29. Из главы 29
ПЕРВАЯ СИЛА.
…………………………………………….
……………………………………………
...и Силуан печально так скосил
Взгляд на меня, как будто пригласил
С ним вместе попечаловать. Рукою
Смял бороду, и странною тоскою
Томимый, молвил: «Вот что, сыне мой,
Теперь уж поздно… надо бы домой…
Да вижу, не из праздности скоромной
Хлопочешь. Вижу боль за всех за нас.
Так приготовься, это долгий сказ –
Издалека идёт, из нашей тёмной,
Из горькой православной старины...
***
Отцы святые, Божии сыны
Нил Сорский, Вассиан Косой… не знаю,
Слыхал ли про «заволжских старцев?.. Нет?..
Тогда послушай. Может быть, ответ
Получишь и смёкнешь откель родная
Вся наша голь да рвань распложена
И почему горда собой она...
***
Прияв Христову веру, сквозь крутые
Огни пройдя, но всё-таки прияв,
Русь затомилась духом: кто был прав,
Распятый Сам, или столпы святые
Христова храма? Золото, парча –
Все ж видели! – С округлого плеча
Ручьями так и льются, Благочинный
Аж лоснится, с амвона о Христе
Рыдая, – о скорбях Его, кресте,
Которые и нам нести... невинный
И разумом и сердцем как поймёт
Всё это человек? Уж если Тот,
Кто нас пришел спасти, чуть не в лохмотьях
Жил, не имея в мире ничего,
Так почему же пастыри Его
Сегодня блещут в золотых разводьях?..
Известно дело, русская душа
Всегда, во всём дойдёт до рубежа,
До исступленья!.. Если уж стяжали
Учение Его, и жизнь, и смерть,
То, значит, надо быть как Он, суметь
На сердце выжечь страстные скрижали.
И – выжгли ведь!.. Сын мой, ты посмотри,
Те ж пахари, всё те же рыбари,
Кто чистым сердцем восприял Ученье,
Те ничего не имут. Ну а те,
Кто лишь спасенья чает во Христе,
Приемлют свет Его, но не мученья.
И вот заволжский старец, Сорский Нил
Взыскующих Креста обьединил
Во станы «нестяжателей», глаголя
Вслед за Христом, что царствие Его
Воистину от мира не сего,
Но горнего, незримого...
– «Доколе –
Он вопиял – берут монастыри
Оброк земной, как дольние цари,
С людей своих, с прирезанных наделов,
Дотоле пусту месту быть сему!
Вовек не уподобимся Ему,
Из чад своих мздоимцев понаделав.
Дух – в наготе сияет, в простоте,
Обьединяйтесь, братья во Христе,
В смиренные общины, златолюбцев
И княжьих и церковных из себя
Изблюем, дух единый возлюбя,
Да внидем в мир иной без миролюбцев!
Пусть, тешась в роскоши, душой пуста,
Европа тонет, извратив Христа,
Мы – русичи! Мы зрим иные мрежи.
Общинность искру иссечёт во тьме!..
Где свет, где мысль рождается? В уме?
Ум смертен. Мысль – бессмертна. Значит, брезжит
М е ж н а м и Мысль!.. И чем теснее мы
Сплотим свои сердца, свои умы,
Отторгнутые от земного плена,
Тем выше, чище разомкнётся даль,
И нашей общей мысли вертикаль
Войдёт в неё, соединясь нетленно
С самим Первоисточником, с самой
Первопричиной света, нашей тьмой
Долимой. Всё земное здесь оставим.
Прах отрясём от ног своих и рук...
Обьединяйтесь, братья, в тесный круг,
Пути непреткновенные исправим!..»
***
И эти речи огненные вслед
За старцем, рассевая страшный свет,
По весям, городам несли собратья,
Воспламеняли души всех нагих,
Всех страждущих, убогих, а таких
В избытке на Руси... большие рати
Стяжали «нестяжатели». И тут
Не только монастырский чинный люд,
Но и князья, бояре взволновались:
Не просто покушенье на казну
Церковную, на личную мошну
Здесь разгадав, с попами столковались...
***
Был на Москве, жил средь святых хором
Монах, Иосиф Волоцкий. Пером
Зело владел, жидовствующих ересь
Громил, слал поученья, просвещал
Единоверцев, сирых наущал
Не пошатнуться духом, изуверясь
В посевах Благодати на земле:
– «Мир вправду зол, когда его во зле
И только лишь во зле мы сами видим.
На Бога-то надейся, только сам
Не поплошай!.. Угодны небесам
Не те, кто горьки слёзы, сидя сиднем,
Все точат в чашу, Господу несут, –
Ему он в тягость, скорбный тот сосуд.
Но разве только скорбь разлита в мире?
