Мудрость, проявившаяся из лона наших желаний. Ч. 2

Сергей Мп
Часть 2

Талант правителя определяют гордость подданных за своё царство, верность друзей и зависть врагов.

Талант даётся, чтобы творить новое, а сила лишь разрушает чужое творение. И то, и другое необходимо, но талант творить - намного важнее.
Вы собрались проводить Раджасуя* ягью**, поэтому очень важно, чтобы все цари Бхараты признали Ваши таланты и умение. Вот поэтому я предложил вам создать такое грандиозное сооружение.

- Но Васудева, стоит людям хоть один раз увидеть такое, и они обязательно начнут завидовать. (Юдхиштхира)

Видя любое великое сооружение, подданные царства испытывают гордость. Когда жизнь подданных благополучна, они всегда готовы сделать царство ещё более процветающим. Талант правителя не в его армии, не в силе его союзников и в умении следить за всеми. Талант правителя определяют гордость подданных за своё царство, верность друзей и зависть его врагов.
/Кришна/

*Раджасу;я — ведийское жертвоприношение, проводимое теми древнеиндийскими царями, которые считали себя достаточно могущественными для того, чтобы стать императорами, то есть повелителями других царей, приняв титул «самраджа».
**Ягья — обряд жертвоприношения с использованием жертвенного огня (бог огня — Агни), которому предлагаются различные подношения, и которые затем Агнидев передаёт тем полубогам, которым они предназначались. В данном случае бог огня выступает в качестве свидетеля акта жертвоприношения.

Грех и преступление замыкают порочный круг.

- Брат Юдхиштхира!
Мера наказания не должна превосходить преступление. Наказание всегда должно быть меньше, чем совершённое преступление. За оскорбления Вы могли наказать его унижением. Но разве он заслужил смерть?! (Дурьодхана)

Грех и преступление замыкают порочный круг, наследный принц. Если преступника не остановить, он будет продолжать совершать преступления. Так он оскверняет свою Душу и теряет над собой контроль. Он продолжает совершать преступления даже без всякой на то причины.
Подобно тому, как останавливают ребёнка, если он хочет, есть землю, так же нужно остановить и преступника от совершения преступлений.
Это не наказание, принц!
Это милосердие!
Не стоит волноваться о Шишупале! Он освободился из порочного круга.
/Кришна/

Наивысшие ценности –
это свет радости во тьме печали.

Сердца людей, словно эти воздушные змеи трепещут на ветрах желаний. Если нить оборвалась или выскользнула из рук, то человек не может сдерживать порывы сердца, сердце получит раны, оно будет разбито под напором желаний. Оно станет безумным.

- Иногда люди теряют самообладание из-за других людей ... Говинда! Ваша рука в крови! (Драупади)

Пока рука держит нить, управляя движениями змея, он не причинит ей никакого вреда. Но если змей начнёт вырываться и дёргать за нить, он может поранить руку. Иногда поступки людей ранят наше сердце. И человек может потерять контроль над собой. Но в таких ситуациях надо держать себя в руках, держать своё сердце под контролем.

- Что-то подобное должно произойти с нами, Говинда? Разве Вы не видите будущее? (Драупади)

Нет, сакхи. Я уже говорил Вам, что, видя характер человека, я могу предугадать его будущие действия. Да, увидев успехи Пандавов, сыновья Дхритараштры непременно что-то замышляют. Грядут тяжелые времена, и Вам важно не забыть то, что является наивысшей ценностью! Это станет для Вас светом радости во тьме печали.
/Кришна/

Заставляя страдать женщин, общество обрекает на страдания будущие поколения ...

В истории человечества женщины всегда страдали от эксплуатации, несправедливости и унижения.
Посмотрите вокруг себя!
Посмотрите на всю историю!
Вы увидите всё это.
Мужская ревность, похоть, гордость, вражда ... от всех этих негативных эмоций страдают женщины. Мужчины ведут войны, принося страдания, прежде всего женщинам побеждённых государств. Мужчины лишаются имущества, пропивая его и играя в азартные игры.
А женщины?
Женщины обречены, умирать от голода. Мужчины-гордецы ограничивают свободу женщин и разрушают их счастье. Мужчины-неудачники бросают свои семьи.
А женщины?
Женщины продолжают бороться, чтобы накормить своих маленьких детей. Посмотрите, как много страданий в этом мире! И очевидно, что женщины страдают больше, чем мужчины.
В каком обществе вы живёте?
Общество, в котором одна половина постоянно использует другую половину. Женщин эксплуатируют, при этом они дают рождение следующему поколению людей. Посмотрите на природу! Семена, из которых вырастают новые растения, защищены лепестками. Это самая яркая и ароматная часть цветка. То место, где зарождается будущее, должно быть окружено красотой, счастьем, удовлетворением и уважением.
Разве не так?
Но, заставляя женщин страдать, общество заставляет страдать будущее поколение. Истязания, эксплуатация, боль ... Испытав муки, может ли женщина дать рождение счастливому и здоровому ребёнку?
Следовательно, всякий раз, когда любая женщина подвергается унижению и эксплуатации, когда женщину тащат за волосы, на земле начинает прорастать семя войны. В том или ином виде начинается Махабхарата и её великая битва!
Задумайтесь над этим!
Вновь и вновь думайте об этом!
/Кришна/

Закон Кармы.

Сакхи, закон кармы действует так: Хорошие поступки ... побуждают жить праведно, а плохие поступки порождают желание грешить вновь и вновь. Жизнь человека, совершающего злодеяния, превращается в ад, сакхи.

- Но сейчас страдаю я, Говинда. (Драупади)

Освободи себя от этих страданий, сакхи! Ты не виновна в том, что произошло с тобой в Хастинапуре. Но то, как ты отреагируешь на эти события, определит твою будущую судьбу. Если ты впустишь в своё сердце скорбь и враждебность, тогда ты будешь испытывать адские муки. Но почему злодеяния Кауравов должны превращать твою жизнь в ад? Оставь этот гнев, мой друг! Успокой своё сердце! Когда в реку попадает грязь, поток уносит её к океану ... и так река очищается. Так и тебе ... нужно все свои страдания доверить Всевышнему. Всевышний может ... забрать страдания всего мира.

- Значит ... я должна простить Кауравов, унизивших меня? (Драупади)

Да, мой друг! Прости их! Иначе жажда мести поглотит тебя, и ты не сможешь поступать справедливо. Месть порождает плохую карму, справедливость — благочестивую!

- Какая между ними разница, Говинда? (Драупади)

Если с императрицей всей Бхараты они посмели поступить так ужасно, как же они будут обращаться с обычными женщинами этого мира?
Подумай об этом, друг мой!
Попытайся ощутить боль всего мира! И направь силу своей скорби на борьбу со злом. Пойми, друг мой! Тот, кто позволяет своему личному горю поглотить себя, становится слабым. Но тот, кто воспринимает страдания всего мира, как свои собственные, обретёт огромную силу. Думать исключительно о своих несчастьях - это плохая карма. Но стремиться решить проблемы всех людей в этом мире - это благочестивая карма.
Да, сакхи! Я прошу тебя начать с Дурьодханы и простить его! Это станет первым шагом на пути к его уничтожению. Ищи способы очистить мир от Дурьодханы и злодеев, подобных ему! Но не ради личного блага, а ради всего мира! Ты должна бороться за благополучие людей всего общества. В этой великой битве ради благополучия всего человечества прольётся много крови, но это будет праведная война.
Итак ... ты сможешь это сделать?
/Кришна/

Присвоить себе, что-то не означает победу, и потерять, что-то не означает поражение!

