Сказ о Святогоре..

Таня 5
"Былина третья, о том, как Святогор встретил Микулу Селяниновича и не смог поднять его сумку."

Ехал как-то Святогор лесной дорогой и раздумывал о силе своей богатырской: «Вот бы перевернуть всю землю заново, поставить всё опять на своё место. Только не за что взяться, нет тяги у земли. А кабы стоял столб до неба, да на нём кольцо, то взял бы я за то кольцо, дёрнул бы, и вся земля перевернулась бы, встала бы на своё место древнее, и опять наступил бы на ней мир и порядок».
Стал Святогор за камни придорожные, да за дубы вековые землю тянуть. Камни раскидывает, дубы с корнем вырывает, а земля не двигается.
Вдруг заметил Святогор — впереди путник идет. Решил он его догнать, пустил коня тихой рысью, но тот всё так же вдалеке виднеется. Пустил уже в крупную рысь Святогор коня, а путник знай спокойно идёт впереди, и никак богатырь его не догонит. Исчез странный прохожий за поворотом дороги. Погнал Святогор коня вскачь, насилу догнал путника. А тот и не запыхался, все так же шагом размеренным ступает.
Удивился Святогор. Видит, одет путник по-крестьянски — рубаха да лапти, да плащ дорожный на плечи накинут, а через плечо сумочка холстяная перекинута. Говорит Святогор:
— Будь здоров, добрый человек. Что это в сумочке у тебя?
— Бывай и ты, богатырь, — отвечает прохожий. Кладет сумочку на землю рядом с дорогой и говорит Святогору:
— А вот подыми с земли, так увидишь.
Слез Святогор с коня, попробовал сумочку рукой — не шевелится. Взялся обеими руками, потянул — как влитая лежит сумочка, даже краем не приподнимется. Собрался Святогор с силами, упёр спину свою богатырскую, плечи саженные, схватился за сумочку — только сам в землю по колено провалился, а сумочка как лежала, так и лежит себе.
Поднялся богатырь с земли, говорит:
— Что за пропасть там у тебя в сумке?
Отвечает ему путник:
— Там у меня тяга земная.
Тут Святогор понял, что пропала его небесная сила, а земля не может его на себе держать. Тогда он спросил у путника:
— А скажи, добрый человек, как тебя зовут?
— Зовут меня Микулой, из селян я, из землепашцев, — отвечает путник.
— Носишь ты тягу земную, Микулушка Селянинович, а у меня уже и силы нет тяжесть людскую носить. Как бы мне узнать свою судьбу?
— Поезжай ты, богатырь, по дороге до Калинова моста, — отвечает ему Микула, — а от моста поворачивай направо и скачи во всю лошадиную прыть. Приедешь к Сиверским горам. В Сиверских горах найдешь ты самый большой дуб и под тем дубом увидишь кузницу. Кузнец тебе судьбу и скажет.
 Былина четвертая, о том, как Святогор женился на Плёнке Поморской.
Решил Святогор поехать к кузнецу Сиверскому, спросить его о своей судьбе, как ему Микула посоветовал. Доехал до Калинова моста, повернул направо и поскакал к Сиверским горам. Нашел высокий дуб и кузницу. Зашёл он в кузницу и видит: висят по стенам не подковы и ободья тележные, а замысловатые железные узоры. А у горна стоит старый кузнец и узор куёт.
— Заходи, Святогор-богатырь, — говорит кузнец. — Жду тебя с утра, судьбу твою отбиваю.
Подает ему узор и говорит:
— Ни людям, ни богатырям не положено знать, как судьба куется, я сам тебе все расскажу.
Кузнец взял у Святогора судьбу, посмотрел на нее и говорит:
— Скоро тебе жениться пора. А невеста твоя в земле Поморской, в дальней деревне, в крайней избе лежит. Лежит она там уже тридцать лет и три года, кожа у неё вся в гноище, как еловая кора.
Святогору не понравилась такая судьба, и он решил поехать к этой ужасной невесте и убить ее.
Поехал он в землю Поморскую, нашел дальнюю деревню, вошел в крайний дом. Видит, в доме никого нет, а на лавке лежит девушка вся в гноище, и кожа у неё, как еловая кора. Выхватил Святогор меч и ударил её по белой груди, потом вынул рубль серебряный, положил на стол и поехал из той земли.
А та девушка проснулась, смотрит: еловая кожа с неё спала и стала она такой красавицей, какой на всём белом свете не видели. Звали ее Плёнка. Взяла Плёнка со стола рубль, пошла с ним на ярмарку. Рубль же оказался неразменный: сколько на него ни покупай, он опять в карман возвращается. Накупила Плёнка всего на этот рубль, построила кораблики червлёные, поплыла к морю синему торговать. Стала она торговать в одном городе на море, и слух о её красоте пошел по всему городу и по всей земле Русской.
Решил и Святогор посмотреть на плёнкину красоту, приехал в тот город, и влюбился в неё. Долго ли, коротко ли, стал он её сватать за себя, она и согласилась, и пошла за него замуж. И вот они сыграли свадьбу и стали вместе спать ложиться. Тут Святогор увидел у Плёнки рубчик на белой груди и спрашивает:
— Что это у тебя за рубчик?
А Плёнка ему отвечает:
— В нашу землю Поморскую приезжал человек неведомый, оставил в избе неразменный рубль, а я спала в то время крепким сном. Проснулась я: у меня рубец на груди, и еловая кожа с меня спала. А до того лежала я в гноище тридцать лет и три года.
Тут понял Святогор, что правду ему предсказал кузнец, и от судьбы своей не уйдешь.

