Занятие 5. Анапест

Александр Аркадьевич Андреянов
План занятия:

1. Определение анапеста.
2. Распространённые анапестические размеры.
3. Равносложные анапестические размеры.
4. Разностопные анапестические размеры.
5. Разнообразие анапестических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.

1. Определение анапеста.

Анапест – трёхсложный стихотворный размер, в стопах которого под ударением оказываются преимущественно третьи слоги или следующие слоги строки, считая слева направо: 3, 6, 9, 12, 15, 18 .

Количество стоп и слогов в строках анапеста, в зависимости от вида рифм, и схемы ударных и безударных слогов приведены в таблице, представленной выше.

В отдельных стопах реального анапеста на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.

Начнём знакомство с двустопного анапеста.

1.1. Н. Гумилёв

СУЭЦКИЙ КАНАЛ
Стаи дней и ночей
Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале.

Расставим ударения в четверостишии:

СтАи днЕй и ночЕй
НАдо мнОй колдовАли,
Но не знАю светлЕй,
Чем в СуЭцком канАле.

Выделим в строках стопы:

СтАи днЕй - и ночЕй
НАдо мнОй – колдовА - ли,
Но не знА - ю светлЕй,
Чем в СуЭц - ком канА - ле.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в существительном «СтАи» и в предлоге «НАдо» знаками плюс «+»:

+-/  --/
+-/  --/  -
--/  --/
--/  --/  -

Ключевые строки, в которых анапест идеальный, последние две. Размер стихотворения: двустопный анапест:  6/7 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Примечание: В последних двух строках подразумеваются, но не называются ночи.

А вот зеркальный вариант этого размера:

1.2. Ю. Друнина

«БРОШЕННОЙ»

Жизнь бывает жестока,
Как любая война:
Стала ты одинока –
Ни вдова, ни жена.

Расставим ударения в четверостишии:

ЖИзнь бывАет жестОка,
Как любАя войнА:
СтАла тЫ одинОка –
Ни вдовА, ни женА.

Выделим в строках стопы:

ЖИзнь бывА - ет жестО - ка,
Как любА - я войнА:
СтАла тЫ – одинО - ка –
Ни вдовА, - ни женА.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в существительном «ЖИзнь» и в глаголе «СтАла» знаками плюс «+»:

+-/  --/  -
--/  --/
+-/  --/  -
--/  --/

Ключевыми являются чётные строки. В них анапест идеален. Размер стихотворения: двустопный анапест: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Встречаются и более длинные строки, написанные анапестом.

1.3. В. Высоцкий

ИЗ ДОРОЖНОГО ДНЕВНИКА

Ожидание длилось,
               а проводы были недолги –
пожелали друзья:
             «В добрый путь! Чтобы – все без помех!»
И четыре страны
             предо мной расстелили дороги,
и четыре границы
            шлагбаумы подняли вверх.

Расставим ударения в четверостишии, переписав авторскую «лесенку» в четыре строки:

ожидАние длИлось, а прОводы бЫли недОлги –
пожелАли друзьЯ: «В дОбрый пУть! ЧтОбы – всЕ без помЕх!»
и четЫре странЫ  предО мнОй расстелИли дорОги,
и четЫре гранИцы шлагбАумы пОдняли ввЕрх.

Выделим в строках стопы:

ожидА- ние длИ - лось, а прО - воды бЫ - ли недОл - ги –
пожелА - ли друзьЯ: - «В дОбрый пУть! - ЧтОбы – всЕ - без помЕх!»
и четЫ - ре странЫ - предО мнОй – расстелИ- ли дорО - ги,
и четЫ - ре гранИ - цы  шлагбА - умы пОд- няли ввЕрх.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в прилагательном «дОбрый», в союзе «ЧтОбы» и в предлоге «предО» знаками плюс «+»:

--/  --/  -- /  --/  --/  -
--/  --/ +-/  +-/  --/
--/  --/ -+/  --/  --/  -
--/  --/  --/  --/  --/

Ключевыми строками являются первая и последняя. В них анапест идеальный. Размер стихотворения: 5-ти стопный анапест: 16/15 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
               
2. Распространённые анапестические размеры.

