О творческом вечере с Андреем Дементьевым

Алевтина Большакова
       19 апреля 2017 года в моём телефоне раздался звонок. Приятный мужской голос спросил: «Это Алевтина?» «Да» - ответила я. «Это Андрей Дементьев. Знаете такого?» «Да, знаю» - ответила я, стараясь придать своему голосу как можно больше спокойствия. Правда, в голове, поочерёдно стали мелькать вопросы и сомнительные ответы: «Такой человек!!! Найти время? Позвонить? Не может быть!!!  Кто-то разыгрывает...» Я  стала внимательно вслушиваться в интонацию и тембр голоса звонившего. И хотя после творческой встречи с Андреем Дементьевым в Нижнем Новгороде прошло полгода, мне казалось, что я его запомнила. Приятный, спокойный голос, с небольшим оттенком, который сможет уловить только тот, кто тоже родился и жил на Волге. Река своих детей помечает особенностью речи, даже если они потом около неё не живут. Самое главное, я почувствовала, что в голосе не было фальши, он действительно был искренен, как и сам автор, это я поняла ещё тогда, на вечере.
     «Я прочитал Ваши сборники стихов, которые Вы мне подарили» - продолжил он разговор. «Алевтина, у Вас получается, пишите. Правда есть небольшие замечания, как, например…» Он называет слова,  и я понимаю, о каком стихотворении идёт речь. «Надо же, даже на это нашёл время» - промелькнуло в голове. При  разговоре с ним мне  хотелось  упомянуть о том  вечере,   где соприкасаясь мыслями, для меня  открылся новый мир. Я старалась подобрать более ёмкие и глубокие  слова, но от волнения так и не нашла.   Единственное, что смогла сделать, так это  поблагодарить за прочтение  моих сборников и за его ценные замечания. Я понимала, что у такого человека драгоценна каждая минута, поэтому разговор был коротким.
      На следующий день, набравшись смелости, я всё-таки ему перезвонила. Извинилась за своё немногословие и за свои мысли о розыгрыше. Он искренне рассмеялся. Я ещё раз поблагодарила за внимание к моему творчеству и за тот
незабываемый творческий вечер, где я, как и другие поклонники его творчества, побывали в сказочном мире его волшебства.
      Вспомнился тот творческий вечер, который состоялся в Кремлёвском концертном зале.  Его стихи, которые сам читал и  его песни в исполнении певца Евгения Южина.  Всё, как в песне «Маэстро» на стихи поэта Ильи Резника:
Гаснет в зале свет и снова
Я смотрю на сцену отрешённо.
Рук волшебный всплеск, и словно
Замер целый мир заворожённо.
      И, действительно, мир зала как будто  замер.  Это была не просто тишина – это было единение мыслей, сердец и душ, где стихи лились как музыка. Слушатели были во власти его поэзии, духовного мира и голоса. Иногда я непринуждённо поворачивала голову в сторону зала и задавалась вопросом: «Дышит ли кто»?  Да я и сама от замирания и восторга в сердце,  дышала через раз, только не чувствовала это. Наполненные жизнью глаза и добрые лица – вот что я увидела. Как они отличаются от тех, что каждый день встречаю на улице. Больше всего меня удивило не то, как он читал – я этого ожидала, а восприятие зала. Такой ауры в своей жизни я ещё не ощущала.  Создавалось такое впечатление, что он читает твои мысли, обращает их в стихотворную форму и тут же  возвращает обратно, только  более ёмкой и понятной.
      «В скольких бедах выжил, в скольких дружбах умер…»  - такие слова  помогают взглянуть на мир другими глазами.
      Рядом со мной сидела моя приятельница, так она после прочитанного им очередного  стихотворения, удивлялась: «Всё, что он читает – как будто для меня. Ну как так  у человека получается?»
       «Потому что Великий Волшебник, который жизнь свою учил не по учебникам и в особой школе, где, наверное, больше надо было не жить, а выживать» - ответила  я.
       Когда он прочитал стихотворение, посвящённое «бизнесменам выборочных дружб» - меня ещё больше покорила глубина его мыслей. Как точно сформулировал:
«Для кого-то дружба – тоже бизнес,
Выгодная сделка без потерь".       