* * *

Ну, что тут сказать? Отвёз Святогор Плёнку к себе в Святые Горы, и стали они там жить-поживать, да век коротать.
А на Руси родился Илья Муромец...


            Татарская сказка"От судьбы не уйдёшь".

В татарской сказке "От судьбы не уйдешь" рассказывается следующее. Один молодой царевич однажды на охоте заблудился в лесу и остался там ночевать. Утром он набрел на хижину. В хижине находился дряхлый старик, который читал большую книгу и что-то записывал по временам. Царевич спросил старика, чем это он занимается. Старик ответил, что он записывает в книгу судьбу каждого человека. Царевичу захотелось узнать собственную судьбу. Старик сообщил царевичу, что ему суждено жениться на дочери бедного пастуха, страдающей неизлечимой болезнью. Царевич рассердился на старика и пошел из хижины. Весь день бродил он по лесу. Ночью он увидел огонек и пошел по его направлению. Царевич наткнулся на хижину бедняка. Бедняк предложил ему ночевать в хижине, где у него лежит больная дочь. Царевич изумился и спросил, кто он такой. Бедняк ответил, что он пастух. Догадался царевич, что больная дочь пастуха и есть его невеста, и решился погубить ее. Ночью царевич подошел к девушке и ударил ее в живот кинжалом. Девушка вскрикнула и затем воцарилась мертвая тишина. Царевич положил около девушки мешок с червонцами, тихо вышел из хижины и исчез. Когда пастух с женой вошли утром в комнату своей дочери, они нашли ее совсем здоровой: она страдала водянкой и удар кинжала исцелил ее. Родители в дочерью переселились в город и там купили себе дом. Дочь их стала замечательной красавицей. Однажды царевич увидел ее у крыльца дома. Она понравилась ему, он сделал ей предложение и женился на ней. Скоро открылось, кто она такая. Молодая царевна отправилась однажды с матерью и сестрами царевича в баню. Они заметили у нее глубокий шрам и рассказали об этом царевичу. Царевич расспросил жену, откуда у нее такой шрам. Она рассказала, и царевич понял, что от судьбы своей не уйдешь.


            Ингушская сказка."Эпизод о неверной жене"

