Путешествие буквы

Юлька Соловьева
«ПУТЕШЕСТВИЕ БУКВЫ»
СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ

Действующие лица:
Буквы: А, Ж, З, Ш, Щ, Р, У, Ф, Х, С, Э
Сказочник
Первоклассники

Сказочник:
Я вам поведаю о том,
Как буквы обрели свой дом.
Как научились вместе жить
И делу доброму служить,
Дружить, шутить, учить, творить…
Об этом сказка говорит.
Но это после, а сперва
Мы в путь отправим букву «А»!
Раз! Два! Три! (хлопает в ладоши, взмахивает плащом и удаляется)
(Звучит таинственная музыка и голос (вокализ из м/ф «Русалочка»). На сцене в медленном плавном танце появляется буква «А»)
«А»:
«А» - пение далеких звезд,
Крик чайки над волной,
Блаженства стон, когда глотнешь
Воды в палящий зной.
«А» - крик восторга, боли крик
И вопль торжества!
Вопрос, восторг и страха лик –
Все это тоже «А»!
Но как-то грустно просто быть,
Всегда одной звучать.
Хочу я чуть полезней стать,
Чуть больше означать.
Лишилась я покоя, сна,
В раздумьях день и ночь…
Задача эта так сложна…
Сказочник: (появляясь)
Что ж, я могу помочь!
Со мною сказки говорят,
Я с волшебством на «ты»,
Я знаю как сердца горят
И как поют цветы.
Устала по теченью плыть?
Ждешь перемен в судьбе?
Иди, чтоб счастье раздобыть,
По сказочной тропе.
И не забудь: ты не одна!
Свет сердца береги!
Сумей беду других понять,
Чем можешь, помоги!
(Сказочник провожает «А», выходит на авансцену)
Сказочник:
Ей предстоит нелегкий путь,
Путь долгий предстоит!
Шагает «А» через поля,
Где нежно рожь шумит.
(Сказочник уходит. Слышится пение птиц, нежная летняя музыка. Танцуют Колосья и Васильки, среди них кружат Бабочки и Жаворонок. Затем на сцене появляется «А»)
«А»:
Воздух звенит от зноя,
Пот дрожит над ресницей.
Золотом слепят колосья.
Мне бы воды напиться.
(появляется «Ж» в костюме пчелы»)
«Ж»:
Жжжжарко у нас, не спорю.
Жжжжажжждою мучим кажжждый.
(появляется «З» в костюме комара)
«З»:
Зззззной как зззвенящее море!
Нам он ничуть не страшен!
(появляется «Ш» в костюме колоса)
«Ш»:
Шшшшшепчут сквозь сон колосья,
Шшшшклестом слух лаская.
«А»:
Слышу едва ваш голос,
Еле вас понимаю.

«Ж»:
Это, подруга, поле.
Громко кричать здесь не нужжжно.
«З»:
Ззззздесь хорошо на воле.
«Ш»:
Только немного скушшшно…
«А»:
Мне бы глоток водицы –
Я бы вам песню спела.
«Ж»:
На-ко, испей, сестрица.
Песня – другое дело!
(Дает напиться «А», та поет тот же вокализ, что и в начале).
«Ш»:
Ах, как песня хорошшшша!
«З»:
Можно прослезззиться!
«Ж»:
В небо просится душа!
Жжжаль, что я не птица!
«А»:
В этой песне – все мечты,
Сказочные дали!
Радуг дивные мосты!

«Ш», «Ж», «З»:
Так и мы мечтали!
«Ж»:
Нам так жжже грустно просто быть,
Всегда одним звучать…
«З»:
Хотим мы чуть полезззней стать.
«Ш»:
Чуть большшше означать.
«А»:
Вы можете пойти со мной
По сказочной тропе!
«Ш», «Ж», «З»:
Ура! Идем! Готовы мы
Все изменить в судьбе!
(Уходят. Появляется Сказочник)
Сказочник:
Они шагают вчетвером,
Мечтой своей влекомы.
Кивают весело цветам
И бабочкам знакомым.