       Вот этих слов автора хватило бы для характеристики некоторых людей, которые у нас появляются в  «определённый для них» момент.  Автор читает это стихотворение, а я вижу портрет, к которому хочется подставить имя и фамилия. И этим всё сказано.  Интересно, что по его стихам можно писать характеристики людей в личное дело жизни человека, я бы не стала рассматривать бумажки  и «глянцевую» личность, достаточно было бы посмотреть на запись и понять - «хороший» этот человек или «плохой».    Наверное, это и есть дар, когда человек видит мыслями.
     Когда стала звучать песня «Баллада о матери» - весь зал встал. У меня было ощущение, что это поют гимн матери, у которой был собирательный образ всех матерей. И хотя я слышала сильный голос певца Евгения Южина, он  перекликался с голосом Софии Ротару.  Я невольно слышала её крик из души женщины-матери: «Алексей, Алёшенька, сынок!!!»  Затем крик души мужчины-отца, того военного моряка-офицера, у которого сын погиб на подводной лодке "Курск" Здесь слова преобладали над музыкой. Они были выше её, сильнее «Так какая же это невыносимая боль? Как её надо выстрадать, чтобы написать той силой, которая близка даже тем, кто никогда не терял своих детей!!!  В этот момент я  увидела образ моей мамы, бегущей под бомбёжкой с тремя маленькими детьми-погодками, один из которых сорок первого года рождения. Двое на руках, а один цеплялся за платье. Это было здесь, в Нижнем Новгороде, тогда городе Горьком, во время войны. Даже сумку с документами не успела схватить – только  отбежали  от дома, а его уже нет, взорвали снарядом. Всё, что было потом, это многокилометровая перебежка под обстрелом врага. Где-то бежала, а где-то, завидев вражеский самолёт, пряталась в придорожном перелеске, прикрыв собой детей.   
     «Баллада о матери» - это действительно боль, но с другой стороны – это сильный гимн всем матерям – потерявшим, ожидавшим и спасавшим своих детей.
     Тот творческий вечер запомнился надолго. И стихи, и исполнение песен таких как «Лебединая верность», «Отчий дом». И хоть поневоле всплывали голоса прежних исполнителей этих песен, Софии Ротару и Евгения Мартынова, это как имена, которые даются с рождения – новый исполнитель Евгений Южин смог донести такие жизненные произведения до самого сердца и души. Наверное, это и есть то высокое мастерство тройственного союза, где слова, музыка и голос дают ту силу, которую называют Божественной.
     После творческого вечера я, как и многие из присутствующих,  попросила Андрея Дмитриевича дать автограф на его сборнике и подарила свои, попросив, если будет время -   почитать, оставив номер своего телефона.
      Телефонный звонок, который раздался тогда, 19 апреля 2017 года, дал повод вспомнить хорошую народную поговорку «Великие люди всегда просты» и как часто говорил мне отец: «Оценивай людей по поступкам, только по поступкам!!!»
     Сейчас, излагая свои личные впечатления и ощущения, я спросила себя: «Для чего я всё делаю? Для чего пишу? Конечно не для того, чтобы прятаться в стихах, хотя  иной раз  это помогает больше, чем  человек. Мне хочется жить не просто среди людей, но и для людей. Я вижу около себя много боли и несправедливости, безысходности людей. Мне хочется помочь. Я ищу то оружие, которое может сработать в руках женщины-матери, женщины-человека и женщины-поэта.
      И хоть у меня на всё своё мнение, иногда останавливаю свой взгляд на мысли-ориентиры таких особенных людей, как Андрей Дмитриевич Дементьев:
 «Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за всё вам усмешка в ответ…»
     Я стараюсь так же поступать и пишу свои строки:
Всё в жизни не случайно происходит
И если ты знакомишься с людьми –
Пусть каждый человек в тебе находит
И доброту, и искренность любви.

Нам всем необходимо это чувство.
Оно нас в жизни делает сильней
И этот дар особого искусства
Дан Богом для особенных людей.

Главное…
Чтоб этот дар могли дарить умело –
Без выгоды, без фальши, не хитря.
Пусть будет то не выгодное дело,
А свет души и искорка добра…