Как убедиться, что твои стихи классные без рейтинг

Сергей Таллако
Как убедиться, что твои стихи – классные – без рейтинга?
Как иногда бывает, нечто рождается почти из ничего.
«Ничего» - технический сбой в системе сервера, из-за которого моя рецензия «зависла» в окошке автора стихотворения с адресом: http://www.stihi.ru/addrec.html?2017/10/19/5236 
Чтобы работа не пропала, зависнув в недрах электронных структур сайта, я превратил её коротенькое эссе, взяв из этого стихотворения несколько строк в качестве эпиграфа:
//«Давно течёт стихов ручей,
Твоя же всё безвестна муза;
Но, если ты ещё ничей -
Вступай в стихирские союзы.

А там раздолье для вранья,
Там и талант и слава ложны.
Там поэтическое Я
Из ничего состряпать можно.
И т.д.»
Дружище, что вас подвигло на этот гневный опус? Ну, резвятся люди как умеют, дружат – с кем могут, ругаться-то зачем? Сайт и создан для того, чтобы ум и дурь каждого была видна, и если одних больше, чем других, так это общество у нас такое! «Улыбайтесь, господа!» Так хочется показать себя поэтом, если не быть, то казаться! Подобное происходит не раз, например, в альпинизме. Эверест – самая высокая вершина! На неё и лезут, зачастую без опыта, с дрянной экипировкой. Но в разреженной атмосфере тех высот каждое движение даётся с трудом, и часто погибшего оттуда спустить для похорон нет возможности. Знаете, сколько замороженных и иссушенных гималайским солнцем и ветром трупов неумех и неудачников накопилось на склонах горы перед вершиной? Только потому, что хотели КАЗАТЬСЯ «снежными тиграми» или «снежными барсами»! Конечно, следующим восходителям пробираться к вершине среди покойников неловко, но люди так устроены, что лезут снова и снова.
Сергей
P.S. Я написал это как отзыв, но техника сайта подвела на страничке автора – текст не высветился. Не пропадать же моему труду? Тем более, что тема злободневна – уже 92 рецензии написаны.//
**
Мне и моему эссе повезло: его прочла Людмила Михайловна Корчагина, пишущая на нашем сайте под псевдонимом Люмико. У нас получился интересный диалог (его полностью можно увидеть при желании по адресу: http://www.stihi.ru/2017/12/192/684 ). Его фрагменты вошли в данную публикацию, за вклад в которую я искренне признателен Людмиле Михайловне (Люмико).
**
В советское время в нашем альпинизме была жесткая система спортивных разрядов, основанная на личном опыте предыдущих восхождений – от значка «Альпинист СССР» до мастера спорта по альпинизму, и категорийной оценке сложности горных вершин. Она сберегла много жизней. Поскольку каждое восхождение альпиниста – творческий труд, а не какая-то пустая «ишачка», мне и пришло в голову сравнить его со стихосложением. Или, как в средневековом цеховом ремесленничестве подмастерье сдавал пробную работу, чтобы получить звание мастера и разрешение открыть собственную мастерскую в городе, так, наверное, было бы интересно придумать что-то похожее и в стихотворном мастерстве. Как Вы думаете? Что каждое сравнение хромает, я знаю.
Люмико ответила, в частности:
«Относительно пробы на ремесленную квалификацию - это могло бы улучшить качество, но при условии каких-то разработанных критериев. В стихосложении я долго сомневалась, в 90-х вышла на своё городское литературное общество, члены которого были в основном любители, но были и два мэтра, окончивших лит институт, профессионально пишущие. Поддерживали также связь с признанным писателем Б. М. Шишаевым. Они, конечно, смотрели на нас снисходительно, но иногда похваливали.
В интернете каждый написавший три строчки - уже называет себя поэтом, как и каждый намазавший бумагу акварелью в духе дошкольника - называет себя художником.»
Я согласился с Люмико и предложил один из вариантов оценки квалификации (опять цитата из нашей переписки):
«Да, Людмила, критерии важны, причём надо помнить, что у копии есть враг – оригинал. Но критерии в некоторых важных случаях существуют. Конечно, грамотность и эрудиция. Далее, у Сальвадора Дали известен совет начинающим творцам: «Сначала научитесь писать, как старинные мастера, а потом творите, как хотите!» Один из путей научиться писать, как старинные мастера, есть овладение искусством писать сонеты. Если взять серьёзное руководство по технике создания сонета (французского, итальянского, английского – по форме), то первоначально берёт оторопь даже от начальных требований: если первая строка имеет женскую рифму, то уж будьте добры: последняя строка должна быть с мужской рифмой; в произведении два слова (кроме союзов и предлогов) не должны повторятся дважды; положение рифмованных строк в катренах и терцетах канонизировано… ужас! И так далее. Но потом, овладев этим искусством, вы почувствуете, как возросло ваше мастерство поэта, а сонеты вы будете опознавать в сборниках среди других стихов даже без заголовков.
Есть замечательный пример на нашем сайте: «Десятая Глава «Евгения Онегина»» написанная Марком Шехтманом с помощью созданной Пушкиным формы – онегинской строфы, близкой родственницы сонета. И это у Марка не плагиат, а дальнейшее развитие сюжета романа.
Если упомянутые авторы пользовались двухсложным ямбом, создавая свои произведения онегинской строфой, то ваш покорный слуга обнаглел и пошёл дальше. Он написал роман в стихах «Пеночка и Сергений» тоже онегинской строфой, применив трёхсложный дактиль.
