Берёзовой кашей

Лев Игошин
  Из книги "Я твой поэт, Добрянка!"  (Которая будет отпечатана в типографии Макеева "Сальмо-Тайм"). 
             
 
                БЕРЁЗОВОЙ  КАШЕЙ

________________________________________________Всесоюзный уркоган
________________________________________________И нагорный дуроман —
________________________________________________На кривой козе гарцует
________________________________________________Кукарека Губерман.

1.

   Рождественские каникулы у Литгазеты резинового свойства. Комментаторы рубрики «Фотошип» поскучнели, похоже, до удручения. Будто нечем занять перерыв. Однако попробуем встряхнуться.
   Видите ли, вот дочь послала мне электронное письмо, с кратким текстом от себя и с тем — 22 «гарика».
   Текст её, без лишних «здравствуй-до-свиданья», гол и краток: «Хлесткая поэзия Игоря Губермана». Ого! (Которая испытывается на средство борьбы с насекомыми).
Не стану выяснять, что это взбрело тебе в голову присылать мне раёшные виршики в губермановской дешёвке. Но — раз «взбрело», значит, в голове свербит что-то несдерживаемое...
   А посему отрезаю сразу: не собираюсь садиться ..... на одно поле со старателем ёрнических паршив. Литература и нелитература.
Однако.
   Ну, для литературы есть этические ограничения в изображениях, и нет писаных ограничений для реализма. В смысле, берём дерьмецо на лопату и... в сторону (импрессио романтизм). По норме и праву защиты гомосферы от источников мусора. Что делается ещё или умолчанием(?), или просвещением от сиятельного лица. (Посредине — клоповыми укусами, с точки зрения гарикоманов и гарикоманок, — ну так и я для них, по-видимому, из ранжира кровососущих).
В Интернете автор тех многотомных гариков затейно омишурил свою безудержную тягу гарцевать на кривой козе. В предисловии к некоему своему многотомному изданию он в частности присоветовал: «Эту книгу не следует читать подряд и много,лучше по чуть– чуть из разных глав -по настроению». (Пунктуация и прочая грамматёшка сохранёна). И впрямь, раёшные стишки натурально характеризуются волосатыми сравнениями ниже пупа или «долгом татарину», перебором словес ради размерной строки, с конфликтностью неоднозначных слов, намыленностью глагольными рифмами, с фейками и фетишами, туманно-дымчато заменяющими образные риторики, и прочим разным — всей натуральной неряшности (ан под необработанный фольклор?) уж не перечислишь. Из чего следует, что, пожалуй, мне не стоило бы копаться в несвоём дермеце. Однако ж плутовской жанр живуч, по отклику — надо же! — на социальные напряжённости, — али как? (Ценность некая, что ли?..) Вот разве в рассуждение таковой «констанции» и стоит приколоть булавочкой.
Да, а почему именно те 22 гарика? По-свойскому вкусу нешто — так нет у меня «совпадающего» вкуса. Раёшные поделки, некоторые, как колоски на жниве, могут сойти и за примитивное искусство в аргументации сумнительного историка. Но всё значение их в истории эстетики достаточно (и слава богу!) ничтожно. Разве что... в перечне Эстетических Зол. Повторюсь, однако. Из исторических источников больше сохранились колоски: четырёх-строчники в форме рубаи (тройная рифма), нежели эпиграммы четырёх-строчники с двумя рифмами. Ибо в последних тема ли, или смысл зачастую разрыхляются, острое словцо притупляется в словесной мишуре. Себялюбивые дилетанты не вразумляемы.
   Гарики, гарики...
   Что делать с зеркалом, засиженным мухой? Разбить его на мелкие куски и выбросить. Или обработать нихтинолом и протереть тряпкой. А вот что делать с зеркалом российской действительности, засиженным Губерманом? («Готово-не готово?», — небось, анализирует империалистический блок НАТО). Задачка на перспективу, а пока:


          БЕРЁЗОВОЙ КАШЕЙ
          
На зеркале засиженность от мух —
Что делать в настроенье невесёлом:
Иль зеркало разбить — одно из двух —
Иль к чистке обработать  нихтинолом?

Да, предрассудки наши не новы.
Их не уносит даже ураганом.
Российская действительность, увы!
Засижена изрядно Губерманом.

В сведении недружеских химер
На зеркале действительности нашей
Мы отойдём от радикальных мер,
Но — до; сыта берёзовою кашей!

Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где ёрник жох, хоть убегай из дому.
                ________


2.