Присвоить что-то себе - ещё не означает победу, и потерять что-то - ещё не означает поражение. Время всё изменит. Всё в этой жизни постоянно меняется.
/Кришна/

Тот кто, не смотря на потери, остаётся спокойным и умиротворённым, тот воистину уже победил ...

Человек, живущий в страхе, уже побеждён. Но тот, кто, несмотря на потери, остаётся спокойным и умиротворённым, воистину уже победил.
Время всё изменит!
Грешники непременно будут наказаны, а праведники вновь поднимут свой флаг. Это не отступление проигравших воинов, а начало пути к победе Пандавов. Аскезы этих 13-ти лет непременно приведут их к победе!
/Кришна/

Что такое жизнь и, что такое смерть?

Якша: Скажи мне, что есть жизнь и смерть? (Бог смерти Дхармарадж в образе царя Якша обращается к Юдхиштхира.)

- Согласно священной Риг-веде*, когда в своём сердце Бог испытал желание творить, это было началом творения. От этого желания повсюду распространились лучи света, и так в пространстве появились направления. Желание Всевышнего стало причиной творения. Были созданы три мира, три качества природы и три измерения времени. Множество существ и все элементы проявились в сердце Бога. Все они — это различные энергии Бога. Другими словами, Всевышний — источник всей жизни. В сердце того, кто осознал это, нет места ни гневу, ни зависти к кому-либо. Такой человек следует дхарме и уважает справедливость.
Это суть жизни. (Юдхиштхира)

- А что такое смерть, Юдхиштхира? Скажи мне! (Якша)

- Люди связаны друг с другом через любовь, эгоизм и гнев. Эти связи порождают привязанности. Они являются основой жизни людей! Человек ложно считает себя телом, и когда тело погибает, это называют смертью. Однако весь мир проявился из сердца Всевышнего, поэтому только в Его сердце мир может прекратить своё существование.
Два попутчика на одной дороге какое-то время могут идти вместе, а затем они расстаются. Каждый из них в это момент может подумать, что тот, кто шел с ним, сейчас умер, но, на самом деле, они оба идут дальше, но каждый - своим путём. Подобным образом, смерть — это только расстояние, которое отделяет живые существа друг от друга.
Пока существует этот мир, ни одно живое существо не может быть уничтожено. Разве может кто-то навсегда перестать жить? Другими словами, царь якшей, Всевышний - это вселенная. А Вселенная - это вечная жизнь. Смерть - это только заблуждение и обман. (Юдхиштхира)

- Прекрасно, дорогой Юдхиштхира! Мне понравились твои ответы, и я доволен. Поэтому я сдержу слово и верну к жизни одного из твоих братьев. Я могу подарить жизнь самому сильному из твоих братьев! Если вернуть к жизни Бхиму, то никто из врагов не посмеет бросить тебе вызов. Сам сын бога ветра, могучий Хануман, станет защищать твоё царство. (Якша)

- Нет, царь Якшей. Самый большой враг человека - скорбь, охватившая его сердце. Если остальные братья не будут жить, даже брат Бхима не сможет защитить меня от скорби. Более того, горечь от потери братьев сокрушит Бхиму, и он потеряет силу. (Юдхиштхира)

- Тогда я могу оживить для тебя Арджуну! Если к жизни вернётся величайший лучник, весь мир обретёт от этого благо! (Якша)

- Я знаю Арджуну, царь Якшей. Когда он узнает, что ему вернули жизнь ценой смерти трёх его братьев, отвага и сила покинут его тело, и лук Гандива навсегда выпадет из его рук. Если я попрошу оживить Бхиму и Арджуну, наша мама тоже не будет счастлива. (Юдхиштхира)

- Разве твоя мать не будет счастлива, если двое из её сыновей будут живы? Какое странное заявление, Юдхиштхира! (Якша)

- Один из сыновей моей матери жив, царь Якшей. Это я. Но и вторая жена царя Панду, Мадри, имеет право на то, чтобы один из её сыновей также был жив. Моя мама, царица Кунти, хотела бы этого, и я разделяю её желание. Поэтому, царь Якшей, если Вы согласны оживить одного из моих братьев, то пусть им станет Накула. (Юдхиштхира)

- Прекрасно, дорогой Юдхиштхира! Я доволен тобой. Я — бог смерти, Дхармарадж. Это я подарил тебя, моего сына, Кунти и Панду как моё благословение. На самом деле, я - твой изначальный отец, и я горжусь тобой, сын мой. Я верну к жизни всех твоих братьев! (Якша)

*Ригведа ("Веда гимнов") – древнейший сборник хвалебных стихов, обращенных преимущественно к богам, олицетворяющим силы (явления) природы. В XI-X вв. до н. э. отдельные группы индоарийских племен, проникшие в Индию, складываются в единую общность.

Дхарма подобна древу, обеты и обещания его ветви, а корень – сострадание.

- Так ты знал, что творится в Двараке? (Баларама)

Да, брат.
В городе нарастает смута. Я пытался остановить её, но жителей Двараки всё больше привлекают пороки.
Когда лавина спускается с горы, она быстро набирает силу. Когда люди ведут себя безнравственно, они быстро привыкают к беззаконию.

- А ведь всё это начал Юдхиштхира! Он сделал свою жену ставкой в азартной игре. И теперь ... жители Бхараты начали следовать его возмутительному примеру. (Баларама)

Нет, брат! Нет!
Смуту начал не брат Юдхиштхира, но и не брат Дурьодхана! Люди не знают, что такое дхарма! Ложные представления людей ... об их долге перед обществом ... заставляют их ... слепо следовать древним обычаям.
Но это не дхарма!

- Что же такое дхарма, брат? (Баларама)

Если человек твёрдо исполняет свои клятвы и обещания, ... это, конечно, похвально. Но если это приносит страдания невинным, ... разве это правильно?
Что произошло в зале собраний?
Великий Бхишма, гуру Дрона, великий мудрец Видура и наш брат принц Юдхиштхира - все они были связаны своими обещаниями. Следование традиции сделало их слепыми. Все они своим главным долгом считали исполнение своих обещаний и обетов. Но если хотя бы один из них переступил через своё упрямство, ... с Драупади не произошла бы такая несправедливость.

- К чему ты это говоришь, брат Кришна? Разве не надо исполнять свой долг? (Баларама)

Дхарма подобно дереву, брат. Обеты и обещания – его ветви. А корень этого дерева – сострадание. Ветви также важны, но. не так как корни.
Если для того, чтобы спасти других от страданий, человек нарушит свою клятву, ... то это правильно! Но сейчас, в наше время, во всей Бхарате люди забыли о сострадании. Во всём мире! Человека заботят его страдания больше, чем страдания его близких. А страдания близких для него важнее, чем проблемы его страны. Сострадание исчезло из нашего общества. Когда в обществе нет сострадания, люди теряют отношения друг с другом. Они живут лишь ради собственного блага. Беда, в которой сегодня находится Дварака, отражает ситуацию... во всей Бхарате.
Когда ветви дерева падают, они засыхают и становятся дровами.
Подобно этому дхарма сейчас — это формальность, лишённая жизни. Пришло время возродить истинную дхарму, брат! Мы должны дать людям ... истинное знание о дхарме!