Самыми распространёнными размерами анапеста являются 3-х и 4-х стопные.

2.1. Н. Гумилёв

                БЕАТРИЧЕ
               
                IV

Я не буду тебя проклинать,
Я печален печалью разлуки,
Но хочу и теперь целовать
Я твои уводящие руки.

Расставим ударения в четверостишии:

Я не бУду тебЯ проклинАть,
Я печАлен печАлью разлУки,
Но хочУ и тепЕрь целовАть
Я твоИ уводЯщие рУки.

Выделим в строках стопы:

Я не бУ - ду тебЯ - проклинАть,
Я печА - лен печАль- ю разлУ - ки,
Но хочУ - и тепЕрь - целовАть
Я твоИ – уводЯ - щие рУ - ки.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения на местоимении «Я» знаками плюс «+»:

+-/  --/  --/
+-/  --/  --/  -
--/  --/  --/
+-/ --/  --/  -

Ключевой строкой здесь является третья. Но если абстрагироваться от сверхсхемных ударений в других строках, то и в них мы распознаем анапест. Размер стихотворения: 3-х стопный анапест: 9/10 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

А вот стихи зеркального размера.

2.2. Ю. Друнина

НОВОГОДНЯЯ НОЧЬ
Выйдем вместе на улицу,
Милый,
И разыщем на небе звезду –
Ту, что счастье бы
Нам сохранила
В этом Новом,
Тревожном году.

Приведём семь авторских строк к традиционному четверостишию.

Выйдем вместе на улицу, милый,
И разыщем на небе звезду –
Ту, что счастье бы  нам сохранила
В этом Новом, тревожном году.

Расставим ударения в четверостишии:

ВЫйдем вмЕсте на Улицу, мИлый,
и разЫщем на нЕбе звездУ –
ТУ, что счАстье бы  нАм сохранИла
В Этом НОвом, тревОжном годУ.

Выделим в строках стопы:

ВЫйдем вмЕс - те на У - лицу, мИ- лый,
и разЫ - щем на нЕ - бе звездУ –
ТУ, что счАс- тье бы  нАм – сохранИ - ла
В Этом НО - вом, тревОж- ном годУ.

Представим стопы четверостишия схематически,  выделив сверхсхемные ударения в глаголе «Выйдем», в местоимениях «ТУ» и «Этом» знаками плюс «+»:

+-/  --/  --/  -
--/  --/  --/
+-/ --/  --/  -
+-/ --/  --/


Идеальный анапест во второй строке. Она и является ключевой.  Если отвлечься от сверхсхемных ударений в других строках, то и в них очевиден анапест. Размер стихотворения: 3-х стопный анапест; 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

В анапесте, как и в других стихотворных размерах, может применяться дактилическая рифма.

2.3. А. Блок

ЧЕРЕЗ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ

                8
Всё, что память сберечь мне старается,
Пропадает в безумных годах
Но горящим зигзагом взвивается
Эта повесть в ночных небесах.

Расставим ударения в четверостишии:

ВсЁ, что пАмять сберЕчь мнЕ старАется,
ПропадАет в безУмных годАх
Но горЯщим зигзАгом взвивАется
Эта пОвесть в ночнЫх небесАх.

Выделим в строках стопы:

ВсЁ, что пА - мять сберЕчь - мнЕ старА - ется,
ПропадА - ет в безУм- ных годАх
Но горЯ - щим зигзА - гом взвивА - ется
Эта пО - весть в ночнЫх - небесАх.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «ВсЁ», «Эта», «МнЕ» знаками плюс «+»:

+-/  --/ +-/  --
--/  --/  --/
--/  --/  --/  --
+-/ --/  --/

Из схемы видно, что ключевые строки четверостишия вторая и третья. Размер стихотворения: 3-х стопный анапест: 11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

2.4. Ю. Друнина

        ЧЕРНЫЙ ЛЕС

Черный лес,
Обжигающий холодом лес
Под шатром
Добела раскаленных небес.
Тишина.
Только ветра притушенный ропот.
Тишина.
Заросли; партизанские тропы.

Переформатируем авторское восьмистишие в традиционное четверостишие.

