Убийство священного оленя

Юлия Ви Комарова
Самый тяжелый фильм 2017 года. После просмотра - шок. Сидишь такой и не можешь не думать - до головной боли. А вчера заснуть не могла. И вот интересно - никакой кровищи и прочих ужасов там нет. Просто психология. Просто современная интерпретация старого мифа.

Это не спойлер, это название фильма. Ну же! Любимая лань Артемиды. Агамемнон, Ифигения. И имя режиссера(Йоргос Лантимос). Греки - они такие. Взывают к таким глубинам подсознания, которых в себе не подозреваешь.

Главная мысль: почему твоя страшная убийственная, так сказать, но не специальная ошибка вовлекает в расплату самых близких и любимых? Почему нельзя просто отдать свою собственную жизнь в обмен на тихое существование? Потому что для Богов человек и лань стоят на одной ступени? Потому что им попросту плевать на человечество как таковое? И почему бесстрастные и безэмоциональные люди оживают только перед лицом смерти? Почему они не могут радоваться жизни, а только - бояться смерти? И как можно выбрать из трех самых дорогих людей жертву?

Ну, с Николь Кидман и Колином Фарелом понятно. Оба играют хорошо и по-разному, но в самую точку. И зря тут некоторые злые голоса шутят про его бороду, которая скрывает всю игру. Я бы не сказала. Борода только приглушает впечатление сначала, зато потом - ух! Весь его внутренний традиционализм, все хтонические ужасы пробиваются с еще большей силой! Бессердечный кардиолог оказывается весьма уязвимым и ранимым человеком. А его бесстрастная красавица-жена говорит чудовищные для матери, но ужасно рациональные вещи, подталкивая к убийству.

А вот все дети поражают особо. То ли действительно жутко талантливые, то ли изображали самих себя, потому так правдиво?

Страшненький мальчик Мартин(ирландец Барри Кеоген), с разными не по цвету, а по размеру глазами - существо явно мифическое, никого не напоминает? Правда, это уже не греческий миф, но все в тему.   По ходу персонаж  вызывает целую гамму чувств - от удивления до отвращения. А уж сцена с макаронами - так просто тошноту. И вроде бы вот этот подростковый макисмализм, стремление к справедливости и воздаянию - должен же вызывать сочувствие. Бедный сирота! Но нет. Лично мне стало страшно: а что, у молодежи и правда нет ни сочувствия, ни любви к ближнему, ни способности прощать? Только жестокость и месть. Как говорится, полный отвал башки.

Как и влюбленная в него дочь главного героя(англичанка Рэфи Кэсиди). Как она уверена в смерти брата, как жестоко выпрашивает у малыша плейер, как с надеждой интересуется у матери, нет ли у нее симптомов той же болезни! Как манипулирует отцом с целью избежать смерти! Да монстр похлеще Мартина!

И малыш Боб (американец Санни Сулджик), который удивительным образом просекает опасность, исходящую от Мартина, еще в первую встречу и пытается защититься, представляя отца в три раза сильнее и мужественнее Мартина на основании того, что подмышки у него в три раза волосатей. Как прямолинейно он пытается задобрить отца запоздалой стрижкой волос и отказом от карьеры окулиста. Вот кого искренне жаль. И неудивительно, что он (зажмурьтесь, это спойлер!) обречен.

В общем, детишки сильны. Посмотрим, что они покажут дальше. Станут ли крутыми актерами? Но старт высокий. По-моему.
И работа оператора выше всяких похвал. Тимиос Бакатакис. Запомним это имя.

Британское кино радует. И пугает.