Заметки. Проза. Печорин

Валерий Кувшинчиков
Классика - это литература на века. Но ведь есть тонны книг, которые, прочитав, уже не хочется к ним возвращаться.
А есть Литература. Которую считаешь, что знаешь, а все-таки изредка к ней возвращаешься. Люблю перечитывать Толстого. Это духовная мощь, которая всегда тебя толкает в новое понимание.
Вот «Война и Мир». Вечная книга. Когда последний раз перечитывал, то осознал – почему в фильме Бондарчука так раздражала Наташа Ростова. Ведь из школы воспоминания о первом бале. Романтика. Любовь.
А как Толстой «опустил» в романе эту персону. Эта ее мерзкая история с Курагиным, с венчанием. Это безнравственное, даже и по сегодняшним меркам, поведение с Болконским.
Весь образ Наташи Ростовой Толстой обнажил в эпилоге словами Пьера: «Толстая самка». Трудно точнее выразиться.
Можно ли считать, что Наташа Ростова – любимый герой Толстого?
А «Анна Каренина»? Думаешь, что роман об Анне, а на самом деле книга – о Левине. О его пути к семейной жизни и его отношениях в семье. В общем-то Анна Каренина – фон. Значительный, сильный, но – фон. Также достойный изучения и анализа.
Этот гнилой щеголь Вронский, о котором, думаю, не одна женщина слезы лила и мечтала, не видя сути эгоистичной, себялюбивой натуры Вронского. Ну – и чем красивее актер в роли Вронского, тем для женщин его образ романтичнее и желаннее. А ведь в романе словами отца Кити Толстой сказал: «Петербургский щеголь, их там станками делают»…  И, по-моему, то ли канарейкой назвал, то ли еще как похоже.
А школьницы пишут сочинения об уме, мужестве и честности Вронского.

Вот недавно решил прочитать «Герой нашего времени» Лермонтова.
То ли взгляды изменились, может опыта добавилось, но после прочтения осталось пренеприятнейшее ощущение от героя Лермонтова. Да и еще вступление Автора прочитал позже, но именно во вступлении Лермонтов раскрывает отношение к своему герою.
И на протяжении всей повести Лермонтов безжалостно обнажает сущность Григория Печорина.
Вспомните, как он Азамата подбил привезти ему Белу в обмен на коня. И это была не любовь, это было очередное желание манипулировать людьми, недаром в повести есть слова Печорина: «- она будет моя! Пари – через неделю…»
Отдаю должное его уму, но чрезвычайно порочный человек. Кончилось тем, что Казбич ножом ударил Бэлу, и она позже умирает. Причем ни особенного переживания, ни раскаяния, что погубил гордую, красивую девушку, жившую в чеченской семье по своим законам. Увлечение прошло, игрушка надоела, устал. Скучно стало.
«В его улыбке было что-то детское…глаза его не смеялись… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти… Взгляд его оставлял неприятное впечатление нескромного вопроса… и был равнодушен…»
Помните встречу через некоторое время Печорина и Максим Максимыча? Когда Максим М-ч упомянул при встрече Бэлу, Печорин побледнел и отвернулся…
Не остался с ММ поболтать… И возникает вопрос – почему? Может - Стыд? Может жалость?
Нет, скорее разочарование, что ситуация разрешилась без его волевого участия. Что обстоятельства оказались сильнее его желания моделировать ситуацию.
Может - одиночество? Нет – гордыня, хотя в повести он и пытался порой изобразить глубокую душевную личность, в пороках которой виноват свет. А свет ли виноват? Нет, он сам извратил свое представление о жизни и жил извращенно, как худший представитель этого Света.

Помните главу – ТАМАНЬ? Простые люди, Ундина, несущая в себе ощущение «породы»… Певунья…
Разговаривая со слепым, с этой девушкой – дитем природы и моря, он сказал ей: - «А вдруг я донесу коменданту?»
За что был чуть не убит, а девушка с сообщником покинула слепого и эти места.
Итак – подленькая мысль донести о мелких контрабандистах родилась не под влиянием чувств честного человека, соблюдающего законы, а как попытка воздействовать на девушку, как желание показать свою власть и могущество.
Вроде позже он признал, что это были «честные контрабандисты». Однако, ломая судьбу людей, с которыми он соприкоснулся, потом подумал: - «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру…»
Равнодушие. Безразличие.
 