Черный лес, обжигающий холодом лес
Под шатром  добела раскаленных небес.
Тишина. Только ветра притушенный ропот.
Тишина. Заросли; партизанские тропы.

Расставим ударения в четверостишии:

ЧЕрный лЕс, обжигАющий хОлодом лЕс
Под шатрОм  добелА раскалЕнных небЕс.
ТишинА. ТОлько вЕтра притУшенный рОпот.
ТишинА. ЗарослИ партизАнские трОпы.

Выделим в строках стопы:

ЧЕрный лЕс, - обжигА - ющий хО - лодом лЕс
Под шатрОм  - добелА – раскалЕн- ных небЕс.
ТишинА. - ТОлько вЕт - ра притУ - шенный рО - пот.
ТишинА. – ЗарослИ – партизАн - ские трО - пы.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в прилагательном  «ЧЕрный» и в  двусложной частице «ТОлько» знаками плюс «+»:

+-/  --/  --/  --/
--/  --/  --/  --/
--/ +-/  --/  --/  -
--/  --/  --/  --/  -

Ключевыми строками являются чётные строки четверостишия. Размер стихотворения: 4-х стопный анапест: 12/12/13/13 слогов; рифмовка смежная: м/м/ж/ж.

2.5. Н. Гумилёв

                НИГЕР

Я на карте моей под ненужною сеткой
Сочиненных для скуки долгот и широт,
Замечаю, как что-то чернеющей веткой,
Виноградной оброненной веткой ползет.

Расставим ударения в четверостишии:

Я на кАрте моЕй под ненУжною сЕткой
СочинЕнных для скУки долгОт и ширОт,
ЗамечАю, как чтО-то чернЕющей вЕткой,
ВиногрАдной обрОненной вЕткой ползЕт.

Выделим в строках стопы:

Я на кА - рте моЕй - под ненУж - ною сЕт - кой
СочинЕн - ных для скУ - ки долгОт - и ширОт,
ЗамечА - ю, как чтО - то чернЕ- ющей вЕт - кой,
ВиногрАд - ной обрО - ненной вЕт - кой ползЕт.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:

+-/  --/  --/  --/  -
--/  --/  --/  --/
--/  --/  --/  --/  -
--/  --/  --/  --/

Все строки, кроме первой, являются ключевыми. Размер стихотворения: 4-х стопный анапест: 13/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

 3. Равносложные анапестические размеры.

3.1. Е. Баратынский

МОЛИТВА

Царь небес! Упокой
Дух болезненный мой!

Расставим ударения в двустишии:

ЦАрь небЕс! упокОй
ДУх болЕзненный мОй!

Выделим в строках стопы:

ЦАрь небЕс! -  упокОй
ДУх болЕз - ненный мОй!

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в существительных «ЦАрь» и  «ДУх» знаками плюс «+»:

+-/  --/
+-/  --/

В первых стопах обеих строк первые слоги имеют сверхсхемные ударения. Отвлечёмся от них и сосредоточимся на схемных ударениях. А они приходятся на третьи слоги стоп. Таким образом, перед нами анапест. Размер стихотворения: 2-х стопный анапест: 6/6 слогов; рифмовка смежная: м/м.


3.2. Ю. Друнина

Как тоскуют в ночи поезда,
Пролетая угрюмый Сиваш!..
Я тебя никогда не предам,
Ты меня никогда не предашь.

Расставим ударения в четверостишии:

Как тоскУют в ночИ поездА,
ПролетАя угрЮмый СивАш!..
Я тебЯ никогдА не предАм,
ТЫ менЯ никогдА не предАшь.

Выделим в строках стопы:

Как тоскУ - ют в ночИ - поездА,
ПролетА - я угрЮ - мый СивАш!..
Я тебЯ - никогдА - не предАм,
ТЫ менЯ - никогдА - не предАшь.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» и « ТЫ» знаками плюс «+»:

--/  --/  --/
--/  --/  --/
+-/ --/  --/
+-/ --/  --/

Ключевые строки, в которых анапест идеальный, первая и вторая. Размер стихотворения: 3-х стопный анапест:  9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

3.3. Н. Гумилёв

          БАЛЛАДА

Пять коней подарил мне мой друг Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
Чтобы мог я спускаться в глубины пещер
И увидел небес молодое лицо.

