Гегель и его пропедевтика

Янис Гриммс
(Конспектируя Авессалома Махинеева)*

1. Мысли в качестве понятий должны быть понятными, говорил Гегель. Однако же собственные мысли в качестве понятий почтенный классик не всегда делал понятными. К примеру, интимную материю любви в «Феноменологии духа» его же философский скальпель препарировал таким образом: «Соединение мужчины и женщины составляет деятельный средний термин целого».

2. «Феноменальная заумь, а не феноменология духа» (? – так у автора).

3. Даже предназначенная гимназистам «Философская пропедевтика» феноменально туманна. Прежде всего потому, что гегелевской философии, даже на уровне пропедевтики, чужда образность. К ней, увы, не прилагается «волшебный калейдоскоп», превращающий «одноцветную мозаику философских терминов» в «многоцветный витраж понятий, которые должны быть если не прозрачными, то хотя бы понятными в своём цветоделении» (? – так у автора).

4. Вне образной призмы «заоблачная философия Гегеля», «мыслимое бытие в ранге галактической туманности», представляется неискушённому наблюдателю атмосферным казусом.

5. Философия, не пользующаяся образами, пусть незатейливыми и плоскими, как школьная линейка, похожа на скучную классную даму, которой подчиняются, но которую не любят: едва она отвернётся, как ей тут же «показывают язык» (? – так у автора).


__________________
*«Феномен Гегеля».