Особенности славянского язычества

Владимир Фомин 3
            Из цикла «Наследие предков»

Многообразие истоков
Язычества у россиян
Огромно. Было бы жестоко
И некорректно латинян,
Ну, или греков с их богами
Впрямую с нашими сравнить
(Мы сами, собственно, с усами),
Хотя одна и та же нить
Прослеживается. В прологе
Эпоха духов. В те года
Никто не ведает о боге,
Но удивляется всегда
Многообразию природы,
Ее величью, наконец,
Явлениям любого рода
Отождествляется творец
Или хозяин, повелитель.
К примеру, леший, домовой,
У каждого своя обитель,
Но вид пока не столь живой:
Нет имени, лица, регалий,
Не пробовали говорить.
Они собой людей пугали
Без шанса злобный нрав смирить.
Второй этап – божеств эпоха,
Конкретизация идей,
С тем хорошо, а с этим – плохо,
Тот – избавитель, тот – злодей.
Ассоциируются лица
И появились имена,
К примеру, Майя Молодица,
Она же Ранняя Весна,
Крив, Крышень, Вышень и Чурила,
Лель, Мара, Ящер и Покров,
Пелен… Да мало ли их было,
Несостоявшихся богов!
Прошли века ориентиров
На божества природных сил,
Настал этап богов-кумиров,
Где всяк им жертву приносил
И храмы строились повсюду
И идолы до облаков.
Но статус их, скрывать не буду,
Был совершенно не таков.
Не возбуждать благоговенье,
Почет к богам, в конце концов,
Сами предметом поклоненья
Становятся. И сонм жрецов
Им служит, жертвы им приносят,
По ним сверяют каждый шаг,
У идолов защиты просят,
Чудес и всяких прочих благ.
Перун, Дажьбог, Стрибог и Велес,
Симаргл, Хорс, Макошь – семь богов,
Вокруг кого земля вертелась
Славянская. Наш мир таков,
Каким его мы ощущаем:
Кому-то Бог – отец родной,
Кого-то в боги выбираем,
Кто был мудрец или герой,
А для кого-то Бог – всевышний,
А он – его презренный раб,
На этом свете явно лишний,
Глуп, грязен, похотлив и слаб.
У мусульман, иудаистов
Такая ж в точности судьба.
Так сын богов довольно быстро
Был верой превращен в раба.
Здесь тема, собственно, закрыта.
Этап кумиров не достиг,
Как где-то, своего зенита.
И наступил чудесный миг,
Когда религия чужая
Мечами внедрена была.
Я выбор предков уважаю,
Но и та вера не ушла.
Да, мы не молимся перунам,
Но уважаем домовых,
Чтим предков, помогаем юным,
А дни рождения былых
Богов – легко преобразились
В дни поминания святых.
Напрасно, кажется, тупились
Штыки в сражениях пустых.