Неанд. Певчий Гад. Четвёртый короб. 29

Вячеслав Киктенко 2
            29. Из главы 29


               ПЕРВАЯ СИЛА.
         
      …………………………………………….
       …………………………………………… 
     ...и Силуан печально так скосил
     Взгляд на меня, как будто пригласил
     С ним вместе попечаловать. Рукою
     Смял бороду, и странною тоскою
     Томимый, молвил: «Вот что, сыне мой,
     Теперь уж поздно… надо бы домой…
     Да вижу, не из праздности скоромной
     Хлопочешь. Вижу боль за всех за нас.
     Так приготовься, это долгий сказ –
     Издалека идёт, из нашей тёмной,
     Из горькой православной старины...
     ***
     Отцы святые, Божии сыны
     Нил Сорский, Вассиан Косой… не знаю,
     Слыхал ли про «заволжских старцев?..  Нет?..
     Тогда послушай. Может быть, ответ
     Получишь и смёкнешь откель родная
     Вся наша голь да рвань распложена
     И почему горда собой она...
    
     ***
     Прияв Христову веру, сквозь крутые
     Огни пройдя, но всё-таки прияв,
     Русь затомилась духом: кто был прав,
     Распятый Сам, или столпы святые
     Христова храма? Золото, парча –
     Все ж видели! – С округлого плеча
     Ручьями так и льются, Благочинный
     Аж лоснится, с амвона о Христе
     Рыдая, – о скорбях Его, кресте,
     Которые и нам нести... невинный
     И разумом и сердцем как поймёт
     Всё это человек? Уж если Тот,
     Кто нас пришел спасти, чуть не в лохмотьях
     Жил, не имея в мире ничего,
     Так почему же пастыри Его
     Сегодня блещут в золотых разводьях?..
     Известно дело, русская душа
     Всегда, во всём дойдёт до рубежа,
     До исступленья!..  Если уж стяжали
     Учение Его, и жизнь, и смерть,
     То, значит, надо быть как Он, суметь
     На сердце выжечь страстные скрижали.
     И – выжгли ведь!.. Сын мой, ты посмотри,
     Те ж пахари, всё те же рыбари,
     Кто чистым сердцем восприял Ученье,
     Те ничего не имут. Ну а те,
     Кто лишь спасенья чает во Христе,
     Приемлют свет Его, но не мученья.
     И вот заволжский старец, Сорский Нил
     Взыскующих Креста обьединил
     Во станы «нестяжателей», глаголя
     Вслед за Христом, что царствие Его
     Воистину от мира не сего,
     Но горнего, незримого...
     – «Доколе –
     Он вопиял – берут монастыри
     Оброк земной, как дольние цари,
     С людей своих, с прирезанных наделов,
     Дотоле пусту месту быть сему!
     Вовек не уподобимся Ему,
     Из чад своих мздоимцев понаделав.
     Дух – в наготе сияет, в простоте,
     Обьединяйтесь, братья во Христе,
     В смиренные общины, златолюбцев
     И княжьих и церковных из себя
     Изблюем, дух единый возлюбя,
     Да внидем в мир иной без миролюбцев!
     Пусть, тешась в роскоши, душой пуста,
     Европа тонет, извратив Христа,
     Мы – русичи! Мы зрим иные мрежи.
     Общинность искру иссечёт во тьме!..
     Где свет, где мысль рождается? В уме?
     Ум смертен. Мысль – бессмертна. Значит, брезжит
     М е ж   н а м и   Мысль!..  И чем теснее мы
     Сплотим свои сердца, свои умы,
     Отторгнутые от земного плена,
     Тем выше, чище разомкнётся даль,
     И нашей общей мысли вертикаль
     Войдёт в неё, соединясь нетленно
     С самим Первоисточником, с самой
     Первопричиной света, нашей тьмой
     Долимой. Всё земное здесь оставим.
     Прах отрясём от ног своих и рук...
     Обьединяйтесь, братья, в тесный круг,
     Пути непреткновенные исправим!..»

     ***               
     И эти речи огненные вслед
     За старцем, рассевая страшный свет,
     По весям, городам несли собратья,
     Воспламеняли души всех нагих,
     Всех страждущих, убогих, а таких
     В избытке на Руси... большие рати
     Стяжали «нестяжатели». И тут
     Не только монастырский чинный люд,
     Но и князья, бояре взволновались:
     Не просто покушенье на казну
     Церковную, на личную мошну
     Здесь разгадав, с попами столковались...
   
     ***
     Был на Москве, жил средь святых хором
     Монах, Иосиф Волоцкий. Пером
     Зело владел, жидовствующих ересь
     Громил, слал поученья, просвещал
     Единоверцев, сирых наущал
     Не пошатнуться духом, изуверясь
     В посевах Благодати на земле:
     – «Мир вправду зол, когда его во зле
     И только лишь во зле мы сами видим.
     На Бога-то надейся, только сам
     Не поплошай!.. Угодны небесам
     Не те, кто горьки слёзы, сидя сиднем,
     Все точат в чашу, Господу несут, –
     Ему он в тягость, скорбный тот сосуд.
     Но разве только скорбь разлита в мире?
     И солнце светит, и земля цветёт,
     Ты вслушайся – любовь в сердцах поёт,
     Ты лишь радей, на Волге ли, в Сибири,
     Живи, труждайся, сам себя спаси, –
     С тобой спасутся сонмы! Не проси
     У Господа ничтожной дармовщинки,
     Сам разживись, гляди позорче, где
     Смекнули: чести нету быть в нужде,
     И так переустроили общинки,
     Чтоб каждый мог, не озираясь впредь
     На ближнего, стараться и добреть.
     Уж коль нам даровал сей мир Всевышний,
     Его нам и возделать. Чем сам-друг
     Сильнее, тем вольготней всем вокруг,
     И ни один кусок не будет лишний...»
    