- Наше правительство справится с восстановлением порядка в Двараке, Кришна. Но сейчас я вижу более важную проблему. В землях Бхараты воцарилось беззаконие,
и поэтому между Кауравами и Пандавами война неизбежна. (Баларама)

Война обязательно будет, брат!
Когда в обществе утеряны милосердие и сострадание, общество само порождает войну.
Кауравы и Пандавы — это одна династия.
Река ограничена берегами, но у наводнения нет берегов.
Мы не сможем оставаться просто наблюдателями! Нам придётся воевать на чьей–то стороне.
/Кришна/

Не стремитесь узнать будущее, это Вам не поможет, учитесь жить настоящим

Ожидание беды лишает человека радости жизни! И даже будущая радость ... не избавит его от этой скорби!
Не стремитесь узнать будущее! Это Вам не поможет!
Учитесь жить настоящим!
Исполняйте свои обязанности!
И не пытайтесь узнать планы Всевышнего на будущее!
/Кришна/


Что может принести война кроме страданий и смерти?

- А ... мои пять сыновей? ... Говинда! Они тоже ... Они должны будут погибнуть? Говинда! Прошу Вас, скажите мне правду! Умоляю Вас, дайте мне ясный ответ. Скажите мне, Говинда! Каким будет исход этой войны? Я хочу знать, Говинда! Скажите мне! (Панчали)

Война всегда приносит разрушения, Панчали. Что может принести война, кроме страданий и смерти? Или ты думала, что она сможет принести тебе радость?
Да?
В живых останутся пять твоих мужей, но весь род царя Шантану будет уничтожен. В этой войне всей династии придёт конец.

- Говинда, все потомки Махараджа Панду падут жертвами в этой войне? Мои дети ... В годы изгнания даже одни мысли о них придавали нам сил. Мысли о наших детях ... вдохновляли нас преодолевать трудности.  И они погибнут? Это значит, ... что мы сами ... своими стараниями ... своим рвением начать войну, Говинда, мы сами ... отправляем своих детей, ... отправляем их на верную смерть? (Панчали)

Каждое мгновение жизни человек движется ... навстречу своей смерти, сакхи. И разве действия человека ... не приближают его смерть? Все листья, которые появляются на деревьях весной, обречены, опасть осенью, не так ли? Листья появляются, питаются солнечным светом, колышутся на ветру и нежно шелестят, но разве вся их жизнь … напрасна? Когда сильный ветер раскачивает дерево, то каждый его листок старается изо всех сил удержаться на дереве, прижимаясь к ветвям. Но осенью листья желтеют ... и опадают от лёгкого ветерка.
Мироздание подобно огромному дереву, сакхи. И каждый человек, растение или животное - подобны листьям, ... они появляются, растут, ... а потом падают с дерева. Это всё предопределено. Но пока листья на дереве, они получают опыт жизни как в борьбе, так и в мире.

- Я не вижу, в чём здесь для них благо, Говинда. (Панчали)

Ты не видишь это из-за своих привязанностей, сакхи.

- Да! У меня есть привязанности, Говинда. Если мы победим в войне, ... но погибнут все наши дети, эта победа не обрадует меня. (Панчали)

Разве я сказал, что эта война принесёт тебе радость, сакхи? Разве я советовал начать войну ради мести, славы или благосостояния? Эта война ... ради счастья всего общества, сакхи. Чтобы уничтожить беззаконие и восстановить следование дхарме, мы должны сражаться в этой войне, сакхи.

- Но почему мы должны принести такую большую жертву, Говинда? Почему? (Панчали)

Послушай, сакхи!
Живя в обществе, человек должен следовать его традициям, идеалам и законам. Все три - подобны замкам из песка на морском берегу. Волны времени постоянно разрушают их. Их необходимо восстанавливать, иначе ... традиции, идеалы и законы ... исчезнут с Земли.
Всевышний даёт особую силу лишь избранным, чтобы они могли восстановить следование дхарме. Но даже пожертвовав всем, что у них есть, эти Богом избранные люди должны бороться, чтобы восстановить дхарму. Бхагаван Рамачандра, Бхагаван Парашурама и аватар Вишну Вамана, все они приходили на Землю ради того, чтобы восстановить следование дхарме.
Постарайся понять, сакхи, - война во имя дхармы - это не обязанность, а личный выбор ... и клятва.
Поэтому для тебя эта война - не долг. Это клятва ... ради блага общества. Ты можешь нарушить эту клятву, когда захочешь. Ты можешь ... посвятить свою жизнь семейному счастью со своими детьми, мужьями и внуками, ... но, как и миллионы людей, ты исчезнешь в волнах времени, сакхи. Твоя жизнь потеряет ценность. Ты не принесёшь ... людям никакой пользы. Всевышний, который наделил тебя особой силой, отвернётся от тебя.
Решение ... за тобой, сакхи.
/Кришна/

Человек, ослеплённый высокомерием, не видит греховности

- Дядя, значит, всех детей, кто родился до Вас, царь Матхуры Камса убил? (Абхиманью)

Да, сын мой. Злые и добрые дела подобны жемчужному ожерелью. Как первая бусина притягивает вторую, а вторая третью, также одно доброе дело приведёт к другому, а грех обязательно приведёт к новому греху. Грехи питают высокомерие людей.
Человек может остановиться и не совершить очередной грех, если он увидит, к каким тяжелым последствиям привели его поступки. Но человек, ослёпленный высокомерием, не сможет увидеть эти последствия. Он продолжит грешить ... и нарушать дхарму по привычке.
Сколько коварства, сколько обмана и преступлений готово стерпеть и простить общество, решает только оно само! Тот, кто наделён силой и кому общество даёт право наказать нарушителей, должен принять это решение.

- Но дядя, как Деваки и Васудева смогли принести так много жертв? Как они смогли пережить, что каждый раз им приходилось жертвовать своими новорождёнными детьми? (Пративиндья)

Дорогой Пративиндья, гибель их первого сына навсегда лишила счастья мать Деваки и отца Васудеву. Правда, в том, что эти дети не были принесены в жертву. В той войне против адхармы, они были великими мучениками. Мои родители принесли в жертву своё счастье.

- Но зачем им нужно было приносить такую большую жертву? (Шрутакармана)

Дорогой Шрутакармана, знаешь ли ты, на какие жертвы способны пойти праведные люди ради защиты принципов священной жизни? Грешники заставляют праведников приносить всё новые и новые жертвы. Это значит, что пока грешники и плоды их деяний не будут уничтожены, до тех пор праведникам придётся идти на жертвы, чтобы защитить дхарму.
/Кришна/

Приход Кришна.