Ингушская сказка так передает этот эпизод. Один князь, узнав об измене своей жены, покидает свой дом и вместе со своим верным узденем отправляется бродить по свету. Много ездили они и забрели в глухое место: вокруг на месяц езды не было ни одного человека, ни одного аула. Князь с узденем решили поселиться тут. Вдруг, видят они, недалеко от них человек пашет землю на восьми парах быков; этот человек сам управляет быками, сам держит плуг и вдобавок несет еще на спине громадный сундук. Удивился князь, что это пахарь вместо того, чтобы поставить сундук на землю, таскает его на своей спине. Подъезжает князь с узденем к пахар ю, чтобы расспросить его об этом. Когда они подъехали к нему, пахарь начал распрягать быков. Князь и уздень стали помогать ему. Пока князь и уздень рапрягли по одной паре, пахарь успел распрячь остальные шесть пар. Стали все закусывать, а пахарь все не снимает с плеч сундука. Удивленный князь спрашивает пахаря, что у него в сундуке, и почему он его не снимет. Тогда пахарь рассказал целую историю. Он жил прежде в ауле и был женат. Жена изменила ему. Озлился он на жену, прогнал ее, а сам покинул свой дом. Во время своих скитаний он женился вторично, а чтобы жена не изменила ему, он сделал сундук и посадил ее туда и с тех пор постоянно носит этот сундук за своими плечами. Заинтересовался князь рассказом пахаря и попросил его показать ему свою жену. Пахарь снял сундук, поставил его на землю и открыл. Все остолбенели: в сундуке вместе с женой оказался какой-то молодой человек.
 Пахарь спросил жену, как она ухитрилась обмануть его. Она объяснила. Однажды в жаркий день быки, мучимые жаждой, побежали. Ее муж оставил сундук в поле и погнался за быками. Скучно стало жене сидеть в сундуке, и она вышла из него. Смотрит — едет молодой человек. Чтобы ей не было скучно, она пригласила его к себе в сундук. С тех пор они вместе живут в сундуке. Тогда пахарь обращается к князю со словами: "Видишь князь, я ли не караулил свою жену, а оказалось, что я двух носил в ящике вместо одной жены". Обманутые мужья поняли, что, сколько ни карауль жену, все таки не уследишь, и решили вернуться к своим прежним женам.

Эта сказка будучи очень сходной с былиной о жене Святогора, в то же время объясняет, почему герой носит жену в сундуке или ящике.

                Зачин второй, про жену Святогора.

Ездил Илья по чисту полю, ездил по тёмну лесу, да заехал Илья в Святые горы. Видит Илья — шатёр белополотняный. Стоит шатёр под великим сырым дубом, а в том шатре кровать богатырская не малая: длиной кровать десяти сажен, шириной кровать шести сажен. Привязал Илья добра коня к сырому дубу, лег на ту кровать богатырскую и заснул. А сон богатырский крепок: спал Илья три дня и три ночи. На третий день услыхал его добрый конь великий шум с сиверской сторонушки: мать сыра земля колыбается, тёмны лесушки шатаются, быстры реки из крутых берегов выливаются. Бьёт добрый конь копытом о сыру землю, не может разбудить Илью Муромца.
Говорил тогда конь человеческим голосом:
— Ай же ты, Илья Муромец! Спишь себе, прохлаждаешься, над собой невзгодушки не ведаешь. Едет к шатру Святогор-богатырь. Ты пущай меня в чисто поле, сам полезай на сырой дуб.
Вставал Илья на резвы ноженьки, пущал он коня в чисто поле, сам залезал на сырой дуб. Видит: едет богатырь выше лесу стоячего, головой упирается в облако ходячее, на плече везёт хрустальный ларец.
Приезжал богатырь к сырому дубу, снимал с плеч хрустальный ларец, отмыкал ларец золотым ключом, выходила оттуда жена богатырская. Такой красавицы на белом свете не видано и не слыхано: ростом она высокая, походка у ней щапливая, бровушки чёрного соболя, с платья тело белое. Как вышла она из ларца, собрала на стол яствушки сахарные, вынимала из ларца питьица медвяные. Пообедал Святогор-богатырь и пошёл с женою в шатёр прохлаждаться, в разные забавы заниматься.
Тут Святогор и спать улёгся, а красавица жена его богатырская пошла гулять по чисту полю и высмотрела Илью в сыром дубу. Говорила она ему таковы слова:
— Ай же ты, удалой добрый молодец! Сойди-ка ты со сыра дуба да любовь со мной сотвори. Ежели не послушаешься, разбужу Святогора и скажу, что ты меня насильно в грех ввёл.
Нечего делать Илье: с бабой не сговориться, со Святогором не сладить. Слез он с сыра дуба, сделал дело повелённое. Взяла его красавица богатырская жена, посадила к мужу во глубок карман и разбудила мужа от крепкого сна.
Проснулся Святогор-богатырь, посадил жену в хрустальный ларец, запер золотым ключом, сел на добра коня и поехал по Святым горам. Стал его добрый конь спотыкаться. Ударил Святогор коня по тучным бокам, а конь ему говорит человеческим голосом:
— Возил я прежде богатыря да жену богатырскую, а теперь вожу жену да двух богатырей. Потому и спотыкаюсь.
Вытащил Святогор Илью из кармана и стал его выспрашивать, кто он есть и как там очутился.
Илья всё ему рассказал по правде, по истине. Тогда Святогор жену свою богатырскую зарубил, а с Ильёй поменялся крестами и побратался.