ГАРИКИ ГУБЕРМАНА, известного графомана, и реплики читателя по случаю

***
Смотрясь весьма солидно и серьезно
под сенью философского фасада,
мы вертим полушариями мозга,
а мыслим — полушариями зада.
_____
«Смотрясь». Автор, видимо, хотел сказать, что видит на телеэкранах вертухаев. Притом же оказывается, что вертухаи — это все мы. А как он мог о подобном догадаться «полушариями зада» — судит, видно, по себе.
Дрянная рифмовка, первая, и вторая — по вздорной сочетаемости. (Свой стиль, в раёшной норме). «Сень фасада» (а не «сень» бока? или тыла?) Очевидно, как глупый парафраз устойчивого сочетания «за фасадом благополучия». Ну-ну!
(Извините за пространную критиканскую реплику. И в дальнейшем она оправданно будет, но, думается, лишь в читательских нетерпеливостях).

***
Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.
_____
«Как птица» — сильный образ. «Пружиной на взводе», вроде как в ружье (щёлк и сработает). А чтоб типа «в ружье» да ещё «крылатой птицей» — переусложнением нарушено правило эпиграммного лаконизма, но — тут иной случай, гарикоманский. (Случай с «переусложнением» может иногда расчётливо сработать как сатирический приём, но не таковой у зубоскала).

***
Учусь терпеть, учусь терять
и при любой житейской стуже
учусь, присвистнув, повторять:
плевать, не сделалось бы хуже.
_____
Нечто философское, уж в стиле Улюкаева, высокопоставленного взяточника и мелеоватого поэтика. Поскольку глупость несомненная, то наверняка кто-то из них у кого-то в какой-то мере чего-то и... слямзил. (Реплика в сторону: Один филистёр — филистёр. Два филистёра — клуб дураков).

***
Вовлекаясь во множество дел,
не мечись, как по джунглям ботаник,
не горюй, что не всюду успел, -
может, ты опоздал на «Титаник».
_____
Ха, ментор! (В подражательной позе Кузьмы Пруткова, и только. Ибо великий Литературный Образ говорил глупости с умным видом, а этот — в гармонии). «По джунглям ботаник» — о! из этого может получиться устойчивое словосочетание. (Если с клеймом «От Губермана»)

***
Пришел я к горестному мнению
от наблюдений долгих лет:
вся сволочь склонна к единению,
а все порядочные — нет.
_____
Сволочь — она по определению в единении, несносный философ.
Она или поневоле сволоклась, разная, или по набору, с признаками близкого родства — и это всё сволочь.
«От наблюдений долгих лет» (за сволочами), чтобы прийти «к горестному мнению» — философия в луже с головастиками. Рифмонамыленное — образцовый вздор.

***
Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.
_______
Тут чего педальнул штамповщик гавриков. Импотентный хряк смолоду мечтает о розочке с вставными челюстями. А что, дальше, под «арфой» пиитически выкомаривается, без признаков для догадок — фейк для богатеньких импотентов. (А подтекст-то из преднамеренных: наградите меня эпитетом «старый греховодник»!)

***
Я живу, постоянно краснея
за упадок ума и морали:
раньше врали гораздо честнее
и намного изящнее крали.
______
С виду правильное виршеслагательство. (Не трогаем, чем пахнет под фантиком). А по смыслу — чисто ёрничество. Которое годится в кругу близких (родных или товарищей) как игра в дурачество. А в литературном поле считалось бы дешёвка как дешёвка. Ну-с, и — традиционно ценится в колымских бараках: слушают или оперного певца или ёрника в рифмах, на равных. (Лишняя информация).

***
Я женских слов люблю родник
и женских мыслей хороводы,
поскольку мы умны от книг,
а бабы — прямо от природы.
_____
Стать, у баб нет книжного ума, а у мужиков — природного? Отчего разлюли? Оттого ли, что: бабы умны от природы, а мужики — от книг? Как будет на иврите «Мели, Емеля», а? Ну и этим бы ограничился.

***
Когда нас учит жизни кто-то,
я весь немею;
житейский опыт идиота
я сам имею.
_____
Не станем подыгрывать опытному идиоту.

***
Крайне просто природа сама
разбирается в нашей типичности:
чем у личности больше ума,
тем печальней судьба этой личности.
_____
Притворяйтесь маленьким умом. Не то типично будете с «печальной судьбой». Плюнь в харю всякому гарикоману, коли тот умная личность!

