Бог гнева Ветх Завета, Бог любви НЗ? Или ОН един?

Славен Любомиров 5
При чтении  Ветхого и Нового Заветов поражает несоответствие двух фактов.
Первый факт – утверждается, что БОГ ВЗ и НЗ – Единый БОГ.
Второй факт - очевидное и разительное несоответствие  Милосердия и Любви БОГА в НЗ и «невероятной жестокости» БОГА в ВЗ. Как это возможно совместить? БОГ в Ветхом и Новом Заветах один и тот же? Или это разные Боги – Бог гнева и Бог любви?

1. Рассмотри сначала описание БОГА, общее для ВЗ и НЗ.

В Ветхом Завете встречаются высказывания о БОГЕ, где  говорится, что ОН – «Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный», наказывающий грешников, но по своему милосердию прощающий раскаявшихся.

 «Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их.»  (Неемия 9:17)
«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.» (Иоиль 2:13),
«Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода». (Числа 14:18).

Что касается «наказания беззакония отцов в детях до третьего и четвертого рода», то дело в том, что наследственная «порча» касается не только тела, но и души. Склонность к грехам, страстям и беззакониям остаётся в детях и  они по делам своим получают наказание, но корень их склонности к беззакониям – в их предках. И эту родовую склонность (например, алкоголизм) очень трудно победить, но с БОЖИЕЙ помощью возможно.
Так что и здесь речь идёт о прощении и милости, но и справедливом воздаянии за беззакония нераскаявшихся грешников.

2) В Новом же Завете Божья любовь, доброта и милосердие раскрываются еще полнее через тот факт, что
«так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1Ин.4,16).
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения...». (2 Кор.1,3)

2. Отношение БОГА к человеку в ВЗ и НЗ.

1) БОГ в ВЗ относится к Израилю, а в НЗ к христианам как любящий отец к своим детям. Когда израильтяне сознательно грешили против НЕГО и поклонялись идолам, БОГ наказывал их, хотя, когда они раскаивались в своем идолопоклонничестве, снова и снова великодушно прощал их.  И в НЗ сказано: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». (Евр. 12:6).
"И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее".(1Ин.4,16)

То есть, БОГ и любит, и воспитывает  через увещевание, а если человек не понимает, то через Отцовское наказание, и если не вразумится грешник,  то  БОГ для него становится  суровым, но справедливым Судьёй.

Ап. Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, •  так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, •  злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, •  безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. •  Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.» (Рим. 1:18-32).

Проще говоря, тот, кто не заботится «иметь Бога в разуме», лишается и БОГА, и разума, и впадает в грехи и непотребства, достойные смерти. Нечестивцы лишены Царства Небесного, и ждёт их тьма внешняя, «где плач и скрежет зубов».

Итак, БОГ одинаково с любовью, великим терпением и великодушием  относится к людям и в ВХ, и НЗ,  но в НЗ язычников и нераскаянных грешников наказывает сурово, но справедливо, а в ВЗ невероятно жестоко карает, что порой просто невозможно совместить с любовью в нашем понимании. В ВЗ Божий гнев и возмездие, изливающееся на язычников и нераскаявшихся грешников, ужасает. (Об том http://www.stihi.ru/2018/01/05/9071)

3. В Ветхом Завете есть 33 указания на эпизоды из жизни Спасителя и около 300 пророчеств о ХРИСТЕ, а в Новом Завете содержится 276 цитат из Ветхого Завета, причём в НЗ присутствуют постоянно ссылки на БОГА ВЗ, ОН же – БОГ НЗ.

В Новом Завете многократно подчёркивается, что Иисус ХРИСТОС – Сын БОГА Единого.
Ап. Пётр говорит израильтянам: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, которого вы предали и от которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его». (Деян.3,13)
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, •  в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». (Евр.1,1-2).
«один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф.4,6)

Итак, БОГ Ветхого Завета и БОГ Нового Завета - один и тот же БОГ. ОН действовал в Ветхом и в Новом Завете.

4. Правильное понимание БОГА мы находим в Новозаветном Откровении. И оно кратко изложено в «Символе веры»:

«Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено... И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь...»

Мы знаем, что БОГ есть Любовь. И всякое тварное существо драгоценно для БОГА, обо всяком своём создании ОН заботится, всякий находит в НЁМ любвеобильного ОТЦА. БОГ хочет спасения человека для Вечной Жизни в Царстве Небесном, а для этого долготерпеливо вразумляет его, и делает всё для спасения его души.