Разумное ограничение свободы

Вера Тараканова
     Как нам избавиться от легкомысленного отношения к жизни? Многие ли из нас задумываются о том, для чего она нам дана? Мы живем так, как будто будем жить вечно, хотя на самом деле наша земная жизнь - это подготовительный этап для той жизни, которая ждет нас после кратковременного пребывания на Земле. Здесь мы определяем, какой она будет после нашей смерти. Мы находимся под постоянным вниманием нашего Создателя, поэтому правильно поступают те немногие из нас, которые помнят об этом. Господь следит за формированием наших душ, потому что наша душа - это главная для него ценность, которая переходит из земной жизни в жизнь вечную. От Него не сокрыты не только наши поступки, дела и слова, но даже мысли каждого из нас. Поэтому Он ясно представляет себе, по какому пути пойдет та или иная душа: по правильному, ведущему ее к приближению к Нему, или совершенно противоположному, то есть - гибельному. Благодаря этому Он легко определяет  участь души человека, представшей перед ним на пороге вечности. Ведь образно говоря, изо дня в день мы создаем рисунок своего жизненного полотна, вплетая в него светлые или темные нити, которые в конце концов делают этот рисунок правильным, четким, окрашенным светлыми, яркими красками, или, наоборот, запутанным, серым и мрачным. Но это видит лишь наш Создатель. Большинство же из нас не придают этому никакого значения. Но если бы мы относились к нашей жизни более серьезно и ответственно, то осмысливали бы и анализировали все наши действия и их возможные последствия. Это было бы очень полезно, потому что мы могли бы обнаружить явное несоответствие между нашими чисто поверхностными представлениями о жизни и ее истинной сущностью.
     Все мы, еще будучи детьми, воспринимаем ее, как бесконечный и радостный праздник, и наши родители с раннего детства приучают нас именно к такому отношению к ней. Но взрослея и сталкиваясь с настоящей реальностью, понимаем, что  на самом деле она совсем не такая, и чувствуем себя обманутыми. Многие не хотят мириться с этим: всеми возможными и невозможными способами они пытаются противостоять своей новой, взрослой жизни, и нередко мы наблюдаем трагические последствия этих попыток. Так чаще всего происходит с детьми из обеспеченных семей. В семьях с небольшим достатком дети видят, как нелегко приходится родителям обеспечивать им достойную жизнь, поэтому рано задумываются о том, как бы им помочь и делают для этого все, что в их силах. У таких детей гораздо меньше проблем при вступлении в новую жизнь.
     И здесь будет уместно сказать, что мы живем не только среди людей. Нас окружает удивительный мир живой природы, который устроен гораздо мудрее, чем мы думаем,  глядя на нее с неоправданным высокомерием. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно сделать важные и полезные для нас, людей, выводы. Обратимся, к примеру, к жизни пчел. Живут они большими семьями, в которых действуют определенные правила и строгая дисциплина. Есть среди них старшие, они следят за соблюдением порядка и занимаются общим руководством своего пчелиного коллектива. Хотя надо сказать, что это не составляет для них особого труда, потому что пчелы действуют согласно заданной им нашим Создателем программе, не имея возможности даже минимально изменить свою строго регламентированную жизнь. Они летают среди прекрасных, благоухающих цветов и растений, вбирая в себя их чудесный аромат и собирая с них пыльцу для ее дальнейшей переработки в мед. Они неустанно трудятся для этой цели и как бы на генетическом уровне осознают свое высокое предназначение: ведь никто, кроме них не способен создать такой необыкновенный и полезный продукт, как мед.
     Но человек, наделенный разумом, живет в сообществе, основанном на   
юридических законах, регламентирующих его жизнь. Без них он мог бы совершать
такие поступки, которые наносили бы вред другим членам общества, и все превратилось бы в настоящий хаос, потому что каждый захотел бы жить согласно своим желаниям, не считаясь ни с кем. Поэтому особое место в сознании человека занимает вера, призванная делать человека все более совершенным. Вероятно, именно это имел в виду наш великий классик Федор Достоевский, который, как никто другой, сумел познать душу нашего народа и сделал такой вывод:"Русский человек без Бога - дрянь". И мы полностью разделяем эту глубокую и верную мысль. Достаточно лишь вдумчиво и внимательно отнестись к тому, что происходит в нашей жизни.