Когда демон Хираньякша погрузил Землю в космический океан, я принял форму вепря Варахи и освободил Землю. В форме человека-льва Нарасимхи я убил демона Хираньякашипу. В форме карлика-брахмана Ваманы я отправил царя Бали на адские планеты.
Каждый раз, когда люди забывают суть дхармы, каждый раз, когда их сердца покидает добродетель, и вместо любви вселяется зависть, а высокомерие заменяет доброту, когда цари издеваются над подданными, и стремятся к власти больше, чем к истине, я прихожу на Землю.
(Кришна обращается к Деваки и Яду Васудева – своим будущим родителям)
Сегодня вновь я проявлюсь в своей вечной изначальной форме. Вы оба принесли много жертв во имя дхармы. Видя ваши страдания, ... даже боги на райских планетах* опечалены. Но сейчас через вас ... в этот мир придут ... праведность и покой как божественный дар. Я появлюсь на свет как ваш сын, и буду играть у вас на коленях, мама. В этот благоприятный час ... я войду в Ваше лоно, сохранив моё безграничное могущество. Благословляющий все живые существа я, Вишну, ... прошу Ваших благословений начать мою миссию. Примите меня своим сыном, мама!
/Кришна/

*Райские планеты  — состояние вечной, блаженной жизни, беспечного существования, бытия в гармонии с мирозданием, без страданий.

 




Когда человек изо всей силы борется  против греха, то Бог защищает его, творя чудеса.

Когда каждый человек всем сердцем стремится положить конец беззаконию и все мечтают создать общество, основанное на дхарме, … но греховность подчинила себе всё вокруг, ... тогда ради защиты дхармы Бог творит чудеса. Если ради защиты дхармы человек отрекается от своего эгоизма и привязанностей и готов во имя дхармы всё принести в жертву, то вся вселенная наполняется чудесами.
Мои матери - Деваки и Яшода - принесли жертву, и в той тюрьме произошло чудо. Так Бог сохраняет равновесие во вселенной.
Но Бог творит чудеса только тогда, когда в сердцах людей живёт праведность*, вопреки тому, что всюду царит беззаконие. Такие люди никогда не боятся борьбы. Каждый раз, когда человек из последних сил борется против греха, Бог творит чудеса, чтобы защитить его.
Во время игры в кости с Пандавами обошлись крайне несправедливо. Но они не отреклись от пути дхармы. Даже после такого унижения, боли и страданий ваша мама отказалась признавать поражение. Поэтому Бог совершил чудо.
Это значит, если вы нуждаетесь в помощи этого мира, всего творения и Бога, тогда в первую очередь забудьте о своей личной выгоде и привязанностях и научитесь сражаться в любых обстоятельствах!
/Кришна/

Праведность — важное теологическое понятие в христианстве, исламе и иудаизме. Это характеристика, подразумевающая, что человек следует заветам, которые предписывает его вероисповедание.


Вера в свои усилия, это великая сила!

- Какую особую силу, дядя? (Сын Арджуны)

Всевышний даровал мне великую силу, сын мой! Ты хочешь узнать, что это за сила? Это вера в свои усилия. Я верю, что если прилагать все свои усилия, решительность и преданность, то нет ничего невозможного.

- Но, дядя, мы все прилагаем усилия! (Сутасома)

Ты прав, сын мой Сутасома. Надо прилагать все свои усилия, и этого будет достаточно, чтобы победить. На самом деле, не существует такой особой силы, которой Всевышний одарил только меня!
Всевышний заботится о всех своих детях!
Он даёт каждому силы, чтобы преодолеть все трудности. Но страх, привязанность и корысть лишают людей веры в их собственные усилия. А тот, кто не пытается приложить все свои усилия, никогда не добьётся успеха!
/Кришна/
Как рождается зло ...

- Во Врадже* каждый год проводили пуджу** Богу Индре***, дядя. Но почему Вы уговорили их больше не поклоняться ему? (Абхиманью)

Сын Абхиманью! Все беззакония происходят ... по одной причине. Любое нарушение дхармы всегда возникает по причине страха людей. Я не был против проведения пуджи Богу Индре, но люди поклонялись ему ... исключительно из страха. А это значит, что никто не поклонялся Богу Индре, мой мальчик. Люди поклонялись ... страху, который завладел их сердцами.

- Но разве поклонение Богу не основано на страхе, дядя? (Сын Арджуны)

Нет, сын мой.
В этом мире у людей нет врага ... более сильного, чем страх! И вам надо знать, к чему ... приводит страх. Из страха человек ... соглашается терпеть любую несправедливость.  Именно так и рождается зло. Страх наполняет ум человека ... беспокойствами и противоречиями. Человек теряет способность мыслить. Его ум и Душа больше не в гармонии. Из-за страха ... разум человека наполняется горечью. Вся его жизнь наполняется скорбью. Он теряет радость жизни. Вечность, знание, блаженство. Вечность, знание и блаженство — такова природа Бога.
Из-за страха человек ... теряет связь с Богом.

- Но разве поклонение Индре было нарушением дхармы, дядя? (Пративиндхья)

Сын Пративиндхья! В этом мире ... нет такой силы, ... которую нельзя было бы сокрушить. И любое беззаконие, даже самое незначительное, лучше пресекать сразу. Даже незначительное беззаконие с течением времени может привести к катастрофе.
/Кришна/

*Брадж или Вра;джа (хинди ;;;;), также Бра;джбуми, Враджабху;ми — исторический регион в индийских штатах Уттар-Прадеш, Раджастхан и Харьяна. Является священным местом паломничества для вайшнавов, так как согласно Пуранам и другим текстам индуизма, в этом месте родился и провёл свою юность Кришна. Самые крупные города на территории Враджа — это Матхура, Агра, Алигарх и Майнпури.
**Пуджа (санскр. ;;;;, P;j; IAST — «поклонение», «молитва») — религиозный обряд в индуизме, предложение скульптурному образу божества пищи, воды, благовоний, цветов и других элементов.
***Индра — древнее ведическое божество дождя, грома и молнии. В Ведах Индра является царем всех богов. В ранний ведический период Индра был очень мощным божеством, его считали покровителем коров, жрецов и даже самих богов. В Ведах ему посвящено гораздо больше гимнов, чем другим богам. Имя «Индра» пошло от «Indu», что значит «капли дождя». Он аналогичен римскому Громовержцу.



Долг Кришна.

- Сынок! ... Как же ты сможешь покинуть свою маму и эту землю? И ... лес Вриндавана ... высохнет в ожидании тебя. Твои подруги –гопи ... не вынесут разлуку с тобой. А твоя мама, ... твоя мама умрёт ... (Яшода)

Нет, мама! Я всегда буду с Вами в Вашем сердце! А Вы всегда в моём, где бы я ни был. И если Вы оставите своё тело, даже тогда мы не расстанемся, мама.

- Но зачем? Зачем тебе нужно уезжать? (Яшода)

Мой долг - всегда думать о защите ... всего мироздания. Дядя Камса - это только начало. А конец, … конец ещё очень далеко, мама. Мне предстоит идти по этому пути много лет. Моя миссия ... начнётся сегодня, мама.