              Женитьба Самсона и гибель его от жены.

В Библии рассказывается, что Самсон до своего знакомства с Далилой женился на какой-то филистимлянке. Родители Самсона были против этого брака с иностранкой. По этому поводу Библия делает следующее замечание: "Отец его и мать не знали, что это — от Господа, и что он ищет случая отомстить филистимлянам". Таким образом, первый брак Самсона представлен решенным свыше, фатальным для Самсона. Эта фатальность и неизбежность брака изображаются и в былинах о женитьбе Святогора-Самсона на девушке из Поморского царства, причем, весьма возможно, что неверие филистимлянки (язычницы) — своего рода душевная болезнь — превратилось в русских сказаниях в физическую болезнь невесты.


                Примеривание гроба.

В еврейско-мусульманских сказаниях об Аароне встречается эпизод о примеривании гроба. Моисею явился ангел, который велел ему отправиться на вершину горы, они нашли пещеру, в которой стоял гроб с надписью: "Я назначен для того, кому буду в пору". Сначала лег Моисей, но гроб оказался для него мал. Лег тогда Аарон. Гроб оказался в пору. Аарон умер.

                СвятоГор примеряет гроб.

Поехали Святогор с Ильём по Святым горам покататься и наехали путём-дорогою на великий гроб-домовище, а на том гробу надпись сделана: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет».
Лёг Илья Муромец: для него домовище и велико, и широко. Лёг Святогор-богатырь, гроб по нему точно пришёлся. Говорил Святогор таковы слова:
— Гроб-то точно по мне пришёлся. Возьми-тко крышку, Илья, закрой меня.
Отвечал ему Илья:
— Не возьму я крышки, большой брат, не закрою тебя. Шутишь ты шутку немалую, сам себя хоронить собрался.
Взял Святогор крышку и сам закрыл ею гроб. А как захотел поднять её, то не смог. Бился он, силился, а никак поднять не может. Говорил он тогда Илье:
— Ай, меньшой брат! Видно нашла меня судьба, не могу поднять крышки. Попробуй-ка ты.
Попробовал Илья поднять крышку, да где ему! Говорит ему Святогор:
— Возьми мой меч-кладенец, ударь поперёк крышки.
А Илье святогоров меч-кладенец не под силу поднять. Позвал его тогда Святогор:
— Наклонись ко гробу, к маленькой щёлочке, я дохну на тебя духом богатырским.
Как наклонился Илья, как дохнул на него Святогор-богатырь духом богатырским. Почувствовал Илья, что силы в нем прибавилось втрое против прежнего, поднял он меч, да ударил поперёк крышки. От того удара аж искры посыпались, а где ударил меч-кладенец, там выросла вкруг гроба полоса железная. Зовёт Илью опять Святогор:
— Душно мне, меньшой брат, ещё ударь вдоль крышки.
Ударил Илья вдоль крышки — и тут выросла полоса железная. Говорил тогда Святогор-богатырь:
— Задыхаюсь я, меньшой братец. Наклонись ко щёлочке, дохну ещё на тебя, передам тебе всю силушку мою богатырскую.
Отвечал ему Илья Муромец:
— Будет с меня силы, больший братец, не то меня земля на себе носить не станет.
Промолвил тут Святогор:
— Хорошо ты сделал, меньший брат, что не послушал моего последнего наказа. Дохнул бы я на тебя мёртвым духом, и ты бы лёг мёртвый подле меня. А теперь прощай, владей моим мечом-кладенцом, а добра коня моего богатырского привяжи к моему гробу. Никто кроме меня с этим конём не справится.
Тут пошёл из щёлочки мёртвый дух, простился Илья со Святогором, привязал его коня ко гробу, опоясался мечом-кладенцом и поехал в раздольице чисто поле.

                Осирис примеряет гроб.Египет.

Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.