На нашем же сайте до конца своих дней публиковала свои сонеты Лида Луткова, причем, кроме упомянутых мною форм сонета, она освоила русский сонет. Мне говорила Татьяна Костандогло, что о Лиде Лутковой собирались написать в книге Гиннеса».
В ответ прочёл, опять же, в частности:
«Сейчас пишут, что современные "гениальные" стихи, - это отход от точных рифм и ритма. Ну и пошло-поехало, чем абракадабристей - тем гениальней. Никто не отменял СМЫСЛА, наличие которого тоже неплохо говорит о пишущем. Но и тут возможны всякие "шифровки" - тут уж, наверное, следуют Леонардо да Винчи в его шутливых загадках. А Дали бесподобен уже тем, что он умел написать хрустальную вазу в полёте или додуматься сделать часы мягкими (прозрел будущее техники)).
О Пушкине - я думаю, что следовать его строфе можно, но он первый и, независимо от формы - у него и простой разговорный язык мог быть поэзией и подтрунивание над читателем, не говоря уж о том, что единым духом выпаливал порой такие красочные образы, что они возникали перед мысленным взором - живыми и в живейшей атмосфере рисуемой сцены.
А сонет я полюбила после Петрарки. Хотя нарушаю правила и знаю, что не перл)) (мне так нравится)
http://www.stihi.ru/2009/09/12/616
Да, вот официальные "ярлыки" не очень ценю. Время рассудит, кто поэт, художник, композитор...  Смешно, как Церетели надел академическую шапочку предпринимателю, собравшему коллекцию уродцев. Через века (если эти уродцы доживут), думаю люди испытают полное недоумение - что за маньяк это создал и другой сохранил».
**
Я почувствовал, что наш с Люмико обмен замечаниями перерастает по объёму в подобие статьи - алгоритма оценки квалификации (мастерства) поэта, а я, вероятно, несколько путано изложил свои соображения об афоризме Дали. Попытаюсь пояснить, вернувшись к смыслу его слов: «Сначала научитесь писать, как старинные мастера, а потом творите, как хотите!» Их суть в том, что будущий поэт должен пройти своеобразную «аттестацию», предъявив определённое количество (десяток, два десятка, три, например) работ – аналогов классических произведений по форме, но с собственным сюжетом. Договориться и принять решение о количестве и видах стихотворений – аналогов не так уж трудно. Мне кажется, что десятка - двух достаточно. Предварительное самообразование в области теории стихосложения предполагается – по умолчанию. Так будущий поэт подтвердит своё соответствие первой части афоризма Дали и получит право творить как захочется, в соответствии со второй частью афоризма, уже в звании мастера, а не подмастерья-рифмоплёта. Он сможет продолжать совершенствоваться в классических формах, создавая новые сюжеты, или посвятить себя поиску новаторских форм с той же целью. Мастер на всё имеет право. У нас пока бытует термин «профессионал», но он не точен: по ряду причин далеко не каждый поэт – мастер – способен пробиться на страницы толстых журналов или издать свои книги. Раскрутка связана с финансовыми вложениями, а вынуть несколько десятков тысяч рублей из семейного бюджета позволит себе не каждый. Но для раскрутки надо ещё овладеть мастерством, без которого с претендентом на публикацию в редакциях и издательствах и говорить не станут. Зачем рисковать тиражом, который не раскупят?
**
У нас на сайте стихи, претендующие на мастерство, можно выделить отдельным тестовым разделом – на страничке автора в Списке произведений, чтобы каждый мог убедиться в потенции будущего поэта, не рыская по десяткам и сотням его стихов. Конечно, не должно быть забыто понятие чести – стихи должны быть авторскими! Правда, подделка будет выявлена при просмотре в редакциях предлагаемых материалов.
Наш сайт отягощён гигантским количеством безграмотной и не желающей учиться публики, поэтому такая новация-аттестация восторга у «широкой» общественности не вызовет. Но это неважно, не о них речь.
Вы спросите: «Кому такая аттестация нужна, люди спокойно творят и без неё?!» Отвечу: «Тем, кто с помощью ямба и перекрёстной рифмы может изложить переполняющие эмоции, она, возможно, и без надобности. Я сам некоторое время так писал и чувствовал себя прекрасно. Хотя временами глодал червячок сомнения. Зачем все эти рифмы, если добрый ямб и проза проще и понятнее!» Но, - продолжил бы я, - каждый из нас когда-то задастся вопросом о богатстве иных стихотворных форм и о том, почему люди пишут не только ямбом и перекрёстной рифмой? В сознании возникнет идея объективной самооценки путем сравнения – и с корифеями, и с творчеством коллег по сайту. Ведь яркие запоминающиеся образы и смысл (о котором говорила Люмико) – это, конечно, дар от Бога, но словарный запас, достаточный для сонета, где ни одно слово, кроме предлогов и союзов, не имеет права быть повторенным дважды, умение написать аналог главы пушкинского «Евгения Онегина» - по объёму произведения и структуре его строф – это зависит только от нашего с вами мастерства. Божий дар нуждается в изящной упаковке, она становится признаком мастера. «Сначала научитесь писать, как старинные мастера, а потом пишите, как захотите!»
**
Возможно, авторские стихи – примеры мастер-класса – окажутся альтернативой феномену: «За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха?» и погоне за рейтингом. Но, как минимум, эта затея поможет многим писать лучше, ориентируя на примеры из поэтической классики.