Расставим ударения в четверостишии:

ПЯть конЕй подарИл мнЕ мОй дрУг ЛюцифЕр
и однО золотОе с рубИном кольцО,
ЧтОбы мОг Я спускАться в глубИны пещЕр
и увИдел небЕс молодОе лицО.

Выделим в строках стопы:

ПЯть конЕй - подарИл - мнЕ мОй дрУг - ЛюцифЕр
и однО – золотО - е с рубИ - ном кольцО,
ЧтОбы мОг - Я спускАть - ся в глубИ - ны пещЕр
и увИ - дел небЕс - молодО - е лицО.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в числительном «Пять», в существительном «дрУг», в местоимениях «Я»,  «МнЕ», « мОй», и в двусложном союзе «ЧтОбы» знаками плюс «+»:

+-/  --/ ++/  --/
--/  --/   --/  --/
+-/ +-/  --/  --/
--/  --/  --/  --/

Чётные строки четверостишия, представляющие идеальный анапест, являются ключевыми. Размер стихотворения: 4-х стопный анапест: 12/12 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

3.4. Ю. Друнина

          ПРОЩАНИЕ

Тихо плакали флейты,
Рыдали валторны,
Дирижеру, что Смертью зовется,
Покорны…

Перепишем авторское четверостишие в традиционное двустишие.

Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Дирижеру, что Смертью зовется, покорны…

Расставим ударения в двустишии:

ТИхо плАкали флЕйты, рыдАли валтОрны,
ДирижЕру, что СмЕртью зовЕтся, покОрны…

Выделим в строках стопы:

ТИхо плА - кали флЕй - ты, рыдА - ли валтОр - ны,
ДирижЕ - ру, что СмЕр - тью зовЕт - ся, покОр - ны…

Представим стопы двустишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в наречии «ТИхо» знаком плюс «+»:

+-/  --/  --/  --/  -
--/  --/  --/  --/  -

Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 4-х стопный анапест: 13/13 слогов; рифмовка смежная ж/ж.

4. Разностопные анапестические размеры.

4.1. Н. Гумилёв

                ГАЛЛА

Восемь дней от Харрара я вел караван
Сквозь Черчерские дикие горы
И седых на деревьях стрелял обезьян,
Засыпал средь корней сикоморы.

Расставим ударения в четверостишии:

ВОсемь днЕй от ХаррАра Я вЕл каравАн
Сквозь ЧерчЕрские дИкие гОры
и седЫх на дерЕвьях стрелЯл обезьЯн,
ЗасыпАл средь корнЕй сикомОры.

Выделим в строках стопы:

ВОсемь днЕй - от ХаррА - ра  Я вЕл - каравАн
Сквозь ЧерчЕр - ские дИ - кие гО - ры
и седЫх - на дерЕвь- ях стрелЯл - обезьЯн,
ЗасыпАл - средь корнЕй - сикомО - ры.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в числительном «ВОсемь» и в местоимении «Я» знаками плюс «+»:

+-/  --/ -+/  --/
--/  --/  --/  -
--/  --/  --/  --/
--/  --/  --/  -

Ключевые строки, в которых анапест идеальный, все, кроме первой. Размер стихотворения: 4-х/ 3-х стопный анапест: 12/10 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

4.2. М. Цветаева

ПЛОХОЕ ОПРАВДАНИЕ

Как влюбленность старо, как любовь забываемо-ново:
Утро в карточный домик, смеясь, превращает наш храм.
О мучительный стыд за вечернее лишнее слово!
О тоска по утрам!
               
Расставим ударения в четверостишии:

Как влюблЕнность старО, как любОвь забывАемо-нОво:
Утро в кАрточный дОмик, смеЯсь, превращАет нАш хрАм.
о мучИтельный стЫд за вечЕрнее лИшнее слОво!
о тоскА по утрАм!

Выделим в строках стопы:

Как влюблЕн - ность старО, - как любОвь – забывА – емо нО - во:
Утро в кАр - точный дО - мик, смеЯсь, - превращА - ет нАш хрАм.
о мучИ - тельный стЫд - за вечЕр - нее лИш - нее слО - во!
о тоскА - по утрАм!