- Сынок, значит, ты не скоро вернёшься? (Яшода)

Мне не нужно возвращаться, мама! Сын Враджа Кришна ... останется здесь, как только я уеду. А Кришна, который уедет в Матхуру, совсем не тот, о ком Вы думаете, мама. Воды Ганги текут с райских планет на Землю, и они много раз меняются. Ганга очищает Землю и вбирает в себя всю грязь. Поэтому она не может вернуться на райские планеты, мама.
/Кришна/

Я пришёл исцелять!

Я пришёл не для того, чтобы убивать.
Моя цель — исправить всё, что искривлено. Будь это больное тело или душа.
Я пришёл исцелять!
/Кришна/

Чтобы положить конец неправедности нужно решиться пожертвовать собой!

Когда из-за тебя могут погибнуть те, кто подарили тебе жизнь, это так же мучительно, как быть причиной смерти своих собственных детей. Но есть истина, которую люди давно забыли. Все частицы в мироздании - это энергия Всевышнего. Поэтому они всегда связаны.
Подобно тому, как цветы наполняют комнату ароматом, а то, что гниёт и разлагается, наполняет её зловонием, таким же образом радость и горе каждого человека передаются всему миру. Когда кто-то счастлив, то все вокруг тоже испытывают радость. И чьё-то горе заставляет всех немного грустить.

- Значит, счастья и горе в этом мире поровну? (Сын Пандавов)

Так и есть.
Всевышний создал мир таким. Когда растёт беззаконие, равновесие в мире нарушается.
Из-за Камсы все жители Матхуры испытывали горе. А из-за Джарасандхи беззаконие воцарилось во всей Бхарате. Сейчас из-за Дурьодханы страдает всё царство Куру. Подданных эксплуатируют и истязают. Дети мои, когда в мире всё больше несчастий, лишь единицы могут радоваться этому, но большинство людей испытывают горе. И в результате всё общество заболевает. В этот момент необходимо начать лечение от болезни. Чтобы положить конец неправедности, нужно решиться пожертвовать собой. Ради общего блага пожертвовать своими отношениями с близкими и забыть о своей любви. Забыть о личном благе, эгоизме и надеждах на личное счастье.
Сейчас вы оказались в такой ситуации. Всему роду царя Панду придётся пожертвовать собой или подчиниться беззаконию, которое творят сыновья царя Дхритараштры. Решение принимает каждый из вас.
Дерево не знает вкуса своих плодов. И никто из вас не получит никакой личной выгоды за вашу жертву. Послушайте свои сердца! Есть ли у вас такое сострадание? Хватит ли в ваших сердцах праведности ... принести себя в жертву ... ради благополучия всего общества?
Всем вам нужно подумать над этим ...
/Кришна/

Где искать счастье?

Я вижу, как погибает вся династия Куру. С одной стороны, ... я думаю, что нельзя допускать войну. Но с другой стороны, я понимаю, что восстановить ... справедливость мы должны ... любой ценой. Как в такой ситуации ... можно найти своё счастье, Кришна? (Кунти)

Счастье приходит к человеку изнутри. Счастье не приходит к нам извне. Тот, кто ищет счастье в материальном, редко его находит. Тот, для кого счастье в богатстве и власти, сам разрушает себя.
Вся династия Куру обречена на гибель. Потому что царь Дхритараштра никогда не понимал, в чём истинное счастье. Его сыновья ищут счастье в богатстве, власти и удовлетворении своего безграничного тщеславия.

- Вся династия Куру обречена? Неужели никто не спасётся, Васудева? (Рашави)

Путь к спасению есть, Рашави. Победят праведность и справедливость. То, что должно быть уничтожено, погибнет. Те, кому суждено спастись, будут спасены. Вот почему счастье — это то, что нужно искать внутри себя, а не снаружи.
/Кришна/

Способность принимать разумные решения зависит от развития мышления.

Судьба человека складывается из его решений и поступков. Один шаг может изменить всю судьбу человека. Он может изменить всё его будущее. Но решения обусловлены восприятием человека. Научиться смотреть на жизнь шире и глубже ... —  это очень непросто!
То, о чём человек думает всю свою жизнь, формирует его цели и влияет на его сознание. Если человек не развивает своё мышление, он не способен принимать разумные решения. Следовательно, ... его будущее так и останется непредсказуемым.
/Кришна/

То, что люди должны предотвращать ...

Долги, болезни и войны мы должны предотвращать; эти попытки праведны ... независимо от результатов.
/Кришна/

Люди своими действиями сами создают своё будущее.

- Какую же ситуацию Вы собираетесь создать сейчас для нас, Васудева? (Шакуни)

Разве это я создавал ситуации?
Люди своими действиями сами создают своё будущее. И то, как человек воспринимает события, порождает его привязанности.
Великий Бхишма выдал Вашу сестру замуж за слепого, и в Вашем сердце родилось желание мстить. А, дав клятву завоевать трон для своей сестры и её сыновей, Вы привязались к этой ситуации.
Завтра начнётся битва, и она - результат Вашей клятвы.
/Кришна/

Остановить великого воина может только его сердце, а не сила противника

Если все вы ... прогоните из своих сердец ... гнев, злость и страх, ... если защита дхармы будет единственной вашей целью, ... то поверьте мне, ... сила противника не будет играть никакой роли. Остановить великого воина ... может только его сердце, ... а не сила противника!
Чтобы победить в этой битве, ... вам придётся найти способ, как сокрушить великого Бхишму. Как убить его!

- Убить дедушку? Но ... (Арджуна)

Что значит «но», Партха?
Великий Бхишма - генерал армии Кауравов. И он дал клятву защищать наследного принца Хастинапура Дурьодхану. Пока Бхишма будет сражаться на поле боя, у вас не будет шансов победить. Чтобы восстановить дхарму, вы должны ...  отречься ... от всего, что против дхармы. Пожертвовать собой ради дхармы — важнее, чем выжить. Но ещё важнее пожертвовать своей любовью к тому, что для нас дороже самой жизни.
 /Кришна/

Творением и разрушением обладает только всевышний, человек же его оружие.

- Я хочу знать, что я приобрету в этой битве и что потеряю. (Арджуна)

Ты здесь для того, чтобы пожертвовать собой, Партха! Зачем тебе думать о потерях и приобретениях?
Тот, кто жертвует, готов... добровольно отдать то, что получат другие.
Жертва, на которую ты согласился пойти, принесёт благо всему миру!

- Но, Мадхава! Эта битва - не благотворительность! Великое множество ... солдат отдадут свои жизни. Я хочу быть уверен, что если в этой великой битве я уничтожу всех грешников, вместе с ними я не уничтожу и справедливость. (Арджуна)

Разве это ты делаешь, Партха? Есть ли у тебя сила, чтобы создать и разрушить этот мир? Творением и разрушением управляет только Всевышний Господь. Ты - всего лишь орудие! Попытка сыграть роль высшего судьи только увеличит твоё ложное эго! Я говорил тебе, Партха! Тот, кто из-за ложного эго считает себя совершающим действия, не сможет достичь в своей жизни ничего значительного! Если руки благодетеля дрожат перед тем, как что-то пожертвовать, его жертва не имеет особого смысла, Партха!
/Кришна/

Кто хочет понять своё будущее, тот должен осмыслить настоящее и понять суть!