     Возвращаясь к теме нашего размышления, надо подчеркнуть, что человек обладает по воле нашего Творца ни чем не ограниченной свободой, а это имеет как свои плюсы, так и минусы, потому что большей части человеческого общества было бы гораздо полезней иметь четкую программу действий, в соответствии с которой протекала бы вся их жизнь. И таким образом они были бы защищены от неразумных и опасных поступков. Но это полностью противоречило бы замыслу нашего Создателя, согласно которому человек сам определяет свою жизнь, благодаря данному ему высшему разуму. Исходя из этого, он способен сам определить, что полезно для него, а что вредно, и значит, недопустимо. В то же время Господь, конечно, понимал, что такой разумный подход к своей жизни доступен далеко не каждому человеку, природу которого нельзя признать совершенной. Поэтому Он, как любящий и заботливый отец, сформулировал для нас Евангельские Заповеди, иначе говоря, нормы поведения человека, соблюдая которые он может стать настоящим христианином и таким образом оправдать доверие Господа, создавшего каждого человека по образу и подобию Божьему. Среди наших известных литераторов позапрошлого века можно найти немало настоящих христиан, которые достигли в своем творчестве не досягаемых для нас духовных высот. Одним из них является А.Н.Плещеев, приведенное ниже стихотворение - яркое подтверждение этому:
     Он шел безропотно тернистою дорогой,
     Он встретил радостно и гибель, и позор;
     Уста, вещавшие ученье правды строгой,
     Не изрекли толпе глумящейся укор.
     Он шел безропотно и, на кресте распятый,
     Народам завещал и братство, и любовь,
     За этот грешный мир, порока тьмой объятый,
     За ближнего лилась Его святая кровь...
     О, дети слабые болезненного века!
     Иль вам не говорит могучий образ тот
     О назначении великом человека
     И волю спящего на подвиг не зовет?
     О нет, не верю я. Не вовсе заглушили
     В нас голос истины корысть и суета;
     Еще настанет день. Вдохнет и жизнь, и силы
     В наш падший мир учение Христа!
     Отсюда становится ясно, что на родителях лежит огромная ответственность - с раннего детства стараться пробудить у детей интерес к личности Иисуса Христа, к Его жизни и спасительному для каждого из нас Учению. Благодаря вечным Христианским истинам они смогут выработать у них иммунитет против всего негативного, чем так изобилует наша современная действительность. И сделают жизнь своих детей полноценной, осмысленной и счастливой.
     Надо ли говорить, что для достижении этой цели главным условием является прежде всего искренняя любовь родителей и высокий уровень их духовного развития, что в наше время, к сожалению, является большой редкостью. В качестве примера мы можем привести стихотворение известного русского философа и литератора позапрошлого века А.С.Хомякова, которое называется "К детям":
     Бывало, в глубокий полуночный час,
     Малютки, приду любоваться на вас;
     Бывало, люблю вас крестом знаменать,
     Молиться, да будет на вас благодать,
     Любовь Вседержителя Бога.
     Стеречь умиленно ваш детский покой,
     Подумать о том, как вы чисты душой,
     Желая вам долгих и счастливых дней
     Для вас, беззаботных и милых детей.
     Как сладко и радостно было!
     Теперь прихожу я: везде темнота,
     Нет в комнате жизни, кроватка пуста,
     В лампаде погас пред иконою свет...
     Мне грустно, малюток моих уже нет!
     И сердце так больно сожмется!
     О дети, в глубокий полуночный час,
     Молитесь о том, кто молился за вас,
     О том, кто любил вас крестом знаменать.
     Молитесь, да будет и с ним благодать,
     Любовь Вседержителя Бога.