Мемуар о Володе Капелько

Николай Ерёмин
Надежда ОМЕЛКО
прислала мне шикарный новогодний подарок –
альбом Владимира КАПЕЛЬКО: « Художник я жадный до жизни!»
Кто в курсе, может мне только позавидовать.
Альбом живописных работ и стихотворений
увидел свет в Минусинске в 2017 году,
благодаря стараниям руководителя проекта Е.И. Стельмаха,
в издательском агентстве «Надежда и МЫ»,
при поддержке Фонда президентских грантов.
Не случайно на страницах 261-262-263 опубликован мой

Мемуар о Володе Капелько


   Володя, Капеля, Владимир Феофанович Капелько, был не только оригинальным художником,  но и самобытным поэтом.
   Вот его ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЯ:

«Растянул гармонь парнишка во всю ширь.
Заглянул в глаза глазами – синью в синь…
Ворохнулось сердце девичье в груди.
Полюби сегодня ночью – не щади!
Полюби меня, кровиночка моя.
Поведи меня за речку, за поля…
Полюби! – моё сердечко успокой…

А парнишка на гармошку – головой.
Защемило кудри русые в мехах.
А меха-то – в ярко-красных петухах.
Только кнопки стукокотят на басах…
Только пуговки блестят на голосах…
Плещут душу гармониста сквозь глаза –
И гармошка говорит про чудеса…

А гармошка откровенничает вслух,
А гармошка не стесняется подруг.
А гармошка крутит девок в хоровод…
Ничего в любви сам чёрт не разберёт.

Где же девке разобраться, если ночь…
Где же девке дожидаться, коль невмочь?
Если сердце рвётся пташкой из груди…
Если он такой, с гармошкой, лишь один…
Гармонист один, как месяц в облаках,
И никак не хочет петь в её руках…

Помоги, гармошка, девке, помоги,
С гармонистом у поскотины сведи,
Ночью тёплой да росистой приголубь…
Дай отведать гармонисту сладких губ…
Чтоб забыл он с нею всех её подруг!
Помоги, гармошка, девке, помоги…»

        Конечно же, он мечтал о своей собственной книге.
И когда, единственное  в краевом центре, Красноярское книжное издательство поручило мне принять участие в составлении и рецензировании коллективного сборника «ВСТРЕЧА», я с огромным удовольствием порекомендовал включить в этот сборник стихи Владимира Капелько: «Балалайкина песня», «Речкина песня», «Лодкина песня», «Окаянная любовь», «Любовная песня», «Свадебное», «Наговорное», «Лесная песня», «Песня нганасанина», «Утреннее стихотворение»

         И «ВСТРЕЧА» увидела свет в 1982-м году. 168 страниц. Предисловие написал Владлен Белкин, бывший тогда Ответственным секретарём Красноярской писательской организации.
Вместе с Владимиром Капелько впервые вышли к читателям со своими подборками стихов Леонид Виноградский, Сергей Лузан, Эдуард Нонин, Павел Новосёлов, Нина Нюдикова, Софья Григорьева, Николай Рябеченков, Николай Конев, Леонид Сафронов, Сергей Мамзин, Анатолий Грабовский, Николай Килькеев, Виталий Царегородцев, Владимир Иванов.

    А мечты об отдельной книге в условиях цензуры и жёсткого пятилетнего планирования оставались мечтами.

Но в стране началась перестройка.
Цензуру упразднили.
Восторжествовала гласность и свобода слова, рыночные отношения, -
и Красноярское государственное издательство быстренько обанкротилось.

    Зато появились частные издательства, например «Гротеск», «Кларетианум», в котором я стал заниматься составлением и выпуском серии «Новинка сибирской поэзии». 

    Поощряемый директором его Владимиром Циммерманом, я зазывал новых авторов, в том числе и Володю Капелько. Но он вздыхал: – Раньше была идеологическая цензура, которая препятствовала стихам, а сейчас – денежная.

    Как-то об этой поэтической ситуации  рассказал я художнику Андрею Геннадьевичу Поздееву, и он, не долго раздумывая, изъявил желание стать спонсором поэту В.Капелько.

Иду я по проспекту Мира, а навстречу мне Володя.
 - Ты куда?
- На вокзал. Выставка моя в Доме художников закончила работу. Я – на поезд, в Абакан!
- Сколько до поезда времени?
- Да часа четыре.
- Поворачиваем в противоположную сторону! Андрей Геннадьевич продал несколько картин и даёт тебе две тысячи на издание книги!
- Точно?
- Точно!

Володя повеселел.
Воодушевился.
Сказал, что хочет назвать книгу «ЛОШАДЬ РЖАЛА В ЖЕЛЕЗНУЮ ДУДКУ» и чтобы она была не вертикальной, а горизонтальной, как книга Андрея Вознесенского «ТРЕУГОЛЬНАЯ ГРУША»!

И после визита к Андрею Поздееву укатил к себе в Абакан, готовить рукопись стихотворной книги и рисунки к изданию 

      Как мы с Циммерманом  ни старались сделать книгу горизонтальной, типографские технологии нам не поддавались.
 Но и в традиционном книжном виде она получилась очень даже ничего.
 Скорее, даже очень  чего.
Сейчас эта книга  – библиографическая редкость.
И я горжусь, что имел самое прямое отношение к тому, как мечта художника и поэта воплощалась в жизнь.

      Много лет мы дружили с Володей, потому что судьбе было угодно свести нас на улице имени изобретателя радио Попова, где я проживал в кооперативном доме, а в соседнем доме, на первом этаже,  у Капели была художественная мастерская.
Бывая там, я поражался, что мастерская маленькая, а работ  всё больше и больше, и они уже туда не вмещаются….
А трудолюбие художника и его творческая фантазия не иссякают, требуют внимания зрителей.

     Надо сказать, что перед живописными работами Владимира Капелько я испытывал священный душевный трепет и даже не думал о том, что и его материальное благополучие  зависит от того, продаются картины или нет.

    Раскрылись у меня глаза лишь тогда, когда я зашёл к нему на выставку в Дом художника.
Выставка завершалась.
Володя был задумчив и грустен.

- О чём грустишь? - спросил я.
- Да как же мне не грустить, - вздохнул он, - ни одной работы не продано! Денег в кармане нет!
- Как так? И любую картину из тех, что были на выставке, можно было купить?
- Любую.
- И  «СЛОДКОГОЛОСЫХ СИРЕН», которые мне очень-преочень нравятся?
- И «СИРЕН» тоже.
- А можно, я сейчас, впервые в жизни, куплю у тебя эту картину?
- Можно.

          Трудно передать ощущение покупателя, которое я  испытал.

- Володя, но ведь никто мне не поверит, что я купил у тебя картину. Напиши какую-нибудь записку-расписку, что ли?

    И взял  Владимир Феофанович Капелько лист бумаги, и начертал на нём:
«Я, художник Капелько В.Ф. разрешил преобрести поэту Коле Ерёмину картину
«СЛАДКОГОЛОСЫЕ СИРЕНЫ» (На Чёрном море) за 225 рублей 00 коп. Деньги забрал у поэта 29декабря 1987 г. с большим удовольствием и с уважением»
И расписался своим неповторимым вензелем, с авторским профилем, - В.Капелько.

    С тех пор украшают эти сирены моё скромное поэтическое жилище.
А с обратной стороны картины в щель между рамой и полотном вставлен конверт с автографом гениального художника и поэта.

Г Красноярск