Они с надеждой ждут чудес!
Вот перед ними темный лес,
Деревья-великаны.
Едва-едва там брезжит свет,
Лучи теряются в листве…
Но ведь другой дороги нет…
Что буквы делать станут?
(Сказочник уходит. Звучит быстрая, ритмичная музыка, несколько напряженная. Танец «лесных охотников» - волки, лисы и др. Окончив танец, убегают. На сцену выходят «Ш», «Ж», «З», «А»)
«Ш»:
Я слышшшу звук похожий на меня!
В моих полях колосья так шшшумят!
А здесь, в лесу, над самой головой,
Похоже ветер шшшелестит листвой.
Похоже, да, но, кажется, не вдруг
Тревожней и насторожённей этот звук.
(появляется «Щ» в костюме змеи)
«Щ»:
Лучи щщщекочут кроны в вышине,
Предупреждают: осторожней будь,
Ведь здесь, внизу, на мягком мшистом пне
Свернулась змейка, чтоб чуть-чуть вздремнуть.
Не тронь ее, пока спокойно спит,
Не то узнаешь, как она шипит!
Ты в лес вошел! Небезопасно здесь!
Тут ловит каждый каждого и ест!
То скрипнет дерево, то ветка затрещщщит…
Боишься? Бойся! Да! Иди и трепещщщи!!!

«Ж»:
Мне кажжжется, что здесь чужжжих не жжждут…
«А»:
Боюсь, что ты, скорей всего, правааа…
«З»:
Да, да, права… Небезззопасно тут!
«Ш»:
Крадется кто-то… шшшелестит трава…
(«А», «Ш». «Ж», «З» испуганно жмутся друг к другу, выходят «У» в костюме волка и «Р» в костюме медведя (лисы или рыси). «Щ», «У», «Р» расхаживают вокруг испуганных незнакомцев кругами)
«У»:
Уууу! Что за чудо наявуууууууууу!
«Р»:
Прррриятно!!! Сам к столу идет обед!
«Щ»:
Ещщще надеются они, чего-то ждут!
«Р»:
Мы – дождались: тррри блюда и десерррт! («А», «Ш», «З», «Ж» дрожат от страха, «У», «Щ», «Р» - хохочут)
«Ш»:
Послушшшайте, не стоит так спешшшить!
«З»:
Зззачем же так-то сразззу: ам – и съел!
«Ж»:
А если вам мы сможжжем предложжжить
Получше что-то ваших темных дел?
(Встают вокруг «А», она поет (вокализ). Буквы-звери замирают, зачарованные песней)
«Р»:
Крррасиво как! Ну пррросто нету слов!
Аж до мурррашек! Даже дыбом шерррсть!
«Щ»:
Я трепещщщу! Как нежно! Как светло!
«У»:
Я даже больше не хочуууууууууу их есть!
«Р»:
Мы крррасотою дикой дорррожим.
«Щ»:
Да-да, нас завораживает мощщщь!
«У»:
Но иногда мы от тоски дрожим,
И на лунуууу готовы выть всю ночь!
«Р»:
Нам очень грррустно пррросто быть,
Всегда одним звучать…
«У»:
Хотим мы чууууть полезней стать.
«Щ»:
Чуть больше означать.
«А»:
Идемте с нами за мечтой
По сказочной тропе!
«Щ», «Р», «У»:
Ура! Идем! Готовы мы
Все изменить в судьбе!
(Уходят. Появляется Сказочник.)
Сказочник:
Вот буквы покидают лес,
И снова даль светла.
Но очень скоро к морю их
Тропинка привела.
Качает нежная волна
Там парус-лепесток,
И пену белую она
Бросает на песок.
(Сказочник уходит, выходят буквы)
«Р»:
Какой пррросторрр! Какая ширррь!
Как чуден и прррекррасен мирр!!!
«Ж»:
Восторг сжжжимает грудь!
«Щ»:
Как нежно плещщщется волна!
«Ш»:
Как шшшепчет ласково она!
«А»:
Но как продолжить путь?