Достойная глава - Княжна Мери
Там несколько персонажей. Грушницкий: «Производить эффект – их наслаждение. Много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Довольно остер. Его эпиграммы забавны, но никогда не бывают метки и злы. Он никогда не убьет одним словом. Он занимался всю жизнь собой. Отличный храбрец в бою. Мил и забавен.» - такая характеристика этого легкого, да, в общем, и симпатичного малого.
Но это Грушницкий высказал Печорину: «- Ты говоришь о хорошенькой женщине как об английской лошади».
И вот несколько выражений Печорина, раскрывающих его суть: -«Мне хотелось его побесить». И в нем рождалась – зависть.
Там же Печорин говорит о Грушницком и Мери: «- Завязка есть, о развязке этой комедии побеспокоимся. Явно судьба заботиться о том, чтоб мне не было скучно.»
Помните, Вернер спросил Печорина?: Вы хотите волочиться за княжной?
- Напротив, совсем напротив.
Азарт Печорина. Азарт погони, подчинения, владения. Когда это заканчивается – полное охлаждение. Его влечет не результат, ему абсолютно безразлична княжна Мери,  Вера, ему безразличны все окружающие люди. Холодный, расчётливый.
Сердце Печорина и забилось, то от желания подчинить людей вокруг своим эгоистичным целям и от возможности совершать действия, через которые эта цель будет достигнута.

Глава - ВЕРА
Очередная жертва из прошлого, судьбу которой Печорин мимоходом ломает и заставляет женщину мучиться. Цинично, хладнокровно и безнравственно.
Вспомните его фразу: -«Я хочу быть только любимым. Хочу обладать властью. Я точно не люблю женщин с характером.» - т.е. любит женщин, подчиняющихся его воле?
Лермонтов, конечно, не описывает в деталях их ночную встречу, но мы понимаем, что была постель, секс, и этим Печорин ставит Веру в чрезвычайно сложное положение, и это стало причиной конфликта с Грушницким. Так кто подло поступил в этой ситуации, Печорин, который порочит достойную женщину, или Грушницкий, изобличающий в общем-то негодяя?
Печорин же низко сообщил Мери, что Грушницкий юнкер, а не разжалованный в солдаты за дуэль офицер. Пусть Грушницкий играет со своим имиджем, ролью солдата, но это так безобидно, и скорее всего – наивно. А Печорин? Подленько Мери говорить о Грушницком, чтобы отвлечь ее эмоции на себя и возвеличить свое значение…
Лермонтов замечательно вложил в уста Печорина его характеристику:
- «Что я хочу? А ведь есть необычайное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой.  Она как цветок, который хочется сорвать (растоптать? выбросить?). Чужие страдания и радость других – пища, поддерживающая мои душевные силы. Жажда власти влечет.
- Что такое счастье? – Насыщенная гордость.
- Я начал перебирать знакомых – с желчью, злостью. Желчь моя взволновалась.» - хорошенькая характеристика, не правда ли?
При разговоре с Мери Печорин откровенен: -«Я стал скрытен. Злопамятен. Завистлив. Научился ненавидеть. Лучшие чувства умерли. Я начал обманывать. В груди моей родилось отчаяние. Я сделался нравственным калекой.»
Печорин признается себе, что умышленно вызывал у нее сострадание, она плакала, и это был способ вызвать у нее чувства к себе, разбудить ее душу через сострадание к якобы страдающему человеку. Ему покоряются все женщины, он по образному выражению - впустил когти в ее неопытное сердце.
Страдающий ли Печорин? Нет – он издевающийся, безжалостный, бесчувственный, аморальный и подлый.
- Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? Я разыгрывал роль палача или предателя. Я люблю врагов.
- Она проведет ночь без сна – эта мысль доставляла мне необъятное наслаждение. Есть минуты, когда я понимаю Вампира.
- Свободы моей не продам. Мысль о женитьбе превращает мое сердце в камень.
- Я ничем не жертвовал для тех, кого любил. Я поглощал их чувства, их нежность, их радости и страданья - не мог насытиться.
- «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете» - но как только цель достигнута, то она выброшена из памяти и забыта.
Трудно что-либо добавить к этой безжалостной характеристике Печорина. Жаль, что в молодости «розовые очки» мешают разглядеть душу этого низкого человека.

Глава ДУЭЛЬ
Интересная глава, если ее оценивать логично и с нравственных позиций, то видим, что Печорин в очередной раз безнравственно разыгрывал партию, его низкий и аморальный поступок с Верой стал причиной конфликта, и поэтому Печорин не Герой нашего времени, а бесчестная личность. Извиниться обязан был Печорин. Умышленно доведя конфликт до дуэли, он по существу убивает Грушницкого. И по настроению участников дуэли в повести это чувствуется.
Да, якобы Печорин и стоял под пистолетом Грушницкого. Но это не был благородный поступок. Наверное, суть такого мотива раскрывает следующая глава – ВУЛИЧ.
Печорин бросается в дом с преступником. Что это – бесстрашие или что другое?
Бесстрашие – когда готовы пожертвовать своей жизнью ради других. А если ты подвергаешь свою жизнь опасности в угоду своим личным амбициям, безразличию душевному, то что это?

А может Лермонтов себя изобразил?

Пойду-ка посмотрю свою библиотеку. Там много достойных книг.