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в существительном «Утро» и в местоимении «нАш» знаками плюс «+»:

--/  --/  --/  --/  --/  -
+-/ --/  --/  --/  -+/
--/  --/  --/  --/  --/  -
--/  --/ 
Во всех строках, кроме второй, идеальный анапест.  Размер стихотворения: 5-ти/5-ти/5-ти стопный/двустопный анапест; 16/15/16/6  слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

5. Разнообразие анапестических строф.

5.1. Н. Крандиевская-Толстая

Майский жук прямо в книгу с разлета упал,
На страницу раскрытую – «Домби и сын».
Пожужжал и по-мертвому лапки поджал.
О каком одиночестве Диккенс писал?
Человек никогда не бывает один.

Расставим ударения в пятистишии:

МАйский жУк прЯмо в кнИгу с разлЕта упАл,
На странИцу раскрЫтую – «ДОмби и сЫн».
ПожужжАл и по-мЕртвому лАпки поджАл.
о какОм одинОчестве ДИккенс писАл?
ЧеловЕк никогдА не бывАет одИн.

Выделим в строках стопы:

МАйский жУк - прЯмо в кнИ - гу с разлЕ - та упАл,
На странИ - цу раскрЫ - тую – «Дом - би и сЫн».
ПожужжАл - и по-мЕр - твому лАп - ки поджАл.
о какОм - одинО - честве Дик - кенс писАл?
ЧеловЕк - никогдА - не бывА - ет одИн.

Представим стопы пятистишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в прилагательном «МАйский» и в наречии «прЯмо» знаками плюс «+»:

+-/  +-/  --/  --/
--/   --/  --/  --/
--/  --/  --/   --/
--/  --/  --/  --/
--/  --/  --/  --/

Ключевыми строками являются все строки, кроме первой. Размер пятистишия: 4-х стопный анапест: по 12 слогов в  строках; рифмовка сложная: М/м/М/М/м.

6. Задания для самостоятельной проработки.

Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

1. Т. Смертина

Погоди же ты, день,
Серым светом печалиться!
Зацепись за плетень,
Ведь успеешь отчалиться.                С. 183.

2. В. Козлов

На просторах Сибири,
От селений вдали
Меня вьюги знобили,
Меня ливни секли.                С. 107.

3. В. Мальми

Что мне делать с собой!
                Я никак не запомню уроки 
тех, кто беды пророчил, 
                и тех, кто желал мне добра.
Я хочу, чтобы мне
                пожелали счастливой дороги 
и до самой реки   
                провожала меня детвора.                С. 144.

4. А. Павлов

У подножья Магнитной горы,
на окраине, дымом повитой,
жил и рос я – не знал до поры
удивительной силы магнита.                С. 161.

5. М. Кириллова

        ДЕСЯТИКЛАССНИЦА

Поклонялась дождям, листопаду,
Забывала земные дела.
Сочиняла я письма солдату
И бессовестно в письмах врала.                С. 102.

6. А. Терентьев

         РОДОСЛОВНАЯ

По музею хожу, думу думаю
О великом тумане веков,
Словно слышу, как песню угрюмую
Тянет Волгой артель бурлаков.                С. 188.

7. И. Заваржин

Ничего не боюсь,
только так прикипаю
к свету белому,
к людям, деревьям, зверью,
будто осознаю,
будто предощущаю
горечь дальней разлуки,
невечность мою.                С. 77.

8. Л. Степанова

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Так бывает всегда:
соберут вожаки
лебединый народ –
и начнут воевать.
Будут клики лететь
на село у реки,
и потрескивать льды,
и ветра завывать…                С. 184.

9. Н. Дмитриев

РАДУГА

Здравствуй, радуга, как ты сумела понять
Все земные цвета и над грязью поднять,               С. 60.

10. О. Ермолаева

Чья-то девочка радостно шла босиком,
Мимо дамбы прогнали коров…
Вот и свиделась я со своим стариком,
И во сне он был жив и здоров.                С. 71.

11. Н. Колмогоров

ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ

Воробьиное утро у нас на дворе!
Это время с постелей вставать детворе.
Быстрый воздух июля в квартиру натек.
Я шагнул за порог.                С. 109.

18.12.17