(Появляются «Ф» в костюме светлой волны, «Х» в костюме темной штормовой волны, «С» в костюме морского ветра)
«Ф»:
Моя душа светла, и мир мой полон
Фффантазиями изумрудных волн!
И легким кружевом, воздушна и чиста,
Кружится пены белая фффата.
«С»:
Но стоит дунуть мне чуть-чуть сильнее,
Как море зашумит и потемнеет,
Нахмурятся над морем небессса!
Легко порву я в клочья паруссса!
«Х»:
И вот уже волна жестоко хххлещет,
И хххриплый рык исторгнув из груди,
Хххватает и влечет таких беспечных
В хххолодный мрак морскиххх своиххх глубин!
(«Ф» несколько отстраняется. «С» и «Х» яростно наступают на испуганные буквы. Звук бушующего шторма. Буквы сбились в кучку, жмутся друг к другу)
«Ж», «Ш», «З», «Р», «Щ», «У»:
О господи! Настал наш смертный час!
«А»:
Не бойтесь! Я не дам в обиду вас!!!
(Закрывает друзей собой, поет. Буря стихает. «Ф» радостно бросается к «А»)
«Ф»:
Ты с ними сладила! Ты просто фея!
«Ж», «Ш», «З», «Р», «Щ», «У»:
От гибели избавила ты нас!
«С»:
Ссслов подобрать я даже не сссумею,
Чтоб описссать, что чувссствую сссейчассс!!!
«А» (буквам):
Мы так давно в пути. И верю я:
Теперь мы неразлучные друзья!
А в дружбе – знают все – важней всего
Один за всех и все за одного!
«Х»:
Как хххорошо сказала ты сейчас!
Пожалуйста, с собой возьмите нас!
Везде, куда бы ни лежал ваш путь,
Мы тоже пригодимся как-нибудь.
«А»:
Нам было грустно просто быть,
Всегда одним звучать…
Хотим мы чуть полезней стать.
Чуть больше означать.
Идемте с нами за мечтой
По сказочной тропе!
«Ф», «Х», «С»:
Ура! Идем! Готовы мы
Все изменить в судьбе!
(Буквы уходят, выходит Сказочник)
Сказочник:
И подхватила их волна, как будто лепесток,
И понесла легко-легко, едва касаясь ног!
Им ветер нежно напевал, гоня волну вперед.
И каждый верил, каждый знал: их где-то счастье ждет!
Вот встали горы на пути, вершины – в облаках.
Волна растет, растет, растет, к ним направляя шаг.
И наши путники к скале летят, летят, летят…
Их опустила там волна и схлынула назад.
(Сказочник уходит. Появляются буквы)
«Р»:
Как величавы склоны этих горрр!
Подобного не видел до сих поррр!
«С»:
Сссияние вершин ссслепит глаза!
«З»:
Их зззастилает радости слеззза!
«Ш»:
Восторгом переполнена душа!
«Щ»:
От восхищщщщенья не могу дышать!

«У»:
Да, чууудеса – ни ахнуть, ни вздохнуууть!
Но дальше нам куда держать свой пуууть?
«Ш»:
И правда, в этой призрачной тишшши
Пока не повстречали ни душшши!
«А»:
Быть может, наступил для песни час?
Она еще не подводила нас.
(«А» поет. Появляется «Э»)
«Э»:
Какой сюрприз! Я так удивлена!
Я здесь живу совсем-совсем одна.
Обычно мне бывает не до смеха,
Я только повторяю звуки эээхом!
Но здесь, в горах, совсем нельзя шуметь,
Нельзя кричать, смеяться, громко петь.
Шумящего несчастия не минут:
Возможны и обвалы, и лавины!
(слышен рокот)
Ну вот мы и накликали беду!
Сейчас снега лавиною пойдут!
«Х»:
Ахххххх! Неужели здесь конец пути!
Ахххххх! Что же делать? Как же нам спастись?
«З»:
Я думаю, что если повезззет,
Нас дружба обязззательно спасет!
«А»:
Давно дорогой дальней мы идем!