Своими поступками в настоящем мы создаём своё будущее, сын мой!
Тот, кто хочет узнать своё будущее, должен осмыслить настоящее.
Понять суть! И тогда можно увидеть своё будущее.
/мудрец Вьяса/
Цель битвы в том, чтобы очистить общество и весь мир!

- Мадхава, человек живёт, думая о своём будущем. Сейчас я вижу всех этих солдат, и, глядя на них, я думаю о том, как много женщин ... после битвы станут вдовами. Их дети станут сиротами. В обществе примут новые законы, но не останется тех, кто обучал бы нашим традициям! Знание Вед исчезнет, Мадхава! Род Куру погибнет! Земли Бхараты останутся без защиты! Всё будет разрушено, Мадхава!
Всё будет разрушено! (Арджуна)

Ты произнёс речь как учёный мудрец, ... но на самом деле, всё, что ты говоришь, это глупо, Партха!
Что будет уничтожено?
Падают листья с дерева или вырастают новые, мудрец не скорбит и не радуется этому! Листья появляются, растут и живут для того, ... чтобы поддерживать жизнь в дереве! Подобно этому люди рождаются и живут для того, чтобы в обществе ... было благополучие! Общества несут благо планете! Планеты служат мирозданию! А все эти миры служат наслаждению Всевышнего, Партха! Только тот, кто осознаёт это, всегда будет ясно видеть путь истинной дхармы!
Да, Партха!
В этой битве будут разрушения! Непременно будут! Но, благодаря им, ...  обязательно возникнут новые традиции! Устаревшие традиции таят в себе много яда! Тысячи лет назад через Веды люди получили знание о дхарме, но сейчас оно превратилось в пустые слова! Устройство общества было основано на качествах людей, а сейчас положение в обществе определяется по наследству, и это стало причиной эксплуатации, Партха! Такую систему надо разрушить!
И создать новую!
Извечная дхарма ... обретёт новую форму! Перед ливнем ... кучевые облака ... заволакивают небо, и оно становится пятнистым ... подобно земле, ... усыпанной цветами, ... то же самое сейчас и в обществе! После дождя ... небо и земля становятся чистыми, и цель ... предстоящей битвы в том, чтобы очистить общество и весь мир, Партха!
Эта битва предвещает то, что общество и мир будут очищены! Поэтому оставь свои привязанности, Партха! Подумай о благополучии всего мира! Подними своё оружие и начни сражаться!

- Я слышу Ваши слова, Мадхава! Но ... их смысл не трогает моё сердце! Мой ум ... во власти любви! Я больше не знаю, в чём состоит мой долг! Мой ум занят мыслями о благе близких! Как я могу думать обо всём мире?
Мадхава, Вы сказали, что будете направлять меня по верному пути! Я предаюсь Вам душой, примите меня своим учеником, Мадхава! Какое знание ... поможет мне преодолеть мою слабость? (Арджуна)

Встань, Партха!
Я дам тебе ... это сокровенное знание! Ты узнаешь истину о мироздании! Если ты опустишь ... в Гангу свой кулак, то ... ты не сможешь зачерпнуть воды! Но если опустишь в Гангу раскрытые ладони, ... то омоешь лицо ... её священной водой!
Подумай, Партха!
Ты выберешь сжатый кулак эгоизма ... или сложенные ладони самопредания?
/Кришна/

Три гуны, кто есть Я и, что есть Душа -
первый урок Духовного знания.

Что такое этот мир, Партха?
Люди, демоны, животные, птицы, ... паразиты, насекомые, рыбы, деревья. Как они появились? Из чего состоят эти тела? Как они действуют и как они выживают? Как они умирают? И что происходит после смерти?
Что ты знаешь об этом?

- В теле человека есть земля, Мадхава. А также вода, это кровь и другие жидкости. Есть огонь, он дарит тепло. А пустоты в теле заполнены эфиром. Таким образом, это земля, воздух, вода, огонь и эфир ... Тело состоит из этих пяти - основных элементов. (Арджуна)

Таким образом, великий Бхишма, гуру Дрона - это смесь земли, воды, воздуха, огня и эфира ... и ничего более? Если все праведники состоят из пяти элементов, как и все грешники ... то почему же ты так переживаешь, Партха? Из-за земли?

- Но, Мадхава, благодаря человеческим телам мы воспринимаем друг друга как личности. Все отношения основаны на этих телах. (Арджуна)

Нет, Партха!
Если бы это было так, тогда почему после смерти все тела разрушаются? На самом деле, индивидуальность личности определяется не телом, и отношения людей связаны также не с телами. Желания человека, его характер, и все его поступки определяют личность. Но что, в свою очередь, формирует желания, характер и поступки?
Осознай это, Партха!
Жизнь человека ... определяется взаимодействием видимых и невидимых факторов, Партха. Очевидно, что характеры людей и их поведение ... очень сильно отличаются. Причина этому - влияние трёх гун природы:
тамас, раджас и саттва.

-  Что значат эти гуны, Мадхава? (Арджуна)

Тамас — это «тьма невежества».
Когда человек живёт, не отличая, что для него благо, а что вред, он живёт под влиянием тамаса. Он живёт как птицы и животные, лишь удовлетворяя потребности своего тела.
Саттва означает ...  «свет знания».
Когда человек в любой ситуации следует дхарме, истине и обычаям, если разум определяет его действия, ... он живёт ... под влиянием саттвы. Между этими двумя находится такой человек, кто, с одной стороны, обладает знаниями, но он также привязан к потребностям и желаниям ... своего тела и ума.
Когда на человека влияет раджас, у него всегда есть амбиции и эгоизм.
Тамас, раджас и саттва, влияя на человека в разных соотношениях, определяют характер и поведение человека.
Посмотри на них, Партха! Какие гуны ты видишь в этих людях?

- Наследный принц Дурьодхана знает о дхарме, но не следует ей. Все его поступки эгоистичны. Значит, в нём тамаса мало, раджаса много, а саттва – гуны ... её нет.
Что сказать ... о принце Духшасане? Он слепо исполняет приказы своего старшего брата, ни о чём не думая. Значит, в нём только тамас. (Арджуна)

Взгляни на великого Бхишму, Партха!
В нём проявлены саттва и тамас. Эгоизма в нём нет! Но он фанатично следует устаревшим обычаям и традициям. Даже когда это необходимо, он не может нарушить свою клятву.
Посмотри на учителя Дрону!
В нём есть и знание, и эгоизм. Знание дарит людям освобождение. Но его эгоизм не позволяет ему достичь освобождения.

- Но, Мадхава, если ... если характер человека определяют эти три гуны, ... значит, и поступки человека предопределены? Лев должен убить антилопу, а она ... должна бояться его. В чём смысл  справедливости? Зачем наказывать нарушителей? Какой в этом смысл? (Арджуна)

Замечательный вопрос, Партха!
Но что представляет собой человек? Сначала пойми это! Человек - это не просто сочетание пяти элементов, ... пяти стихий, пяти органов чувств, пяти органов действия и трёх гун ... Человек состоит не только из этого. Чтобы человек мог совершать действия, ему необходимо сознание. Этот вид энергии ... называется «четана».