***
Во мне то булькает кипение,
то прямо в порох брызжет искра;
пошли мне, Господи, терпение,
но только очень, очень быстро.
______
Господь лакейски враз и кинулся адресно оформлять посылку с «терпением».
«В порох брызжет искра» — чистая улюкаевщина, на зависть.

***
Бывают лампы в сотни ватт,
но свет их резок и увечен,
а кто слегка мудаковат,
порой на редкость человечен.
_____
Резкость света гнобит типа человечных мудаков, до увечья. Изуверное лиричное.

***
Не в силах жить я коллективно:
по воле тягостного рока
мне с идиотами — противно,
а среди умных — одиноко.
_____
Не так ли дерьмо болтается в проруби.

***
Когда мы раздражаемся и злы,
обижены, по сути, мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто.
_____
Зато кто-то развяжет тебе «снутри», ритор на хромоногих?

***
Умей дождаться. Жалобой и плачем
не сетуй на задержку непогоды:
когда судьба беременна удачей,
опасны преждевременные роды.
_____
Преждевременная удача опасна? Что ль, инструкция на унитазе для высиживания гавриков?

***
Будущее вкус не портит мне,
мне дрожать за будущее лень;
думать каждый день о черном дне -
значит делать черным каждый день.
_____
«Дрожать за будущее» да ещё с ленью — это «вкус»? Вкус, который «будущее не портит»? Неокомсомолец прямо..

***
Любую можно кашу мировую
затеять с молодежью горлопанской,
которая Вторую мировую
уже немного путает с Троянской.
_____
Ёр. Вообще говоря, Троянская война затвержена в значении мифа. Исходя из того, что мифы имеют право на существование, но в них много вымысла, допустим: не переписывается ли в мифическом стиле история прошлой войны в угоду чему-то, из-за чего «можно» для чего-то затевать некую «кашу мировую»? (Без протеста — к смысловому качеству раёшной вирши. К чему восставать против свойственности ёрника? Но понимаю, что под парами мюнхенских пивных в прошлых 30-ых фашистам горлопанилось вдохновляюще). Значит, по логике, и холокост «можно»?.. Если ментор Губерман суётся в грязь лицом, не считаю грехом тому подсобить.
(Реплика, противу правила, растянута — сам вижу...)

***
Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.
_____
«Гибкость», «хамство», «совесть», «борьба», лганьё» — ряд конфликтующих смыслов (эклектика) — это всё может быть приёмом в сатирике. В тексте же смысл второй строчки, если строго грамматически, употреблён как бы в значении обобщения, «с совестью в борьбе». Последние же строчки по авторскому произволу алогичны. И автор не понимает, что лепит несуразную риторическую фигуру. (Конечно, на слух жирных котов должно приятно ложиться).

***
Есть в каждой нравственной системе
идея, общая для всех:
нельзя и с теми быть, и с теми,
не предавая тех и тех.
_____
Разложим на прозу. Нравственная система у народа одна. (Если не дробить на культовые). Политическая нравственность может быть разной. Открытая борьба, тайная борьба — всякая природа политики. Если от сути, то — перебежчики, шпионы, патриоты, разведчики, предатели, герои, революционеры и пр. «безнравственно» ухмыльнутся, читая овечью гарику. А мурло мещанина в усладе закатит глаза.

***
Чтоб выжить и прожить на этом свете,
пока земля не свихнута с оси,
держи себя на тройственном запрете:
не бойся, не надейся, не проси.
______
Искажение формулы зэков. Она гласит, по-Солженицыну: никого не бойся, никому не верь, никогда не проси. То есть принцип «вера умирает последней» не отринивается как сущее, вера заповедна. А иначе — к чему отсидка? Путь к безумию, на который гарики подзуживают? (Да, и какова безапелляционность у наездника на калечной козе!)

***
Душа порой бывает так задета,
что можно только выть или орать;
я плюнул бы в ранимого эстета,
но зеркало придется вытирать.
_____
Таков театр положений! Вполне неряшливая честь рифмованному сценарию. Хотя, что может один плевок добавить к театрально заплёванному зеркалу?

***
Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.
_____
«Жить не хочешь» как апатия от жизненной усталости? Ну, так — но если при этом, отчего же «гнев белый» возьмется? От ёрной фигуративности?
_______________________________________________________
На фоне подобного гарикоманства мои сатирические стишки, небось, делают меня эпиграмматистом России уж не выдающимся ли? Однако, мне ни к чему дешёвый фон — ухожу. Согласен быть последним среди равных.
И последнее. Рассчитываю на текстовые правки, — у кого со временем и со зрением получше.
                ________