, что отныне мы люди самостоятельные, что школа дала нам все, что только могла дать, и что после стольких лет унижений русским, таджикским и английским алфавитами, правописанием, счетом, формулами, библиотекой и прочими ужасами, для нас наступает долгожданная свобода. До церемонии вручения аттестатов Элиса Вениаминовна, в качестве председателя медальной комиссии, наградила грамотами и отличительными знаками лучших учеников и благодарственными письмами - их родителей. Затем она передала слово И.Е.Карлович, которая, оглядев выпускников снайперским взглядом, начала вызывать нас по алфавиту на подиум. После беглой характеристики выпускника она вручала аттестаты вначале медалистам и отличникам, трогательно и как бы нехотя расставаясь с жемчужинами системы образования, затем активистам, а потом остальной шатии-братии, но уже с нескрываемой радостью. В задних рядах болельщиков шло сочувственное шевеление. Раздавался оглушительный туш, слышались скупые, щадящие ладони, аплодисменты и пунцовые награжденные и аттестованные с легким сердцем сбегали в партер. В эти часы учителя, родители и выпускники исполнились бесконечной добротой друг к другу, настало какое-то всеобщее умиленье...

Выпускной вечер
***
     Выпускной вечер наш класс встречал в частном доме у родственников Маши Буцан по улице Чехова, где был большой двор и сад. Нарушая серебряную мглу бемятежной ночи какафонией рок-н-рола, мы страшно веселились и танцевали, а от перепоя нас спасли отцы – А.Курбаншо и Е.Хан, до утра дежурившие во дворе. Утром выпускники уже топали к памятнику Ленина. Солнце торжественно поднималось ввысь, на земле сочно переливалась зелень, отягощенная росой, горы глубоко дышали, взволнованные шествием выпускников. Многие держали свои туфли в руках, а невесомый ветерок старательно вбирал и разносил по сонному городу терпкий запах туфлей выпускников...
     Возможно, и не все из нас стали зрелыми, несмотря на размашистую роспись директора и круглую печать в аттестате, но как говорится «помидоры дозревают по пути на базар». В конце концов, мы все окончили школу, может, кто-то и не блистал отметками, но, честно говоря, для продолжения дальнейшей учебы мы еще пока годились, поскольку наши учителя были настоящими профессионалами. Все одноклассники, покинув стены школы, успешно сдали вступительные экзамены в университеты и институты, техникумы и училища, продолжили свое образование и вышли в люди. Конечно, кто-то горел желанием поймать фортуну за хвост, но философски настроенный С.Джонсон поговаривал: «Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах». И до сих пор мы все живем в самой гуще интересов своего времени и принимаем живое участие в его событиях, несем время в себе и, возможно, отсюда и полнота и сила характера, которая делает нас цельными людьми...
     Тридцать три выпускника 10-го класса «Б» школы № 21 им. Ю.А.Гагарина разлетелись во все стороны света. География нашего класса, берет начало в Таджикистане и продолжается в России, Израиле, Германии, Швеции, Канаде, Соединенных Штатах, а история 10-го «Б» будет продолжаться вечно, как вечен интернациональный фольклор, передающийся из поколения в поколение...