- Так, значит, Мадхава, человек — это «четана»? (Арджуна)

Нет, Партха!
Сознание живого существа вместе с элементами материальной природы определяют его свойства. Живое существо, обитающее в теле из материальных элементов, ... это - личность, она ... по природе подобна Богу. Живое существо — это и есть «Душа».
Когда свойства материального тела соответствуют индивидуальной Душе, тогда частичка Бога, Душа, входит в материальное тело, ... и тогда рождается человек.

- Что такое Душа, Мадхава? И какова её природа? (Арджуна)

Как человек использует эту колесницу, так и Душа ... использует своё материальное тело. Душа воспринимает наслаждения и страдания этого тела. Но Душа - это не тело, Партха. Тело может быть уничтожено. Но уничтожить Душу никак невозможно. Душе нельзя причинить вред никаким оружием, Душу нельзя сжечь огнём. Её невозможно намочить водой или иссушить ветром. Потому что Душа, обитающая в теле, бессмертна!
Партха, можно убить бренное материальное тело, но Душу ... убить невозможно! Жизнь Души не имеет ни начала, ни конца. Она вечная. Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, ... так и Душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

- Но, Мадхава, я воспринимаю этот мир с помощью моего тела. Не зная собственного тела, как мне понять, что я - Душа? (Арджуна)

Предназначение человека - осознать себя ... Духовной Душой, Партха. Есть слепые люди. Есть глухие. Есть те, кто живут без рук и ног. Тело - это не сам человек. Потеряв все силы и даже сознание, человек продолжает жить. Это доказывает, что ни тело, ни сознание человека - это не сам человек. Тот, кто исследует себя, в конце концов, понимает: «Я - не органы чувств, я - не это тело, я — не разум ... и не мысли ... я - не знание и не мой опыт ...» Тот, кто понимает это, в конце концов, осознает себя вечной Душой.

- Какова цель Души, Мадхава? (Арджуна)

Когда из вечного тела Бога вышли и проявились все миры и формы, вечные Души, частицы энергии Бога, вошли в эти формы, оживив собой всё творение. Эти Души ... погрузились в невежество и материальные желания. Пробуждение ото сна материальной жизни и осознание своих вечных отношений с Богом - таково предназначение Души и её ... главная цель.

- Но, Мадхава, если все Души — это энергия Бога, значит их жизнь в этом мире целиком зависит от Бога? (Арджуна)

Драгоценный камень, испачканный грязью, теряет свой блеск, и так же ... Души под влиянием иллюзии материального мира уже не помнят, что они - частицы энергии Бога, ... поэтому вечные Души ложно отождествляют себя с временным телом. Они не осознают, что не являются этим телом. Наслаждение, боль, запахи, вкусы и всё, что испытывает тело, ... Души принимают за свой личный опыт, и не хотят подняться над этим ограничением. Если Души не стремятся к саморазвитию ... и постоянно нарушают дхарму, они должны быть наказаны ради их духовного пробуждения.
Тебе следует знать, Партха, что ты не тело, ты - только Душа. Каждый воин, которого ты видишь на поле битвы, он - не то, что ты о нём думаешь. Все они прожили в этих телах какое-то время. Их тела должны умереть. Но все эти Души бессмертны! Все они получат новые тела.
Пока они не осознают себя вечными Душами, пока они не перестанут грешить и не примут путь дхармы, им придётся вновь и вновь рождаться и умирать.
Это первый урок духовного знания, Партха! Тот, кто родился, непременно умрёт. А после смерти он снова появится на свет. Это великое знание называется «санкхья йога»!

- Что такое дхарма и адхарма, Мадхава? (Арджуна)

Тот путь, следуя которому, человек осознаёт свою вечную природу ... и свои вечные отношения с Богом, ... этот путь ... называется «дхарма».
Когда человек осознаёт себя вечной Душой, и его озаряет, что всё мироздание  сотворено Богом, и всё находится в абсолютной власти Бога, он видит повсюду проявление воли Бога! Тот, кто осознал эту истину, не допустит жестокость по отношению к другим людям или к животным. Он знает, что отсечение органа вызовет боль не только там, где был орган. Боль будет испытывать всё тело. Поэтому когда человек испытывает боль, то всё мироздание тоже чувствует эту боль. До тех пор пока в этом мире страдает хоть один человек, никто из людей не сможет насладиться счастьем в полной мере. Когда, узнав об этом, человек наполняется состраданием, в его сознание входит дхарма.
А тот, кто находится под влиянием тамо - гуны, становится грубым, жестоким и высокомерным по отношению к другим! Ради собственного удовольствия он приносит другим страдания. Он не может развиваться, чтобы стать ближе к Богу. Это значит, что адхарма — это путь, ведущий Души к забвению Бога.

- Получается, что адхарма - это плод невежества. Значит, следует быть милосердным к тем, кто в невежестве. В чём же польза от наказания? (Арджуна)

Когда невежда отвергает ценность знания об истине, и даже не хочет услышать это знание, тогда наказание - это сострадание, как по отношению к нему, так и ко всем другим. Для развития мироздания постоянное движение к Богу это необходимость!
Но иногда возникают такие ситуации, когда невежество, вожделение и греховность растут, а следование дхарме в этом мире исчезает, тогда мир, лишённый справедливости, сострадания и знания истины, разрушается.
Для того, чтобы будущие поколения встали на путь дхармы, наш долг сегодня - уничтожить адхарму и полностью восстановить дхарму! Сейчас именно такая ситуация, Партха! И обязанность по восстановлению дхармы лежит на тебе! Поэтому преодолей свою слабость и приготовься к битве!

- Значит, я должен убить их всех, Мадхава?! Но если я лишу их жизни, не разрушит ли это сострадание во мне? Но ведь ... сострадание - это основа дхармы! Не потеряет ли моя Душа чувство справедливости? (Арджуна)

На пути дхармы, конечно, могут быть препятствия. Но живое существо не может бездействовать, Партха. Одни и те же поступки приносят разные результаты. Важно осознавать мотив! У одних поступков есть последствия, у других — нет. Когда человек стремится получить что-то для себя, когда он совершает поступки, в стремлении получить удовольствия, богатства и славу, он привязан к результатам своего действия. Когда поступок совершается с корыстью, это называется «сакама карма йога».
Когда же поступок совершается бескорыстно, то это называется ... «нишкама карма йога».
Корысть — это основная причина того, что человек рождается вновь и вновь. На самом деле, никакое действие человека не связывает. Его связывает стремление получить награду за свои действия.
/Кришна/

Карма – Йог – второй урок Духовного знания.

На самом деле, никакое действие человека не связывает. Его связывает стремление получить награду за свои действия.

- Как это, Мадхава? (Арджуна)

Если ты очень надеешься на победу в этой битве, в случае поражения ты будешь очень несчастным. Эта боль заставит тебя сделать что-то такое, из-за чего тебе придётся родиться вновь. Но если ты победишь, ... вырастет твоя гордость. Из-за этой гордости ... ты захочешь завоевать весь мир. Ты начнёшь убивать невинных людей, и тогда твои грехи свяжут тебя.
Подумай об этом!
Если в этой битве тебе не нужна слава победителя и у тебя нет страха перед поражением, будешь ли ты сильно радоваться или печалиться в конце битвы?