Решенье обязательно найдем!
Ведь в дружбе – знают все – важней всего
Один за всех и все за одного!
«С»:
Так, может быть, решение найдется
Когда мы крепко за руки возьмемся?
(берутся за руки)
«А»:
Что нужно нам?
«Ж»:
Лавины избежжжать.
«Э»:
Мы от нее не можем убежать.
«Р»:
Не спрррячемся в берррлоге, как медведь.
«Х»:
А упорхххнуть мы можем? Улететь?
Все:
Да! Улететь!

«Э»:
Тогда нам нужен ШАР!
(«Ш», «А», «Р» встают в ряд, берутся за руки, остальные буквы читают: «Шар!»»
«Э»:
Чтоб шар поднялся в воздух, нужен ЖАР!
(Вместо «Ш» в ряд встает «Ж», все читают: «Жар!»»
«А»:
Ну что, ребята, доброго пути!
«Э»:
Прощайте, горы, мы уже летим!!!
(Буквы изображают воздушный шар, «улетают». Появляется Сказочник)
Сказочник:
Вы видите, как много дружба значит?
Любая дружным по плечу задача!
А наши буквы приземлились вскоре.
Они прошли леса, поля и горы,
Но что в конце пути их ожидает,
Они, друзья, пока еще не знают.
(Сказочник уходит, на сцену выходят буквы. Из-за кулис летят шарики с написанными на них буквами алфавита)
«А»:
Взгляните, мы здесь не одни:
Сюда спешили и они.
«У»:
Как много букв! Рябит в глазах!
Что нам хотят они сказать?
«Ш»:
Все хором шшшепчут: эти, те…
Хотят поведать о мечте?
«У»:
Так где же кончился наш путь?
Ответить может кто-нибудь?
«А»:
Прошли мы горы и моря,
Минули лес и поле.
Где нашей радости заря?
Где так нужны мы?
Первоклассники: В ШКОЛЕ!!!
(Первоклассники с букварями в руках поднимаются на сцену)
1: Для того, чтоб все на свете знать,
Научиться мы должны читать!
2: А без букв какое ж будет чтенье?
Лишь морока, горе да мученье!
3: Нам без букв пришлось бы по-старинке
Клинышками рисовать картинки!
4: Тяжело читалось человеку
В каменном глухом лохматом веке!
5: Но на радость нам в седую старь
Алфавит был создан и букварь!
(поднимают над головой буквари)
Первоклассники:
Чтоб знанья свет светил всегда,
Добро пожаловать сюда!
(открывают буквари, поднятые над головой)
6: Чтоб начать учиться в сентябре,
Жить должны вы, буквы, в букваре!
7: Если парой встать или втроем,
Вас мы, буквы, слогом назовем!
8: Из слогов составить слово нужно –
Тут и пригодится ваша дружба!
«А»:
Нелегко далась нам та наука:
Если буквы врозь – они лишь звуки.
В одиночку мало означают,
Оттого в лесах-полях скучают.
9: Знают все девчонки и мальчишки:
Буквам место в самой лучшей книжке!
10: Эта книжка – знаний всех заря!
11: Чтенье начинают с букваря!!!
«А»: (обращаясь к буквам)
Что, ребята, каково решенье?
Буквы: Дружно принимаем приглашенье!
(Выходит Сказочник)
Сказочник:
Так завершилась сказка наша.
Но в сказке, как всегда, намек:
Учеба – вот работа наша,
Вот самый главный наш урок!
Усвой еще одну науку –
Она бывает нелегка:
Нельзя без дружбы даже буквам –
Тем более ученикам!
«С»:
До чего сссчассстливый чассс!
Рассскажите нам о нассс!!!
12: А – начало алфавита,
К знаньям самый первый шаг,
Шаг к победам, шаг к открытьям!
А – отважная душа!!!
13: Б – упрямый дробный стук,
Бодро в бой зовущий.
Б – большой и добрый друг,
Вслед за «А» бегущий.
14: В – веление души,
Вольные просторы,
Вечер, ветер, всплеск в тиши,
Вздох, что взгляду вторит.
