(14 /27 ноября Русская Православная Церковь отмечает день памяти св. апостола Филиппа. Вечером этого дня начинается Рождественский пост, поэтому его называют еще и Филипповым постом)
«Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8)
_______________________________________
И – как не вспомнить о душе…
Там, где пустынно и безлюдно
Еще пока, или уже,
О, как шумела птаха! – будто
В ней, славя Бога, мiр весь пел:
Там, где однажды на заре
«Священный град» царя Пергама,
До Рождества рожденный здесь
Что цвел и пах…. – как пахнет мрамор,
Несущий тяжесть на плечах
Одежд богов на древней сцене,
Не легкость смерти в один взмах
На гладиаторской арене, –
Однажды так и не проснулся,
И был хоть назван уж «Святым» –
В Филиппа муки…
Небо с грустью
Найти пыталось –
средь руин.
***
Декабрь – Семнадцатого года…
Хрустя снегами, испокон –
В тиши! – блюла Русь…. На исходе
И этот вот хрустящий Пост….
А снега мало.
Вот и нынче
Стреляли в небо кто чем мог,
Шутихам волю дав привычно.
А вдруг – ответит,
вдруг – пальнет…..
И – пред глазами Иераполь:
Там в травертинах все вода –
Лазурна! Что снега – Гора!
И – Аполлона Храм когда-то,
И Храм ехидны там стоял;
На дне «бассейна Клеопатры»
Лежит и роскошь Римских бань…
Но и в «воскресшем» вновь Театре,
О как в молитвенную рань
Слышна была песнь той пичуги,
До «зрелищ» коей дела нет:
Там, над колонной третьей, чудом,
Все жив малюсенький,
Но – крест!
Крест…
С тем Античным – совсем рядом,
Вниз головою был распят
Тот, кто пошел – идти и рад был
По зову первому Христа, –
За Сыном Божьим, Что в пещере,
Как и назад две тыщи лет,
Родится вновь!
«Найдет ли Веру,
Пришед, - придя ли, - на Земле,
Сын Человеческий?», – уж скоро.
Но, время есть еще пока…
И Византии уж в ту пору
Как Небу слушная земля
С лица Земли сей стерла город,
Век оставался еще…
А…
А почему о новом годе,
Что нынче прежде Рождества,
И говорят, что – «наступает»,
О Рождестве же, что – «Грядет»?..
А Новолетие*, случайно ль –
От сентября?
Спаси Господь!
_______________________________________
После Крещения Руси, с конца X века, этот праздник (Новолетие) стал православным праздником на Руси. Если годовое гражданское летоисчисление на Руси (в летописях и в иных государственных документах) велось, следуя римскому календарю с 1 марта, то православный календарь начинался с 1 сентября, праздничным богослужением. В 7000 году от сотворения мира (1492 год от Рождества Христова) на Руси гражданский календарь стал также начинаться с 1 сентября.
О праздновании Новолетия в Москве в 1582 году легат и иезуит Антонио Поссевино писал:
Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осенняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни[5].
Начиная с 1700 года (7208 год от сотворения мира), царь Петр I в России ввёл новый гражданский календарь, согласно которому год начинался с 1 января и годы отсчитываются от Рождества Христова. По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали. Однако, церковное Новолетие не исчезло, богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год остались неизменными; и в Православной церкви все годы, включая Советский период (уже с новым календарём) именно в этот день православные христиане Русской православной церкви просят Христа Бога благословить новое лето.
20 дек. (02 янв. по н.ст.) 2017 г. от Р.Х.
http://www.youtube.com/watch?v=WcbRVyEyyKM
Небо и Земля. Греческое Византийское Православное Пение.