И солнце светит, и земля цветёт,
Ты вслушайся – любовь в сердцах поёт,
Ты лишь радей, на Волге ли, в Сибири,
Живи, труждайся, сам себя спаси, –
С тобой спасутся сонмы! Не проси
У Господа ничтожной дармовщинки,
Сам разживись, гляди позорче, где
Смекнули: чести нету быть в нужде,
И так переустроили общинки,
Чтоб каждый мог, не озираясь впредь
На ближнего, стараться и добреть.
Уж коль нам даровал сей мир Всевышний,
Его нам и возделать. Чем сам-друг
Сильнее, тем вольготней всем вокруг,
И ни один кусок не будет лишний...»
***
Такие речи слышучи, князья
Быстрёхонько пристроили в друзья
Иосифа, и вскоре «осифляне»
Как будто взяли верх, к монастырям,
К людишкам их, дворам и пустырям
По медоносной приписав поляне...
Вздохнуло духовенство, разживясь,
Да и боярство, вдосталь наревясь,
Указом царским вымолило милость,
Навеки прилучив к дворам своим
Людей работных. Думалось ли им,
Что в крепости-то Русь и надломилась?
Ну, сказ о том особый. Нам с тобой
Важней признать: и выигравши бой
У скорбных «нестяжателей», не то что
Русь не подняли «осифляне» ввысь,
Но самая уже о брюхе мысль
И днесь как бы неправедна, порочна.
А почему, сын мой? А потому,
Что мерит всяк по чину своему.
А чин Руси особенный. Державный!
Здесь человек ничто. Здесь личность ноль.
И не случайно продувная голь
Завет «заволжских старцев» достославный
Так близко к сердцу приняла. Он был
Единосущен ей. Он в точку бил.
Такой народ... как будто не от мира
Сего, как будто цель – всем преподать
Урок, что раб стяжает благодать
Не златом, но крестом, темно и сиро
По проклятой земле свой крест влача...
Сказать по правде, сын мой, вас леча
Духовным словом, страсти утишая,
Я сам отлично вижу тупики,
И... гибельным виденьям вопреки,
Спасительную ложь провозглашаю...
Час не настал для правды. Не настал.
Но он – настанет!...
***
Я теперь подал
Тебе затравку. Ты, пожалуй, тайной
Пока оставь слова мои. Поздней
Мы дотолкуем, и уже ясней,
Уже ребром вопрос поставим крайний.
Теперь – ступай...»
***
Он встал, ветлу откинул,
Как прядь, на лоб спадавшую, тяжёл,
И медленно в притвор ночной ушел...
И месяц, и другой, однако, минул, –
Мы не встречались...
………………………………………………
………………………………………………
(Тут опущены отчаянные сомнения «Первого Героя» после беседы с отцом Силуаном. Восстановлены отрывки)
…………………………………………………….
…………………………………………………….
…вот я, положим. Думал я, чиста
И жизнь моя и вера: чту Христа,
Обряды исполняю... ан, гляди-ко,
В стяжатели попал. Как ни возьми –
Стяжаю, и наёмными людьми
Распоряжаюсь, жму из них… и дико
Себя представить в качестве таком,
И перед Богом, вишь, крепостником
Предстану... потому на деньги падок,
Копеечку ценю, чего уж врать,
И если честно, если выбирать,
То выберу не бедность, а достаток.
По совести сказать, отвратна мне
Вся эта рвань, смердящая в говне…
…………………………………………..
…………………………………………..
(Здесь размыты мысли «Первого Героя», разговор с самим собой о судьбе Росси и своей в ней судьбе. Восстановленные отрывки см. в Приложении. –
Глава 18. «Силуан»)
…………………………………………….
……………………………………………..
...край дураков… вот-вот! А ведь Дурак
И есть герой заглавный... странно, как
Не понимал я этого? Вселенский
Иванушко-Дурак здесь царь-герой!
Округ него и вьётся этот рой
Рабочих пчёл, а дурень деревенский
Сидит себе, как идол, на печи,
Да манны с неба ждёт, да калачи
Дарёные уписывает с жаром…
Страсть как умилен, сердоболен наш
Народишко – блажному как не дашь?
На то и Благо, что дается даром!..
…………………………………………………
…………………………………………………
…нет, с батюшкою новый разговор
Необходим!.. Но что это?.. Притвор
Келейный на замке... опять, похоже,
Не повезло?.. Опять. Что ж, посижу
Под старою ветлою, погожу.
И время терпит...
…………………………………………..
………………………………………….
…точит, сука, точит
Мыслишка потайная: вдруг мелькнёт
Ирины плат?.. – Как прежде, обогнёт
Церковный двор, вновь подойти захочет?..
Нет, не захочет! Знаешь ведь, обид
Такие на прощают...
***
…а знобит
Сердчишко-то, однако! Ты гляди,
Не ведал за собою. Так в груди
И ходит, и заходится, собака!
Ведь надо же, ведь прилучила, гля,
Колдунья,- как цепного кобеля!
А вольным почитал себя, однако.
Гордился независимостью... врешь!
Как ни гордись, от бабы не уйдёшь,
Коль сердце на цепи...