15: Г – незыблемый гранит,
Строгая граница,
В небо гладь озер глядит
И не наглядится!
16: Д – большой уютный дом,
Дым над крышей вьется,
В доме – дети – счастье в нем,
Доброта и солнце!
17: Е – еловый аромат –
Новогодний запах,
И игрушки для ребят
На еловых лапах.
18: Ё – почти близнец её –
Ушки на макушке.
И отличие своё
Бережёт прилежно Ё –
Точки на верхушке!
19: Ж – июньская жара,
Желтые цыплята,
Жаворонка звон с утра,
Жизнь сама, ребята!
20: З – замерзшие пруды,
Первый звон капели,
В нежной зелени сады,
А над ними до звезды
Зори заалели!
21: И – искристый белый снег,
Иней лег красиво,
Игры и веселый смех,
Иволги и ивы.
22: К – просторный светлый класс,
Колокольчик звонкий,
В сентябре позвавший нас
К первому уроку!
23: Л – лакает молочко,
Ласково мурлычет,
Лапкой ловит мотыльков,
Мне ладошку лижет.
24: М – мерило жизни сей,
Каждый скажет прямо –
Лучше всех, красивей всех,
Всех милее – мама!
25: Н – уносит к небесам
Май в наряде новом,
Надувает паруса
Всех надежд, и всем мечтам
Верит безусловно!
26: Обаятельная О
Очень остро видит,
Осторожно говорит,
Чтобы не обидеть.
27: П – прекрасна прямотой,
Песнею печальной,
Поражает простотой,
Подкупает тайной.
28: Р – раскатиста, резка,
Радостна, радушна.
В ней – и ропот ручейка,
И грома рык натужный.
29: С – стелила санный след,
Снегом степь укрыла.
Солнца ясный добрый свет
Силой наделила.
30: Т набросит шалью тень,
В танце закружится,
И туманом поутру
На траву ложится.
31: У, усталость позабыв,
Учит вместе с нами.
Уравнения решит
Все с учениками!
32: Ф – фантазия твоя,
Сказочная фея,
Фейерверками сияй
Феерично, смело!
33: Х – оценка «хорошо» -
Лишь «отлично» слаще!
Видеть в дневнике ее
Хочется почаще!
34: Ц – большая в жизни цель,
Целый мир открытый.
В нем былинку и цветок
Научись ценить ты!
35: Ч – мы учимся читать.
Часто ошибаясь,
Честно мы хотим сказать:
Очень мы старались!
36: Ш – без шуток скажем вам,
Хоть народ веселый,
Что шагаем по утрам
С радостью мы в школу!
37: Щ – щебечет детвора
Звонко, как щеглята.
В каждом – щедрый груз добра
И щепотка озорства.
Правда ведь, ребята?
38: Э – нас ждет эксперимент!
Трусить мы не станем!
Энергично и легко
Все сдадим экзамен!
39: Ю – задорный юный смех,
Дует южный ветер,
Юркнул лучик по стене –
День чудесно светел!
40: Я – так ярко, так легко,
Ясно все до точек!
Есть старанье – будет толк.
Алфавит закончен!
«А»:
Ребята, видим, что не зря
Учились вы по букварям!
«У»:
Мы рады вам признаться в том,
Что в книге обрели свой дом!
«З»:
Мы вновь и вновь поможем вам
Сложить и слоги, и слова!
«Ж»:
Теперь у нас забот не счесть:
Помочь вам сотни книг прочесть!
«Ш»:
Как время мчится – не догнать!
Закончили букварь читать.
«Щ»:
И к вам, ребята дорогие,
Придут учебники другие.
«Р»:
В них с вами встретимся мы снова.
Мы вам помочь всегда готовы!
«У»:
За то, что вы смогли нам объяснить,
Как нам свою мечту осуществить,
«Ф»:
Вам всем «Спасибо!» буквы говорят.
Буквы: Ура! Сегодня праздник Букваря!!!
(Звучит музыка, финал. Песня о школе или о букваре)