Говорят дети 6

Ирина Талых
Мы коротаем  вечер  с  семьёй  младшей  дочери.
Второклассница  Соня  читает  заданную  по  домашнему  чтению хантыйскую  сказку.
Фабула такова: оставшегося без родителей мальчонку воспитывает бабушка. Мальчик, возможно, после перенесенного стресса от потери родителей  растёт пугливым  и несмелым.  Руководствуясь исключительно благими намерениями, бабушка берёт с собой  внучонка  в тайгу  на сбор ореховых шишек. И перед самым возвращением домой пускается на ложь во благо – я-де забыла одну из котомок, ступай, внучок, принеси её с поляны. И пока ребёнок исполняет бабулино поручение, она благополучно отъезжает на лодке по реке, предоставляя внуку полную свободу. Трусливый мальчик переживает бегство родственницы, озирается-оглядывается, ожидая подступающую ночь, отыскивает дупло дерева, где прячется от предполагаемых хищников. Ночью спелые шишки срываются с  кедров, стучат по земле,  льёт дождь, шумит ветер, нагоняя страхи… Но с утренним солнцем  мальчик  понимает, что остался жив. А тут и добрая бабушка поспевает обнять внука и на вопрос мальчика, почему она его оставила, что-то там произносит о самостоятельности  и смелости.  Хэппи  энд.

Соня дочитывает сказку  и начинает отвечать на предлагаемые в учебнике вопросы:

1)почему бабушка так поступила?
2)какие цели она преследовала своим поступком?
3)что ты думаешь по этому поводу?

Видно, что в классе они уже обсуждали эту тему, потому что начинает она весьма бойко и звонко:
–  Бабушка понимала, что решительным  людям  легче  жить, и она очень хотела, чтобы внук вырос сильным и  смелым. Поэтому она  решает оставить его в лесу одного.
Смотрит на наши непроницаемые  лица  и  тихо  сокрушённо  добавляет:
–  Или же она совсем сошла  с ума…

Потом  мы много говорили об опасностях, о страхах,  о возможности заболеть, заблудиться, утонуть в болоте, попасться на зуб голодному зверю и пр., пр., пр.
А  я с грустью думала, что мы в школе читали  «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане»,  где на первое место всегда  выходили Любовь, Добро  и  Милосердие, как бы ни пыталось  выжить  Зло.
И ещё о том, как поменялась система образования. Увы! – на мой взгляд, НЕ в лучшую
сторону.

 ******************

Маленький  Марк шалун и непоседа. Занятия в детском саду ему не слишком нравятся, и однажды огорченной жалобами воспитательницы Дашке приходится делать замечание сыну:
–  Ты почему, Маркуша, ушёл с занятий по рисованию? Без разрешения! Рисунок не нарисовал! Как же ты так мог?
–  Ну, мамочка! Я хотел веселиться!  И  я  очень  веселился! А на занятиях мне бы не разрешили…

Иногда  наши  желания, не совпадающие  с возможностями, становятся  вполне исполнимыми и осязаемыми – трудно возбранить  беспричинное  веселье…

***********************
Приезжаю  в   Королёв  из Перми  поздно вечером. Внуки  не ложатся спать,  ожидая  меня и, конечно, подарки. Как только переступаю порог, Маркуша  бросается мне навстречу с воплем:
– Ура! Бабушка с суджуками приехала!

Мои  маленькие лакомки  любят суджук  (сыровяленое мясо особого приготовления) и знают, что бабушка не подведёт их ожидания…



                (продолжение следует)