- Ни радоваться, Мадхава, ни печалиться! (Арджуна)

Значит, твоё счастье, горе, отчаяние, разочарование и твоя гордость не связаны с самой битвой. Их порождают лишь твои ожидания, связанные ... с исходом битвы. Разве ... это не так, Партха?
Поэтому не думай о счастье и горе, ... потерях и приобретениях, победе и поражении в этой битве, сын Кунти! Исполняй ... свой долг как служение Богу! Это называется «карма-йога».
Обретя знания санкхьи* об устройстве мира, человек осознаёт, что он - не тело, а только Душа. Душа испытывает всё то, что происходит с бренным телом. Душа ложно считает себя этим телом. Зная это, человек действует согласно своей дхарме.

- Но, Мадхава, если действия могут быть греховными, разве не лучше отречься от мира и любой деятельности? (Арджуна)

Такое мышление – это глубинная причина предстоящей битвы, Партха!
Подумай!
Когда тот, кто живёт в саттва - гуне и хорошо знает свою дхарму, отказывается действовать, тогда те, кто не следуют дхарме, управляют этим миром. Если бы великий Бхишма не дал клятву отречения, на Земле не было бы такого беззакония.
И если бы твой отец не принял отречение, твой брат Юдхиштхира был бы императором всего мира. Он обучал бы мир ... справедливости и праведной жизни. Ведь на самом деле, Партха, только благочестивые люди могут принести пользу миру.
Но именно они и стремятся жить в отречении.
Подобно тому, как вода испаряется, а грязь ... грязь остаётся лежать на земле, так же - благочестивые и мудрые люди отрекаются от мира, а грешники, живущие в невежестве, управляют миром. По этой причине в мире растут греховность и беззаконие. Но карма-йога призвана защитить людей от этого мрака и деградации.
Карма-йог отрекается от вожделения, от корысти, но не от самих действий. В этом мире он живёт, следуя принципам отречения. Он совершает любые действия, но эти действия не влияют на него. Карма-йог ничего не ждёт от своих детей, от своих близких и даже от своих подданных. Он полностью удовлетворён в своём отречении. При этом он приносит благо и обществу, и своей семье.

- Если человек трудится на благо своих детей, Мадхава, разве он не вправе ожидать от них благодарность? (Арджуна)

Когда человек заботится о своих детях, это сделка или любовь?

-  Любовь, Мадхава. (Арджуна)

Должен ли он ожидать плату за свою любовь, Партха? Рассчитывать на вознаграждение за свой труд – это торговля, а не любовь. Когда родители прививают своим детям высокие идеалы и ценности, дарят им свою любовь и чувство справедливости, их дети обязательно ответят им любовью и сердечной заботой. Поведение детей - это реакция на наши же поступки, Партха.
Если результаты действий зависят не только от людей, то стоит ли людям настраиваться на определённый результат? Если хорошо подумать, Партха, то станет очевидно - в жизни людей нет таких действий, на которые стоит возлагать слишком большие надежды и ожидания.
Действуя в служении Богу, не стремясь к плодам своего труда, карма-йог придёт к Всевышнему. Живя в этом мире, карма-йог ни от кого не зависит. В этом основной принцип карма - йоги, Партха.
Стань карма - йогом, друг! И сражайся, служа Богу! Поднимись над тремя гунами, освободись от их влияния, Партха! Освободись от всех сомнений! Всегда пребывай в благости, посвящай Богу все свои действия, исполняй все свои обязанности! Избавься от стремления приобретать ... и от желания сохранить что-либо в этом мире! ... Отбрось всё это, Партха! И осознай свой долг!
Запомни, Партха! Ты вправе выполнять предписанные тебе обязанности, но не считай, что результаты зависят от тебя. Никогда не стремись к плодам своих действий, но и не пренебрегай исполнением своего долга!

- Ему не нужны плоды действий, и всё же он действует. Какие качества у такого карма-йога, Мадхава? (Арджуна)

Слушай, Партха!
Тот, кто усилием воли воздерживается от мирских удовольствий, ... на самом деле по-прежнему сохраняет вкус и привязанность к ним. Его отречение - только внешнее! Но, познав более возвышенный вкус ... и утратив интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, ... он утверждается в духовном.
Но чувства ... они очень сильны! ... Чувства могут увлечь ум даже мудреца! Даже если он обладает истинным знанием ... и старается обуздать свои чувства.
Карма-йог очищает свой ум от всех корыстных желаний. Он воспринимает свою жизнь как долг и исполняет его, никогда не стремясь к личной выгоде.
И, Партха!
Тот, чей ум и чьи чувства сосредоточены на Боге, тот всегда удовлетворён! Тот, кто никогда не приходит в уныние из-за поражения, тот, кто не считает себя выше других, достигнув успеха, такой человек является карма - йогом. И такая личность.. вновь и вновь добивается успеха в своей жизни.
Постоянно созерцая в уме объекты чувств, человек развивает к ним привязанность, из неё рождаются желания. Неудовлетворенные желания порождают гнев. А гнев порождает заблуждение. Заблуждение затмевает память, и человек не помнит наставления писаний. Потеря знаний разрушает разум, а когда разума нет, человек теряет всё остальное, и общество становится его врагом. И, в конце концов, такого человека ... ждёт полное падение.
Что ждёт брата Дурьодхану? Великий генерал Бхишма стал для него врагом, когда владыка благословил вас на победу. Партха, карма-йога — это второй урок духовного знания.
Предайся воле Всевышнего! Осознай себя Душой! Освободись от оков рабства! Отбрось же все переживания! Просто исполняй свой долг!

- Но, как преданность Всевышнему поможет мне совершать карма - йогу? (Арджуна)

Партха, знания санкхья – йоги помогают человеку всегда думать о Всевышнем. Постоянные размышления о Всевышнем, пробуждают в сердце человека чувства любви к Богу. Такую любовь называют «бхакти».
Бхакти даёт человеку понимание, что есть истина, а что - нет. Благодаря бхакти человек может увидеть Всевышнего. А тот, кто может видеть Всевышнего, станет лучшим из всех карма - йогов. Он получит освобождение и больше не родится в этом мире. Такова высшая и конечная цель всех, кто следует пути дхармы.

- Но как увидеть Всевышнего, и как мне предаться Ему, Мадхава? (Арджуна)

Увидеть Сверхдушу может тот, кто избавился от жадности, гордости, гнева,
предубеждений и предрассудков.
Если человек находится днём в тёмной комнате и говорит, что хочет увидеть солнце, что ты ему скажешь? Скорее всего, ты дашь ему совет выйти на улицу и посмотреть в открытое небо? Солнце всегда находится на небе! Подобно этому, Партха, Сверхдуша пронизывает собой всё. Сверхдуша повсюду. Сверхдуше подчинены ... все существа.
Тот, кто осознал себя Душой, сможет увидеть Сверхдушу. Капля воды из океана такая же солёная, как и вся вода в океане! И так же Душа и Сверхдуша имеют одинаковую духовную природу.
/Кришна/

*Санкхья, самкхья (санскр. ;;;;;;, sa;khy; IAST — «перечисление») — философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

По материалам сериала Махабхарата.

Продолжение следует ...