     ***
     Такие речи слышучи, князья
     Быстрёхонько пристроили в друзья
     Иосифа, и вскоре «осифляне»
     Как будто взяли верх, к монастырям,
     К людишкам их, дворам и пустырям
     По медоносной приписав поляне...
     Вздохнуло духовенство, разживясь,
     Да и боярство, вдосталь наревясь,
     Указом царским вымолило милость,
     Навеки прилучив к дворам своим
     Людей работных. Думалось ли им,
     Что в крепости-то Русь и надломилась?
     Ну, сказ о том особый. Нам с тобой
     Важней признать: и выигравши бой
     У скорбных «нестяжателей», не то что
     Русь не подняли «осифляне» ввысь,
     Но самая уже о брюхе мысль
     И днесь как бы неправедна, порочна.
     А почему, сын мой? А потому,
     Что мерит всяк по чину своему.
     А чин Руси особенный. Державный!
     Здесь человек ничто. Здесь личность ноль.
     И не случайно продувная голь
     Завет «заволжских старцев» достославный
     Так близко к сердцу приняла. Он был
     Единосущен ей. Он в точку бил.
     Такой народ...  как будто не от мира
     Сего, как будто цель – всем преподать
     Урок, что раб стяжает благодать
     Не златом, но крестом, темно и сиро
     По проклятой земле свой крест влача...
     Сказать по правде, сын мой, вас леча
     Духовным словом, страсти утишая,
     Я сам отлично вижу тупики,
     И... гибельным виденьям вопреки,
     Спасительную ложь провозглашаю...
     Час не настал для правды. Не настал.
     Но он – настанет!...
     ***
     Я теперь подал
     Тебе затравку. Ты, пожалуй, тайной
     Пока оставь слова мои. Поздней
     Мы дотолкуем, и уже ясней,
     Уже ребром вопрос поставим крайний.
     Теперь – ступай...»
   
    ***
     Он встал, ветлу откинул,
     Как прядь, на лоб спадавшую, тяжёл,
     И медленно в притвор ночной ушел...
     И месяц, и другой, однако, минул, –
     Мы не встречались...
    ………………………………………………
     ………………………………………………
     (Тут опущены отчаянные сомнения «Первого Героя» после беседы с отцом Силуаном. Восстановлены отрывки)    
…………………………………………………….
…………………………………………………….
     …вот я, положим. Думал я, чиста
     И жизнь моя и вера: чту Христа,
     Обряды исполняю... ан, гляди-ко,
     В стяжатели попал. Как ни возьми –
     Стяжаю, и наёмными людьми
     Распоряжаюсь, жму из них… и дико
     Себя представить в качестве таком,
     И перед Богом, вишь, крепостником
     Предстану... потому на деньги падок,
     Копеечку ценю, чего уж врать,
     И если честно, если выбирать,
     То выберу не бедность, а достаток.
     По совести сказать, отвратна мне
     Вся эта рвань, смердящая в говне…
     …………………………………………..
     …………………………………………..
     (Здесь размыты мысли «Первого Героя», разговор с самим собой о судьбе Росси и своей в ней судьбе. Восстановленные отрывки см. в Приложении. –
Глава 18. «Силуан»)
     …………………………………………….
     ……………………………………………..
     ...край дураков… вот-вот! А ведь Дурак
     И есть герой заглавный... странно, как
     Не понимал я этого? Вселенский
     Иванушко-Дурак здесь царь-герой!
     Округ него и вьётся этот рой
     Рабочих пчёл, а дурень деревенский
     Сидит себе, как идол, на печи,
     Да манны с неба ждёт, да калачи
     Дарёные уписывает с жаром…
     Страсть как умилен, сердоболен наш
     Народишко – блажному как не дашь?
     На то и Благо, что дается даром!..
     …………………………………………………
     …………………………………………………
     …нет, с батюшкою новый  разговор
     Необходим!.. Но что это?.. Притвор
     Келейный на замке... опять, похоже,
     Не повезло?.. Опять. Что ж, посижу
     Под старою ветлою, погожу.
     И время терпит... 
     …………………………………………..
      ………………………………………….
     …точит, сука, точит
     Мыслишка потайная: вдруг мелькнёт
     Ирины плат?.. – Как прежде, обогнёт
     Церковный двор, вновь подойти захочет?..
     Нет, не захочет! Знаешь ведь, обид
     Такие на прощают...
   
     ***

     …а знобит
     Сердчишко-то, однако! Ты гляди,
     Не ведал за собою. Так в груди
     И ходит, и заходится, собака!
     Ведь надо же, ведь прилучила, гля,
     Колдунья,- как цепного кобеля!
     А вольным почитал себя, однако.
     Гордился независимостью...  врешь!
     Как ни гордись, от бабы не уйдёшь,
     Коль сердце на цепи...