Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?

Славен Любомиров 5
В Ветхом Завете Божий гнев и возмездие, изливающееся на язычников и не раскаявшихся грешников, ужасает.
Это никак не соответствует пониманию БОГА в Новом Завете, как милосердного, полного любви и благодати к людям. В Новом Завете прямо говорится -  БОГ есть Любовь. Но также неоспоримо утверждение, что БОГ ВЗ и БОГ НЗ – Единый БОГ.
Может быть, ошиблись  Пророки ВЗ, и в результате вольно или невольно исказился Образ БОЖИЙ? Тогда почему БОГ это попустил? Какое вообще имеет значение в  Библии человеческий фактор? А может быть мы неправильно всё понимаем? И спотыкаемся «о букву» там, где нужно видеть символическое, духовное описание?

Итак:
1. Почему такая  невероятная «жестокость» БОГА в ВЗ? В чём причина?

С одной стороны, ХРИСТОС учит всех быть в любви и милосердии подобными БОГУ: « А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, •  да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5,44-45)

То есть, из НЗ следует, что БОГ есть Всеобъемлющая Любовь, Абсолютное Благо, а также то, что  Любовь и Благодать ОН даёт всем и каждому в избытке, праведным и неправедным, что все помыслы и действия БОГА направлены на спасение каждого человека, кем бы и каким бы он ни был.

С другой стороны, тут же в ВЗ слова БОГА о ненависти к грешникам, о его гневе, о требовании жестоко истреблять богоотступников, язычников и даже целые народы? Кажется, это  несовместимо! И действительно несовместимо. То есть, буквальное прочтение ВЗ искажает Образ БОГА? Да, именно так.

БОГУ в Библии приписываются отрицательные человеческие качества, мысли, чувства, слова, хотя к НЕМУ не применимы даже положительные человеческие качества, ибо БОГ по своей Абсолютной Благости и Любви неизмеримо выше самого лучшего и высокого, что может быть в человеке.

«По мнению Преподобного Исаака Сирина, не следует понимать буквально те библейские тексты, где речь идёт о ярости БОГА, о ЕГО гневе, ненависти или ревности. Всё это – «немощные» имена, не соответствующие Величию и Благости СОЗДАТЕЛЯ. Если в Писании встречаются подобные антропоморфические термины, то они употребляются в переносном смысле, ибо БОГ никогда ничего не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: всё это чуждо БОГУ». (Митрополит Иларион. Православие.)

Но почему же присутствует искажение Образа БОЖИЯ в Библии? Почему БОГ допустил это?

2. Не секрет, что Библию писали конкретные люди. Библия это – БОГОчеловеческий организм, Богодухновенное Писание о Мире, людях, их взаимоотношениях и общении с БОГОМ. Библия «продиктована» Святым Духом, но записана людьми.

1) Что в ней от людей? Не много, и нет ничего  существенного и значительного, что искажало бы суть Слова БОЖИЯ.  Тем ни менее,  Иисус ХРИСТОС указывает, что Моисей написал «разводную» заповедь для иудеев, по их немощи.  «Они (фарисеи) сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.•  Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.... что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мк 10:4-9).
И БОГ попустил это, хотя мог запретить, как это случилось с Праведным Симеоном, который переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку.
Также  известно из Писания, что люди не всегда правильно понимали и объясняли знаки и Слова БОЖИИ.

2) Кроме того древние люди жили всегда в страхе перед всемогущими и непонятными Высшими Силами. Среди язычников, впрочем, как и среди иудеев,  всякое стихийное бедствие и несчастье естественно было приписывать гневу «богов» или Бога, и они старались задобрить их, и не делать того, что, по их мнению, вызвало гнев Высших Сил.
Моисей и пророки, писавшие ВЗ, понимали и ощущали БОГА, как сурового судью и мздовоздаятеля,  и, невольно присваивали БОГУ, крайне жестокое (но справедливое) отношение к грешникам и идолопоклонникам. Тем самым воспитывали в сородичах Страх БОЖИЙ и влияли на нравственный образ ветхозаветного человека, что способствовало выживанию этой небольшой группы людей, поклонявшихся Истинному БОГУ.

3) В жестокие и грубые времена буквальное понимание суровых слов Библии останавливало «жестоковыйных» диких людей от преступлений и богоотступничества. Ибо в те времена, за полторы тысячи и сотни лет до Рождества ХРИСТОВА, уважение, поклонение и послушание могло быть основано только на страхе наказания, возмездия и смерти, а исполнение необходимых для выживания человечества Заповедей БОЖЬИХ  держалось у большинства людей только на страхе БОЖЬЕМ. Впрочем, и в настоящее время есть много людей, которые только из страха наказания ведут себя добропорядочно. Возможно,  поэтому было попущено БОГОМ писать о НЁМ как о грозном, нелицеприятном  Судье, о Его возмездии и жестоком наказании нераскаянных грешников.

4) Но Пророки и Апостолы, писавшие Библию, хотя и использовали несоответствующие БОГУ имена страстей и действий БОЖЬИХ – «гнев, ненависть, ярость, требование жестоко карать и убивать идолопоклонников», тем ни менее, не исказили истины о том, что  грех порождает смерть и нераскаянный грешник достоин смерти. Ибо так устроен Мир. Сама природа и люди  извергают из себя нечестивца, как заразную болезнь. А злые силы, которым он, отвергнув БОГА,  начинает служить,  первыми бросаются на него, муча, убивая  и ввергая в бездны ада.
«возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23).

Таков Нравственный Закон Мироздания – зло должно быть истреблено. И оно, как и носители зла(люди) истребляется всеми способами и средствами - природой, человечеством, обстоятельствами жизни и поневоле самими силами зла.

*Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
 нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.

В этом - символическое значение фразы о БОЖЬЕМ гневе на нечестивцев и нераскаянных грешников.

Люди – носители и источники зла должны об этом помнить и сами бороться со своими грехами и страстями, со своим злом, не ожидая, когда будут уничтожены и извергнуты из жизни Законами Мироздания.

3. Есть и иное объяснение якобы «жестокости», а на самом деле, любви  БОГА к нераскаянным грешникам и язычникам ВЗ, которые своей осатаневшей волей и плотью оскверняют грехами и калечат, рождённую для Царства Небесного, свою душу, данную им БОГОМ на «сохранение и возделывание» как Адаму – Рай.

Ради спасения души, БОГ терпеливо пытается вразумить грешника,  чтобы он покаянием очистил душу от греха и страстей, но если безбожник ЕГО не хочет слушать, в конце концов, БОГ попускает мучительную смерть беззаконника, а  его душа при этом частично очищается от зла через страдания.
К тому же смерть – последнее средство, которое прекращает порчу души грехами и страстями её нечестивым обладателем. (Это не касается смерти самоубийц. Самоубийство – страшный грех, который не может быть вымолен и прощён).

Далее душа, пребывая в муках ада, по молитвам Церкви, Её Святых и по молитвам близких и родных может быть спасена, а тело человека БОГ воскрешает во Втором  Пришествии, ибо для НЕГО нет мертвых, а все – живы. Таким образом, человек может быть спасён для Вечной Жизни.

В Ветхом Завете « …говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез. 33:11).


Использованы фрагменты из «Православие» Митрополита Илариона (Алфеева).